Богослужебные указания за 1 июля 2025 года
18. Вторник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия.
Прп. Лео́нтия, канона́рха Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Никано́ра Морозкина, архим. Пере́рвинского[1].
Служба мч. Лео́нтия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Боголюбской иконы Божией Матери в соединении со службой мч. Лео́нтия (без праздничного знака) (А).
А. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й 5, и мученика, глас 8-й 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы 3.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» мученика, глас 4-й: «Да весели́тся Не́бо...», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Ты еси, Богоро́дице, А́нгелов ра́дость...».
По Трисвятом тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й.
На утрене на «Бог Господь» тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» тропарь Богородицы, глас 1-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» тот же седален. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Не вве́ри мя...».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Примечание. Если поется второй канон Богородицы, то каноны исполняются следующим образом: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Богородицы 2-й на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни кондак и икос мученика, глас 3-й; седален Богородицы, глас 2-й. «Слава» седален мученика, глас 4-й, «И ныне» седален Богородицы, глас 2-й.
По 6-й песни кондак и икос Богородицы, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» светилен мученика, «И ныне» светилен Богородицы.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы, глас 6-й 4. «Слава, и ныне» Богородицы, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..».
Великое славословие. По Трисвятом тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й.
На часах тропарь Богородицы. «Слава» тропарь мученика. Кондак только Богородицы.
На Литургии блаженны от 1-го канона Богородицы, песнь 3-я 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4.
По входе тропари и кондаки:
В храме Господском тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы.
В храме Богородицы тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), тропарь мученика. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы (Боголюбской иконы).
В храме святого тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» кондак мученика, «И ныне» кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен Богородицы и мученика.
Апостол и Евангелие дня, Богородицы (под зачало) и мученика.
Б. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Всепе́тая...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» мученика, глас 4-й: «Да весели́тся Не́бо...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Изба́ви нас...».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».
На утрене на «Бог Господь» тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» светилен мученика, «И ныне» Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице...».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».
На часах – тропарь и кондак мученика.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученика; кондак дня, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен дня (и мученика)[2].
Апостол и Евангелие – дня и мученика.
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 мая 2023 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака преподобномученику Никанору, архимандриту Перервинскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6027528.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/623).
2 Прокимны, аллилуиарии и причастны дня и мученика совпадают.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.
***
См. также: Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями А.С. Кашкин