Блаженный Алипий, иконописец Печерский

Блаженный Алипий, иконописец Печерский

Сюжет

Святой Алипий Печерский – первый именованный древнерусский живописец, мозаичист и ювелир конца XI века. Точные даты его жизни и смерти не сохранились. Известно, что он прошел обучение у греческих мастеров. Жил и работал при монастыре Киево-Печерской лавры, где считался лучшим иконописцем. Перед самой смертью Алипий решил написать Светлый Лик Божьей Матери. Он задумал закончить написание образа к празднику Успения, но из-за болезни не смог работать. Тогда к нему, лежащему в немощи на одре, явился Ангел, который закончил начатую им икону за три часа. Он же принял душу преподобного Алипия после его кончины.

Описание

Картина Василия Раева (1808-1871) «Блаженный Алипий, иконописец Печерский» (1848) – это, с одной стороны, иллюстрация к рассказу из Киево-Печерского патерика. Святой перед самой кончиной писал икону Успение Божией Матери, но из-за болезни никак не мог закончить ее в срок. И ему помог Ангел, явившийся в облике «некоего юноши светлого». Последние слова святого были: «Ангел написал ее <икону>, и вот он стоит возле меня, и хочет меня взять с собою», после которых он умер.

С другой стороны, есть здесь и символичный смысл о работе иконописца: если он работает и живет подлинной христианской жизнью, то все образы получаются – с Божией помощью…

Оксана Головко, «Монастырский вестник».

Озаренный сиянием посланник небес нежно касается кистью доски, где изображено «Успение Пресвятой Богородицы». Рядом с ним на одре, представлен болящий Алипий. У изголовья его постели, на стене, – иконы и большой крест. Алипий наблюдает за деяниями ангела, окруженного ореолом небесного света. Правая рука св. Алипия сложена в молитвенном жесте.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 23.06.2025
    Иконописцы, сегодня создающие иконы и настенные образы, говорят, что они отдают работе над образом все свое мастерство, но порой чувствуют — этого не хватает, и, сколько бы не бились, не получается. Тогда молитва ко Господу, к святому, чей образ пишет сейчас художник, становится еще более напряженной. И вдруг — образ складывается, хотя понятно, «вдруг» — это помощь Бога. А уж в древних иконах, которые исходили из-под кисти глубоко верующих христиан, живших в пространстве непрерывающейся напряженной церковной жизни, Божье присутствие ощущается явно. Присутствие в тот момент, когда образ создавался.
    И здесь, в этой работе Василия Егоровича Раева представлена не только иллюстрация к житию святого Алипия, но и размышление о рождении иконописного образа. При условии, что иконописец мастер и ведет праведную жизнь.
    В картине белые одеяния святого иконописца перекликаются с сияющими одеяниями Ангела, что объединяет композицию работы и помогает акцентировать главные смыслы.
    Ответить »