Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 15 июня 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 15 июня 2019 г.

2. Суб­бота 7‑й сед­мицы по Пасхе. Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бота.

Свт. Ники́фора испове́дника, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского. Вмч. Иоанна Нового, Сочав­ского. Блгв. кн. Иулиани́и, кн. Вязем­ской, Новото́ржской (службу зри 21 декабря).

Сщмч. Ера́зма О́хрид­ского.

Память совер­шаем всех от века усоп­ших бла­го­че­сти­вых хри­стиан, отец и братий наших.

Служба по Цвет­ной Триоди.

При­ме­ча­ние. Заупо­кой­ная служба Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты, согласно Типи­кону, совер­ша­ется, «я́коже предызъяви́ся в суббо́ту мясопу́стную, во всем подо́бне», вклю­чая соот­но­ше­ние заупо­кой­ных тек­стов Триоди с пес­но­пе­ни­ями системы Окто­иха. Еже­годно Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бота при­хо­дится на один и тот же день пери­ода пения Цвет­ной Триоди – суб­боту 7‑й сед­мицы по Пасхе, поэтому заупо­кой­ные пес­но­пе­ния Триоди еже­годно соеди­ня­ются с пес­но­пе­ни­ями Окто­иха 6‑го гласа, дей­ству­ю­щего в данную сед­мицу. В силу этого, тексты 6‑го гласа, при­над­ле­жа­щие системе Окто­иха и исполь­зу­ю­щи­еся в суб­боту 7‑й сед­мицы по Пасхе, при­во­дятся в Цвет­ной Триоди на ряду (ср., напр., муче­ничны на «Гос­поди, воз­звах», сти­ховны вечерни и утрени).

На все­днев­ной вечерне кафизма 18‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: муче­ничны (из Триоди), глас 6‑й – 3, и Триоди, глас 8‑й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 6‑й: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо про­кимна – «Алли­луия», на 8‑й глас, с заупо­кой­ными сти­хами (см. в Цвет­ной Триоди) – стих 1‑й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди»; стих 2‑й: «И па́мять их в род и род».

«Спо­доби, Гос­поди…». Екте­ния про­си­тель­ная: «Испол­ним вечер­нюю…», и молитва гла­во­пре­кло­не­ния.

На сти­ховне сти­хиры из Триоди, глас 6‑й (с заупо­кой­ными при­пе­вами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…», и отпуст.

При­ме­ча­ние. «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым» (ср.: Триодь Пост­ная, л. 16 об.; Триодь Цвет­ная, л. 225 и слл.). Канон мерт­вен, или покоин, за усоп­ших см. в Цвет­ной Триоди, л. 225 об. и слл. Устав пани­хиды – тот же, что и в период пения Окто­иха (см.: Типи­кон, гл. 14).

На пове­че­рии может петься служба свт. Ники́фора испове́дника, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского (с этого дня)1, и служба мч. Лукиллиа́на и иже с ним (с 3 июня)2. По «Достойно» – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упоко́й…».

На утрене вместо «Бог Гос­подь» – «Алли­луия»3 на глас 8‑й, с заупо­кой­ными сти­хами – стих 1‑й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2‑й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16‑я. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седальны из Триоди, глас 6‑й.

Кафизма 17‑я, раз­де­ля­е­мая на две статии́, ́поется, по Уставу, на 5‑й глас, без «захода» («Гос­поди, поми­луй» (3), «Слава, и ныне»); к каж­дому стиху 1‑й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2‑й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

При­ме­ча­ние. Согласно рас­про­стра­нен­ной прак­тике, стихи 17‑й кафизмы чита­ются свя­щен­но­слу­жи­те­лями. С нача­лом пения кафизмы свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят через север­ные и южные врата на сере­дину храма к тетрапо́ду (пани­хид­ному столу), иерей (со свечой в руке) читает пса­лом­ские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1‑й статии – «Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди…», на 2‑й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непре­рывно кадит тет­ра­под.

При­ме­ча­ние. В при­ход­ских храмах суще­ствует прак­тика выхода на чтение 17‑й кафизмы и на малую заупо­кой­ную екте­нию по 6‑й песни канона через цар­ские врата.

Первая статия́ начи­на­ется пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с при­пе­вом) 92‑й и 93‑й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)4.

При­ме­ча­ние. Отно­си­тельно окон­ча­ния первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупо­кой­ном бого­слу­же­нии суще­ствуют сле­ду­ю­щие мнения: 1) каждый из двух послед­них стихов первой и второй статии поется по трижды с соот­вет­ству­ю­щим при­пе­вом5; 2) в каждой статии два послед­них стиха объ­еди­ня­ются «за един» и поются с при­пе­вом трижды6.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом): «Паки и паки…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Яко да Гос­подь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Мило­сти Божия…», певцы: «Подай, Гос­поди». «Гос­поду помо­лимся», певцы тихо: «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Воз­глас: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…». Певцы: «Аминь».

По воз­гласе: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…» правый лик начи­нает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают, по тра­ди­ции, малое каж­де­ние (тет­ра­под окрест, ико­но­стас, лики, народ, мест­ные иконы ико­но­стаса, тет­ра­под спе­реди, то есть с запад­ной сто­роны).

Послед­ние стихи: 175‑й и 176‑й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с при­пе­вом) по трижды, и тотчас – тро­пари по Непо­роч­ных, глас 5‑й: «Святы́х лик обре́те…», во время кото­рых свя­щен­ник с диа­ко­ном совер­шают, по обычаю, полное каж­де­ние всего храма.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом; см. по 1‑й статии). По воз­гласе поется седа­лен Триоди, глас 5‑й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»7. Псалом 50‑й.

Каноны: храма со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…».

Ката­ва­сия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2‑я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тро­пари на 6, припев к тро­па­рям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к послед­ним тро­па­рям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни ката­ва­сия – тот же ирмос.

По 3‑й песни – малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седа­лен Триоди, глас 5‑й. «Слава» – тот же седа­лен, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же.

По 6‑й песни – малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

При­ме­ча­ние. По тра­ди­ции, во время пения ката­ва­сии 6‑й песни, через север­ные и южные (или через цар­ские) врата свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят к тет­ра­поду. У тет­ра­пода про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом). Во время пения кондака «Со свя­тыми упокой…» иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают малое каж­де­ние (окрест тет­ра­пода, ико­но­стас и пред­сто­я­щих). После пения кондака и икоса свя­щен­ник с диа­ко­ном воз­вра­ща­ются в алтарь.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни поется «Достойно есть»8. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Екса­по­сти­ла­рий Триоди: «Па́мять соверша́юще…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди: «Сла́досте А́нгелов…».

«Всякое дыха­ние…»9 и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 6‑й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2‑й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас 6‑й: «Ты еси Бог наш…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры из Триоди, глас 6‑й (с заупо­кой­ными сти­хами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Яви́лася еси…».

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…». Диакон: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Чита­ется 1‑й час, и бывает отпуст.

На часах – тро­парь: «Глубино́ю му́дрости …». Кондак: «Со свя­тыми упокой…».

На Литур­гии анти­фоны изоб­ра­зи­тельны.

Бла­женны канона Триоди, песнь 3‑я (со ирмо­сом) и 6‑я – 8.

На входе – «…спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…».

По входе – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Про­ки­мен заупо­кой­ный, глас 6‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Гос­поди, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апо­стол дня – Деян., зач. 51, и за упокой – 1 Кор., зач. 163 (по Триоди), или 1 Сол., зач. 270 (по слу­жеб­ному Апо­столу).

Алли­лу­и­а­рий: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Еван­ге­лие дня – Ин., зач. 67, и за упокой – Ин., зач. 21 (по Триоди), или Ин., зач. 16 (по слу­жеб­ному Еван­ге­лию).

При­ме­ча­ние. «Между устав­ными ука­за­ни­ями отно­си­тельно апо­столь­ского и еван­гель­ского заупо­кой­ных чтений в этот день, поме­щен­ными, с одной сто­роны, в слу­жеб­ных Апо­столе и Еван­ге­лии, с другой – в Цвет­ной Триоди, суще­ствует полное рас­хож­де­ние. В то время как первые ука­зы­вают в данную суб­боту обыч­ное суб­бот­нее апо­столь­ское (1Сол. 4, 13–17) и еван­гель­ское (Ин. 5, 24–30) чтения, Триодь пред­пи­сы­вает брать первое из 1Кор. 15, 47–57 (рядо­вой заупо­кой­ный Апо­стол пят­ницы целого года), второе – из Ин. 6, 35–39 (тако­вое же Еван­ге­лие среды). Данную три­од­ную тра­ди­цию можно про­сле­дить по соот­вет­ству­ю­щим сла­вян­ским и гре­че­ским памят­ни­кам (Триоди, Типи­коны), по край­ней мере, до XV в. Что же каса­ется отме­чен­ных ука­за­ний слу­жеб­ных Апо­стола с Еван­ге­лием, то их дав­ность не пре­вос­хо­дит вре­мени появ­ле­ния здесь ука­за­ний на Апо­столи и Еван­ге­лия за упокой по вся дни» (Пра­во­слав­ный цер­ков­ный кален­дарь на 1920 г.).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

При­ча­стен: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л…».

Вместо «Ви́дехом Свет Истин­ный…» при­нято петь тро­парь «Глубино́ю му́дрости…».


1 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 751. О порядке пения служб на пове­че­рии см. 6 марта, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста. См. также при­ме­ча­ние на пове­че­рии в суб­боту мясо­пуст­ную (17 фев­раля).

2 Службы рядо­вых святых могут быть совер­шены зара­нее – на пове­че­риях пред­ше­ству­ю­щих дней данной сед­мицы.

3 «Алли­луиа» обык­но­венно поется трижды по трижды (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755).

4 После первой статии не про­из­но­сится: «Слава, и ныне», но трижды поются с при­пе­вом заклю­чи­тель­ные два стиха 1‑й статии.

5 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 25; После­до­ва­ние исход­ное мона­хов, Треб­ник [Боль­шой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

6 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 45; Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; После­до­ва­ние парас­таса, сиречь вели­кия пани­хиды и все­нощ­наго бдения, пева­е­мых по усоп­шим. Пет­ро­град, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, после­до­ва­ние пани­хиды.

7 Свя­щен­но­слу­жи­тели уходят в алтарь.

8 См.: Триодь Цвет­ная, л. 235.

9 Там же.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки