Неделя третья Великого поста

• Малая вечерня
• Великая вечерня
• Утреня
• Литургия

Церковнославянский Русский

В СУББОТУ ВЕЧЕРА НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ

Cтихиры на 4. Глас 6. Подобен: Ангельския:

На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 6

Ныне ангельская воинства / копиеносят Древо честное, благоговейно окружающа, / и вся созывающа верныя на поклонение. / Приидите убо постом просветившиися, / припадем ему радостию и страхом, / верно зовуще: / радуйся честный Кресте, мира утверждение. [Дважды.] Ныне ангельские воинства / сопровождают Древо многочтимое, / его благоговейно окружая / и созывая всех верных к поклонению. / Придите же, постом осиянные, / припадем к нему с радостью и страхом, / преданно взывая: / “Радуйся, драгоценный Крест, мiра утверждение!” (2)
Да Адамову потребиши клятву, / плоть нашу приемлеши кроме скверны, / распинаешися же и умираеши, Иисусе преблагий: / темже Крест Твой, и копие, губу же и трость, / гвоздие верно почитаем, / и Воскресение Твое видети просим. Чтобы упразднить проклятие, постигшее Адама, / Ты плоть нашу принимаешь непричастно скверне, / и распинаешься, и умираешь, Иисусе преблагой; / потому Крест Твой, и копье, и губку с тростью, / и гвозди с верою почитаем, / и Воскресение Твое увидеть просим.
Заключает Едем древом древле змий, / древо же Креста отверзает сей / всем хотящим постом и слезами очиститися. / Приидите убо предлежащее видяще, / тому припадем со страхом вернии зовуще: / отверзи врата небесная Кресте, любящим тя. В древности через дерево змий заключает Эдем, / древо же Креста его отверзает / всем желающим постом и слезами очиститься. / Давайте же, верные, его пред собою лежащим видя, / припадем к нему со страхом взывая: / “Отвори, Крест, врата небесные любящим тебя!”
Слава, и ныне. Подобен: Егда Кресту пригвождена виде Слове Божий, / безсеменно Тебе Рождшая, / взываше вопиющи: / увы Мне Чадо сладчайшее, / кое Твое смирение Боже Мой? / Како безстрастный страсть терпиши, неправедным судом? / Песнословлю Твое страшное крайнее снизхождение. Слава, и ныне. Подобен: Когда Тебя узрела ко Кресту пригвождаемым, Слово Божие, / без семени Тебя Родившая, / Она взывала, восклицая: / “Увы Мне, Дитя сладчайшее! / Что за смирение Твое, Боже Мой? / Как Ты, бесстрастный страдание переносишь по суду неправедному? / Воспеваю Твое повергающее в трепет [и] крайнее сниcхождение!”

На стиховне стихиры подобны.
Глас 2. Подобен: Доме Евфрафов:

Стихиры на стиховне.
Глас 2

Разрешившеся уз / древняго осуждения, вернии / древом Креста, / на нем пригвожденнаго / Христа славословим. Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить.
Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, / яко свято есть. Стих: Возносите Господа, Бога нашего, / и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98:5
Прииди ныне с нами Давиде, / цевницу движи, / Христа возносите поя, / вернии поклонитеся / Его подножию. Приди же ныне, Давид, / бряцай на лире, с нами воспевая: / “Верные, возносите Христа / [и] поклоняйтесь Его подножию!”
Стих: Бог же Царь наш прежде века, / содела спасение посреде земли. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, / соделал спасение посреди земли. Пс 73:12
Вознесем людие / предлежащее Древо, / имже спасение нам / Христос подает, / и верою целуем. Увидим, люди, / лежащее пред нами Древо, / которым нам спасение Христос подает, / и с верою его облобызаем!
Слава, и ныне, глас и подобен тойже: Слава, и ныне, глас и подобен тот же:
Крестобогородичен: Вознесена на Кресте, / за человеки, / видящи Твоего Сына Дево, / вопияше рыдающи: / слава благоутробию Твоему. Крестобогородичен: Возносимым на Кресте за смертных, / видя Твоего Сына, Дева, / Ты взывала в скорбной песни: / “Слава милосердию Твоему!”
Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: Затем, Ныне отпускаешь: Трисвятое. После Отче наш:

Тропарь, глас 1:

Спаси Господи люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам* над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

* греч.: царям

И бывает отпуст. По отпусте же входит священник со екклисиархом в сосудохранильницу, и вземлют честное Древо, предыдущу свещнику и кадилу, поющим тропарь: Спаси Господи люди Твоя: И приносят на святую трапезу, и вжигают свещу на всю нощь. И бывает отпуст. После же отпуста священник с экклисиархом входят в сосудохранительницу и, взяв святое Древо, в предшествии светильника и кадила с пением тропаря: Спаси, Господи, людей Твоих: переносят его на святой престол и и зажигают пред ним свечу на всю ночь.

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,

благословляет священник, и поем яко обычно предначинательный псалом. Таже стихословие, первая кафисма. На Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры воскресны осмогласника 3, и Анатолиевы 3, и честнаго Креста 4, глас 5:

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, святому Кресту:

Подобен: Радуйся постников:

Глас 5

Возсияй Господень Кресте, / светолучныя молния твоея благодати, / в сердца чтущих тя, / и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, / имже слезное потребися сетование, / и смертных сетей избавихомся, / и к присному веселию приидохом. / Покажи красоты твоея благолепие, / воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, / верно просящим твое богатное заступление, / и велию милость. Осияй, Господень Крест, / светозарными молниями Твоей благодати / сердца Тебя чтущих / и с боговдохновенною любовью обнимающих, миру вожделенный! / Тобою исчезло слезное уныние, / и от сетей смерти мы избавились, / и перешли к непрестанной радости. / Покажи красоты Твоей благолепие, / воздаяние за воздержание подавая рабам Твоим, / с верою просящим щедрого покровительства Твоего, / и великой милости
Радуйся живоносный Кресте, / Церкве красный раю, / древо нетления, прозябшее нам / вечныя славы наслаждение: / имже бесовстии отгоняются полцы, / и ангельстии свеселятся чинове, / и совокупления верных празднуют. / Оружие непобедимое, / утверждение нерушимое, верных победо, / священников похвало, / Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, / и велию милость. Радуйся, живоносный Крест, / Церкви прекрасный рай, древо нетления, / произрастившее нам вечной славы наслаждение; / Тобою бесовские полчища отгоняются, / и веселятся Ангелов воинства, / и собрания верных празднуют. / Оружие непобедимое, твердыня нерушимая, / царей победа, священников похвала, – / ныне даруй и нам достигнуть / Христовых страстей и воскресения.
Радуйся живоносный Кресте, / благочестия непобедимая победа, / дверь райская, верных утверждение, / Церкве ограждение: / имже тля разорися и упразднися, / и попрася смертная держава, / и вознесохомся от земли к небесным: / оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, / славо мучеников, / преподобных яко воистинну удобрение, / пристанище спасения, / даруяй миру велию милость. Радуйся, живоносный Крест, / знамение неодолимое благочестия победы, / дверь рая, верных утверждение, Церкви ограждение, / которым уничтожено и упразднено проклятие, / и поглощена сила смерти, / и мы вознесены от земли к небесам, / оружие непобедимое, демонам противоборствующий, / слава мучеников, / преподобных истинное украшение, / пристанище спасения, / дарующий миру великую милость.
Гряди первозданная двоице, / лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, / горькою сластию древа, древле вкушением. / Се всечестное воистинну Древо предгрядет, / к немуже притекше радостию облобызайте, / и возопийте к нему с верою: / ты наше воззвание, Кресте всечестный, / древо Богоблаженное, саде небесный: / егоже плода причастившеся, нетление улучихом, / Едема перваго приемше известно, / и велию милость. Иди, первозданных двоица, / отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы, / через вкушение в древности / горького услаждения от древа. / Вот, воистину всесвященное Древо пред нами является! / К нему прибегая, радостно его обнимите, / и возгласите к нему с верою: / “Ты наша помощь, Крест всесвященный, / древо богоблаженное, насаждение небесное! / Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, / получив Эдем прежний непреложно / и великую милость.
Слава, глас 3: Христе Боже наш, / вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго восприемый, / и тростию Креста, обагрением червленым Своя персты окровавивый, / оставительная нам царски подписати человеколюбствовавый, / не презри нас бедствующих, и паки от Тебе разстояние: / но ущедри едине долготерпеливе, во обстоянии люди Твоя, / и востани, побори борющия ны, яко всесилен. Слава, глас 3: Христе Боже наш, / добровольное распятие ради общего воскресения рода человеческого принявший, / и Крестом и кровью, обагрившей персты Твои, / как тростью и пурпуром освобождение нам по-царски подписать / человеколюбиво благоволивший! / Не презри нас, бедствующих и вновь с Тобою разделенных, / но пожалей, Единый Долготерпеливый, / в напастях пребывающий Твой народ, / и восстань, сразись с воюющими против нас, / как всемогущий!
И ныне, Богородичен гласа. Вход. Свете тихий:

Прокимен: Господь воцарися: Ектения, и прочее яко обычно.

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.

На литии стихира храма.

Слава, и ныне, глас 5: Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща, / Содетеля и Зиждителя всех, / изменяшеся страхом, и рыдаше: / солнце же свет омрачи, / и земля колебашеся, камение же разседашеся, / и храма светлость раздирашеся. / Мертвии восташа от гробов, / и ангельския силы ужасошася, глаголюще: / о чудесе! Судия судится, / и страждет хотя за спасение мира, и обновление.

На литии

Слава, и ныне, глас 5: Все творение, видя висящим на Кресте нагим / Тебя, Творца и Создателя всего, / изменялось в страхе и сокрушалось: / солнце умалило свет и земля волновалась, / скалы же распадались и блистающая завеса храма разрывалась, / мертвые восставали из гробниц / и Ангельские воинства поражались и восклицали: / “О чудо! Судия подвергается суду, / страдает добровольно / для спасения мира и обновления!”

На стиховне стихиры осмогласника, яже по алфавиту.

Стихиры на стиховне октоиха

Слава, и ныне, глас 4: Пособивый Господи кроткому Давиду / победити иноплеменника, / верным людем нашим споборствуй, / и оружием Креста низложи враги наша: / покажи благоутробне на нас древния милости Твоя, / и да разумеют воистинну, яко Ты еси Бог: / и на Тя надеющиися побеждаем, / молящиися обычно Пречистей Твоей Матери, / дароватися нам велицей милости.

Тропарь, Богородице Дево: дважды:

Слава, и ныне, глас 4: Господи, Ты помог кротчайшему Давиду / победить иноплеменника, / и верному нашему царю содействуй в битвах, / и оружием Креста врагов наших низложи; / яви на нас, Милосердный, древние милости Твои, / и да познают истинно, что Ты – Бог, / и мы, на Тебя надеясь, побеждаем, / при обычных пречистой Твоей Матери ходатайствах / о даровании нам великой милости.

И Крестный единожды, глас 1:

Спаси Господи люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

И прочее последование бдения: яко обычно.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам* над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

* греч.: царям

НА УТРЕНИ

По шестопсалмии, Бог Господь, во глас осмогласника, и глаголем тропарь воскресный, дважды.

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и дважды поем тропарь воскресный.

Слава, тропарь, глас 1:

Слава, Тропарь Кресту, глас 1

Спаси Господи люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
И ныне, Богородичен: Гавриилу вещавшу Тебе Дево, радуйся, / со гласом воплощашеся всех Владыка, / в Тебе святем кивоте, / якоже рече праведный Давид: / явилася еси ширшая небес, / поносивши Зиждителя Твоего. / Слава всельшемуся в Тя; / слава Прошедшему из Тебе; / слава Свободившему нас рождеством Твоим. И ныне, Богородичен: Гавриил возгласил Тебе, Дева, «Радуйся», / и с тем возгласом воплощался всех Владыка / в Тебе, святом Ковчеге, / как сказал праведный Давид. / Явилась Ты пространнее небес, / носив Создателя Твоего. / Слава Вселившемуся в Тебя; / слава Происшедшему из Тебя; / слава Освободившему нас рождением от Тебя.
И обычное стихословие. Седальны глаголем воскресны. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха.

По полиелеи, [аще где храм честнаго Креста] седален Креста, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

После полиелея, если храм посвящен святому Кресту, поем седален Креста, глас 8:

В раи убо прежде древом / обнажи о вкушении враг, нанося умерщвление: / Креста же древо, живота одеяние человеком нося, наведе на земли, / и мир весь исполнися всякия радости. / Егоже видяще покланяема, / Богу в вере людие согласно воззовем: / исполнь храм славы Его. [Дважды.] В раю прежде враг нас обнажил, / вкушением от древа принося умерщвление; / но Древо Креста, одеяние жизни людям несущее, / водружено было на земле, / и весь мир исполнился всякой радости. / Видя поклонение Ему, / мы, люди, с верою согласно Богу воззовем: / “Исполнен храм славы Его!” (2)
Степенна гласа. Евангелие утреннее. Воскресение Христово: псалом 50. Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми: И ныне: На спасения стези: Таже, глас 6: Помилуй мя Боже: Множества содеянных мною лютых: После непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).
Канон воскресен, и Богородицы, на 6: таже Триоди на 8: Канон первый – Воскресный на 4, и Богородичен на 2, и Триоди на 8:

Творение господина
Феодора Студита. Глас 1.
Песнь 1.

Канон, творение господина
Феодора Студита, глас 1
Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, / просветимся, людие. / Пасха, Господня Пасха: / от смерти бо к жизни, / и от земли к небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия. Ирмос: Воскресения день! / Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.
Торжества день, востанием Христовым, / смерть безвестна показася, / жизни возсия заря, / Адам востав ликует радостию: / темже воскликнем, победную поюще. Торжества день: / воскресением Христовым / смерть с наших глаз исчезла, / воссияла жизни заря, / Адам, восстав, ликует радостно; / потому воскликнем, / песнь победную воспевая.
Поклонения день честнаго Креста, / приидите к сему вси: / востания бо Христова зари, / светосияяй предлагает ныне, / того облобызаим душевно радующеся. День поклонения / священному Кресту, / придите к Нему все: / ибо Он восстания Христова лучи, / светом сияя, являет ныне; / Его облобызаем с душевной радостью.
Явися великий Господень Кресте, / покажи ми зрак Божественный красоты твоея ныне, / достойно поклонника хвалы твоея: / ибо яко одушевленну тебе, / и возглашаю, и облобызаю тя. Покажись, великий Господень Крест, / яви мне ныне образ / божественной красоты Твоей, / а меня самого – поклонником, / достойным восхвалять Тебя! / И вот, я Тебе и возглашаю, как одушевленному, / и обнимаю Тебя.
Да восхвалят согласно небо и земля, / яко предлежит всем всеблаженнейший Крест, / на немже пригвожден телесне пожреся Христос: / того лобызаим душевно радующеся. Да возгласят согласно / хвалу небо и земля, / ибо лежит пред всеми / всеблаженнейший Крест, / на котором пригвожденный телесно / принесен был в жертву Христос; / будем лобызать его с душевной радостью.
Слава, Троичен: О Троице начертаньми! О Единице зраком! / Отче, Сыне, и Душе, / единосильная Единице, / в совете и хотении, и державы начале, мир Твой сохрани, / мир подающи. Слава, Троичен: О Троица отличиями! / О Единица образом! / Отец, Сын и Дух, / равное силою Единство, / советом Своим, и волей, и могущественной властью / мiр Твой сохраняй, мир подавая.
Богородичен: Искуса никакоже ведущи мужеска Дево, / безсеменно раждаеши Младенца, / чисто носиши рождение, / мира Творца Христа Бога: / Того моли умирити всяческая. И ныне, Богородичен: Общения с мужем не зная совсем, / Ты, Дева, без семени рождаешь Младенца, / непорочно носишь Рожденного, / мира Творца, Христа Бога; / Его умоли все умиротворить.
Катавасия: Божественнейший прообрази древле Моисей, / в Чермнем мори / провед Израиля Крестом Твоим, / воду жезлом пресек, / песнь Тебе исходную / воспевая Христе Боже.

Катавасия: Божественнейший Моисей / в древности Крест Твой прообразовал, / когда в Красном море провел Израиль, / рассекши влагу жезлом, / и песнь исхода воспевая Тебе, Христе Боже.

Песнь 3.

Ирмос: Приидите, пиво пием новое, / не от камене неплодна чудодеемое, / но нетления источник / из гроба одождивша Христа, / в Немже утверждаемся.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Приидите, песнь поим нову, / разрушение адово торжествующе: / из гроба бо Христос воскресе, / смерть пленив, и спасе всяческая. Придите, песнь воспоем новую, / разрушение ада празднуя: / ибо из гроба Христос воскрес, / смерть победив, / и спас вселенную.
Приидите, почерпем вернии, / не от источника источающаго воду тленную, / но от источника просвещения, / Креста Христова поклонением, / о немже и хвалимся. Придите, почерпнем, верные, / не из родника, изливающего воду тленную, / но от источника просвещения, / поклоняясь Христову Кресту, / Которым и хвалимся!
Древле егоже прообразоваше Моисей дланьма, / Крест Твой ныне облобызающе, / умнаго Амалика побеждаем, Владыко Христе, / имже и спасаемся. То, что в древности прообразовал / Моисей распростертыми руками, – / Крест Твой ныне обнимая, / невещественного Амалика побеждаем, Владыка Христе, / и им спасаемся.
Очима и устнама чистыма / поюще песнь радования, / Господню Кресту радостию / поклонимся вернии, плещуще песньми. Очами и устами чистыми, / исполняя ликующий напев, / Господню Кресту радостно поклонимся, верные, / с громогласными песнопениями.
Слава, Троичен: Единаго в трех Ипостасех Бога безначальнаго чту: / нераздельнаго Существа зраком, / Отца, Сына, и Духа Живаго, / в нихже крестихомся. Слава, Троичен: Единого в трех Ипостасях / Бога безначального чту, / нераздельного образом естества: / Отца, Сына и Духа Живого, / в Которых мы крестились.
Богородичен: В купине Моисей Твое образно таинство древле Чистая виде: / якоже бо оныя пламень, / огнь Божества Твою утробу не опали. И ныне, Богородичен: В кусте терновом Моисей / в древности образно узрел / таинство Твое, Чистая: / ведь огонь Божества, как пламя тот куст, / Твоего чрева не опалил.
Катавасия: Утверди Владыко Христе / Крестом на камени мя веры, / не поколебатися уму прилоги врага злаго: / един бо еси Свят. Катавасия: Утверди, Владыка Христе, / Крестом Твоим меня на камне веры, / да не поколеблется ум мой / от нападений злого врага, / ибо Ты один свят!

Седален, глас 6:

Крест Твой, Господи, освятися: / в нем бо бывают исцеления болящим во гресех: / имже Тебе припадаем, помилуй нас.

Седален, глас 6

Крест Твой, Господи, освящен: / ибо от него происходят исцеления / пребывающим в немощи греховной; / чрез него мы к Тебе припадаем, / помилуй нас!

Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, / яко свято есть. Стих: Возносите Господа, Бога нашего, / и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98:5
Днесь пророческое исполнися слово: / се бо покланяемся, на место, / идеже стоясте нозе Твои Господи: / и древа спасения вкусивше, / греховных страстей свободу улучихом, / молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. В сей день исполнилось пророческое слово: / ибо вот, мы поклоняемся месту, / где стояли ноги Твои, Господи; / и от Древа спасения вкусив, / свободу от страстей греховных получили, / по молитвам Богородицы, единый Человеколюбец.
Слава: Токмо водрузися древо Христе Креста Твоего, / основания поколебашася смерти Господи: / егоже бо поглоти желанием ад, отпусти трепетом. / Явил еси нам спасение Твое Святый, / и славословим Тя Сыне Божий, помилуй нас. Слава: Только лишь было водружено / древо Креста Твоего, Христе, / – и поколебались основания смерти, Господи: / ибо Того, Кого алчно поглотил ад, / он отпустил с трепетом. / Ты показал нам спасение Твое, Святой, / и мы славословим Тебя: / “Сын Божий, помилуй нас!”
И ныне, Богородичен: Богородице Дево, моли Сына Твоего / пригвождшагося волею на Кресте, / и воскресша из мертвых, Христа Бога нашего, / спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Богородица Дева, моли Сына Твоего / добровольно пригвожденного ко Кресту / и воскресшего из мертвых, Христа Бога нашего, / о спасении душ наших.

Песнь 4.

Ирмос: На Божественней стражи / богоглаголивый Аввакум / да станет с нами, и покажет / светоносна Ангела, / ясно глаголюща: / днесь спасение миру, / яко воскресе Христос, / яко всесилен.

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / “В сей день спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий”.

Се воскресе Христос, / мироносицам женам ангел рече: / не рыдайте, шедше рцыте апостолом: / радуйтеся, днесь спасение миру, / мучительство врага смертию разрушися. “Вот, воскрес Христос”, – / женам-мироносицам Ангел возгласил, – / “не рыдайте, идите, / скажите апостолам: Радуйтесь! / В сей день – спасение миру: / самовластие врага / смертью уничтожено!”
Живоноснаго Твоего Креста, / поклонную радость днесь Христе сретающе, / предсретение творим всесвятыя страсти Твоея, / юже во спасение мира / соделал еси Спасе, яко всесилен. Радость поклонения / Живоносному Твоему Кресту / в сей день, Христе, встречая, / предпразднство совершаем всесвятого страдания Твоего, / которое для спасения мира / Ты перенес, Спаситель, / как всемогущий.
Днесь бывает радость на небеси и на земли, / яко Христово знамение миру является Крест треблаженный: / сей бо предложен быв, / источает кланяющимся ему радость приснотекущую. В сей день бывает радость / на небе и на земле, / ибо Христово знамение миру является, / Крест треблаженный: / ведь Он, лежащий перед нами, / источает поклоняющимся Ему / радость неиссякаемую.
Что Ти принесем Христе, / яко честному Кресту дал еси нам поклонитися? / На немже всесвятая кровь Твоя излияся, / идеже и плоть Твоя гвоздьми водрузися, / егоже облобызающе ныне благодарим Тя. Что Тебе принесем Христе? / Ибо Ты священному Кресту / дал нам поклониться, / на котором излилась / всесвятая кровь Твоя, / к которому и плоть Твоя / гвоздями была прибита. / Его лобызая, ныне / Тебя благодарим.
Троичен: Единаго Божества пою три Ипостаси, / нераздельно, естественне просто проповедая, / Отца безначальна, Сына, и Духа Святаго сопрестольна, / господство едино, и едино царство, / едину державу присносущную. Слава, Троичен: Единого Божества Три Ипостаси воспеваю, / нераздельным провозглашая простое Естество: / Отца безначального, Сына и Духа Святого сопрестольного, / господство единое и одно и то же Царство, / владычество вечное.
Богородичен: Едина в женах явилася еси / вещь пречудна Чистая, слышание страшное: / естество бо Ты обновила еси, без семене рождши, / пребывающи паки якоже прежде Дева: / родивыйся бо из Тебе, Бог есть истинный. И ныне, Богородичен: Ты одна явила из всех жен / вещь пречудную, дело страшное: / ибо Ты, Чистая, обновила естество, / родив без семени, но пребывая вновь, как прежде Девой: / ведь Родившийся от Тебя – Бог истинный.
Катавасия: На Кресте Тя Сильне, / светило великое видев, / трепетом взятся, / лучи сопрятав скры, / вся же тварь воспе со страхом Твое долготерпение: / ибо исполнися земля / Твоего хваления. Катавасия: На Кресте Тебя, Сильный, / светило великое узрев, / трепетом подвигнутое, лучи свои спрятало, сокрыло, / а все творение воспело в страхе Твое долготерпение; / и подлинно исполнилась земля / хвалою Тебе.

Песнь 5.

Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку, / и вместо мира песнь принесем Владыце, / и Христа узрим / правды Солнце, / всем жизнь возсияюща.

Песнь 5

Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра / и, вместо мvра, песнь принесем Владыке, / и Христа узрим – правды Солнце, / всем жизнь излучающее.

Возсиял еси от гроба незаходимый Свете, / миру облистая нетление, / потребил еси Господи смертный плач от конец, / яко благоутробен. Воссиял Ты из гроба, незаходящий Свет, / миру блистая нетлением, / и отогнал, Господи, смертную печаль / от концов земли, как милосердный.
Приступим очищеннии воздержанием, / тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое, / на немже Христос распинаемь, / спасе мир, яко благоутробен. Приступим, очищенные воздержанием, / горячо лобзая с хвалою Древо Всесвятое, / на Котором распинаемый, Христос / спас мир, как милосердный.
Ликуют в веселии ангельстии чини, / днесь Креста Твоего поклонением: / тем бо низложил еси бесовския полки, / спасый Христе человечество. Ликуют в веселии Ангелов полки / в сей день поклонения Кресту Твоему: / ибо Им Ты демонов полчища сокрушил / и спас, Христе, человечество.
Рай другий познася Церковь, / якоже прежде древо имущая живоносное, / Крест Твой Господи, / из негоже прикосновением безсмертию причастихомся. Раем иным явилась Церковь, / как прежде имея Древо живоносное / – Крест Твой, Господи; и мы, касаясь его, / чрез него к бессмертию приобщаемся.
Слава, Троичен: Собезначальны три славлю, единаго Существа: / Бога Отца, Сына, и Духа, / Свет един трисиятельный, / купно державное царство, в неслиянном тождестве. Слава, Троичен: Трех равно безначальных славлю / Бога единого существом: / Отца, Сына и Духа, / Свет единый трисиятельнейший, / единовластное Царство / в неслитном тождестве.
Богородичен: Родила еси естества законом, но паче закона: / Тебе бо единыя безсеменно Рождество, / страшный и помышляемый нрав, / и глаголемый рождения Твоего, Всенепорочная. И ныне, Богородичен: Зачала Ты по закону естества, / но и выше этого закона: / ибо у Тебя одной / роды были без семени; / страшно и постичь умом и возвестить / образ рождения от Тебя Христа, / Всенепорочная.
Катавасия: Утренююще Тя воспеваем Спасе щедре, / мир обретше Крестом Твоим, / имже обновил еси род человеческий / ко свету невечернему вводя нас. Катавасия: С рассвета мы воспеваем / Тебя, Спаситель мира, / мир обретя Крестом Твоим, / которым обновил Ты человеческий род, / приводя нас к свету немеркнущему.

Песнь 6.

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли, / и сокрушил еси вереи вечныя, / содержащия связанныя, Христе, / и тридневен, яко от кита Иона, / воскресл еси от гроба.

Песнь 6

Ирмос: Сошел Ты в глубочайшие места земли / и сокрушил засовы вечные, / державшие заключенных в оковы, Христе, / и на третий день, как из кита Иона, / воскрес из гроба.

Воскресл еси смерть упразднив Христе, / якоже великий Царь, / от адовых сокровищ воззвал еси нас / в наслаждение Царства Небеснаго, в землю безсмертия. Ты воскрес, смерть сокрушив, Христе, / как великий Царь, / из хранилищ ада призвав нас / к наслаждению Царства Небесного, / в землю бессмертия.
Плещуще песньми Божественными вернии, воскликнем Богу, / Крест Господень целующе: / освящения бо источает источник, всем сущим в мире. Рукоплеща песнями божественными, / воскликнем Богу, верные, / Крест Господень целуя: / ибо изливает Он источник освящения / всем, живущим в мире.
Исполняется песнописательный глас: / се бо покланяемся пречистых ног Твоих подножию Всесильне, / Кресту Твоему честному, тривожделенному древу. Исполняется слово из песнопения: / ибо вот, мы поклоняемся / пречистых ног Твоих подножию, Всесильный, / священному Твоему Кресту, / трижды вожделенному Древу.
Еже виде древо в Твой хлеб вложеное, во пророцех рыдатель, / Крест Твой Щедре облобызающе, / воспеваем Твоя узы, и погребение, копие же и гвоздия. Древо, вложенное в Твой хлеб, / то, что узрел / скорбный песнопевец из числа пророков, / Крест Твой целуя, Милосердный, / мы воспеваем Твои узы, и погребение, / и копье с гвоздями.
На рамех егоже изволил еси Христе носити святый Крест, / и на сем вознестися, и распятися плотию, / облобызающе собираем крепость на враги невидимыя. На плечах благоволил Ты, Христе, / Крест святой нести, / и на нем быть вознесенным и распятым плотию; / обнимая его, мы получаем силу / против врагов невидимых.
Троичен: Единицу в трех начертаниих пою, / и Троицу во едином естестве покланяемую, / Бога трое купно, Свет трисолнечный, / Отца, и Сына, и Святаго Духа. Слава, Троичен: Единицу с тремя отличиями воспеваю / и Троицу, в естестве едином поклоняемую, Бога: / Трех вместе, Свет трисолнечный, / Отца, и Сына, и Святого Духа.
Богородичен: Чудес великое чудо в Тебе явися нескверная Агнице, / вземлющаго бо мира грех, Агнца родила еси: / Егоже моли прилежно о поющих Тя. И ныне, Богородичен: Из чудес великое чудо / в Тебе явилось, непорочная Агница, / ибо подъемлющего грех мира Агнца Ты родила. / Моли Его усердно о воспевающих Тебя.
Катавасия: Образ Божественнаго Креста, / Иона во чреве китове / простертыма дланьма проначерта, / и взираше спасен от зверя / силою Твоею Слове. Катавасия: Образ божественного Креста / Иона во чреве кита / распростертыми руками предначертал, / и воспрянул, от зверя спасенный / силою Твоею, Слово.

Кондак, глас 7. Самогласен:

Кондак, глас 7

Не ктому пламенное оружие / хранит врат Едемских: / на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, / смертное жало, и адова победа прогнася. / Предстал бо еси Спасе мой, / вопия сущим во аде: / внидите паки в рай. Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / “Снова входите в рай!”
Икос: Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, / два разбойников, и един Жизнодавца. / Егоже виде ад, и рече сущим доле: / о слуги мои, и силы моя! / Кто водрузив гвоздие в сердце мое, / древяным мя копием внезапу прободе? / И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, / чувства моя смущают дух мой, / и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: / Древо бо сия вводит паки в рай.

Синаксарий.

Икос: Три креста водрузил на Голгофе Пилат: / два – разбойникам, и один – жизни Подателю. / Его увидел ад и обратился / к находившимся в преисподней: / “О служители мои и воинства мои! / Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? / Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, / и скоро буду я расторгнут! / Внутренности мои болят, чрево мое страдает, / чувства мои дух мой томят, / и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, / из-за древа преданных мне. / Ведь это Древо их вводит снова в рай!”

Песнь 7.

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, / быв Человек, / страждет яко смертен, / и страстию смертное, / в нетления облачит благолепие, / Един благословен / отцев Бог, и препрославлен.

Песнь 7

Ирмос: Отроков из печи Избавивший, / став человеком, / страдает как смертный, / и Своим страданием / облекает смертное в красоту бессмертия, / Единый благословенный / Бог отцов и препрославленный.

Воскресл еси из гроба тридневно, яко спяй Господи, / адовы вратари поразив Божественною силою, / и древния воздвиг праотцы / едине благословенный / отцев Боже, и препрославленный. Восстал Ты в третий день из гроба, / как от сна, Господи, / привратников ада поразив / божественною силою / и воздвигнув древних праотцев, / Единый благословенный / Бог отцов и препрославленный.
Цевницею песней ликующе / возрадуемся днесь людие Крестным поклонением / на сем пригвоздившагося Христа славяще, / единаго благословеннаго / отцев Бога, и препрославленнаго. С лирой песней торжествуя, / в сей день возрадуемся, люди, / ради поклонения Кресту, / на нем пригвожденного Христа славя, / Единого благословенного / Бога отцов и препрославленного.
Показавый умерщвления орган, жизни делателище, / миру облобызательное, Твой Крест Всещедре, / тому покланяющияся освяти, / едине благословенный / отцев Боже и препрославленный. Явив орудие умерщвления / жизни источником, желанным миру, / Крест Твой, Всемилосердный, / Ему поклоняющихся освяти, / Единый благословенный / Боже отцов, и препрославленный.
Едине милостиве и благоутробне, просвети, / освяти едине Иисусе, / покланяющияся верно Твоему Кресту, / и Божественным страданием, / едине благословенный / отцев Боже, и препрославленный. Единый милостивый и благосердный, / просвети, освяти, единый Иисусе, / поклоняющихся с верою / Твоему Кресту и божественным страданиям, / Единый благословенный / Боже отцов и препрославленный.
Слава, Троичен: Единицу в трех Ипостасех, пою Божество: / Свет бо Отец, Свет Сын, Свет Дух, / Свету нераздельну пребывающу, / единством естественным, / и треми лучами Лиц сияющу. Слава, Троичен: Как Единицу в трех Ипостасях / я воспеваю Божество: / ибо свет Отец, свет Сын, свет Дух, / Свет, нераздельным пребывающий в единстве Естества / и тремя лучами Лиц сияющий.
Богородичен: Всех пророк многоименитое Ты еси проповедание, / врата бо Божия, ручка златая, земля святая, / явилася еси Дево Богоневестная, / рождшая плотию Иисуса Христа, / отцев Бога, и препрославленна. И ныне, Богородичен: Ты всех пророков проповедь многоименная, / ибо вратами Божиими, золотым сосудом с манной, / землей святою Ты явилась, / Дева, Божия Невеста, / родившая по плоти Иисуса Христа, / Бога отцов, и препрославленного.
Катавасия: Из пламене отроки избавлей, / плоть приим пришел еси на землю, / и на Кресте пригвожден, / спасение нам даровал еси Христе, / един благословен отцев Боже, / и препрославлен. Катавасия: Из пламени отроков Избавивший, / плоть приняв, пришел на землю / и, пригвожденный ко Кресту, / спасение нам даровал, – / Единый благословенный Бог отцов / и препрославленный.

Песнь 8.

Ирмос: Сей нареченный и святый день, / Един суббот Царь и Господь, / праздников праздник / и торжество есть торжеств, / воньже благословим Христа во веки.

Песнь 8

Ирмос: Этот желанный и святой день, / первый от субботы, царственный и главный, / есть праздников праздник / и торжество из торжеств. / В сей день благословляем Христа вовеки!

Миро в руках что держите всяко? / Кого же взыскуете? / Ныне явлейся юноша во гробе, вопия: / воскресе Христос и Бог наш, / возставивый естество человеков от адовых сокровищ. “Миро что еще держите в руках? / И Кого вы ищете?” / – ныне явившийся во гробе юноша взывает, – / “Воскрес Христос и Бог наш, / воздвигнув смертных естество / из адских глубин!”
Радуйся требогатое древо и Божественное, Кресте, / свете сущим во тьме, / четвероконечный мир сиянием твоим, / востания Христова проявлей зари, / сподоби вся верныя достигнути Пасху. Радуйся, Древо треблаженное и божественное, / Крест, свет пребывающим во тьме, / четырехконечный мiр, / блеском Твоим предвещающий / воскресения Христова сияние, / удостой всех верных достигнуть Пасхи.
В сий день благоухают мира божественныя мироположницы, / живомирственное древо Крест Христов: / обоняим его Богодухновенныя вони, / тому покланяющеся верно во веки. В сей день благоухает мvро / из божественного своего вместилища / Древо, полное аромата животворного, Крест Христов: / ощутим Его запах богодухновенный, / поклоняясь Ему с верою вовеки.
Гряди Елиссее пророче, / рцы яве, что древо оное, / еже в воду вложил еси? / Крест Христов, имже от глубины тли извлекохомся, / тому покланяющеся верно во веки. Иди, Елисей пророк, скажи открыто, / что это за дерево, которое в воду ты вложил? / Это Крест Христов, / которым мы извлечены были из глубины тления / и поклоняемся Ему с верою вовеки.
Древле Иаков прообразуя Крест Твой Христе, / Иосиф покланяшеся Божественнаго жезла краеви, / скиптр сей страшный Царствия Твоего предвидев: / емуже ныне покланяемся верно во веки. В древности Иаков, / прообразуя Крест Твой, Христе, Иосифу, / преклонялся на верх божественного жезла, / скипетр сей страшный Царства Твоего провидев, / которому мы ныне с верою / поклоняемся вовеки.
Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.
Троичен: Едино в трех начертаниих Существо славя, / не сливаю единолично трех, ниже пресецаю зрака, / Отца, и Сына, со Духом: / Един бо над всеми Бог в Троице. Единое Существо с тремя отличиями славя, / не сливаю Трех в одно лицо, / и не рассекаю единства образа / Отца и Сына с Духом: / ибо один над всеми Бог в Троице.
Богородичен: Едина в матерех явилася еси / Дева Богоневесто Марие, / без мужа родивши Христа Спаса, / чистоты знамение сохранивши: / Тебе ублажаем вернии во веки. И ныне, Богородичен: Одна среди матерей явилась Ты, / Дева Мария, Божия Невеста, / без мужа родившей Спасителя Христа / и чистоты печать сохранившей; / Тебя мы, верные, прославляем вовеки.
Катавасия: Руце в ров верженый львов, / иногда великий во пророцех, / крестообразно простер Даниил, / неврежден от сих снеди спасеся, / благословя Христа Бога во веки. Катавасия: Некогда в ров со львами вверженный / и руки распростерший крестообразно / великий среди пророков Даниил / невредимым от съедения ими сохранился, / благословляя Христа Бога вовеки.

Песнь 9.

Ирмос: Светися, светися, / новый Иерусалиме: / слава бо Господня / на тебе возсия, / ликуй ныне / и веселися, Сионе. / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о востании Рождества Твоего.

Песнь 9

Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.

Во гроб сошел еси жизнодавче и Боже, / и сокрушил еси вся заклепы же и вереи, / и мертвыя воскресил еси, / слава востанию Твоему, вопиющия, / Христе Спасе всесильне. Во гроб Ты сошел, / Податель жизни и Боже, / и все: и замки ада, и засовы сокрушил, / и мертвых воздвиг, взывавших: / “Слава воскресению Твоему, / Христе, Спаситель всемогущий!”
Гроб Твой жизнь мне Христе источи, содержай бо жизнь, / представ возопил еси живущим во гробех: / сущии во узах разрешитеся, / Аз бо мира избавление приидох. Гроб Твой жизнь мне источил, Христе, / ибо Ты, Владыка жизни, / представ, вогласил обитателям гробниц: / “Те, кто во узах, дается вам свобода, / ибо Я, мира избавление, пришел!”
Песньми да взыграют вся древа дубравная, / тезоименитое древо Креста зряще облобызаемое днесь: / на немже Христос вознесе главу, / якоже пророчествует божественный Давид. С песнопениями да возликуют / все деревья дубрав, / соименное им Древо Крестное созерцая, / лобзаемое в настоящий день: / на нем Христос вознес Свою главу, / как Давид божественный пророчествует.
Древом умерый, древо тя обретох жизни Христоносне Кресте мой, / хранителю мой нерушимый, / на демоны крепкая державо, / тебе покланяяйся днесь зову: / освяти мя славою твоею. Из-за райского дерева умерший, / как древо жизни я Тебя обрел, / христоносный мой Крест, / хранитель мой несокрушимый, / против демонов могущественная сила! / Тебе поклоняясь, я в сей день взываю: / “Освяти меня славою Твоей!”
Веселися, радуйся Церковь Божия, / древу требогатному покланяющися днесь, / всесвятаго Креста Христова: / Емуже служат чинове ангельстии, / и со страхом предстоят. Веселись, радуйся, Церковь Божия, / трижды славному Древу / всесвятого Креста Христова поклоняясь в сей день, / которому полки Ангелов служат / и со страхом предстоят.
Троичен: Троице Лицы, единице Естеством покланяюся, / Тебе Божество Святое, / Отцу, и Сыну, со Святым же Духом, / единому началу, единому Царству, / всеми владычествующему. Слава, Троичен: Троице Лиц, Единице естеством / поклоняюсь я Тебе, Божество Святое: / Отцу и Сыну со Святым Духом, / единому Началу, единому Царству, / над всеми Владычествующему.
Богородичен: Гора великая в нюже вселися Христос, / Ты явилася еси Дево, / якоже божественный Давид вопиет: / Еюже мы вознесохомся к небеси, / всынившеся Духом Всеблаженная. И ныне, Богородичен: Горой великой, в Которую вселился Христос, / Ты явилась, Дева Всеблаженная, / как божественный Давид взывает. / Ею мы возвысились к небесам, / получив усыновление Духом.
Катавасия: О Мати Дево, / и Богородице неложная, / рождшая безсеменно Христа Бога нашего, / на Крест вознесшагося плотию, / Тя вернии вси достойно с Ним ныне величаем. Катавасия: О Матерь-Дева и Богородица истинная, / родившая без семени Христа Бога нашего, / на Крест вознесшегося плотию! / Тебя все мы, верные, вместе с Ним / достойно ныне величаем.

Ексапостиларий воскресен.
И Креста. Подобен: Со ученики:

Ексапостиларий воскресный
и затем Кресту:

Слава: Крест Христов честный / днесь предложенный видевше поклонимся, / и верно возвеселимся, облобызающе любовию, / на сем волею распеншагося просяще Господа, сподобити всех нас, / и Кресту честному поклонитися, / и достигнути Воскресение неосужденно. Слава: Крест Христов драгоценный / узрев в сей день / пред нами возлежащим, поклонимся / и с верою возвеселимся, / с любовию его лобзая, / и на нем добровольно распятого Господа прося / удостоить всех нас и Кресту священному поклониться, / и Воскресения всем достигнуть неосужденно.
И ныне, Богородичен: Древу, на немже Всечистая, / пречистеи длани о нас простре, / пригвоздивыйся Сын Твой, / ныне благочестно покланяющимся, / даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, / и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню. И ныне, Богородичен: Древу, на котором пречистые Свои длани / за нас распростер пригвожденный на нем / Сын Твой, Всечистая, / ныне мы благоговейно поклоняемся. / Даруй же нам мир / и удостой достигнуть спасительных для мiра / дней всесвященных страданий Христа, / и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться / и светоносному дню!
На хвалитех поставим стихов 8: и поем стихиры воскресны, осмогласника 4: и трипеснца подобны 3, повторяюще 1, глас 4. На “Хвалите:” стихиры воскресные Октоиха 4 и Триоди 4:

Подобен: Яко добля:

Во гласех воскликнем, / в песнех возвеличим, / Крест честный облобызающе, / и к нему возопиим: / Кресте всечестне, / освяти наша души и телеса силою твоею, / и от всякаго вреда сопротивных соблюди невреждены, / благочестно покланяющияся тебе.

Глас 4

Громко воскликнем, / в песнях возвеличим / Крест драгоценный, его лобзая, / и к нему возгласим: / “Крест всесвященный, / освяти наши души и тела силою твоею, / и от всякого вреда противников неуязвимыми сохрани / благоговейно тебе поклоняющихся!”

Приступивше почерпите неистощаемых вод, / Креста благодатию проливаемых: / се предлежащее видяще Древо святое, / дарований источник, / напоеное кровию и водою Владыки всех, / на том волею вознесшагося, / и земныя воздвигшаго. Приступив, почерпните / из потоков неистощимых, / благодатию Креста изливаемых: / вот, мы видим лежащее пред нами / святое Древо, дарований источник, / орошенное кровию и водою из ребра Владыки всех, / добровольно вознесенного на нем / и смертных вознесшего.
Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Возносите Господа, Бога нашего, / и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98:5
Церкве утверждение, / монашествующих похвала и спасение, / ты еси Кресте всечестне: / темже покланяющеся тебе, / и сердцем и душею просвещаемся днесь, / Божественною благодатию на тебе Пригвоздившагося, / и державу льстиваго разорившаго, / и клятву потребльшаго. Церкви утверждение, царей могущество, / монашествующих похвала и спасение / ты, Крест всесвященный; / потому, поклоняясь тебе, / мы и сердцем и душою просвещаемся в сей день / божественною благодатию на тебе Пригвожденного, / и силу коварного врага сокрушившего, / и проклятие изгладившего.
Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, / соделал спасение посреди земли. Пс 73:12
И повторяюще первую стихиру, таже глаголем стих: Громко воскликнем, / в песнях возвеличим:
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33
И поем самогласен, глас 8: Высокомудраго разума злых фарисеев, / всех Господь притчею убежати сего научи: / и не высокомудрствовати паче, / еже подобает мудрствовати, / всех наказа, прописание и образ Сам быв, / даже до распятия и смерти, / Сам Себе излияв. / Благодаряще убо с мытарем рцем: / пострадавый за ны, и безстрастен пребывый Боже, / от страстей нас избави, / и спаси души наша. Глас 8: Высокомудрствующего разума порочнейших фарисеев / Господь всех притчею избегать научил / и не высокомудрствовать более, чем подобает мудрствовать, всех наставил, / Сам став примером того и образцом, / до распятия и смерти Сам Себя уничижив. / Потому благодарно с мытарем возгласим: / “Пострадавший за нас и бесстрастным пребывший Боже, / от страстей нас избавь, / и спаси души наши!”
Слава, паки тойже. Слава: повторяем то же.
И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:
Егда же начинаем пети: Слава в вышних: Тогда приидет иерей оболчен во вся священническия одежды, [или аще где будет старей, то от первейшаго в своих им местех должно есть сему быти]. И взем кадильницу, кадит святую трапезу, и честный Крест, таже подъемлет его на дискосе со хранильницею на главу свою, и исходит от левыя страны престола северными дверьми, предыдущим ему свещам двум, и кадильнице, и отходит до царских врат. Скончану же бывшу славословию, и Трисвятому, глаголет священник: Премудрость, прости. И начинаем тропарь: Спаси Господи люди Твоя: трижды. И приходит иерей нося честный Крест пред святыя двери: и тамо уготовану четвероножнику, и полагается верху его честный Крест, и отверз хранильницу, кадит крестообразно от четырех стран. И когда начинают петь великое славословие, тогда настоятель облачается во все священнические одежды. И, взяв кадило, совершает каждение св. Престола, на котором возложен св. Крест. В конце славословия настоятель, сделав перед престолом три земных поклона, совершает вынос св. Креста северными вратами. Дойдя же до Царских врат, по окончании славословия возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! И идет в центр храма к приготовленному столу, на который возлагается блюдо со св. Крестом, после чего совершается его троекратное каждение. Хор в это время поет тропарь: Спаси, Господи, людей Твоих: трижды.
И абие поем тропарь, глас 6: И затем поем на глас 6 тропарь с тремя земными поклонами:
Кресту Твоему покланяемся Владыко, / и святое Воскресение Твое славим. [Трижды.] Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, / и святое воскресение Твое славим.
И начинают покланятися, аще где во обители, игумен, или ин первенствуяй во священных, такожде и прочии священницы покланяющеся пред честным Крестом дважды: целуют же прежде старейшии, и по целовании, паки покланяются единожды: такожде творят и прочии священницы, десная страна и левая. Такожде приходит и братия два два покланяющеся по чину их. Обычно тропарь поют попеременно трижды настоятель с клириками и трижды народ.
Кланяющимся же братиям поем: Когда же целуем св. Крест поем:

Самогласны сия, глас 2:

Стихиры на поклонение св. Кресту, глас 2

Приидите вернии, / животворящему Древу поклонимся, / на немже Христос Царь славы волею руце распростер, / вознесе нас на первое блаженство, / ихже прежде сластию украд враг, / изгнаны от Бога сотвори. / Приидите вернии, Древу поклонимся, / имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. / Приидите вся отечествия язык, / Крест Господень песньми почтим: / радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! / О тебе вернии хвалятся, / яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. / Тебе ныне со страхом христиане целуем: / на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: / Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, / яко Благ и Человеколюбец. Придите, верные, / животворящему Древу поклонимся, / на котором Христос, Царь славы, / добровольно руки распростер / и возвысил к прежнему блаженству / нас, которых враг, услаждением ограбив, / соделал изгнанными от Бога. / Придите, верные, поклонимся Древу, / благодаря которому мы удостоились / сокрушать головы невидимых врагов. / Придите, все племена народов, / Крест Господень песнопениями почтим. / Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление! / Тобою вернейшие цари наши хвалятся, / ибо они твоею силою народ измаильтян могущественно покоряют. / Ныне тебя со страхом целуя, / мы, христиане, славим / пригвожденного на тебе Бога, возглашая: / “Распятый на нем, Господи, помилуй нас, / как благой и Человеколюбец!”
Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, / на Кресте пригвождается и в ребра прободается, / желчи и оцта вкушает, сладость церковная: / венцем от терния облагается: / покрываяй небо облаки, / одеждею облачится поругания: / и заушается бренною рукою, / рукою создавый человека. / По плещема биен бывает, / одеваяй небо облаки. / Заплевания и раны приемлет, / поношения и заушения: / и вся терпит мене ради осужденнаго, / Избавитель мой и Бог, / да спасет мир от прелести, яко благоутробен. Глас 8: В сей день Владыка творения и Господь славы / ко Кресту пригвождается / и в ребра пронзается; / желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; / венец из терний возлагается / на Покрывающего небо облаками; / в одежду посмеяния облекают / и бьют по лицу созданной из земли рукою / Создавшего Своей рукою человека; / по спине бичуют / Одевающего небо облаками; / принимает оплевания и раны, / оскорбления и удары / и все терпит ради меня, осужденного, / Искупитель мой и Бог, / да спасет мир от заблуждения, как Милосердный.
Слава, глас 8: Днесь неприкосновенный существом, / прикосновен мне бывает, / и страждет страсти, / свобождаяй мя от страстей. / Свет подаваяй слепым, / от беззаконных устен оплевается, / и дает плещи за плененныя на раны. / Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, / болезненно вещаше: / увы мне Чадо Мое, / что сие сотворил еси? / Красный добротою паче всех человек, / бездыханный, беззрачный являешися, / не имея вида, ниже доброты. / Увы Мне Мой Свете! / Не могу спяща зрети Тя, / утробою уязвляюся, / и лютое оружие сердце Мое проходит. / Воспеваю Твоя страсти, / покланяюся благоутробию Твоему, / долготерпеливе слава Тебе. Слава, глас 8: В сей день Неприступный по существу / доступным мне становится / и терпит страдания / Освобождающий меня от страстей; / подающий свет слепым / оплевывается беззаконными устами / и за пленников подставляет спину ранам. / Его видя на Кресте, / чистая Дева и Матерь мучительно вещала: / “Увы Мне, Дитя Мое, что Ты это сделал? / Цветущий красотою более всех людей, / бездыханным, невзрачным являешься, / не имеющим ни вида, ни красоты. / Увы Мне, Свет Мой, / не могу спящим видеть Тебя, / терзаюсь внутренно и страшный меч сквозь сердце Мое проходит. / Воспеваю страдания Твои, / поклоняюсь милосердию Твоему; / долготерпеливый Господи, слава Тебе!”
И ныне, глас тойже: Днесь пророческое исполнися слово: / се бо покланяемся на место, / идеже стоясте нозе Твои Господи: / и Древа спасения вкусивше, / греховных страстей свободу улучихом, / молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. И ныне, глас 8: В сей день исполнилось пророческое слово: / ибо вот, мы поклоняемся месту, / где стояли ноги Твои, Господи; / и от Древа спасения вкусив, / свободу от страстей греховных получили / по молитвам Богородицы, единый Человеколюбец.
Таже ектении, и отпуст. Слава, и ныне, стихира евангельская, в притворе: и чтется оглашение Студитово, и час первый, и совершенный отпуст.

НА ЛИТУРГИИ

НА ЛИТУРГИИ

Изобразительная. Блаженна гласа, на 6: и от канона Креста песнь 3‑я на 4. По входе тропарь воскресный. Блаженны гласа на 6, и из канона Креста песнь 3‑я, на 4. По входе – тропарь воскресный.

Тропарь Креста, глас 1:

Спаси Господи люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Кресту, глас 1

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Слава, и ныне, кондак, глас 7. Самогласен:

Слава, и ныне, кондак, глас 7

Не ктому пламенное оружие / хранит врат Едемских: / на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, / смертное жало, и адова победа прогнася. / Предстал бо еси Спасе мой, / вопия сущим во аде: / внидите паки в рай. Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / “Снова входите в рай!”

Вместо же Трисвятаго поем:

Вместо Трясвятого поем

Кресту Твоему покланяемся Владыко, / и святое Воскресение Твое славим. Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, / и святое воскресение Твое славим.

Прокимен Апостола, глас 6:

Прокимен, глас 6

Спаси Господи люди Твоя, / и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1А

Апостол
ко Евреем, зачало 311:

Апостол
Послание к Евреям, зачало 311А

Братие, имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо архиереа не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всячeским по подобию, разве греха. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, яко да приимем милость и благодать обрящем во благовременну помощь. Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать немощам нашим, но искушенного во всем подобно нам, кроме греха. Так будем же приступать со дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Всяк бо первосвященник, от человек приемлемь, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жeртвы о гресех. Спострадати могий невежствующим и заблуждающим: понеже и той немощию обложен eсть. И сего ради должен eсть якоже о людех, такоже и о себе приносити за грехи. И никтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон. Тако и Христос, не Себе прослави быти первосвященника, но Глаголавый к Нему: Сын Мой eси Ты, Аз днесь родих Тя. Якоже и инде глаголет: Ты eси священник во век по чину Мелхиседекову. Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, способный снисходить к немощным и заблуждающимся, поскольку и сам подвержен немощи; из-за нее он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И никто сам себе не присваивает этой чести, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”; как и в другом месте Он говорит: “Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека”. Евр 4:14–5:6

Аллилуиа, глас 1:

Стих: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

Аллилуия, глас 8

Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73, 2А, 12

Евангелие от Марка, зачало 37:

Евангелие от Марка, зачало 37

Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себe, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Менe ради и Eвангелия, той спасет ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? Иже бо аще постыдится Менe и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится eго, eгда приидет во славе Oтца Своего со ангелы святыми. И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе. Сказал Господь: Кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? Ибо что даст человек в выкуп за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И говорил Он им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе. Мк 8:34–9:1

Причастный:

Знаменася на нас свет лица Твоего Господи.

Причастен

Отметил нас свет лица Твоего, Господи. Пс 4:7Б