Канон Святому и Животворящему Кресту

Тропарь Кресту, глас 1

Спаси, Гос­поди, люди Твоя, / и бла­го­слови досто­я­ние Твое, / победы на сопро­тив­ныя даруя, / и Твое сохра­няя Кре­стом Твоим жительство. Спаси, Гос­поди, людей Твоих / и бла­го­слови насле­дие Твое, / победы пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам* над ино­пле­мен­ными даруя / и Кре­стом Твоим сохра­няя Твой народ.

*греч.: царям

КАНОН.
ТВОРЕНИЕ ГРИГОРИЯ СИНАИТА, ГЛАС 4

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, / и напол­нятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло тор­же­ствуя, / и вос­пою, раду­яся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои, / и они испол­нятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло тор­же­ству­ю­щим, / и вос­пою радостно Ее чудеса.
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Кре­сте все­сильне, апо­сто­лов похвала, / пре­по­доб­ных утвер­жде­ние, и вер­ных зна­ме­ние, / и иерар­хов и муче­ни­ков слава, / победа и утвер­жде­ние всех хва­ля­щих тя. Крест все­силь­ный, апо­сто­лов похвала, / пре­по­доб­ных утвер­жде­ние, и вер­ных зна­ме­ние, / иерар­хов и муче­ни­ков слава, / победа и утвер­жде­ние всех, вос­хва­ля­ю­щих тебя.
Кре­сте все­чест­ный, чет­ве­ро­ко­неч­ная сила, / апо­сто­лов бла­го­ле­пие, и муче­ни­ков кре­пость, / немощ­ных здра­вие пока­зался еси, / мерт­вым вос­кре­се­ние, пада­ю­щим воздвижение. Крест все­свя­щен­ный, четы­рех­ко­неч­ная Сила, / апо­сто­лов бла­го­ле­пие, и муче­ни­ков кре­пость; / здра­вием для немощ­ных Ты явился, / мерт­вым – вос­кре­се­нием, пада­ю­щим – возвышением.
Слава: Кре­сте, ты ми сила буди, кре­пость и дер­жава, / изба­ви­тель и предрат­ник на борю­щия мя, / щит и хра­ни­тель, победа и утвер­жде­ние мое, / присно соблю­дая мя и покрывая. Слава: Крест, ты будь мне силой, кре­по­стью и мощью, / изба­ви­те­лем и защит­ни­ком про­тив борю­щихся со мной, / щитом и хра­ни­те­лем, побе­дой и утвер­жде­нием моим, / все­гда сохра­няя меня и укрывая.
И ныне: На Кре­сте, Все­не­по­роч­ная, Тво­его Сына яко узрела еси, / ору­жие скорб­ное утробу Твою рас­терза, / и вос­кли­цала еси рыда­ющи в болезни, / но абие про­сла­вила еси Кре­ста силу. И ныне: Когда узрела Ты, Все­не­по­роч­ная, / на Кре­сте Сво­его Сына, / ору­жие скорби сердце Твое истер­зало, / и в муче­нии вос­кли­цала Ты с рыда­ни­ями, / но тот­час про­сла­вила Кре­ста силу.

Песнь 3

Ирмос: Твоя пес­но­словцы, Бого­ро­дице, / живый и неза­вист­ный источ­ниче, / лик Себе сово­куп­ль­шия духовно, утверди, / в Боже­ствен­ней Твоей славе / вен­цев славы сподоби. Ирмос: Твоих пес­но­пев­цев, Бого­ро­дица, / – живой и обиль­ный источ­ник, / устро­ив­ших духов­ный празд­ник, утверди / и в боже­ствен­ной Твоей славе / удо­стой вен­цов славы.
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Кре­сте, пре­по­доб­ных ору­жие, обо­юд­ный меч Хри­стов, / вер­ных удоб­ре­ние, боля­щих исце­ле­ние и заступ­ле­ние, / и воз­дви­же­ние умер­ших, Всечестне. Крест, пре­по­доб­ных ору­жие, / обо­ю­до­ост­рый меч Хри­стов, / вер­ным – укра­ше­ние, боля­щим – исце­ле­ние и защита, / и вос­кре­се­ние умер­ших, Всесвященный.
Кре­сте, осно­ва­ние бла­го­че­стия, / бесом пока­зался еси губи­тель, Церк­вам бла­го­ле­пие, / нече­сти­вым поги­бель, вра­гом посрам­ле­ние на день судный. Крест, осно­ва­ние бла­го­че­стия, / бесам ты явился губи­те­лем, / Церк­вам – бла­го­ле­пием, – нече­сти­вым поги­бе­лью, / вра­гам – посрам­ле­нием в день суда.
Слава: Кре­сте живо­нос­ный, / ты ми буди кре­пость и победа, и щит, / и стена нера­ту­ема, бесом отгна­ние, / и помыс­лом пога­ше­ние, и ума моего сохранение. Слава: Крест живо­нос­ный, / ты будь мне кре­по­стью и побе­дой, / и щитом, и сте­ной непри­ступ­ной; / бесов изгна­нием, и помыс­лов уга­ше­нием, / и ума моего сохранением.
И ныне: Рас­пя­тие понос­ное, Дево Вла­ды­чице, Твой Сын пре­тер­пел есть, и смерть непо­доб­ную. / Но воз­несся, низ­верже про­тив­ныя вра­жия силы, яко безсмертен. И ныне: Рас­пя­тие позор­ное, Дева Вла­ды­чица, / Твой Сын пре­тер­пел, и смерть бес­чест­ную. / Но воз­несся и низ­верг про­ти­вя­щи­еся вра­жьи силы, / как бессмертный.
Гос­поди, поми­луй, три­жды. Гос­поди, поми­луй, три­жды.

Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

Про­об­ра­жаше тайне древле Иисус Навин Кре­ста образ, / егда руце про­стре кре­сто­видне, Спасе мой, / и ста солнце, дон­деже враги низ­ложи, про­ти­во­сто­я­щия Ти, Богу; / ныне же зайде, на Кре­сте Тя зря, / и, дер­жаву смерт­ную раз­ру­шив, / весь мир совоз­двигл еси. В древ­ние вре­мена Иисус Навин / таин­ственно про­об­ра­зо­вал Кре­ста образ, / когда про­стер он руки кре­сто­видно, / и оста­но­ви­лось солнце, / доколе он не истре­бил вра­гов, / сопро­тив­ляв­шихся Тебе, Богу. / Ныне же оно померкло, / видя на Кре­сте, Тебя Спа­си­тель мой, / раз­ру­ша­ю­щего власть смерти / и ад разоряющего.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Пре­столе Боже­ства, / во облаце легце, / при­иде Иисус Пре­бо­же­ствен­ный, / нетлен­ною дла­нию, и спасе зову­щия: / слава, Хри­сте, силе Твоей. Ирмос: Сидя­щий в славе / на пре­столе Боже­ства, / на облаке лег­ком, / при­шел Иисус боже­ствен­ней­ший, / носи­мый непо­роч­ной рукою, / и спас взы­ва­ю­щих: / “Слава, Хри­сте, силе Твоей!”
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Чет­ве­ро­ко­неч­ный сый мир, / и яко три­обо­юд­ный меч, начала тьмы сечеши, / нами вооб­ра­жа­емь, Кре­сте, ору­жие вели­кое Хри­стово, / и непо­бе­ди­мое побе­ди­тель­ство всесильное. Ты – четы­рех­ко­неч­ный мiр, / и словно с тремя лез­ви­ями меч / посе­ка­ешь началь­ни­ков тьмы, нами изоб­ра­жа­е­мый, / – Крест, вели­кое ору­жие Хри­ста и неодо­ли­мое, / победы зна­ме­ние всесильное.
Твоя высота, Живо­носне Кре­сте, воз­душ­наго князя биет, / и глу­бина всея без­дны зака­лает змия, / широту паки вооб­ра­жает, / низ­ла­гая мир­скаго князя кре­по­стию Твоею. Твоя высота, Живо­нос­ный Крест, / воз­душ­ного князя бичует, / а глу­бина – зака­лы­вает всей без­дны вла­дыку, змия; / и снова – широту изоб­ра­жает, / низ­ла­гая князя мiра сего кре­по­стью Твоею.
Слава: Воз­несся сопри­влекл еси пад­шия, / воз­двигл еси есте­ство зем­ное, / Пре­столу Божию спро­сла­вился еси, Кре­сте, / высото вели­кая, мир­ский мосте, / душу мою от стра­стей глу­бины воз­неси вскоре. Слава: Воз­нес­шись, ты при­влек с собою пад­ших, / воз­двиг есте­ство зем­ное, / наравне с Пре­сто­лом Божиим про­сла­вился, / – Крест, высота вели­кая, мост для всего мiра, / душу мою из глу­бины стра­стей воз­неси вскоре.
И ныне: Кре­сто­об­разно, Пре­чи­стая Отро­ко­вице Бого­ро­дице, / длани Твои рас­про­стерши ко иже на Кре­сте Воз­дви­жен­ному, / и молитвы, Дево, ныне при­неси, / за всех верно моля­щихся Тебе. И ныне: Кре­сто­об­разно, Пре­чи­стая Отро­ко­вица, / длани Твои рас­про­стерши к Воз­дви­жен­ному на Кре­сте, / и молитвы, Бого­ро­дица Дева, ныне при­неси, / за всех с верою моля­щихся Тебе.

Песнь 5

Ирмос: Ужа­со­шася вся­че­ская / о Боже­ствен­ней славе Твоей: / Ты бо, Неис­ку­со­брач­ная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Без­лет­наго Сына, / всем вос­пе­ва­ю­щим Тя / мир подавающая. Ирмос: Изу­мился весь мiр / о боже­ствен­ной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познав­шая Дева, / носила во чреве Твоём Все­выш­него Бога / и родила веч­ного Сына, / всем вос­пе­ва­ю­щим Тебя мир подающего.
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Кре­сте, небес­ная лествице свя­тыни, сте­пе­нем настав­ниче, / Хри­стова высота и слава еси, / Божий образ назна­ме­на­те­лен миру, / неви­ди­мому же и види­мому, единочестне. Крест, ты – небес­ная лест­ница свя­тыни, / вос­хож­де­ний настав­ник, Хри­стова высота и слава, / Божий образ, начер­тан­ный мiру, / как неви­ди­мому, так и види­мому, в рав­ной мере.
Кре­сте, образе неис­пи­сан­ный силою, / освя­ще­ние водам, очи­ще­ние воз­духу, / освя­ще­ние и про­све­ще­ние вся­кому, муже­ства зна­ме­ние, / и Хри­стов скиптр непре­лож­ный, про­тив­ныя в землю попирая. Крест, образ неис­чис­ли­мый силою, / освя­ще­ние водам, очи­ще­ние воз­духу, / освя­ще­ние и про­све­ще­ние вся­кому, / муже­ства зна­ме­ние и ски­петр Хри­стов неиз­мен­ный, / про­тив­ни­ков на землю повергающий.
Слава: Кре­сте все­сильне, / зло­че­сти­выя низ­ложи враги, нена­ви­дя­щия и хуля­щия тя безумно, / языки попали и угаси шата­ния их. / О Кре­сте все­свя­тый и Хри­сто­нос­ный, / сохрани нас дер­жа­вою Твоею. Слава: Крест все­силь­ный, низ­ложи зло­че­сти­вых вра­гов, / нена­ви­дя­щих и хуля­щих тебя безумно, / языч­ни­ков попали и усмири над­мен­ность их. / О Крест все­свя­той и Хри­сто­нос­ный, / сохрани нас мощью Твоею!
И ныне: Всех Царице Вла­ды­чице, скип­тром Рож­де­ства Тво­его / раз­руши, Девице, воста­ние хуля­щих крест­ную силу. / Даждь кре­пость и очи­ще­ние, / победу и помощь вер­ным людем Твоим. И ныне: Всех Царица Вла­ды­чица! / Ски­пет­ром Рож­ден­ного Тобой / раз­рушь, Девица, вос­ста­ние хуля­щих силу Кре­ста. / Дай кре­пость и милость, победу и помощь / вер­ным людям Твоим.

Песнь 6

Ирмос: Боже­ствен­ное сие и все­чест­ное / совер­ша­юще празд­не­ство, / Бого­муд­рии, Бого­ма­тере, / при­и­дите, руками вос­пле­щим, / от Нея рожд­ша­гося Бога славим. Ирмос: Боже­ствен­ный сей и всеми чти­мый / совер­шая празд­ник Бого­ма­тери, / при­дите, бого­муд­рые, / нач­нем руко­плес­кать, / от Нее рож­ден­ного Бога славя.
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Кре­сте всех вос­кре­се­ние, / Крест пад­ших исправ­ле­ние, / стра­стей умерщ­вле­ние и плоти при­гвож­де­ние, / Крест душам слава и свет вечный. Крест – всех вос­кре­се­ние, / Крест – пад­ших исправ­ле­ние, / стра­стей умерщ­вле­ние и плоти при­гвож­де­ние, / Крест – душам слава и свет вечный.
Крест вра­гов губи­тель, / Крест зло­че­сти­вых язва и пле­не­ние, и вер­ных дер­жава, / бла­го­че­сти­вых хра­ни­тель и бесов отгонитель. Крест – вра­гов губи­тель, / Крест – зло­че­сти­вым язва и пле­не­ние, / и вер­ным могу­ще­ство, / бла­го­че­сти­вым хра­ни­тель и бесов гонитель.
Слава: Крест стра­стей пагуба, / Крест помыс­лов отгна­ние, / Крест сокру­ше­ние язы­че­ско иску­си­тельно / и духо­вом пока­зася ловительство. Слава: Крест – стра­стей поги­бель, / Крест – помыс­лов отгна­ние; / Крест – языч­ни­кам испы­та­ние сокру­ши­тель­ное, / и злым духам он явился ловушкой.
И ныне: Крест воз­дви­жется и падают духов воз­душ­ных чинове, / Крест сниз­хо­дит, и нече­сти­вии вси ужа­са­ются, / яко мол­нию видяще крест­ную силу. И ныне: Крест воз­дви­га­ется – / и падают полки воз­душ­ных духов, / Крест нис­хо­дит – и нече­сти­вые все ужа­са­ются, / словно мол­нию видя крест­ную силу.
Гос­поди, поми­луй, три­жды. Слава, и ныне: Гос­поди, поми­луй, три­жды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 4. Самоподобен:

Воз­не­сыйся на Крест волею, / тезо­име­ни­тому Тво­ему новому житель­ству / щед­роты Твоя даруй, Хри­сте Боже, / воз­ве­сели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопо­статы, / посо­бие иму­щим Твое oру­жие мира, / непо­бе­ди­мую победу. Воз­не­сен­ный на Крест доб­ро­вольно, / соимен­ному Тебе новому народу / мило­сти Твои даруй, Хри­сте Боже; / воз­ве­сели силою Твоею вер­ных людей Твоих*, / пода­вая им победы над вра­гами, / – да имеют они помощь от Тебя, / ору­жие мира, непо­бе­ди­мый знак победы.
Икос: Иже до тре­ти­яго Небесе вос­хи­щен бысть в рай / и гла­голы слы­шав неиз­ре­чен­ныя и Боже­ствен­ныя, / ихже не леть языки [чело­ве­че­скими] гла­го­лати, / что Гала­том пишет, яко рачи­те­лие Писа­ний проч­то­сте и позна­сте: / мне, гла­го­лет, хва­ли­тися да не будет, токмо во еди­ном Кре­сте Гос­подни, / на немже, стра­дав, уби стра­сти. / Того убо и мы известно дер­жим, Крест Гос­по­день, хвалу вси: / есть бо нам спа­си­тель­ное сие Древо / oру­жие мира, непо­бе­ди­мая победа. Икос: До тре­тьего неба воз­не­сен­ный в рай / и услы­шав­ший неиз­ре­чен­ные и боже­ствен­ные слова, / кото­рые невоз­можно пере­ска­зы­вать язы­ками чело­ве­че­скими, – / что он Гала­там пишет, / как про­чли и узнали вы, люби­тели Писа­ний? / “Чтобы я, гово­рит он, хва­лился, – да не будет, / разве только одним Кре­стом Гос­под­ним, / на кото­ром постра­дав, Он убил стра­сти”. / Так и мы все будем твердо дер­жать его, / Крест Гос­по­день, как похвалу; / ибо для нас это спа­си­тель­ное Древо – / ору­жие мира, непо­бе­ди­мый знак победы.

Песнь 7

Ирмос: Не послу­жиша твари Бого­муд­рии, / паче Создав­шаго, / но огнен­ное пре­ще­ние муже­ски поправше, / радо­ва­х­уся, поюще: / пре­пе­тый отцев Гос­подь и Бог бла­го­сло­вен еси. Ирмос: Не почтили бого­муд­рые / тво­ре­ния больше Творца, / но угро­жав­ший им огонь муже­ственно поправ, / радостно вос­пе­вали: / “Пре­х­валь­ный Гос­подь и Бог отцов, / бла­го­сло­вен Ты!”
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Нераз­дель­ную Тро­ицу и нес­ли­янну, / есте­ство един­ством бла­го­сло­вим, / Отца нерож­денна, и рож­денна Сына, / и Свя­таго исхо­ди­тель­наго Боже­ствен­наго Духа, пес­ньми поюще: / бла­го­сло­вен Бог отец наших. О Тро­ице, нераз­дель­ной и нес­ли­ян­ной, / есте­ством еди­ной, бого­слов­ствуем: / об Отце нерож­ден­ном, и рож­ден­ном Сыне, / и Свя­том от Отца исхо­дя­щем Боже­ствен­ном Духе, / в гим­нах вос­пе­вая: / “Бла­го­сло­вен Бог отцов наших!”
Неза­хо­ди­тель­ными мол­ни­ями Тво­ими, Трии­по­стасне, / наша озари умныя очи, / доб­роту Твою, Три­светне, пре­су­ще­ствен­ную зрети, / яже чело­ве­ком недо­ве­до­мая и непри­ступ­ная Ангелом. Немерк­ну­щими Тво­ими мол­ни­ями, Трии­по­стас­ный, / ума нашего очи озари, / чтобы созер­цать сверх-суще­ствен­ную кра­соту Твою, Три­свет­лый, / – то, что людям неве­домо и недо­ступно Ангелам.
Слава: Лучами света Тво­его / пад­шую мою душу воз­веди от глу­бины, / бла­гий Боже, пре­пе­тый и все­силь­ный, / пополз­шу­юся от света бла­го­дат­наго и во тьму воглубльшуюся. Слава: Бла­гой Боже, пре­х­валь­ный и все­силь­ный! / Лучами света Тво­его воз­веди из глу­бины / пад­шую мою душу, поскольз­нув­шу­юся, / лишен­ную света бла­го­дат­ного / и во тьму погрузившуюся.
И ныне: Кре­сто­об­разно про­стерши руце, Чистая, / к рас­про­стер­шему свои руце на Древе Крест­нем, / и воз­нес­шему есте­ство наше, и умерт­вив­шему враж­деб­ныя полки, / молящи не престай. И ныне: Кре­сто­об­разно про­стерши руки, Чистая, / к Рас­про­стер­шему Свои руки на Древе Крест­ном / и воз­нес­шему есте­ство наше, / и умерт­вив­шему враж­деб­ные полки / молиться не прекращай.

Песнь 8

Ирмос: Отроки бла­го­че­сти­выя в пещи / Рож­де­ство Бого­ро­дично спасло есть, / тогда убо обра­зу­е­мое, / ныне же дей­ству­е­мое, / все­лен­ную всю воздви­зает пети Тебе: / Гос­пода пойте дела / и пре­воз­но­сите Его во вся веки. Ирмос: Отро­ков бла­го­че­сти­вых в печи / Дитя Бого­ро­дицы спасло: / тогда – про­об­ра­зу­е­мое, а ныне – дей­ству­ю­щее; / всю все­лен­ную созы­вает Он петь Тебе. / Пойте Гос­пода, тво­ре­ния, / и пре­воз­но­сите во все века!
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Высота Хри­сто­вых стра­стей и лук, и ору­жие, и меч, / ору­жие непо­стыд­ное, и сила непо­бе­ди­мая, / Хри­стово под­но­жие и побе­ди­тель­ство на враги, / зна­ме­ния Цар­ствия, скип­тре вер­ных, / пока­зался еси, Кре­сте победоносне. Вер­ши­ной стра­да­ний Хри­ста, / и луком, и доспе­хами, и мечом, / ору­жием без­от­каз­ным и силою непо­бе­ди­мой, / Хри­сто­вым под­но­жием и зало­гом победы над вра­гами, / зна­ме­нием Цар­ствия, ски­пет­ром вер­ных / явился ты, Крест победоносный!
Воз­двигл еси наше пад­шее есте­ство, Хри­стом рас­пен­шимся, совоз­ста­вив; / высото Боже­ствен­ная, глу­бино неиз­гла­го­лан­ная, / Хри­стово ты еси зна­ме­ние, Кре­сте пре­бо­гате, и широта без­мер­ная, / и зна­ме­ние непо­сти­жи­мыя Тро­ицы, жизноносче. Воз­вы­сил ты наше пад­шее есте­ство, / с рас­пя­тием Хри­сто­вым его воз­двиг­нув; / высота Боже­ствен­ная, глу­бина неиз­ре­чен­ная! / Ты, Живо­нос­ный Крест, бла­го­да­тью пре­и­зобиль­ный / – Хри­стово зна­ме­ние, и широта без­мер­ная, / и непо­сти­жи­мой Тро­ицы образ.
Слава: Уст­нами, душею же и серд­цем Крест Гос­по­день лобы­за­юще, / при­и­дите ныне воз­не­сем вси и воз­ве­ли­чим, / покла­ня­ю­щеся рцем вкупе, песнь пре­чи­стую, вопи­юще: / pадуйся, вели­кое богат­ство, Кре­сте, цер­ков­ное украшение. Слава: Устами, душою и серд­цем / Крест Гос­по­день лобы­зая, / при­дите ныне, воз­не­сем его все и воз­ве­ли­чим; / покло­ня­ясь, вос­клик­нем вме­сте / песнь чистей­шую, воз­гла­шая: / “Радуйся, вели­кое богат­ство, Крест, / Церкви украшение!”
И ныне: Древо жизни и спа­се­ния, / Древо без­смер­тия, Древо разума, / Древо три­лю­безно, нетленно и неиз­ну­ря­емо, / Крест три­со­став­ный, чест­ное Древо, / Тро­ицы бо носит Трии­по­стас­ныя образ. И ныне: Древо жизни и спа­се­ния, / Древо бес­смер­тия, Древо разума, / Древо три­жды любез­ное, / непо­роч­ное и непри­кос­но­вен­ное, / Крест трех­со­став­ный, почи­та­е­мое Древо: / ибо носит оно Тро­ицы Трии­по­стас­ной образ.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земно­род­ный / да взыг­ра­ется, Духом про­све­ща­емь, / да тор­же­ствует же Без­п­лот­ных умов есте­ство, / почи­та­ю­щее свя­щен­ное тор­же­ство Бого­ма­тере, / и да вопиет: / радуйся, Все­б­ла­жен­ная, / Бого­ро­дице Чистая Приснодево. Ирмос: Вся­кий на земле рож­ден­ный / да ликует, Духом про­све­ща­ясь; / да тор­же­ствует и бес­плот­ных Умов есте­ство, / почи­тая свя­щен­ное тор­же­ство Бого­ма­тери, / и да взы­вает: / “Радуйся, Все­б­ла­жен­ная, / Бого­ро­дица чистая, Приснодева!”
При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному. При­пев: Слава, Гос­поди, Кре­сту Тво­ему Честному.
Кто слы­шана сотво­рит, якоже пишется, дей­ствия твоя, миро­лю­без­ный Кре­сте, / силы и чудеса, умер­шим воста­ние; / и мир весь совоз­несл еси, воз­не­сыйся к Богу многожелаемый. Кто сде­лает слыш­ными, как напи­сано, / дей­ствия твои, любез­ный мiру Крест, / явле­ния силы Божией и чудеса, / и умер­ших вос­кре­се­ние? / И весь мiр ты с собой воз­нес, / сам воз­не­сен­ный к Богу, / многовожделенный.
Утвер­жде­ние вер­ным Крест треб­ла­жен­ный, / зна­ме­ние и похвала, Древо все­силь­ное, / Крест Хри­стов вели­кий и совер­шен­ный, / апо­сто­лом похвала, пре­по­доб­ным утвер­жде­ние / и муче­ни­ком кре­пость и дер­жава, / вер­ным победа и похвала. Утвер­жде­ние вер­ным – Крест три­жды бла­жен­ный, / зна­ме­ние и похвала, Древо все­силь­ное. / Крест Хри­стов, вели­кий и совер­шен­ный, / апо­сто­лам – похвала, пре­по­доб­ным – утвер­жде­ние / и муче­ни­кам – кре­пость и сила, / вер­ным – победа и хвала.
Слава: Радуйся, Кре­сте, образе неопи­сан­ный и мно­го­име­ни­тый, / Древо тре­бо­гат­ное, страшно же и все­б­ла­женно; / радуйся, Кре­сте все­свя­тый и все­силь­ный; / радуйся, хра­ни­телю жизни нашея, / Гос­по­день Кре­сте многопетый. Слава: Радуйся, Крест, образ неопи­су­е­мый и мно­го­имен­ный, / Древо пре­и­зоби­лу­ю­щее дарами, / страш­ное и все­б­ла­жен­ное! / Радуйся, Крест все­свя­той и все­силь­ный! / Радуйся, хра­ни­тель жизни нашей, / Гос­по­день Крест много воспеваемый!
И ныне: Кре­сте Чест­ный, хра­ни­тель души и тела буди ми, / обра­зом своим бесы низ­ла­гая, враги отго­няя, стра­сти упражд­няя, / и бла­го­сло­ве­ние даруя ми, и жизнь и силу, / содей­ствием Свя­таго Духа, и чест­ными Пре­чи­стыя мольбами. И ныне: Крест Дра­го­цен­ный! / Будь мне хра­ни­те­лем души и тела, / обра­зом своим бесов низ­ла­гая, / вра­гов отго­няя, стра­сти упразд­няя, / и даруя мне бла­го­сло­ве­ние, и жизнь и силу / содей­ствием Свя­того Духа / и Пре­чи­стой свя­щен­ными мольбами.

Светилен, глас 2. Подобен: Учеником:

Крест хра­ни­тель всея все­лен­ныя, / Крест кра­сота Церкве, / Крест царей дер­жава, / Крест вер­ных утвер­жде­ние, / Крест Анге­лов слава и демо­нов язва. Крест – хра­ни­тель всей все­лен­ной, / Крест – кра­сота Церкви, / Крест – царей могу­ще­ство, / Крест – вер­ных утвер­жде­ние; / Крест – Анге­лов слава / и демо­нов поражение.
Слава, и ныне, Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен: У Кре­ста пред­сто­ящи, Тя без­се­менно Рожд­шая, / и рыда­ющи вопи­яше: / увы, слад­чай­шее Чадо, / како зашел еси от очию Моею; / како в мерт­вых вме­нился еси. Слава, и ныне, Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен: Стоя у Кре­ста, Родив­шая Тебя без семени, / и горько сетуя, взы­вала: / “Увы, слад­чай­шее Чадо, / как Ты скрылся от очей Моих? / Как Ты к мерт­вым был причислен?”

Молитва Священному и Животворящему Кресту

Гос­поди Иисусе Хри­сте, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спа­си­телю мира, се аз, недо­стой­ный и паче всех греш­ней­ший, сми­ренно колена сердца моего пред сла­вою вели­че­ства Тво­его пре­кло­няя, вос­пе­ваю и вели­чаю без­мер­ное стра­да­ние Твое, и бла­го­да­ре­ние Тебе, Царю всех и Богу при­ношу, яко бла­го­из­во­лил еси снити с небес­наго Пре­стола Тво­его и вопло­ти­тися от Пре­чи­стыя Девы Марии, ради спа­се­ния чело­ве­че­скаго; без­п­ло­тен сый, плот­ское есте­ство Боже­ству сово­куп­ляя; богат сый, волею обни­щал еси, да чело­века во Цар­ствии Твоем обо­га­тиши; труды и вся­кия чело­ве­че­ския беды, яко чело­век, на Себе понесл еси, да всем во вся­ких печа­лех и нуж­дах пособ­ству­еши; четы­ре­де­сять дней пости­выйся, всем к воз­дер­жа­нию путь пока­зал еси; мно­жи­цею от лука­вых иску­шен был еси, всех от иску­ше­ний вся­ких избав­ляя. Вем, все­силь­ный Вла­дыко, яко вся сия Тебе непо­требна быша, но чело­ве­че­скаго ради спа­се­ния вся пре­тер­пел еси: пре­дан был еси за три­де­сять среб­ре­ник, да чело­века иску­пиши от лютыя работы вра­жия; от неми­ло­сти­вых Иудей, яко незло­би­вый агнец, похи­щен был еси, род чело­ве­че­ский от погло­ще­ния волка мыс­лен­наго истор­гая; на судищи пред Анною и Каиа­фою пред­стал еси, всех от осуж­де­ния огня веч­наго отводя; свя­зан, пору­ган, опле­ван, от лож­ных сви­де­те­лей окле­ве­тан и на понос­ную смерть осуж­ден, чело­века от вся­кия напа­сти, муче­ния и от веч­ныя смерти сво­бож­дая; Пилату, нико­его зла соде­я­вый, пре­дан был еси и ко Ироду послан, и паки пору­ган, чело­века от злаго обсто­я­ния и от пору­га­ний вра­жиих избав­ляя. Что убо воз­дам Тебе, Вла­дыко Чело­ве­ко­любче, о всех, яже пре­тер­пел еси мене ради греш­наго? Не вем. Душа бо и тело, и вся бла­гая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь; точию на без­чис­лен­ное Твое мило­сер­дие, бла­го­у­тробне Гос­поди, наде­яся, пою Твое неиз­ре­чен­ное дол­го­тер­пе­ние, вели­чаю неис­по­ве­ди­мое смот­ре­ние Твое, славлю Твою без­мер­ную милость, имиже пре­кло­нился еси мене ради осуж­ден­наго, да аз оправ­дан буду. К столпу, Спасе, при­вя­зан и без мило­сти биен, мило­стив сый, раз­реши мя, молюся, от гре­хов моих; тер­нием вен­чан, души моея гре­хов­ное тер­ние иско­рени; тро­стию биен по главе, сокруши главу змия, уязв­ля­ю­щаго мя жалом греха; в баг­ряну ризу обол­чен и мучи­те­лем пре­дан, про­свети ми, Царю Пре­свя­тый, оде­я­ние душев­ное, да вниду в чер­тог Твой все­к­рас­ный; с раз­бой­ники вме­нен и Крест на раму Своею поне­сый, раз­бой­ника врага, ищу­щаго душу мою убити, Твоим Кре­стом про­жени. Вем Тя, Иисусе дол­го­тер­пе­ливе, люте уязв­лен­наго; от верху главы Твоея свя­тыя, даже до стопы нож­ныя, не бе в Тебе места цела. Что же воз­гла­голю о неиз­ре­чен­ном чело­ве­ко­лю­бии Твоем, Хри­сте Спа­си­телю? Точию в сокру­ше­нии сердца моего, покла­ня­яся Твоим Пре­чи­стым страс­тем и все­лю­безно тыя лобы­зая, вопию: поми­луй мя, греш­наго. На Кре­сте при­гвоз­ди­тися изво­ли­вый, при­гвозди запо­ве­дем Твоим сердце мое; воз­дви­жен со Кре­стом на горе Гол­гофе, воз­двигни мысли моя к небеси, да все­гда гор­няя мудр­ствую; жел­чию со оцтом напоен, огор­чен­ное ми гре­хом сердце услади любо­вию Твоею, и жаж­дуща напой пото­ком сла­до­сти Твоея; руце Свои пре­чи­стеи рас­про­ст­рый на при­я­тие всех, при­ими мя, греш­наго; нозе при­гвож­дены име­вый, хотя все­гда со греш­ники быти, буди со мною, греш­ным, воз­бра­няя ногам моим от вся­каго пути лука­ваго; сердце отвер­сто име­вый, яви мне бла­го­дать Свою, греш­ному; главу пре­свя­тую на Кре­сте пре­кло­ни­вый, услыши недо­стой­ныя молитвы моя. О, пре­чуд­ная и неиз­ме­ри­мая глу­бино мило­сер­дия, Хри­сте Боже, за враги рас­пи­на­тели Своя Богу Отцу моли­выйся, даждь и мне, греш­ному, сию бла­го­дать, любити враги моя и моли­тися за них; раз­бой­нику каю­ще­муся рай отвер­зый, воз­зри, Свете мой, на мя, греш­наго, подаждь пока­я­ние и отверзи ми двери мило­сти Твоея, и помяни мя, недо­стой­наго, во Цар­ствии Твоем. Нако­нец, духа Сво­его пре­свя­таго пре­да­вый в руце Богу Отцу, при­ими, Созда­телю, дух мой во время кон­чины моея; со Кре­ста снят и во гробе яко мертв поло­жен, Спасе, живый во свете непри­ступ­нем, возьми от мене тяж­кое бремя гре­хов­ное, и не возг­ну­шайся, Чело­ве­ко­любче, все­ли­тися во гроб сердца моего недо­стой­наго, на умерщ­вле­ние моего плот­скаго муд­ро­ва­ния; яко да не ктому себе, брен­ное созда­ние Твое, но Тебе, Гос­по­деви и Богу моему живый, Твоим, о Все­ми­ло­стиве, бла­го­у­тро­бием, спо­доб­люся видети Тебе, Созда­теля и Спа­си­теля моего, за при­я­тие смерти крест­ныя, сла­вою и честию вен­чан­наго, во свете непри­кос­но­вен­ныя Твоея славы; идеже со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем, и со Пре­свя­тым, и Бла­гим, и Живо­тво­ря­щим и Еди­но­сущ­ным Твоим Духом цар­ству­еши прежде век, ныне и присно и во веки веков, аминь. Гос­поди Иисусе Хри­сте, Сын Бога живого, Тво­рец неба и земли, Спа­си­тель мiра! Вот, я, недо­стой­ный и более всех греш­ней­ший, сми­ренно пре­кло­няя колена сердца моего пред сла­вою вели­чия Тво­его, вос­пе­ваю и вели­чаю без­мер­ное стра­да­ние Твое, и бла­го­да­ре­ние Тебе, Царю всех и Богу при­ношу; ибо Ты бла­го­во­лил сойти с небес­ного Пре­стола Тво­его и вопло­титься от Пре­чи­стой Девы Марии, ради спа­се­ния чело­ве­че­ского, бес­плот­ный – плот­ское есте­ство с Боже­ством соеди­няя; бога­тый – доб­ро­вольно обни­щал, чтобы чело­века в Цар­стве Твоем обо­га­тить; труды и вся­кие чело­ве­че­ские беды, как чело­век, понес на Себе, дабы всем помо­гать во вся­ких печа­лях и нуж­дах; сорок дней постив­шись, Ты путь к воз­дер­жа­нию всем пока­зал; мно­го­кратно от злых людей был иску­шаем, всех от вся­ких иску­ше­ний избав­ляя. Знаю, все­силь­ный Вла­дыка, что все это Тебе не было нужно, но ради спа­се­ния людей Ты все пре­тер­пел: пре­дан был за трид­цать среб­ре­ни­ков, чтобы чело­века иску­пить от тяж­кого раб­ства врагу; неми­ло­сти­выми Иуде­ями, как без­злоб­ный агнец, был похи­щен, род чело­ве­че­ский от погло­ще­ния неве­ще­ствен­ным вол­ком истор­гая; на суди­лище пред Анною и Каиа­фою пред­стал, всех от осуж­де­ния на огонь веч­ный отводя; был свя­зан, пору­ган, опле­ван, лож­ными сви­де­те­лями окле­ве­тан и на позор­ную смерть осуж­ден, чело­века от вся­кой напа­сти, муче­ния и от веч­ной смерти осво­бож­дая; Пилату, ника­кого зла не сде­лав, пре­дан был и ко Ироду послан, и вновь пору­ган, чело­века от бед­ствен­ного состо­я­ния и от пору­га­ний вра­жьих избав­ляя. Что же воз­дам Тебе, Вла­дыка Чело­ве­ко­лю­бец, за все, что Ты пре­тер­пел ради меня греш­ного? Не ведаю. Ибо душа, и тело, и все блага – от Тебя, и все мое – Твое, и я – Твой; только на неис­чис­ли­мое Твое мило­сер­дие наде­ясь, бла­го­серд­ный Гос­поди, вос­пе­ваю Твое неиз­ре­чен­ное дол­го­тер­пе­ние, вели­чаю неис­по­ве­ди­мый про­мысл Твой, славлю Твою без­мер­ную милость: из-за того Ты и пре­кло­нился ради меня, осуж­ден­ного, чтобы я был оправ­дан. К столпу при­вя­зан­ный, и неми­ло­стиво бичу­е­мый, Спа­си­тель, Сам мило­сти­вый, раз­реши меня, молюсь, от гре­хов моих; тер­нием увен­чан­ный, тер­ние греха в душе моей иско­рени; тро­стью уда­ря­е­мый по голове, сокруши голову змия, уязв­ля­ю­щего меня жалом греха; в баг­ря­ное оде­я­ние обле­чен­ный и мучи­те­лям пре­дан­ный, сде­лай свет­лым, Царь Пре­свя­той, оде­я­ние моей души, чтобы мне войти в чер­тог Твой пре­крас­ней­ший; к раз­бой­ни­кам при­чтен­ный и Крест на пле­чах Своих понес­ший, раз­бой­ника-врага, стре­мя­ще­гося душу мою умерт­вить, Твоим Кре­стом про­гони. Знаю, как Тебя, Иисусе дол­го­тер­пе­ли­вый, страшно изра­нили: от темени главы Твоей свя­той, даже до стопы ноги, не было у Тебя целого места. Что же скажу о неиз­ре­чен­ном чело­ве­ко­лю­бии Твоем, Хри­сте Спа­си­тель? Только в сокру­ше­нии сердца моего, покло­ня­ясь Твоим Пре­чи­стым стра­да­ниям и со всей любо­вью мыс­ленно лоб­зая их, взы­ваю: поми­луй меня, греш­ного! На Кре­сте быть при­гвож­ден­ным бла­го­во­лив­ший, при­гвозди к запо­ве­дям Твоим сердце мое; воз­не­сен­ный со Кре­стом на горе Гол­гофе, воз­неси мои мысли к небу, чтобы я все­гда о гор­нем помыш­лял; жел­чью с уксу­сом напо­ен­ный, огор­чен­ное гре­хом сердце мое услади любо­вию Твоею, и напой жаж­ду­щего из потока сла­до­сти Твоей; руки Свои пре­чи­стые рас­про­стер­ший, чтобы при­нять всех, прими меня, греш­ного; имев­ший ноги при­гвож­ден­ными, Ты, все­гда жела­ю­щий с греш­ни­ками быть, будь со мною, греш­ным, удер­жи­вая ноги мои от вся­кого пути лука­вого; имев­ший сердце отвер­стым, яви бла­го­дать Свою мне, греш­ному; главу пре­свя­тую на Кре­сте пре­кло­нив­ший, услышь недо­стой­ные молитвы мои. О, пре­чуд­ная и неиз­ме­ри­мая глу­бина мило­сер­дия, Хри­сте Боже! За вра­гов – рас­пи­на­те­лей Своих Богу Отцу молив­шийся, дай и мне, греш­ному, эту бла­го­дать: любить вра­гов моих и молиться за них; раз­бой­нику каю­ще­муся рай отверз­ший, воз­зри, Свет мой, на меня, греш­ного, подай мне пока­я­ние и отверзи мне двери мило­сти Твоей, и помяни меня, недо­стой­ного, во Цар­ствии Твоем. Нако­нец дух Свой пре­свя­той пре­дав­ший в руки Богу Отцу, прими, Созда­тель, дух мой во время кон­чины моей; со Кре­ста сня­тый и во гробе как мерт­вый поло­жен­ный, Спа­си­тель, живу­щий во свете непри­ступ­ном, сними с меня тяж­кое бремя греха, и не возг­ну­шайся, Чело­ве­ко­лю­бец, все­литься во гроб сердца моего недо­стой­ного для умерщ­вле­ния моего плот­ского помыш­ле­ния; чтобы живя уже не для себя, но для Тебя, Гос­пода и Бога моего, я, брен­ное созда­ние Твое, Твоим, о Все­ми­ло­сти­вый, бла­го­сер­дием, спо­до­бился видеть Тебя, Созда­теля и Спа­си­теля моего, за при­ня­тие смерти крест­ной сла­вою и честию увен­чан­ным во свете непри­ступ­ной Твоей славы, где Ты со Без­на­чаль­ным Твоим Отцом, и с Пре­свя­тым, и Бла­гим, и Живо­тво­ря­щим и Еди­но­сущ­ным Твоим Духом цар­ству­ешь прежде всех веков, ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь.
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки