Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

Почему в век спецэффектов, компьютерных технологий и общения онлайн речь – это по-прежнему визитная карточка? Как владение культурой речи может повлиять на будущее детей? Рассказывает преподаватель дисциплины «Культура речи» Марина Исаева.

– Марина Вячеславовна, роль имиджа важна, но любой школьник понимает, что в современном обществе давно не встречают «по одёжке», ведь «одёжка» ни о чём не говорит – миллионер может прекрасно себя чувствовать в потёртых джинсах, а менеджер-стажёр – щеголять в брендовой рубашке, на которую копил целый год.

Но, если не внешность, то что определяет первое впечатление от человека? Например, от ученика и студента, оказавшегося в хорошем обществе?

– Да, на самом деле, внешнее уходит сегодня на второй план. Так что именно речи мы обязаны тем первым впечатлением, которое производим на окружающих. Она, речь, может обеспечить нам головокружительный успех, она же может стать и причиной позорного фиаско.

Помните Элизу Дулиттл, героиню пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»? Что стало главным в процессе её преображения из уличной цветочницы в светскую леди? Ну, конечно же, речь.

Простая, никогда и нигде не учившаяся девушка, она и сама это прекрасно понимает. Мечтая о работе продавщицы в цветочном магазине, она просит профессора Хиггинса научить её «выражаться по-образованному», в противном случае ей всю жизнь придется торговать фиалками на улице.

И её титанические усилия вознаграждены!

– Но ведь Бернард Шоу – это ХIХ век. С тех пор эти представления не устарели?

– Нисколько. Правильная, красивая речь во все времена считалась залогом успеха. Нет сомнения, что структура речи, ее свойства и особенности могут пробуждать мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному.

Сегодня, в сложный век конкуренции человека и техники, молодым людям особенно важно не только в совершенстве владеть профессиональными знаниями (ими владеет и искусственный интеллект, и компьютеры), но и уметь убедительно отстаивать свою точку зрения, свою позицию.

Каждому выпускнику школы придётся искать себя в жизни, определять свою профессиональную нишу, искать себе применения. Для этого его речь должна быть яркой и выразительной.

– А что её делает таковой?

– Во-первых, самостоятельность мышления. Если мыслишь и чувствуешь стандартно, по шпаргалке, то и речь твоя будет тусклой и монотонной. Во-вторых, неравнодушие, живой интерес к тому, о чём говоришь. А в основе всего этого – хорошее знание языка, его норм, нюансов и возможностей.

Однако необходимо заметить, что выразительность речи – понятие не такое уж простое. Пожалуй, здесь нет общих правил. Всё зависит от ситуации.

Выразительность речи политика (представим себе выступления гостей студии Соловьёва) была бы совсем неприемлема для инженера на презентации его проекта или для врача на консилиуме.

Несовместимы речь христианского проповедника – и речь бригадира строителей; речь экскурсовода Третьяковки – и речь тамады на свадьбе, речь «айтишника» – и вдохновенная речь поэта. У каждой из них – своя цель, свои задачи, свои критерии.

– Некоторым счастливцам умение красиво говорить дано от природы. Но в большинстве случаев эту способность приходится тренировать. А как?

– Хороший вопрос, действительно, как? Произносить монологи перед зеркалом? Любому подростку или молодому человеку это скоро надоест. Чтобы выразительно говорить, для начала научите детей… слушать.

С раннего возраста, с начальной школы ребёнку гораздо полезнее научиться чувствовать и слышать собеседника, понимать его эмоциональное состояние, видеть, «к чему он клонит», то есть определять деловую направленность речи.

Слушая выразительную речь других людей – взрослых: учителей, родителей, знакомых, известных людей, скажем, на спектакле или в музее, дети будут прекрасно понимать, что такое хорошая речь, а что такое – скудная, невыразительная.

Отличая одно от другого, они естественно научатся говорить правильно и красиво, ведь в культуре речи по-прежнему многое определяют среда и круг общения. Кстати, не помешает при этом и хорошее знание этикета, то есть чёткое следование среде, в которой ты должен чувствовать себя естественно и понимать её правила.

В своей профессиональной среде молодой человек должен быть как рыба в воде. А это значит – уметь легко жонглировать профессиональной лексикой – не в том смысле, чтобы без необходимости сыпать терминами, а в том, чтобы понимать значение этих узкоспециальных слов и употреблять их к месту. Это, безусловно, важно для становления в профессии, и всё же это не самое главное.

– А что же тогда главное?

– На мой взгляд, самое важное и, наверное, самое трудное для юного ритора – не умение красиво и грамотно выражаться, а умение создать в беседе особую, благожелательную атмосферу.

А это значит найти общий язык с каждым, невзирая на его взгляды, возраст, уровень образования. Это – одно из главных правил культуры речи и культуры вообще.

Поэтому мы должны с малых лет объяснять нашим детям, что только в такой атмосфере любое общение – будь то деловые переговоры, профессиональная дискуссия или просто разговор с другом – принесёт добрые плоды.

Но надо понимать, что культура речи невозможна без нравственной основы. Я бы сказала, невозможна без христианского взгляда на человека.

Только осознавая всякого собеседника ценным в глазах Бога и других людей, проявляя искренний интерес к его личности и делу, которым он занимается, и при этом мудро и снисходительно относясь к негативным проявлениям его характера, можно прийти к настоящему диалогу. Больше того: только тогда и возможно установить доверительный тон общения.

Без такого конструктивного и в то же время тёплого человеческого диалога невозможен результат ни в одной сфере деятельности, будь то бизнес, искусство, пастырская практика.

Кстати, духовная жизнь любого христианина и его речь тоже тесно взаимосвязаны, но это уже тема для отдельной беседы…

Записала Валентина Киденко

Комментировать