Тест: Иконопочитание

  • 1. Чем явля­ет­ся ико­на для пра­во­слав­но­го человека?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­тость, как одно из свойств Божи­их (Свят, Свят, Свят Гос­подь Сава­оф! (Ис. 6:3) отра­жа­ет­ся и в угод­ни­ках Божи­их и в физи­че­ских пред­ме­тах. Поэто­му почи­та­ние свя­тых людей, свя­щен­ных пред­ме­тов и изоб­ра­же­ний, а так­же соб­ствен­ное стрем­ле­ние к под­лин­но­му Бого­об­ще­нию и пре­об­ра­же­нию – явле­ния одно­го порядка.
    Будь­те пере­до Мною свя­ты, ибо Я свят Гос­подь… (Лев. 20:26)
    По тому, как отно­сят­ся чле­ны семьи к иконе, перед кото­рой воз­но­си­ли молит­вы ко Гос­по­ду их пра­де­душ­ки и пра­ба­буш­ки, мож­но судить и о сте­пе­ни воцер­ко­в­ле­ния людей, и о их благочестии.
    Но береж­ное и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к иконе у пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на не долж­но пере­рас­тать в недо­пу­сти­мые фор­мы покло­не­ния. Вос­пи­ты­вать пра­виль­ное почи­та­ние свя­щен­ных изоб­ра­же­ний нуж­но с само­го ран­не­го воз­рас­та. Все­гда необ­хо­ди­мо пом­нить о том, что ико­на это изоб­ра­же­ние, свя­щен­ное, но все же толь­ко изоб­ра­же­ние. И нель­зя путать такие поня­тия как образ – само изоб­ра­же­ние, и пер­во­об­раз – тот, кто изображен.
    С.В. Алек­се­ев


  • 2. С чем защит­ни­ки ико­но­по­чи­та­ния срав­ни­ва­ли икону?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Защит­ни­ки ико­но­по­чи­та­ния срав­ни­ва­ли ико­ну со Свя­щен­ным Писа­ни­ем. Ико­ну назы­ва­ют «живо­пис­ным Еван­ге­ли­ем», так как она опи­сы­ва­ет в крас­ках то, что Св. Писа­ние опи­сы­ва­ет словами.

    b ansfoto179 - Тест: Иконопочитание


  • 3. Мож­но ли исполь­зо­вать в каче­стве икон фото­гра­фии святых?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поме­щать сде­лан­ные при зем­ной жиз­ни фото­гра­фии свя­тых в домаш­ний ико­но­стас, а так­же воз­но­сить перед ними молит­ву кано­ни­че­ски неправильно.
    Фото­гра­фии пере­да­ют изоб­ра­же­ние чело­ве­ка в про­цес­се его вос­хож­де­ния к гор­ним высо­там духа; ико­на же, бла­го­да­ря сво­е­му осо­бо­му образ­но-сим­во­ли­че­ско­му язы­ку, явля­ет угод­ни­ка Божия в состо­я­нии прославленном.
    С.В. Алек­се­ев


  • 4. На каком Все­лен­ском Собо­ре было утвер­жде­но иконопочитание?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ересь ико­но­бор­че­ства полу­чи­ла осо­бое рас­про­стра­не­ние в VIII в., при импе­ра­то­ре Льве Исав­ре. Ико­но­бор­цы счи­та­ли, что ико­но­по­чи­та­ние срод­ни идо­ло­по­клон­ству. Нуж­но ска­зать, что в то вре­мя отно­ше­ние мно­гих веру­ю­щих к пра­во­слав­ным ико­нам носи­ло суе­вер­ный харак­тер (неред­ко люди счи­та­ли свя­щен­ной даже крас­ку с икон), что дава­ло ере­ти­кам допол­ни­тель­ный повод для борь­бы с ико­но­по­чи­та­ни­ем. Для того, что­бы осу­дить эту пагуб­ную ересь и утвер­дить ико­но­по­чи­та­ние, был созван VII Все­лен­ский Собор.


  • 5. В какую неде­лю (вос­крес­ный день) празд­ну­ет­ся побе­да над иконоборчеством?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вое вос­кре­се­нье Вели­ко­го поста име­ну­ет­ся неде­лей “Тор­же­ства Пра­во­сла­вия”. Празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия воз­ник в 843 г. в свя­зи с окон­ча­тель­ной побе­дой над ере­сью ико­но­бор­че­ства (осуж­ден­но­го еще на VII Все­лен­ском собо­ре в 787 г.), но содер­жа­ние его гораз­до шире.


  • 6. Выбе­ри­те пра­виль­ную после­до­ва­тель­ность рядов ико­но­ста­са, начи­ная с нижнего.
    b questfoto159 - Тест: Иконопочитание




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 7. Какое из пере­чис­лен­ных изоб­ра­же­ний, упо­треб­ляв­ших­ся в пер­вые века хри­сти­ан­ства, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло Спасителя?






    Пра­виль­ный ответ: №6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одним из рас­про­стра­нен­ных изоб­ра­же­ний Спа­си­те­ля, наря­ду с изоб­ра­же­ни­ем рыбы, было изоб­ра­же­ние агнца.
    Агнец же, как и рыба, впря­мую отоб­ра­жа­ет Хри­ста, кото­рый в Еван­ге­лии назван Агн­цем Божи­им, «кото­рый берёт на Себя грех мира» (Ин.1:29).
    Сре­ди свя­щен­ных изоб­ра­же­ний пер­вых веков, нахо­ди­мых в рим­ских ката­ком­бах, кото­рые не впря­мую сим­во­ли­зи­ру­ют Спа­си­те­ля, а изоб­ра­жа­ют саму идею Спа­се­ния, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие: якорь — образ хри­сти­ан­ской надеж­ды (и сей­час уста­нав­ли­ва­ют на купо­лах вось­ми­ко­неч­ный крест под кото­рым полу­круг); феникс, уми­ра­ю­щая и вос­кре­са­ю­щая пти­ца, — образ все­об­ще­го вос­кре­се­ния; сим­во­лом вос­кре­се­ния явля­ет­ся и петух, кото­рый сво­им кри­ком про­буж­да­ет от сна; пав­лин — сим­вол бес­смер­тия, так как по древним пове­ри­ям его мясо не под­вер­же­но гни­е­нию; вино­град­ная лоза — ука­за­ние на Цер­ковь, ведо­мую Хри­стом (Ин.15:5).
    С.В. Алек­се­ев

    b ansfoto165 - Тест: Иконопочитание


  • 8. Кого изоб­ра­жа­ют на ико­нах с зер­ка­лом из яспи­са (яшмы)?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В “Энцик­ло­пе­дии пра­во­слав­ной свя­то­сти” гово­рит­ся: “В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии архан­гел Гав­ри­ил изоб­ра­жа­ет­ся с олив­ко­вой вет­вью в руках — сим­во­лом при­ми­ре­ния Бога и тво­ре­ния (в сцене Бла­го­ве­ще­ния на цар­ских вра­тах); ино­гда с фона­рем, внут­ри кото­ро­го горит све­ча, в пра­вой руке и с зер­ка­лом из яспи­са, в левой (сим­во­лы сокры­тых до вре­мен испол­не­ния судеб Божих, кото­рые пости­га­ют­ся теми, кто смот­рит­ся в зер­ца­ло сло­ва Божия и сво­ей совести)”.

    “В ста­рое вре­мя на Руси в бла­го­че­сти­вых древ­не­рус­ских семьях доволь­но излюб­лен­ным чте­ни­ем были сбор­ни­ки аске­ти­че­ских поуче­ний, глав­ным обра­зом состав­лен­ные под руко­вод­ством свя­то-оте­че­ских тво­ре­ний, — извест­ные под име­нем “Диоп­т­ра или Зер­ца­ла о пре­зре­нии сует мир­ских”… “так в 1651г. был напе­ча­тан труд, в кото­ром были собра­ны поуче­ния и настав­ле­ния афон­ских стар­цев “Диоп­т­ра, сиречь зерцало”.
    Настав­ле­ния эти очень поучи­тель­ны: “Если обра­тишь зер­ка­ло к небу, то уви­дишь в нем небо; если же повер­нешь его к зем­ле, уви­дишь в нем отра­же­ние зем­ли. Так и душа твоя, подоб­но зер­ка­лу, будет иметь отра­же­ние того, к чему ты при­ле­пил­ся столь силь­но, что в зави­си­мо­сти от него будешь пола­гать вся­кое твое бла­го или зло”;
    “Зер­ка­ло самое луч­шее и свет­лое от дыха­ния чело­ве­че­ско­го затме­ва­ет­ся: так и, кто сооб­ща­ет­ся с людь­ми раз­вра­щен­ны­ми, хотя бы был наи­доб­ро­де­тель­ней­шим, развратится”.
    О молит­ве: “Умное дела­ние. О молит­ве Иису­со­вой” — Свя­той Гри­го­рий Пала­ма: “… тер­пе­ли­во тво­ря молит­ву, срас­тво­рив­шу­ю­ся неизъ­яс­ни­мо Суще­му выше ума и чув­ства Све­ту, мы видим в себе, как в зер­ка­ле, Бога, очи­стив­шим серд­це свя­щен­ным безмолвием”;
    Иоанн Лествич­ник: “Молит­ва… есть… зер­ка­ло духов­но­го возрастания”.
    Архи­епи­скоп Иоанн Шахов­ской пишет, что “… лицо доб­ро­го чело­ве­ка све­тит­ся, как зер­ка­ло, отра­жа­ю­щее внут­рен­ний мир прав­ды Божией”.
    Св. Мак­сим Испо­вед­ник: “Бога зна­ем не по суще­ству Его, но по вели­ко­ле­пию тво­ре­ний Его, и Его о них про­мыс­лу. В них, как в зер­ка­ле, видим мы бес­пре­дель­ную Его бла­гость, пре­муд­рость и силу”.

    b ansfoto166 - Тест: Иконопочитание


  • 9. Какой свя­той ино­гда изоб­ра­жа­ет­ся с кры­лья­ми за спиной?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На иконе “Ангел пусты­ни” Иоанн Кре­сти­тель име­ет кры­лья за спи­ной — сим­вол чисто­ты его бытия как пустынножителя.

    b ansfoto167 - Тест: Иконопочитание


  • 10. Кто явля­ет­ся пер­во­об­ра­зом мученичества?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Если мир вас нена­ви­дит, знай­те, что Меня преж­де вас возненавидел…Если Меня гна­ли, будут гнать и вас» (Ин.15:18, 20). Посла­ние св.Игнатия Бого­нос­ца к рим­ля­нам, 6:3 «Дай­те мне быть под­ра­жа­те­лем стра­да­ний Бога моего».

    В Виф­ле­е­ме Хри­стос вошел в чело­ве­че­скую жизнь во всей ее пол­но­те, раз­де­лил ее с нами цели­ком и без остат­ка. В Геф­си­ма­нии и на Гол­го­фе Он цели­ком и без остат­ка раз­де­лил нашу смерть. Еди­но­жды взяв на себя наши “болез­ни” и печа­ли, Он делит нашу отвер­жен­ность, наше оди­но­че­ство, несет наши бремена…
    Кал­лист (Уэр), епи­скоп Диоклийский


  • 11. Обос­но­ва­но ли с точ­ки зре­ния бого­сло­вия мне­ние, что ико­на спо­соб­на накап­ли­вать и отда­вать некую бла­го­при­ят­ную энергию? 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ни в коем слу­чае нель­зя счи­тать ико­ну вещью само­до­ста­точ­ной, кото­рая сама по себе, без воли Божи­ей спо­соб­на про­из­во­дить какие-либо действия.
    Оши­боч­но так­же счи­тать ико­ну неким акку­му­ля­то­ром, кото­рый сна­ча­ла накап­ли­ва­ет, затем, пере­пол­нив­шись, отда­ет “молит­вен­ную энер­гию”. По сло­вам Н.М. Тара­бу­ки­на: “Чудо­дей­ствен­ная сила исхо­дит не от ико­ны, а через ико­ну, и бла­го­дать этой силы при­ем­лет толь­ко верующий”.


  • 12. Какой из пяти основ­ных типов ико­но­гра­фии Спа­си­те­ля изоб­ра­жа­ет Его в виде мла­ден­ца или отрока?
    b questfoto178 - Тест: Иконопочитание





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кро­ме тра­ди­ци­он­но­го, так назы­ва­е­мо­го исто­ри­че­ско­го типа Хри­ста, суще­ству­ют ико­но­гра­фии, в кото­рых Спа­си­тель пред­став­лен в виде мла­ден­ца или отро­ка, такой тип име­ну­ет­ся “Спас Эммануил”.
    Имя Эмма­ну­ил появ­ля­ет­ся в Биб­лии, в сло­вах про­ро­че­ства Исайи (Ис. 7:14) и озна­ча­ет “с нами Бог”. Это имя отно­сит­ся преж­де все­го к изоб­ра­же­нию Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, зача­то­го в чре­ве Пре­свя­той Девы — как, напри­мер, мы видим в ико­но­гра­фии “Бого­ма­терь Зна­ме­ние” (или Вопло­ще­ние). Яркий при­мер тому ико­на “Яро­слав­ская Оран­та” или “Кур­ская Коренная”.


  • 13. Зачем перед ико­ной зажи­га­ет­ся лампадка?
    b questfoto171 - Тест: Иконопочитание



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 14. Что явля­ет­ся обя­за­тель­ным атри­бу­том пра­во­слав­ной иконы?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но реше­ни­ям VII Все­лен­ско­го собо­ра, ико­ной счи­та­ет­ся толь­ко тот образ, кото­рый над­пи­сан име­нем изоб­ра­жён­но­го с ука­за­ни­ем его святости.
    В онто­ло­ги­че­ском, над­мир­ном смыс­ле это озна­ча­ет соеди­не­ние сло­ва и обра­за — сло­вес­но­го и зри­тель­но­го откро­ве­ния Божия. Поэто­му во всех пра­во­слав­ных ико­нах обя­за­тель­но при­сут­ству­ет именование.


  • 15. Как назы­ва­ет­ся сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние боже­ствен­но­го сия­ния вокруг фигу­ры Спа­си­те­ля, име­ю­щее фор­му ова­ла или кру­га? Про­ис­хо­дит от ита­льян­ско­го “мин­да­ли­на”.
    b questfoto195 - Тест: Иконопочитание
    Пра­виль­ный ответ: ман­дор­ла
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    МАНДОРЛА (итал. mandorla — мин­да­ли­на) — в ико­но­гра­фии — мин­да­ле­вид­ное сия­ние в виде эллип­са вокруг фигу­ры Хри­ста, реже — Бого­ро­ди­цы (напр., на иконе “Всех скор­бя­щих радосте”).
    Изоб­ра­же­ние Хри­ста в ман­дор­ле осо­бен­но свой­ствен­но ико­но­гра­фии Пре­об­ра­же­ния, Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, Воз­не­се­ния Гос­под­ня и Вто­ро­го При­ше­ствия; ман­дор­ла пере­да­ет здесь сия­ние сла­вы Гос­под­ней. Это же зна­че­ние про­слав­ле­ния име­ет ман­дор­ла и в ико­но­гра­фии Успе­ния Божи­ей Матери.
    Круг­лая ман­дор­ла назы­ва­ет­ся “круг славы”.


  • 16. Как пра­виль­но назы­вать ико­ну Богородицы?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но назы­вать ико­ны Бого­ро­ди­цы нуж­но так: Вла­ди­мир­ская ико­на Божи­ей Мате­ри или ико­на Божи­ей Мате­ри Вла­ди­мир­ская, но никак не Бого­ма­терь Вла­ди­мир­ская, так как Божия Матерь у нас толь­ко одна — Прис­но­де­ва Мария.


  • 17. Анге­лы на ико­нах изображаются:
    b questfoto902 - Тест: Иконопочитание



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Анге­лы — бес­плот­ные духи. Изоб­ра­же­ния анге­лов на ико­нах — набор сим­во­лов, кото­рые пере­да­ют не внеш­ний вид, а идею анге­лов, как послан­цев Божи­их. К при­ме­ру, кры­лья — сим­вол быст­ро­ты и все­про­ник­но­вен­но­сти; посох — сим­вол послан­ни­че­ства; облик пре­крас­но­го юно­ши — сим­вол совершенства.
    Сле­ду­ет учи­ты­вать, что ико­но­гра­фи­че­ский канон преду­смат­ри­ва­ет изоб­ра­же­ния толь­ко тех ангель­ских чинов, опи­са­ния кото­рых есть в Биб­лии (напри­мер, в кни­ге про­ро­ка Иезе­ки­и­ля и в Откро­ве­нии свя­то­го Иоан­на Бого­сло­ва) и осно­ва­на на тех момен­тах Свя­щен­ной исто­рии, когда по Божи­ей воле бес­плот­ные силы обре­та­ли некий види­мый образ.


  • 18. Какое живот­ное изоб­ра­жа­ет­ся на иконе свя­тых Фло­ра и Лавра?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На мно­гих ико­нах мы видим изоб­ра­же­ния живот­ных: на иконе свя­тых Фло­ра и Лав­ра — кони, рядом с пат­ри­ар­хом Моде­стом Иеру­са­лим­ским — соба­ка, пре­по­доб­ный Сер­гий Радо­неж­ский — с мед­ве­дем, на иконе свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­сия, епи­ско­па Сева­стий­ско­го — быки, муче­ник Три­фон — с лов­чей пти­цей, свя­той Гера­сим Иор­дан­ский — со львом.

    b ansfoto1178 - Тест: Иконопочитание


  • 19. Какие ико­ны запре­ще­ны реше­ни­я­ми Сто­гла­во­го и Боль­шо­го Мос­ков­ско­го соборов?
    b questfoto162 - Тест: Иконопочитание



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Изоб­ра­же­ния Бога Отца воз­ник­ли в эпо­ху позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья в Рус­ской Церк­ви были свя­за­ны с необ­хо­ди­мо­стью борь­бы преж­де все­го с ере­сью жидов­ству­ю­щих, кото­рые отри­ца­ли Три­един­ство Бога… При паде­нии в то вре­мя уров­ня обра­зо­ван­но­сти и опас­но­сти этой ере­си, как путь её отра­же­ния – как путь науче­ния про­сте­цов – воз­ник­ли ико­ны Ново­за­вет­ной Тро­и­цы. На них Бог Отец изоб­ра­жа­ет­ся в виде стар­ца с бра­дою, Сын в виде отро­ка Эмма­ну­и­ла, сидя­ще­го у Него на лоне, и Дух Свя­той так­же чаще все­го или в виде голу­бя, или стол­па све­та. В бого­слов­ском смыс­ле эти ико­ны непол­но­цен­ны, неточ­ны. И их позд­ней­шее упо­треб­ле­ние все­гда встре­ча­ло сдер­жан­ное отно­ше­ние собор­но­го разу­ма Церк­ви. Здесь мы, навер­ное, можем видеть дистан­цию, объ­ек­тив­но гово­ря, суще­ство­вав­шую меж­ду пони­ма­ни­ем Церк­ви с боль­шой бук­вы и каки­ми-то потреб­но­стя­ми Церк­ви, как исто­ри­че­ско­го сообщества.
    про­то­и­е­рей Мак­сим Козлов


  • 20. Как име­ну­ет­ся эта икона?
    b questfoto1179 - Тест: Иконопочитание




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Шесто­го октяб­ря по ново­му сти­лю Цер­ко­вью празд­ну­ет­ся “Зача­тие чест­но­го, слав­но­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на”. Здесь пред­став­ле­на ико­на это­го праздника.


  • 21. Эта ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы была осо­бо почи­та­е­ма импе­ра­тор­ским Домом Рома­но­вых. Все ино­стран­ные прин­цес­сы, кото­рых бра­ли в жёны рус­ские импе­ра­то­ры и вели­кие кня­зья, полу­ча­ли после кре­ще­ния отче­ство по её наименованию. 
    b questfoto1908 - Тест: Иконопочитание





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    С Фео­до­ров­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри свя­за­но избра­ние на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва в 1613 году. Костром­ское духо­вен­ство с Фео­до­ров­ским обра­зом вышло встре­чать мос­ков­ское посоль­ство, шед­шее про­сить моло­до­го Миха­и­ла Рома­но­ва на цар­ство, и все вме­сте они отпра­ви­лись в Ипа­тьев­ский мона­стырь, где юный Миха­ил жил с мате­рью – ста­ри­цей Мар­фой. Ста­ри­ца вру­чи­ла сына покро­ви­тель­ству Божи­ей Мате­ри перед Фео­до­ров­ской Её иконой.
    С тех пор Фео­до­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы ста­ла осо­бо почи­тать­ся импе­ра­тор­ским Домом Рома­но­вых, а все ино­стран­ные прин­цес­сы, кото­рых бра­ли в жёны рус­ские импе­ра­то­ры и вели­кие кня­зья, полу­ча­ли после кре­ще­ния отче­ство Фео­до­ров­на. У рос­сий­ской импе­ра­три­цы непре­мен­но долж­но было быть не толь­ко рус­ское имя, но и рус­ское отче­ство. Жена Пав­ла I – Мария Федо­ров­на, супру­га Нико­лая I – Алек­сандра Федо­ров­на, жена Нико­лая II – Алек­сандра Федо­ров­на, нако­нец, свя­тая Ели­за­ве­та Федо­ров­на при­ня­ли свои отче­ства в честь Федо­ров­ской ико­ны. А самой пер­вой отче­ство в честь это­го обра­за при­ня­ла пер­вая супру­га Пет­ра I Евдо­кия Лопу­хи­на. День празд­но­ва­ния ико­ны Божи­ей Мате­ри «Федо­ров­ская» – 27 марта.


  • 22. Содер­жит­ся ли в Свя­щен­ном Писа­нии без­услов­ный запрет на созда­ние изоб­ра­же­ний Бога и Его святых?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Запрет на созда­ние изоб­ра­же­ний сле­ду­ет пони­мать не как без­услов­ный, а в кон­тек­сте тех исто­ри­че­ских обсто­я­тельств, в кото­рых он был дан еврей­ско­му народу.


  • 23. В какое вре­мя были созда­ны самые ран­ние хри­сти­ан­ские изоб­ра­же­ния, дошед­шие до наших времён?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одни из самых ран­них, дошед­ших до нас, свя­щен­ных хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ний встре­ча­ют­ся в Рим­ских ката­ком­бах — местах погре­бе­ния хри­сти­ан и совер­ше­ния ран­не­хри­сти­ан­ских бого­слу­же­ний. Неко­то­рые из обна­ру­жен­ных там памят­ни­ков хри­сти­ан­ско­го искус­ства дати­ру­ют­ся II веком.


  • 24. Кого и что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло часто встре­чав­ше­е­ся сре­ди ран­не­хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ний изоб­ра­же­ние рыбы?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гре­че­ский экви­ва­лент сло­ва “рыба”, Ίχθύς, состо­ит из таких букв, кото­рые суть пер­вые бук­вы выра­же­ния (в пере­во­де на рус­ский): «Иисус Хри­стос Сын Божий Спа­си­тель». Кро­ме того, исполь­зо­ва­ние обра­за рыбы было свя­за­но с тем фак­том, что ряд апо­сто­лов были рыба­ка­ми, и в этой свя­зи Сам Хри­стос про­во­дил хоро­шо понят­ную им ана­ло­гию меж­ду лов­лей рыбы и при­вле­че­ни­ем людей через про­по­ведь в Цар­ство Божие (Мф.4:19). Само Цар­ство Божие Он сопо­став­лял с нево­дом, напол­нен­ным раз­но­го рода рыба­ми (Мф.13:47).


  • 25. Что сим­во­ли­зи­ру­ет крест, ниж­няя часть кото­ро­го напо­ми­на­ет полумесяц?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве якорь неред­ко слу­жил сим­во­лом спа­се­ния. Как якорь в бурю слу­жит ко спа­се­нию кораб­ля, так и Крест Хри­стов явля­ет­ся ору­ди­ем наше­го спа­се­ния. Сама Цер­ковь неред­ко пред­став­ля­ет­ся под обра­зом спа­си­тель­но­го кораб­ля: во вре­мя все­мир­но­го пото­па спас­лись толь­ко те из людей, кто нахо­ди­лись в ков­че­ге, — во вре­ме­на хри­сти­ан­ства спа­са­ют­ся те, кто нахо­дят­ся в Церкви.


  • 26. Кого сим­во­ли­зи­ро­ва­ло в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве изоб­ра­же­ние Орфея?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве Хри­стос мог изоб­ра­жать­ся под обра­зом Орфея. Этот, каза­лось бы, стран­ный при­ём мог исполь­зо­вать­ся с целью луч­ше­го усво­е­ния хри­сти­а­на­ми из языч­ни­ков пра­во­слав­ных идей. Несмот­ря на то, что Орфей — пер­со­наж язы­че­ской мифо­ло­гии, меж­ду этим мифо­ло­ги­че­ским обра­зом и дей­стви­тель­ной Лич­но­стью Хри­ста мож­но было про­ве­сти мно­же­ство пояс­ни­тель­ных парал­ле­лей. Так, Орфей, соглас­но сюже­ту, был сыном бога, и Хри­стос был Сыном Божьим; Орфей игрой на лире мог усми­рять живот­ных, пере­дви­гать ска­лы, дере­вья, и Хри­стос был пове­ли­те­лем сти­хий; Орфей схо­дил во ад и добил­ся от мрач­но­го кня­зя Аида доз­во­ле­ния выве­сти отту­да Эври­ди­ку (при соблю­де­нии опре­де­лен­но­го усло­вия, кото­рое, впро­чем, он не сумел соблю­сти), и Хри­стос сошёл душой во ад, сокру­шил адо­вы вереи, побе­дил диа­во­ла и вывел отту­да души праведников.


  • 27. Что, как пра­ви­ло, сим­во­ли­зи­ру­ет золо­то на пра­во­слав­ных иконах?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 28. Поче­му на ико­нах Рож­де­ства Хри­сто­ва Бого­ро­ди­ца изоб­ра­жа­ет­ся смот­ря­щей не на Сво­е­го Сына, лежа­ще­го в пеще­ре, в яслях, а в про­ти­во­по­лож­ную сторону?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Бого­ро­ди­ца изоб­ра­жа­ет­ся не отвер­нув­шей­ся от Сына, а смот­ря­щей в сто­ро­ну бого­моль­ца, кото­рый нахо­дит­ся перед ико­ной. Ведь Она — не про­сто Мать, Она — Новая Ева, Цари­ца Небес­ная, Хода­та­и­ца за людей.


  • 29. Поче­му на ико­нах Рож­де­ства Хри­сто­ва внут­рен­ность пеще­ры (в кото­рой нахо­дит­ся Богом­ла­де­нец) часто быва­ет отме­че­на чер­ным фоном?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чер­ный цвет в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии часто ука­зы­ва­ет на ад. В дан­ном слу­чае такое ико­но­гра­фи­че­ское реше­ние направ­ле­но на то, что­бы пока­зать, что Хри­стос при­шёл в мир ради спа­се­ния людей, и это спа­се­ние под­ра­зу­ме­ва­ло Крест­ные стра­да­ния и смерть, соше­ствие во ад и побе­ду над ним (заме­тим, что пеле­ны Мла­ден­ца (Хри­ста) часто изоб­ра­жа­ют­ся напо­ми­на­ю­щи­ми погребальные).


  • 30. Поче­му в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции не при­ня­то изоб­ра­жать Стра­да­ния Хри­ста на Кре­сте столь нату­ра­ли­стич­но, как в католической?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В като­ли­че­ской рели­ги­оз­ной живо­пи­си (ико­но­гра­фии) для под­чер­ки­ва­ния глу­би­ны физи­че­ских стра­да­ний Хри­ста при­ня­то изоб­ра­жать Его Тело силь­но про­вис­шим, ноги скрю­чен­ны­ми, слов­но от судо­рог, голо­ву силь­но поник­шей. В Пра­во­слав­ной ико­но­пи­си тако­го рода при­ё­мы встре­ча­ют­ся не часто: руки Хри­ста, как пра­ви­ло, изоб­ра­жа­ют­ся почти парал­лель­но позе­му; Он слов­но рас­про­сти­ра­ет объ­я­тия, желая при­нять в Цар­ство Божие всех жела­ю­щих и гото­вых после­до­вать Его Бла­го­ве­стию. Голо­ва пишет­ся несколь­ко скло­нен­ной, но не чрез­мер­но; Хри­стос пред­ста­ет перед бого­моль­цем, как Иску­пи­тель, Побе­ди­тель ада и смерти.


  • 31. Для чего на неко­то­рых ико­нах Кре­ще­ния Гос­под­ня в ниж­ней части ком­по­зи­ции, в водах реки, изоб­ра­жа­ют­ся две фигу­ры: муж­ская и женская?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Фигу­ры оли­це­тво­ря­ют море и Иор­дан. Такое оли­це­тво­ре­ние свя­за­но с биб­лей­ским сти­хом: «Море уви­де­ло и побе­жа­ло; Иор­дан обра­тил­ся назад» (Пс.113:3). Заме­тим, что пере­ход евре­ев через Черм­ное море и пере­ход через Иор­дан неред­ко рас­смат­ри­ва­ют­ся в свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре, как про­об­ра­зы Крещения.


  • 32. Кто изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня спра­ва и сле­ва от Христа?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По пра­вую и по левую сто­ро­ны от Спа­си­те­ля изоб­ра­жа­ют­ся Илия и Мои­сей. Как сле­ду­ет из еван­гель­ско­го повест­во­ва­ния, во вре­мя Пре­об­ра­же­ния Хри­ста они пред­ста­ли перед Ним (Мф.17:3).


  • 33. Какое бого­слов­ское объ­яс­не­ние име­ют лучи, изоб­ра­жа­е­мые на ико­нах Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня исхо­дя­щи­ми от Гос­по­да Иису­са Хри­ста в сто­ро­ну апостолов?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Изли­ва­е­мые на апо­сто­лов лучи ука­зы­ва­ют на дей­ствие бла­го­да­ти Божьей, сде­лав­шей апо­сто­лов спо­соб­ны­ми уви­деть нетвар­ный Боже­ствен­ный свет, исхо­дя­щий от Гос­по­да Иису­са Христа.


  • 34. Поче­му на ико­нах Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва Спа­си­тель изоб­ра­жа­ет­ся сошед­шим во ад?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соше­ствие Хри­ста во ад состо­я­лось, когда Его Тело рас­по­ла­га­лось во гро­бе, то есть до Его Вос­кре­се­ния. Одна­ко ико­но­гра­фия это­го собы­тия пока­зы­ва­ет, что побе­да Мес­сии над смер­тью вклю­ча­ет и такой важ­ный соте­рио­ло­ги­че­ский аспект, как побе­да над цар­ством смер­ти, то есть над адом. Кро­ме того, ико­ны, на кото­рых Хри­стос пред­став­ля­ет­ся уже Вос­крес­шим, над гро­бом, с хоруг­вью в руке, тоже не отоб­ра­жа­ют само­го собы­тия Вос­кре­се­ния, но лишь его следствие.


  • 35. Что озна­ча­ет ико­но­гра­фи­че­ский эле­мент, рас­по­ло­жен­ный под нога­ми Хри­ста, напо­ми­на­ю­щий Крест (на ико­нах типа «Вос­кре­се­ние. Соше­ствие во ад»)?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Под нога­ми Спа­си­те­ля изоб­ра­жа­ют­ся сокру­шен­ные адо­вы вра­та. В дохри­сти­ан­ские вре­ме­на душа вся­ко­го уми­рав­ше­го чело­ве­ка попа­да­ла в ад. Вый­ти отту­да не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Выра­жа­ясь сим­во­ли­че­ским язы­ком, ад был заперт для тех чело­ве­че­ских душ, кото­рые ока­зы­ва­лись в нём. С При­ше­стви­ем Хри­ста и совер­ше­ни­ем Им Искуп­ле­ния ад пере­стал был неиз­беж­ным при­ста­ни­щем чело­ве­че­ских душ: мно­гие веру­ю­щие, завер­шая зем­ную жизнь, насле­ду­ют Цар­ство Небес­ное, а для мно­гих из тех, чья душа всё же ока­зы­ва­ет­ся там, пере­се­ле­ние в Цар­ство свя­тых воз­мож­но по молит­вам за них чле­нов Все­лен­ской Церкви.


  • 36. Поче­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва пре­ис­под­няя изоб­ра­жа­ет­ся пустой, а на неко­то­рых с душа­ми людей?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цер­ковь учит, что Гос­подь Иисус Хри­стос, побе­див ад, вывел отту­да души всех, при­няв­ших Его про­по­ведь. Одна­ко вопрос о том, все ли души вооб­ще при­ня­ли Бла­го­ве­стие и были выве­де­ны из ада, оста­ёт­ся открытым.


  • 37. Поче­му на ико­нах Воз­не­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос часто быва­ет изоб­ра­жен в мень­шем мас­шта­бе, чем апостолы?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии дей­стви­тель­но при­ме­ня­ет­ся модель постро­е­ния про­стран­ства при помо­щи обрат­ной пер­спек­ти­вы. Мас­штаб­ность фигур так­же может ука­зы­вать на осо­бое досто­ин­ство изоб­ра­жен­ных лиц. Ска­жем, на неко­то­рых ико­нах фигу­ра Хри­ста более круп­ная, чем фигу­ры дру­гих людей. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся, что Он — Гос­подь, Гла­ва Церк­ви. Что каса­ет­ся икон Воз­не­се­ния Гос­под­ня, на них Спа­си­тель неред­ко изоб­ра­жа­ет­ся в мень­шем мас­шта­бе, как того тре­бу­ет пря­мая пер­спек­ти­ва, чем обо­зна­ча­ет­ся, что Он воис­ти­ну воз­нес­ся пре­вы­ше Небес и вос­сел одес­ную Отца.


  • 38. Поче­му на неко­то­рых ико­нах Воз­не­се­ния Гос­под­ня Бого­ро­ди­ца пред­став­ле­на с ним­бом, тогда как апо­сто­лы без нимбов?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    До соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов бла­го­дать почи­ва­ла на них как на уче­ни­ках и после­до­ва­те­лях Хри­ста. Одна­ко тогда они ещё не пред­став­ля­ли собой Церк­ви Хри­сто­вой, днем рож­де­ния кото­рой счи­та­ет­ся имен­но день Пяти­де­сят­ни­цы. Бого­ро­ди­ца же изоб­ра­жа­ет­ся с ним­бом в озна­ме­но­ва­ние Её осо­бой свя­то­сти и богоматеринства.


  • 39. Поче­му на ряде икон Соше­ствия Свя­то­го Духа ска­мьи, на кото­рых сидят апо­сто­лы, напи­са­ны таким обра­зом, что обра­зу­ют полукруг?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    С одной сто­ро­ны, полу­круг, подоб­но кру­гу, сим­во­ли­че­ски ука­зы­ва­ет на Цер­ковь как на еди­ный Бого-чело­ве­че­ский орга­низм. С дру­гой сто­ро­ны, отсут­ствие замкну­то­сти кру­га, в дан­ном слу­чае, ука­зы­ва­ет на то, что Цер­ковь Божия не есть обще­ство, замкну­тое в себе, но откры­та для всех людей вообще.


  • 40. Поче­му на ико­нах Соше­ствия Свя­то­го Духа изоб­ра­жа­ет­ся апо­стол Павел, ведь это про­ти­во­ре­чит исто­ри­че­ским дан­ным, соглас­но кото­рым, в тот пери­од он не толь­ко не был сре­ди апо­сто­лов, но и какое-то вре­мя по осно­ва­нии Церк­ви являл­ся её гонителем?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во вре­мя Соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ни­цы, сре­ди них, разу­ме­ет­ся, не было Пав­ла (Савла). Одна­ко он изоб­ра­жа­ет­ся сре­ди апо­сто­лов как выда­ю­щий­ся пред­ста­ви­тель Церк­ви. Ведь Свя­той Дух сошёл тогда, что­бы пре­бы­вать не толь­ко на бли­жай­ших уче­ни­ках Хри­ста, при­об­ре­тен­ных Им во вре­мя Его зем­но­го слу­же­ния, но в Церк­ви в целом.


  • 41. Поче­му на ико­нах Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы Её душа изоб­ра­жа­ет­ся под обра­зом младенца?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Изоб­ра­же­ни­ем души Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в обра­зе мла­ден­ца под­чер­ки­ва­ет­ся Её свя­тость, нрав­ствен­ная чисто­та. Этот образ тес­но свя­зан со сло­ва­ми Спа­си­те­ля: «кто не при­мет Цар­ствия Божия, как дитя, тот не вой­дёт в него» (Мк.10:15).


  • 42. По-гре­че­ски эта ико­на назы­ва­ет­ся «Пан­то­кра­тор». А по-русски?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Спас Вседержи́тель, или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — все­власт­ный, все­силь­ный, все­мо­гу­щий) — цен­траль­ный образ в ико­но­гра­фии Иису­са Хри­ста, пред­став­ля­ю­щий Его как Небес­но­го Царя и Судию. Спа­си­тель может изоб­ра­жать­ся в рост, сидя на троне, по пояс или погруд­но. В левой Его руке сви­ток или Еван­ге­лие, пра­вая обыч­но в бла­го­слов­ля­ю­щем жесте.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 73%

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

9 комментариев

  • Ека­те­ри­на, 18.03.2022

    Спа­си­бо! Это очень инте­рес­но и полез­но для ума и души!

    Ответить »
  • Свет­ла­на, 12.01.2022

    Бла­го­да­рю за столь полез­ную информацию

    Ответить »
  • Роман, 11.08.2021

    Очень содер­жа­тель­но

    Ответить »
  • Нина, 21.01.2021

    Очень полез­ный и позна­ва­тель­ный сайт.

    Ответить »
  • Diana Martin, 10.11.2020

    Очень полез­ный и инте­рес­ный и нуж­ный тест. Бла­го­да­рю за новые познания..

    Ответить »
  • Ирак­лий, 29.10.2020

    очень инте­рес­ные и познавательные…спасибо авто­рам сайта

    Ответить »
  • Свет­ла­на, 10.10.2020

    Очень полез­ная информация

    Ответить »
  • Тама­ра, 23.09.2020

    Эти тесты яви­лись для меня неожи­дан­ным и при­ят­ным откры­ти­ем…! Веро­ят­но, Гос­подь Сам ведет меня, пода­вая мне то кни­гу, необ­хо­ди­мую для про­чте­ния, то зна­ком­ство с каким то оче­ред­ным свя­тым, то фик­си­руя какую либо фра­зу в СМИ или раз­го­во­рах… И здесь, про­ве­ряя себя, столь­ко мно­го познаю, вижу свои ошибки.…Порою стыд­но ста­но­вит­ся от сво­е­го неве­же­ства ! Спа­си Гос­по­ди созда­те­лей этих тестов ! Благодарю !

    Ответить »
  • Оль­га, 06.09.2020

    Бла­го­да­рю созда­те­лей сай­та за столь напол­не­ный необ­хо­ди­мой душе­по­лез­ной инфор­ма­ци­ей раз­дел , очень полез­но себя про­ве­рять. Все­гда неожи­дан­ные резуль­та­ты и мно­го ново­го узна­ешь!!! Сла­ва Богу за все!!!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки