Внутреннее Царство

Источник

Содержание

Предисловие к английскому изданию

Странная и все же близкая: мой путь в Православную Церковь Отсутствие и присутствие «Вот то, во что я верил всегда... » Церковь одна Предание, мученичество, безмолвие Церковь как общение Не смотрите на видимое... «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения «Я знал, что ты придешь... » Большая и малая смерть И трагедия, и благословение Непрестанное общение «В сто раз тоньше и легче» Православный опыт покаяния Отправная точка благовестия «Великое понимание» Весна постная Таинство покаяния Слезный дар «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» Богословие молитвы «Стать пред Господом» «С умом в сердце» Непрестанно, днем и ночью Смысл удивления Непрестанно молитесь: идеал непрерывной молитвы в восточном монашестве Буквальная интерпретация Ответ аввы Лукия Постоянная молитва как внутреннее состояние Безмолвие и молитва: смысл исихии Ступени исихии Исихия и Молитва Иисусова Что пользы миру от исихаста? Семя церкви: мученичество как всеобщее призвание Опыт Юлии де Бособр Добровольное принятие Сопричастность Всеобщее призвание Радость в скорби Духовный отец в православии Важнее всех книг Духовный отец как «харизматическая» личность Бегство и возвращение: приготовление старца Три дара духовного отца Послушание и свобода В отсутствии старцев Современные примеры Юродивый как пророк и апостол Падение или восхождение? Из пустыни – в город «Пойду поглумлюсь над миром» Подражание Божественному Юродивому Пророк и апостол Невольные пророки? Опасности юродства Время: темница или путь к свободе? Круг, линия, спираль Противник или друг? Рассекая мир времени Время как свобода любить «Ибо без смысла нет времени» Смеем ли мы надеяться на спасение всех? «Любовь не может этого понести» Два «вектора» Писания Бог – Вселенский целитель Избежавший осуждения универсалист Бич любви Любовь и свобода За всеобщую надежду Против всеобщего спасения Уроки владыки Каллиста  

 

Епископ Каллист Уэр (род. в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского патриархата.

В книге «Внутреннее Царство», открывающей шеститомное собрание трудов Владыки Каллиста (Уэра), собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку. Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви – ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые – цепь, которая не замыкается «где-то там, в истории», но соединяет, по слову Владыки Каллиста, время и вечность, жизнь нынешнюю с «жизнью будущего века». Для автора «Внутреннего Царства» духовная жизнь проявляет себя в человеческом творчестве в разнообразных его формах, и потому среди совопросников и собеседников Владыки рядом со свв. Григорием Нисским, Серафимом Саровским и Силуаном Афонским – Клайв Льюис, Томас Элиот и Федор Достоевский. Центральную тему этой книги, скрепляющую разные и по содержанию, и по жанровым особенностям тексты, точнее всего будет определить словами любимого Владыкой Каллистом св. Исаака Сирина: «Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари... »

Предисловие к английскому изданию

«Войди с радостью во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную... Лествица, ведущая в Царство, внутрь тебя, сокровенна в душе твоей. Беги от греха, погрузись в самого себя – и найдешь там ступени, возводящие к Небесам1».

Так писал св. Исаак Сирин. Он хотел, чтобы мы поверили: в каждом из нас есть сокрытая от глаз, потаенная сокровищница, внутреннее Царство, непостижимое по своему богатству и глубине. Место удивления и радости, место славы, место встречи и диалога. Стоит только «погрузиться» в себя – и открывается вечность, сокрытая в сердце. Лествица Иакова начинается там, где я стою; врата рая – везде. Внутреннее Царство, присутствующее во мне здесь и сейчас, есть в то же время Царство будущего века; как пишет св. Филофей Синайский, «один и тот же путь одновременно ведет к обоим».2

Статьи, вошедшие в эту книгу, писались в течение 30 лет. Они предназначены для очень разных читателей, но все, так или иначе, связаны с темой внутреннего Царства. В них я размышляю о покаянии или «перемене ума», с которой начинается путь в себя (гл. 3), об удивлении и молчании, наполняющем молитву по мере».

Несколько выбивается из общей тональности книги первая статья – размышления о моем пути к Православию. Я вспоминаю, главным образом, о том, как меня приняли в Церкви, но со временем я хотел бы написать и о собственном опыте православного мирянина, священника и епископа.

Хотя вошедшие в сборник статьи публиковались ранее, практически все они существенно изменены, а кое-где значительно дополнены.

Я очень рад выразить искреннюю признательность всем, кто помогал мне в работе над книгой. Сестра Нонна (Верна Харрисон) тщательно подготовила текст к изданию, и ее глубокие замечания позволили мне исправить и прояснить несколько существенных моментов. Мне всегда приятно работать с издательством Свято-Владимирской семинарии, и я снова и снова благодарю Тэда Бэзила за неизменную поддержку, а двух его помощников, Эмбера Шли Хукса и Шарлотту Родзевич – за их терпение и дотошность.

* * *

1

Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М., 1993; слово 2, с. 10.

2

Ср. у Филофея Синайского: «Трезвение справедливо называется путем, потому что оно ведет в Царствие – и в то, которое внутри нас, и в будущее... » // Преп. Филофей Синайский. Сорок глав о трезвении. Цит. по: Добротолюбие. Свято-Троицая Сергиева лавра. 1992. Т. 3, с. 402.


Источник: Внутреннее Царство : [Пер. с англ.] / Еп. Каллист (Уэр) ; [Вступ. сл. митр. Киев. и Всея Украины Владимира ; послесл. В. Малахова] - Киев : Дух I Лiтера, 2004. - 196 с.

Комментарии для сайта Cackle