архимандрит Амвросий (Юрасов)

Источник

О почитании святых ангелов и угодников Божиих

Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь, Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос (Еф.1:10; 4:6–16; 5:30; Кол.1:18). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» (Еф.4:7).

Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими (Ин.15:14–15), участниками Божественной славы (Ин.17:22); Он Сам освятил их и приобщил к Себе.

Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк.20:36). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна (Пс.111:6). «Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» (Евр.11:38); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» (1Кор.6:2).

Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22–24), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу (2Пет.1:15; Откр.5:8; 8:3–4), сорадуются о каждом кающемся грешнике (Лк.15:10) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

Протестанты не почитают святых угодников и Ангелов и не молятся им. Поклонение им они считают идолопоклонством, ссылаясь на Священное Писание: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Исх.20:3); говорят, что оно унижает Бога, сказавшего: «Я Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис.42:8).

Дочитаем до конца цитируемый стих из пророчества Исаии: «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам», то есть ложным, языческим богам, идолам. Их действительно отверг Господь, но можно ли приравнивать к идолам святых угодников Божиих и святых Ангелов? Тех, кого Сам Господь назвал друзьями Своими, причастниками Его славы: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22). В них, избранниках Божиих, пребывает Божия благодать, через них Бог являет Свою силу и всемогущество – как же мы можем не почитать их, не славословить, не прославлять их? Здесь, на земле, мы почитаем людей, стоящих выше нас в семье, обществе, прославляем за подвиги героев – так неужели недостойны воздаяния те, кто в земной жизни беззаветно служили Богу, совершали подвиги во славу Его и теперь предстоят Его престолу! Поклоняясь святым угодникам, мы поклоняемся не человеческому в них, а Божественному. Почитание Ангелов и Святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали Божеские почести им самим как таковым, поклонялись бы им как Богу. Но мы признаем их лишь друзьями и угодниками Божиими, но стоящими выше нас, выше всех земных существ и потому достойными нашего поклонения.

Ангелы и святые, по словам протестантов, сами отвергают поклонение людей. Так апостол Петр отверг поклонение Корнилия (Деян.10:25–26); Ангел – поклонение апостола Иоанна Богослова (Откр. 22:8–9). Когда Корнилий сотник пал на колени перед Петром, то Петр поднял его, говоря: «Встань, я тоже человек».

Апостол Петр отклонил поклонение Корнилия потому, что тот, привык, будучи язычником, обожествлять великих людей, и хотел воздать ему именно Божеские почести. Так же поступили в Листре апостолы Павел и Варнава. Когда они исцелили хромого, и язычники, приняв их за богов, даже хотели принести им жертву, Апостолы воскликнули: «Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому...» (Деян.14:15). Так Апостолы отвергали всякое идолопоклонство, обращая взоры язычников к истинному Богу.

И Ангел Божий отверг поклонение апостола Иоанна, потому что в тот момент апостол был в духе пророчества, то есть в состоянии, равном ангельскому, и Ангел Божий отклонил поклонение равного ему сослужителя, сказав: «Богу поклонись», ибо Ему Единому, сотворившему небо и землю, должны поклоняться Ангелы и все Святые. К тому же в присутствии Бога Ангелу кланяться не следует...

Итак, ссылки на Священное Писание не опровергают, а подтверждают православную точку зрения. Святые Ангелы и угодники Божии не принимали Божеских почестей, и мы не воздаем им таковых. Однако они принимали поклонение людей, признающих их человеческое величие и совершенство. В Священном Писании мы читаем, что пророк Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» (3Цар,1:23); Давиду поклонилась и Авигея (1Цар. 25:23). Авдий поклонился пророку Илие (ЗЦар. 18:7); Сонамитянка – Елисею (4Цар.4:37); темничный страж «в трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29). Ангелу, предстоятелю Филадельфийской церкви, Господь сказал: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр.3:9). И в ветхозаветные времена Святым поклонялись не только при их жизни, но и после смерти. Когда царю Саулу явился пророк Самуил, он «пал лицом на землю и поклонился ему» (1Цар.28:14).

Единственный ходатай за нас пред Богом – Иисус Христос, – считают протестанты, ссылаясь на слова Священного Писания: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2,5).

Действительно, Христос – единственный Ходатай за нас перед Богом, поскольку Он искупил род человеческий от греха, от вечной гибели. Никто другой не мог примирить человечество с Богом, как только Единородный Сын Его, добровольно принявший крестную смерть.

Но кто такие Святые по отношению к Христу? Христос – Глава Церкви, Глава единого церковного Тела, а Святые – члены этого Тела: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5). И как ветви прикреплены к лозе и имеют общий корень, так и все члены Церкви Христовой неразрывно связаны между собой во Христе. Святые не отделены от нас непроходимой стеной, мы соединены с ними любовью, никогда не престающей (1Кор.13:8). И если страдает один член, страдают с ним и остальные; радуется один член, радуются и остальные (1Кор.12:26).

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас».

Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» (Ис.1:15). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь.

Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу.

Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? (Рим.15:30; см. также Еф.6:19; Кол.4:3; Евр.13:18). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» (Еф.1:16; см. также Флп.1:34; 2Сол.1:11). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский (Зах.1:12–13). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти (2Мак.15:12–14).

Разумеется, не о всех живущих на земле людях возносят свои молитвы святые Ангелы и угодники Божии. Мы знаем, например, что Авраам отказал богачу в просьбе помочь его братьям (Лк.16:29). На это место Священного Писания часто ссылаются протестанты, считая, что оно подтверждает их мысли – святые не молятся о грешниках. Но это не так. Раз богач, терпящий муки в аду, взмолился к Аврааму, чтобы тот своим ходатайством перед Богом облегчил его страдания, значит, это возможно. Значит, и после смерти человек может обращаться к святым с просьбой. Отказал же Авраам богачу потому, что тот находился по ту сторону пропасти, которую нельзя перейти, а братья его дошли до такого нравственного ожесточения, что даже чудо не могло бы их исправить. Они впали в грех к смерти, а о таких людях само слово Божие запрещает всякую молитву (1Ин.5:16).

Святые не могут знать о наших молитвах к ним, – возражают протестанты, – так как они не всеведущи.

Да, Святые не всеведущи, всеведение принадлежит одному только Богу, но, находясь в благодати Божией, в Духе Святом, они еще на земле получают дар прозорливости, дар познания тайн далекого будущего и скрытых движений человеческого сердца. Дух Святой есть Дух истины, потому для озаренных Им не может быть границ ни во времени, ни в пространстве, ни в этой жизни, ни в будущей. Об этом мы читаем в Священном Писании. Так слепой пророк Ахия Духом узнал о приходе переодетой жены царя Иеровоама (ЗЦар.14:1–6); пророк Елисей провидел и разрушил коварные планы Царя Сирийского (4Цар.6:8–12); апостолу Петру было открыто о том, что Анания с женой своей Сапфирой утаили часть денег от продажи имения (Деян.5:3–5). Святые пророки за сотни и даже тысячи лет с точностью предсказали время и место рождения Спасителя от Пречистой Девы (Мих.5:2; Ис.7:14), Его земную жизнь (Зах.9:9), страдания и крестную смерть (Ис.53).

Находясь на небе, у престола Божия, под постоянным воздействием Божественной благодати, Святые еще легче, чем в земной жизни, могут знать, что происходит на земле, еще скорее могут услышать наши молитвы. Святые на небе, как говорит Сам Господь, «равны Ангелам» (Лк.20:36). А святые Ангелы, хотя и не всеведущи, но знают даже о покаянии каждого грешника на земле (Лк.15:10), о жизни каждой вверенной им души. Откровение Иоанна Богослова свидетельствует о том, что святые Ангелы возносят к Богу «молитвы святых» (Откр. 5:8; 8:3–4), то есть христиан, живущих на земле и освященных в Таинстве Крещения, а это значит, что они эти молитвы слышат и ходатайствуют за молящихся.

Протестанты сами обращаются к Богу через посредников – свои* пресвитеров с просьбой об исцелении и пр., то есть признают это посредничество. Ходатайство же и посредничество святых Ангелов и угодников

Божиих, которое неизмеримо выше, – не признают. Святые для протестантов – обыкновенные люди. И если отличаются от них, то не больше, чем, к примеру, выдающиеся личности отличаются от простых смертных. На собраниях общин протестанты рассказывают о жизни праведников и их делах, как о примерах, достойных подражания. Этим ограничивается их почитание Святых. Но это означает, что у них нет истинного общения с Небесной Церковью.

Не почитая небесных наших покровителей, отказываясь от их ходатайства перед Богом, они остаются без помощи и заступничества тех, чьи молитвы всегда слышит Сам Бог.

«Не возносись, чтобы не унизиться..,пишет святой Иоанн Златоуст.Какая, скажешь, нужда в молитве других, когда я сам благоугождаю? Никогда так не говори, человек, ибо нужна и весьма нужна молитва за нас других».


Источник: Православие и протестантизм / архимандрит Амвросий (Юрасов). Иваново, Свято-Введенский женский монастырь, 1994 г.

Комментарии для сайта Cackle