Тест: Иконопочитание

(31 голос: 4.71 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Чем является икона для православного человека?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.
    Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20:26)
    По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.
    Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.
    С.В. Алексеев

  • 2. С чем православные апологеты сравнивали икону?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Православные апологеты сравнивали икону со Священным Писанием.
    Библия несет в себе не только важнейшую информацию, но и ту животворящую силу, которая непосредственно воздействует на душу человека и проникает как луч в самые глубины его сердца.
    Священное Писание - это откровение Божие, заключенное в человеческом слове.
    Иконы, словно цветовые письмена, отображают Предание Церкви в линиях и красках.
    Священному Писанию внимают в безмолвии; к иконе обращаются с молитвой.
    Священное Писание открывает духовный мир человеческой душе; через икону человеческая душа общается с этим миром.
    Сила, заключенная в Священном Писании, свидетельствует душе о том, что оно - истинно, что духовный мир существует и открыт для человека. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир близ нас, что сама душа - частица этого мира.

  • 3. Можно ли использовать в качестве икон фотографии святых?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Помещать сделанные при земной жизни фотографии святых в домашний иконостас, а также возносить перед ними молитву канонически неправильно.
    Фотографии передают изображение человека в процессе его восхождения к горним высотам духа; икона же, благодаря своему особому образно-символическому языку, являет угодника Божия в состоянии прославленном.
    С.В. Алексеев

  • 4. На каком Вселенском Соборе был утверждён догмат иконопочитания?







    Правильный ответ: №7
    Верно!
    Комментарий:

    Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов.
    Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при императоре Льве Исавре. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре.
    Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

  • 5. В какую неделю (воскресный день) празднуется победа над иконоборчеством?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Первое воскресенье Великого поста именуется неделей "Торжества Православия". Праздник Торжества Православия возник в 843г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787г.), но содержание его гораздо шире.

  • 6. Выберите правильную последовательность рядов иконостаса, начиная с нижнего.




    Правильный ответ: №4
    Верно!
  • 7. Какие символические изображения Спасителя употреблялись в первые века христианства?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,6
    Верно!
    Комментарий:

    На первых порах христианской истории, в виду преследований и гонений на христиан, употребление икон было слабо развито, и непосредственная иконопись больше заменялась символическими и аллегорическими изображениями.
    Самым распространённым изображением Спасителя был знак рыбы (аббревиатура греческой фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель складывается в слово ИХТИС - рыба).
    Агнец же, как и рыба, впрямую отображает Христа, который в Евангелии назван Агнцем Божиим, "который берёт на Себя грех мира" (Ин.1:29).
    Среди священных изображений первых веков, находимых в римских катакомбах, которые не впрямую символизируют Спасителя, а изображают саму идею Спасения, можно выделить следующие: якорь - образ христианской надежды (и сейчас устанавливают на куполах восьмиконечный крест под которым полукруг); феникс, умирающая и воскресающая птица, - образ всеобщего воскресения; символом воскресения является и петух, который своим криком пробуждает от сна; павлин - символ бессмертия, так как по древним повериям его мясо не подвержено гниению; виноградная лоза - указание на Церковь, ведомую Христом (Ин. 15:5).
    С.В. Алексеев

  • 8. Кого изображают на иконах с зеркалом из ясписа (яшмы)?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В “Энциклопедии православной святости” говорится: “В православной иконографии архангел Гавриил изображается с оливковой ветвью в руках - символом примирения Бога и творения (в сцене Благовещения на царских вратах); иногда с фонарем, внутри которого горит свеча, в правой руке и с зеркалом из ясписа, в левой (символы сокрытых до времен исполнения судеб Божих, которые постигаются теми, кто смотрится в зерцало слова Божия и своей совести)”.

    “В старое время на Руси в благочестивых древнерусских семьях довольно излюбленным чтением были сборники аскетических поучений, главным образом составленные под руководством свято-отеческих творений, - известные под именем “Диоптра или Зерцала о презрении сует мирских”… “так в 1651г. был напечатан труд, в котором были собраны поучения и наставления афонских старцев “Диоптра, сиречь зерцало”.
    Наставления эти очень поучительны: “Если обратишь зеркало к небу, то увидишь в нем небо; если же повернешь его к земле, увидишь в нем отражение земли. Так и душа твоя, подобно зеркалу, будет иметь отражение того, к чему ты прилепился столь сильно, что в зависимости от него будешь полагать всякое твое благо или зло”;
    “Зеркало самое лучшее и светлое от дыхания человеческого затмевается: так и, кто сообщается с людьми развращенными, хотя бы был наидобродетельнейшим, развратится”.
    О молитве: “Умное делание. О молитве Иисусовой” - Святой Григорий Палама: “… терпеливо творя молитву, срастворившуюся неизъяснимо Сущему выше ума и чувства Свету, мы видим в себе, как в зеркале, Бога, очистившим сердце священным безмолвием”;
    Иоанн Лествичник: “Молитва… есть… зеркало духовного возрастания”.
    Архиепископ Иоанн Шаховской пишет, что “… лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающее внутренний мир правды Божией”.
    Св. Максим Исповедник: “Бога знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его, и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу”.

  • 9. Какой святой иногда изображается с крыльями за спиной?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    На иконе "Ангел пустыни" Иоанн Креститель имеет крылья за спиной - символ чистоты его бытия как пустынножителя.

  • 10. Кто является первообразом мученичества?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел…Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:18, 20). Послание св.Игнатия Богоносца к римлянам, 6:3 «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего».

    В Вифлееме Христос вошел в человеческую жизнь во всей ее полноте, разделил ее с нами целиком и без остатка. В Гефсимании и на Голгофе Он целиком и без остатка разделил нашу смерть. Единожды взяв на себя наши "болезни" и печали, Он делит нашу отверженность, наше одиночество, несет наши бремена...
    Каллист (Уэр), епископ Диоклийский

  • 11. Обосновано ли с точки зрения богословия мнение, что икона способна накапливать и отдавать некую благоприятную энергию?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Ни в коем случае нельзя считать икону вещью самодостаточной, которая сама по себе, без воли Божией способна производить какие-либо действия.
    Ошибочно также считать икону неким аккумулятором, который сначала накапливает, затем, переполнившись, отдает "молитвенную энергию". По словам Н.М. Тарабукина: "Чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону, и благодать этой силы приемлет только верующий".

  • 12. Какой из пяти основных типов иконографии Спасителя изображает Его в виде младенца или отрока?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется "Спас Эммануил".
    Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи (Ис. 7:14) и означает "с нами Бог". Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы - как, например, мы видим в иконографии "Богоматерь Знамение" (или Воплощение). Яркий пример тому икона "Ярославская Оранта" или "Курская Коренная".

  • 13. Зачем перед иконой зажигается лампадка?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 14. Что является обязательным атрибутом православной иконы?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Согласно решениям VII Вселенского собора, иконой считается только тот образ, который надписан именем изображённого с указанием его святости.
    В онтологическом, надмирном смысле это означает соединение слова и образа - словесного и зрительного откровения Божия. Поэтому во всех православных иконах обязательно присутствует именование.

  • 15. Как называется символическое изображение божественного сияния вокруг фигуры Спасителя, имеющее форму овала или круга? Происходит от итальянского "миндалина".
    Впишите ответ самостоятельно.
    Правильный ответ: мандорла
    Верно!
    Комментарий:

    МАНДОРЛА (итал. mandorla - миндалина) - в иконографии - миндалевидное сияние в виде эллипса вокруг фигуры Христа, реже - Богородицы (напр., на иконе "Всех скорбящих радосте").
    Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери.
    Круглая мандорла называется "круг славы".

  • 16. Какой из Ангелов на иконе Андрея Рублёва "Троица Ветхозаветная" по мнению большинства исследователей символически изображает Бога Сына?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Образ Троицы Ветхозаветной творения преподобного Андрея Рублева изображает явление Трех Лиц Пресвятой Троицы в виде Ангелов праведному Аврааму. Крайний левый Ангел изображает Бога Отца, средний, в пурпурном хитоне с золотым клавом и синем гиматии  – Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа – в таких одеждах Он обычно и изображается на иконах, а правый – Бога Духа Святого.

  • 17. Как правильно называть икону Богородицы?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Правильно называть иконы Богородицы нужно так: Владимирская икона Божией Матери или икона Божией Матери Владимирская, но никак не Богоматерь Владимирская, так как Божия Матерь у нас только одна - Приснодева Мария.

  • 18. Ангелы на иконах изображаются:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Ангелы - бесплотные духи. Изображения ангелов на иконах - набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов, как посланцев Божиих. К примеру, крылья - символ быстроты и всепроникновенности; посох - символ посланничества; облик прекрасного юноши - символ совершенства.
    Следует учитывать, что иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Библии (например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении святого Иоанна Богослова) и основана на тех моментах Священной истории, когда по Божией воле бесплотные силы обретали некий видимый образ.

  • 19. Какое животное изображается на иконе святых Флора и Лавра?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    На многих иконах мы видим изображения животных: на иконе святых Флора и Лавра - кони, рядом с патриархом Модестом Иерусалимским - собака, преподобный Сергий Радонежский - с медведем, на иконе священномученика Власия, епископа Севастийского - быки, мученик Трифон - с ловчей птицей, святой Герасим Иорданский - со львом.

  • 20. Какие иконы запрещены решениями Стоглавого и Большого Московского соборов?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Изображения Бога Отца возникли в эпоху позднего Средневековья в Русской Церкви были связаны с необходимостью борьбы прежде всего с ересью жидовствующих, которые отрицали Триединство Бога... При падении в то время уровня образованности и опасности этой ереси, как путь её отражения – как путь научения простецов – возникли иконы Новозаветной Троицы. На них Бог Отец изображается в виде старца с брадою, Сын в виде отрока Эммануила, сидящего у Него на лоне, и Дух Святой также чаще всего или в виде голубя, или столпа света. В богословском смысле эти иконы неполноценны, неточны. И их позднейшее употребление всегда встречало сдержанное отношение соборного разума Церкви. Здесь мы, наверное, можем видеть дистанцию, объективно говоря, существовавшую между пониманием Церкви с большой буквы и какими-то потребностями Церкви, как исторического сообщества.
    протоиерей Максим Козлов

  • 21. Как именуется эта икона?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Шестого октября по новому стилю Церковью празднуется "Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна". Здесь представлена икона этого праздника.

  • 22. Эта икона Пресвятой Богородицы была особо почитаема императорским Домом Романовых. Все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество по её наименованию.





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.
    С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна. У российской императрицы непременно должно было быть не только русское имя, но и русское отчество. Жена Павла I – Мария Федоровна, супруга Николая I – Александра Федоровна, жена Николая II – Александра Федоровна, наконец, святая Елизавета Федоровна приняли свои отчества в честь Федоровской иконы. А самой первой отчество в честь этого образа приняла первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. День празднования иконы Божией Матери «Федоровская» – 27 марта.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

90770