Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

(6 голосов5.0 из 5)

Почему в век спе­ц­эф­фек­тов, ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий и обще­ния онлайн речь – это по-преж­нему визит­ная кар­точка? Как вла­де­ние куль­ту­рой речи может повли­ять на буду­щее детей? Рас­ска­зы­вает пре­по­да­ва­тель дис­ци­плины «Куль­тура речи» Марина Исаева.

– Марина Вяче­сла­вовна, роль ими­джа важна, но любой школь­ник пони­мает, что в совре­мен­ном обще­стве давно не встре­чают «по одёжке»,  ведь «одёжка» ни о чём не гово­рит – мил­ли­о­нер может пре­красно себя чув­ство­вать в потёр­тых джин­сах, а мене­джер-ста­жёр – щего­лять  в брен­до­вой рубашке, на кото­рую копил целый год. 

Но, если не внеш­ность, то что опре­де­ляет пер­вое впе­чат­ле­ние от чело­века? Напри­мер, от уче­ника и сту­дента, ока­зав­ше­гося в хоро­шем обществе?

– Да, на  самом деле, внеш­нее ухо­дит сего­дня на вто­рой план. Так что именно  речи мы обя­заны тем пер­вым впе­чат­ле­нием, кото­рое про­из­во­дим на окру­жа­ю­щих. Она, речь, может обес­пе­чить нам голо­во­кру­жи­тель­ный успех,  она же может стать и при­чи­ной позор­ного фиаско.

eliza and higgins img 8149 lores - Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

Помните Элизу Дулиттл,  геро­иню пьесы Бер­нарда Шоу «Пиг­ма­лион»? Что стало глав­ным в про­цессе её пре­об­ра­же­ния из улич­ной цве­точ­ницы в свет­скую леди? Ну, конечно же, речь. 

Про­стая, нико­гда и нигде не учив­ша­яся девушка, она и сама это пре­красно пони­мает. Меч­тая о работе про­дав­щицы в цве­точ­ном мага­зине, она про­сит про­фес­сора Хиг­гинса научить её «выра­жаться по-обра­зо­ван­ному», в про­тив­ном слу­чае ей всю жизнь при­дется тор­го­вать фиал­ками на улице. 

И её тита­ни­че­ские уси­лия вознаграждены!

– Но ведь Бер­нард Шоу – это ХIХ век. С тех пор эти пред­став­ле­ния не устарели?

– Нисколько. Пра­виль­ная, кра­си­вая речь во все вре­мена счи­та­лась зало­гом успеха. Нет сомне­ния, что струк­тура речи, ее свой­ства и осо­бен­но­сти могут про­буж­дать мысли и чув­ства людей, могут под­дер­жи­вать обострен­ное вни­ма­ние и вызы­вать инте­рес к сказанному.

Сего­дня, в слож­ный век кон­ку­рен­ции чело­века и тех­ники, моло­дым людям осо­бенно важно не только в совер­шен­стве вла­деть про­фес­си­о­наль­ными зна­ни­ями (ими вла­деет и искус­ствен­ный интел­лект, и ком­пью­теры), но и  уметь убе­ди­тельно отста­и­вать свою точку зре­ния, свою позицию.

Каж­дому выпуск­нику школы при­дётся искать себя в жизни, опре­де­лять свою про­фес­си­о­наль­ную нишу, искать себе при­ме­не­ния. Для этого его речь должна быть  яркой и выразительной. 

– А что её делает таковой? 

– Во-пер­вых, само­сто­я­тель­ность мыш­ле­ния. Если мыс­лишь и чув­ству­ешь стан­дартно, по шпар­галке, то и речь твоя будет туск­лой и моно­тон­ной. Во-вто­рых, нерав­но­ду­шие, живой инте­рес к тому, о чём гово­ришь.  А в основе всего этого – хоро­шее зна­ние языка, его норм, нюан­сов и возможностей.

Однако необ­хо­димо заме­тить, что выра­зи­тель­ность речи – поня­тие не такое уж про­стое. Пожа­луй, здесь нет общих пра­вил. Всё зави­сит от ситуации. 

Выра­зи­тель­ность речи поли­тика (пред­ста­вим себе выступ­ле­ния гостей сту­дии Соло­вьёва) была бы совсем непри­ем­лема для инже­нера на пре­зен­та­ции его про­екта или для врача на консилиуме. 

Несов­ме­стимы речь хри­сти­ан­ского про­по­вед­ника – и речь бри­га­дира стро­и­те­лей; речь экс­кур­со­вода Тре­тья­ковки – и речь тамады на сва­дьбе, речь «айтиш­ника» – и вдох­но­вен­ная речь поэта. У каж­дой из них – своя цель, свои задачи, свои критерии.

– Неко­то­рым счаст­лив­цам уме­ние кра­сиво гово­рить дано от при­роды. Но в боль­шин­стве слу­чаев эту спо­соб­ность при­хо­дится тре­ни­ро­вать.  А как? 

– Хоро­ший вопрос, дей­стви­тельно, как? Про­из­но­сить моно­логи перед зер­ка­лом? Любому под­ростку или моло­дому чело­веку это скоро надо­ест. Чтобы выра­зи­тельно гово­рить, для начала научите детей… слушать.

С ран­него воз­раста, с началь­ной школы ребёнку гораздо полез­нее научиться чув­ство­вать и слы­шать собе­сед­ника, пони­мать его эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, видеть, «к чему он кло­нит», то есть опре­де­лять дело­вую направ­лен­ность речи.

Слу­шая выра­зи­тель­ную речь дру­гих людей – взрос­лых: учи­те­лей, роди­те­лей, зна­ко­мых, извест­ных людей, ска­жем, на спек­такле или в музее, дети будут пре­красно пони­мать, что такое хоро­шая речь, а что такое  – скуд­ная, невыразительная.

Отли­чая одно от дру­гого, они есте­ственно научатся гово­рить пра­вильно и кра­сиво, ведь  в куль­туре речи по-преж­нему мно­гое опре­де­ляют среда и круг обще­ния. Кстати, не поме­шает при этом и хоро­шее зна­ние эти­кета, то есть чёт­кое сле­до­ва­ние среде, в кото­рой  ты дол­жен чув­ство­вать себя есте­ственно и пони­мать её правила.

1600087071 4 p moya prekrasnaya ledi film 9 - Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»

В своей про­фес­си­о­наль­ной среде моло­дой чело­век дол­жен  быть как рыба в воде. А это зна­чит – уметь легко жон­гли­ро­вать про­фес­си­о­наль­ной лек­си­кой – не в том смысле, чтобы  без необ­хо­ди­мо­сти сыпать тер­ми­нами, а в том, чтобы пони­мать  зна­че­ние этих узко­спе­ци­аль­ных слов и упо­треб­лять их к месту. Это, без­условно, важно для ста­нов­ле­ния в про­фес­сии, и всё же это не самое главное.

– А что же тогда главное?

– На мой взгляд, самое важ­ное и, навер­ное, самое труд­ное для юного ритора – не уме­ние кра­сиво и гра­мотно выра­жаться, а уме­ние создать в беседе осо­бую, бла­го­же­ла­тель­ную атмосферу. 

А это зна­чит найти общий язык с каж­дым, невзи­рая на его взгляды, воз­раст, уро­вень обра­зо­ва­ния. Это – одно из глав­ных пра­вил куль­туры речи и куль­туры вообще.

Поэтому мы должны с малых лет объ­яс­нять нашим детям, что только в такой атмо­сфере любое обще­ние – будь то дело­вые пере­го­воры, про­фес­си­о­наль­ная дис­кус­сия или про­сто раз­го­вор с дру­гом – при­не­сёт доб­рые плоды.

Но надо пони­мать, что куль­тура речи невоз­можна без нрав­ствен­ной основы. Я бы ска­зала, невоз­можна без хри­сти­ан­ского взгляда на человека.

Только осо­зна­вая  вся­кого собе­сед­ника цен­ным в гла­зах Бога и дру­гих людей, про­яв­ляя искрен­ний инте­рес к его лич­но­сти и делу, кото­рым он зани­ма­ется, и при этом мудро и снис­хо­ди­тельно отно­сясь к нега­тив­ным про­яв­ле­ниям его харак­тера, можно прийти к насто­я­щему диа­логу. Больше того: только тогда и  воз­можно уста­но­вить дове­ри­тель­ный тон общения.

Без такого кон­струк­тив­ного и в то же время тёп­лого чело­ве­че­ского диа­лога невоз­мо­жен резуль­тат ни в одной сфере дея­тель­но­сти, будь то биз­нес, искус­ство, пас­тыр­ская практика.

Кстати, духов­ная жизнь любого хри­сти­а­нина и его речь тоже тесно вза­и­мо­свя­заны, но это уже тема для отдель­ной беседы…

Запи­сала Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки