Источник

Глава шестая. О четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Хлеб есть троякий

Человек по естеству своему состоит из души и тела; следовательно и хлеб требуется для него духовный и телесный. Того и другого хлеба научает здесь Господь последователей своих испрашивать у Отца Небесного. Чтобы жить духовно, для сего они должны каждодневно испрашивать себе хлеба духовного, который есть двоякий: I) всякий глагол, исходящий изо уст Божиих, которым, по свидетельству Иисуса Христа, жив бывает человек107; и II) тело и кровь Господни, о животворном свойстве которых говорит Сам Иисус Христос так: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво108. Потом, чтобы жить телесно, Христиане должны испрашивать себе у Единого Подателя благ и III) телесного насущного хлеба, то есть, только самого необходимого, чтобы существовать, или жить109. Очи всех их, как говорить Пророк Давид, должны уповать на Того, который дает им пищу во благовремении, отверзает руку Свою, и исполняет всяко животно благоволения110.

Понятно для всякого из нас, сколь необходима для временной жизни нашей пища телесная; но потребность пищи духовной, гораздо необходимейшей для всех, многие из нас мало понимают, да и понять не стараются. От сего-то и происходит то, что многие собратия наши, христиане, мало и без надлежащего внимания питают души свои плодотворным и спасительным Словом Божиим; многие также редко и без должного приготовления приступают к страшному и животворящему Таинству Святого Причащения.

Слово Божие и польза, проистекающая от занятия оным

Тело свое мы питаем часто; не меньше и не реже должны питать и душу хлебом духовным, или Словом Божиим: потому что, с одной стороны, душа больше тела, а с другой, – питать ее также необходимо, как и тело. Как всякая телесная питательная пища, употребляемая в меру, подает телу человека силы, необходимые к телесным трудам, и поддерживает здоровье и жизнь оного: подобным образом и все то, что мы благоговейно и со вниманием слышим или читаем из Священного Писания, истинного слова Божия; все то подает душам нашим силы и жизненность к занятиям и действиям духовным; все то напитывает души наши христианскими чувствами и утверждает их в стремлении к добру и в отвращении от зла; все то напечатлевает в душах наших спасительные правила для жизни и дарует им, так сказать, жизненные соки, столь же плодотворные и обильные, какими пользуется древо, посажденное при исходищах вод111. Ибо живо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча, обоюду остра; и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным112.

Вред от незанятия оным

Напротив, если чье-либо тело лишено бы совсем было пищи, по какому-либо случаю, дни на три, на четыре, и так далее, оно бы от глада истощилось, ослабло, и в случае дальнейшего неподкрепления пищею могло бы и умереть. То же может быть и с душею. Когда вы, занявшись житейскими попечениями, дни четыре, неделю и более, не почитаете, не послушаете Слова Божия, и даже не побеседуете о заключающихся в нем истинах со своими приближенными, то после сего без сомнения окажется некоторая неблагоприятная перемена в ваших душах, некоторое ослабление в христианских ваших правилах. При таком духовном гладе менее окажется в вас сил в деятельности духовной, в мыслях ваших не окажется уже того благочестия, в желаниях той правоты, в разговорах той строгости, какие прежде были примечаемы. Но если кто целые месяцы, и даже годы, забывает питать душу свою Животворным Словом Божиим, того душа, увлекшись суетою мира, и омрачаемая духовным врагом, может соделаться столь немощною и слабою для дел духовных, или для дел спасения, что едва приметна будет в ней жизненность духовная. А в таком положении она может быть близка и к смерти духовной, подобно бесплодному древу, которое посекается, когда всуе занимает землю113; или подобно земле, производящей терние и волчцы, которая негодна и близка к проклятию, коего следствием будет сожжение114.

Понятие о гладе духовном

Жесток для людей бывает глад в жизненных потребностях тела, могущий наводить бедственную смерть телесную: но тем жесточе для них глад духовный, который может быть причиною смерти тем бедственнейшей, то есть духовной и вечной. Нет бедственнее для христиан того времени, в которое, по попущению Божию, постигает их глад духовный, в следствие собственного их нерадения о спасении! О таковом времени Сам Бог, Который хощет всем человеком спастися и в разум истины приити115, возвещает им, для их предостережения, устами Пророка Амоса так: Се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания Слова Божия116. Сей глагол Пророческий показывает, что глад духовный несравненно ужаснее глада телесного. Очевидно, сколь важный лежит на нас долг каждодневно возносить молитву к Отцу Небесному, дабы Сам Он, ведый человеческого естества немощь, влиял в нас твердое и пламенное расположение непрестанно поучаться глаголами живота вечного, – что и заповедуется нам по силе четвертого прошения молитвы Господней.

Божественное Таинство Святого Причащения

Далее, душа христианская, в сей жизни скорби и испытания, бремени и труда, нуждается еще в другом Божественном брашне, питающем ее в жизнь вечную, то есть, в достойном в определенные времена Причащении Животворящего Таинства тела и крови Христовой. Сколь же необходимо и спасительно для истинных христиан Причащение сего Святейшего таинства; этого ум человеческий вполне не может постигнуть, а язык не может изречь. Это ведомо только Богу Отцу, коего необъятная любовь к роду человеческому ниспослала оному искупление в крестной жертве Единородного Сына Своего117. Ведомо только Богу Сыну, который Один мог даровать и дарует нам спасение, питая нас под таинственными видами Телом и Кровью Своею, которые прежде под собственными их видами благоволил предать за нас на Голгофе. Ведомо только Духу Святому, Духу премудрости и разума118, вся испытующему и глубины Божия119! Впрочем, сие отчасти открывается и человекам, имеющим помазание от Святаго120.

Сказания о нем Св. Василия Великого и Метафраста

Так, Св. Василий Великий, в благодарной молитве своей по Причащении, говорит, что «сие таинство даровано нам во благодеяние и освящение душ и телес наших»; и просит Господа, чтобы оно послужило ему «во исцеление душевное, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очей сердца его, в мир душевных его сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение Заповедей Господних, в приложение Божественныя благодати и в усвоение Небеснаго Царствия»121. Метафраст, тоже в благодарной по Причащении молитве, умоляет Бога, чтобы Он посредством сего таинства «очистил его от всякаго слова и дела душетленнаго, омыл и украсил его, удобрил, вразумил и просветил его, соделал бы его селением или домом одного Духа Святаго, но не греха; чтобы его, как огня, бежал всякий злодей и всяка страсть»122.

Учение о сем предмете Св. Кассиана Римлянина

А Св. Кассиан Римлянин, подробно изъясняя четвертое прошение молитвы Господней, говорит: «Хлеб наш επιουσιος, т.е. насущный, или по другому Евангелисту, ежедневный, даждь нам днесь. Первым словом означается существенное его достоинство, по коему он превышает все сущности и превосходит все твари высокою Святостию своею. Вторым же выражается естественное его употребление и польза; ибо когда говорится: ежедневный, то сим показывается, что без него мы не можем ни одного дня продолжать духовной жизни…. Таковая ежедневная потребность должна заставлять нас во всякое время проливать о нем моление. Слово: днесь, можно принимать в отношении к настоящей жизни, то есть, подавай нам хлеб сей доколе мы находимся в здешнем веке; ибо знаем, что и в будущей жизни он будет тобою подаваем тем, кои заслужили его. Но мы просим даровать его еще здесь; ибо кто не удостоится принять онаго в настоящей жизни, тот не возможет причаститься его и в будущей»123.

Необъятная польза и животворность Св. Причащения располагают ежедневно молиться, чтобы Господь сподобил нас оного

Но кто изречет всю силу сего Божественного хлеба? Кто обнимет умом все последствия сего таинства? Оно есть величайшее чудо всемогущества Божия, глубочайшая тайна премудрости Божественной, и дражайший дар любви Небесной. В нем сосредоточивается вся вера наша и упование, а посему издревле оно составляло и составляет главную и существенную часть христианского Богослужения. Это для нас есть животворный кладезь, из которого можем почерпать всякое истинное благо. Иже убо Сына своего не пощаде, взывает Апостол Павел, но за ны вся предал есть его, как убо не и с Ним вся нам дарствует124., вся дарствует, т.е. прощение грехов и обновление духа, мир и радость, жизнь и бессмертие, славу и блаженство, вечное преискренее общение с Собою и Святым Духом. Посему-то Сам Спаситель, желая расположить нас к сему Животворящему Таинству, глаголет: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем, еже Сын человеческий вам даст: его бо Отец знамена Бог125. И так, постигая отчасти, при помощи Божественного Откровения и при руководстве Св. Отцов, сколь необходимо и спасительно приобщаться Божественных даров тела и крови Христовой, мы должны, говоря словами Св. Кассиана, во всякое время проливать к Отцу Небесному моление, чтобы сподоблял нас, по возможности чаще, достойно причащаться сих Святейших даров, и принятием и внушением оных укреплять сердце внутреннего нашего человека.

Телесные потребности

Что же касается до хлеба вещественного или телесного, то милосердое о нас Промышление Спасителя, по силе сего прошения преподанной Им молитвы, внушает нам удаляться от лишнего попечения о житейских благах и от прихотливой роскоши, а по сему научает нас все желания наши относительно телесной жизни ограничивать одним дневным пропитанием. Согласно с наставлением Спасителя должно просить не более, как насущного хлеба, то есть, только необходимого пропитания и необходимого для жизни одеяния и жилища126. И если сие необходимое ниспосылается нам, то быть довольными127, и отнюдь не простирать попечения о плоти до похотей128.

Учение о сем Св. Иоанна Златоуста

Св. Иоанн Златоуст, изъясняя настоящее прошение молитвы Господней, говорит так: «Поскольку Иисус Христос преподавал учение свое человекам, которые облечены плотию, подлежат закону природы и не могут иметь безстрастия, свойственнаго Ангелам: то хотя и повелевает в предыдущем прошении, чтобы и человеки исполняли на земли повеления Его также, как исполняют Ангелы на небеси; впрочем снисходит в настоящем прошении и немощи естества нашего, как бы так говоря: Я требую от вас совершенства по жизни равноангельнаго, но не безстрастия; так как не попустит вам свойство естества вашего быть безстрастными, ибо требует нужной пищи. Примечай же, что и в телесных потребностях Иисус Христос научает нас соблюдать немалую духовность; ибо не повелел молиться ни об имении, ни о наслаждениях, ни о многоценных ризах, ни о другом тому подобном, но только о хлебе, и хлебе дневном, чтобы мы не заботились о завтрашнем дне; для сего к слову: хлеб, и прибавил: насущный, т.е. дневный. Притом и оным словом еще не ограничился, но прибавил и другое, сказав: днесь; дабы мы никак не безпокоили себя заботою о следующем дне. В самом деле, если неизвестно нам, доживем ли мы до завтрашнего дня, то для чего и заботиться о нем? Сей же предмет Иисус Христос, и другими многими образами объясняя, вообще заповедует нам, говоря: Не заботьтесь о завтрашнем дне129. Следовательно Он желает соделать нас от всего земнаго свободными; дабы мы телесному естеству нашему уступали столько, сколько крайняя нужда заставит»130.

По силе сего прошения о чем еще должно молиться?

Относительно четвертого прошения надобно заметить еще следующее:

Испрашивая себе у Отца Небесного насущного хлеба, мы должны испрашивать также и Святого Его благословения на труды наши в поте лица, которыми сам же Он заповедал приобретать насущный хлеб131.

По получении от Единого Подателя благ всего необходимого для настоящей жизни, мы обязаны молить Его о том, чтобы Он не оставил содействовать нам Своею благодатью и в спасительном употреблении получаемого, то есть, в употреблении согласно со Святой Его волей, ко славе пресвятого Его имени и к пользе ближних.

Если иногда Сам Бог, по неиспытанным судьбам Своим, ниспосылает нам более того, что необходимо для поддержания жизни нашей, в таком случае мы должны благодарить Его; если же не дано сверх нужды, то недолжно заботиться о том132.

Хотя в настоящем прошении одним словом: хлеб, заповедано нам просить у Бога и духовных благ и телесных, но первых мы должны делать и испрашивать в молитве совершенно безусловно, то есть, во всякое время, во всяком случае и во всяком положении нашем: потому что Сам Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись133, безусловно обещал ниспосылать оные просящим; и самые блага сии суть такого свойства, что полезны и необходимы и для настоящей жизни и для приобретения вечного спасения. А последних, или житейских благ, мы должны испрашивать не иначе, как под известными условиями.

Условия при Молитве о житейских благах

Условия же в прошении у Бога житейских благ должно соблюдать следующие:

Надобно просить сих благ так, чтобы они не препятствовали душевному спасению нашему; ибо кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою134? По сей причине мы не должны у Бога просить временного без отношения к вечному.

При молитве о житейских благах мы должны исполнение прошений наших предоставлять всегда воле Божией, в той мысли, что Бог больше нас знает не только о том, полезны ли нам те блага, о которых мы молимся, но и о том, как и когда лучше даровать нам оные; и что Бог сверх того может сделать несравненно более всего, что мы просим, или о чем помышляем, по силе действуемей в нас135136.

* * *

109

См. Прост. Христ. Катихизис, изд. Свят. Синодом, Час. II, статью о четвертом прошении Молитвы Господней.

121

См. первую благодарную молитву по Причащении.

122

См. третью благодарную молитву по Причащении.

123

См. Св. Кассиана Римлянина собеседование о Молитве, Главу XX.

126

См. Прост. Христ. Катихизис, из. Святейшим Синодом, о Четв. Прошении Мол. Господней.

130

См. Беседу XIX на Еван. Матфея Св. Иоанна Златоустого.

132

См. Прост. Катихизис, изд. Св. Синодом, о Четв. Прош.

136

Определение, что суть духовные и что житейские блага, показано выше в статье о Призывании Мол. Господней.


Источник: О молитве Господней (о правильном ее разумении и употреблении). 103 с. С-Петербург. Тип. III Отд. Сов. Е.И.В. Канцелярии. 1849.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle