Прозелит

***

Прозели́т (от греч. προσήλυτος (про­се­ли­тос) — при­шед­ший, чужой, ново­об­ра­щён­ный) — 1) лицо, обра­щен­ное из язы­че­ства в иудей­ство; 2) чело­век, при­шед­ший из одной земли (общины) в другую; 3) чело­век, обра­щен­ный из одной веры в другую.

Чем прозелиты врат отличались от прозелитов правды?

Со вре­мени пере­се­ле­ния евреев в Обе­то­ван­ную землю среди них стало селиться много при­шель­цев. Посте­пенно, по мере уве­ли­че­ния бла­го­со­сто­я­ния Изра­иль­ского обще­ства, коли­че­ство чуже­зем­цев уве­ли­чи­ва­лось. Многие из них при­об­ща­лись, в той или иной мере, к вере Изра­иля (ста­но­ви­лись про­зе­ли­тами).

Осо­бенно эффек­тивно про­зе­ли­тизм раз­ви­вался в период ослаб­ле­ния оте­че­ствен­ных зако­нов и уси­ле­ния на иудеев язы­че­ского вли­я­ния (рас­про­стра­не­ния язы­че­ских нравов и обы­чаев). В связи с этим про­ис­хо­дило мас­со­вое отступ­ле­ние иудеев от истин­ной веры, что, конечно же, вызы­вало него­до­ва­ние у наи­бо­лее рев­ност­ных свя­щен­ни­ков и руко­во­ди­те­лей. В период Мак­ка­веев стала уси­ли­ваться рев­ность и в отно­ше­нии обра­ще­ния языч­ни­ков. Так, согласно пре­да­нию, Иоанн Гиркан побу­дил иду­меев при­нять обре­за­ние, а Ари­сто­вул выну­дил к этому иту­реев.

Помимо мис­си­о­нер­ства со сто­роны иудеев раз­ви­тию про­зе­ли­тизма, на рубеже двух Заве­тов, спо­соб­ство­вало рели­ги­оз­ное оску­де­ние язы­че­ства. Многие языч­ники, чув­ствуя внут­рен­нюю духов­ную опу­сто­шен­ность, искали Бога, тем более, что перед При­ше­ствием Мессии мир был испол­нен все­об­щего ожи­да­ния Его ско­рого явле­ния.

Немало языч­ни­ков было обра­щено в иудей­ство фари­се­ями. Однако, в силу того, что фари­сеи не отли­ча­лись воз­вы­шен­но­стью нравов и чисто­той сове­сти, но были лице­ме­рами (рели­ги­оз­ность многих из них огра­ни­чи­ва­лась напуск­ным бла­го­че­стием и фор­маль­ной обряд­но­стью), ока­зы­ва­е­мое ими воз­дей­ствие на языч­ни­ков нередко при­во­дило к ужас­ным послед­ствиям. К при­меру, Гос­подь Иисус Хри­стос, ука­зы­вая на лиц, обра­щен­ных книж­ни­ками и фари­се­ями, назы­вал тех сынами геенны, вдвое худ­шими, нежели сами фари­сеи и книж­ники (Мф.23:15).

Отме­чают, что в ранние вре­мена жизни Церкви про­зе­литы нередко обна­ру­жи­вали особую нена­висть и жесто­кость по отно­ше­нию к хри­сти­а­нам и высту­пали в числе их злей­ших врагов. Вместе с тем, исто­рии известны при­меры бла­го­твор­ного вли­я­ния иудеев на языч­ни­ков. Впо­след­ствии те охотно сле­до­вали за Хри­стом.

По сте­пени при­об­ще­ния про­зе­ли­тов к иудей­ству их было при­нято делить на два класса (две боль­шие группы): про­зе­литы правды (при­шельцы правды) и про­зе­литы врат (при­шельцы врат).

Про­зе­ли­тами правды назы­ва­лись те обра­щен­ные языч­ники, кто все­цело при­ни­мали иудей­ство. Их также назы­вали совер­шен­ными изра­иль­тя­нами, сынами Завета.

Про­зе­литы врат отли­ча­лись частич­ным при­об­ще­нием к иудей­ству. В общем они при­ни­мали веру в Яхве, однако не счи­тали своим непре­мен­ным долгом строго сле­до­вать пред­пи­са­ниям закона Моисея. Им вме­ня­лось в обя­зан­ность соблю­дать лишь так назы­ва­е­мые законы Ноя. При­шельцы врат поль­зо­ва­лись опре­де­лен­ными пра­вами, могли при­но­сить рели­ги­оз­ные жертвы через свя­щен­ни­ков. Своим име­но­ва­нием они были обя­заны тому обсто­я­тель­ству, что им доз­во­ля­лось дохо­дить до врат при­твора Иеру­са­лим­ского храма.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки