Array ( )
<span class="bg_bpub_book_author">иерей Никита Заболотнов</span> <br>Наука о душе: Великий пост для детей

иерей Никита Заболотнов
Наука о душе: Великий пост для детей

Продолжая тему Великого поста для детей, публикуем беседу на телеканале «Союз» со священником Никитой Заболотновым, клириком храма первоверховных апостолов Петра и Павла (город Полевской). Один из вопросов  – молитва Ефрема Сирина в переложении для ребёнка.

– Отец Никита, хотелось бы сегодняшнюю встречу начать с разговора о молитве. Молитва в первую очередь ассоциируется с постом, если не говорить об ограничениях в еде. Что мы можем предложить детям?

– Дорогие братья и сестры, действительно, молитва для христианина в пост – это очень важная вещь. Ведь наш аскетический подвиг в плане еды небольшой, постная диета направлена, в том числе, на то, чтобы человеку было легче молиться.

Если человек имеет опыт настоящего поста, хорошего, выверенного для себя – не тяжелого, когда он без сил плетется из одного места в другое и думает исключительно о том, что ему поесть вечером; а такого, который помогает ему, от которого молиться легче.

Что касается молитвы в пост, то мы уже говорили о постных подвигах, которые могут понести дети и могут понести родители в семье, где есть дети. И вот один из этих подвигов – это подвиг небольшой молитвы.

Есть дети, которые, предположим, еще не приучены к молитве каждый день, утром и вечером – для них, наверное, будет подвигом молиться каждый день.

Но, чтобы детей к молитве приучить, нужно показывать им пример, молиться самим, и кроме того, лучше всего начинать молиться вместе с детьми. 

Что касается тех семей, где молитва является нормой, родители и дети молятся утром и вечером и делают это вместе, то в пост очень хорошо добавить какие-то молитвы. Это могут быть молитвы конкретные, когда мы молимся о чем-то, это может быть молитва Ефрема Сирина, с которой Церковь обращается к Господу в дни Великого поста.

–  В молитве Ефрема Сирина, наверное, не все слова понятны для детей, и у Вас есть интересный опыт переложения этой молитвы.

– Да, когда несколько лет назад мы с детьми читали молитву Ефрема Сирина, разбирали ее, говорили об этом – я понял, что для них не всегда актуальны те прошения, с которыми мы обращаемся в этой молитве, не всегда понятны, и эта молитва становится больше формой, лишенной актуального содержания.

Я взял на себя такую дерзость переложить эту молитву для детей и подростков. Это не перевод, это именно переложение, когда мы под знакомую форму немножко меняем содержание, но самое главное мы оставляем: то, что в пост мы с чем-то боремся и что-то для себя приобретаем.

GjIb885qdZo - Наука о душе: Великий пост для детей
Фото: school.orthpatr.ru

Я, наверное, зачитаю, как это звучит: «Господи и Владыко жизни нашей, дух лености, злости, непослушания и обидчивости не дай нам. Дух же послушания, трудолюбия, терпения и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуждать наших ближних. Аминь».

– То есть, получается, что здесь некоторые понятия переведены на более понятный ребенку язык, а некоторые вообще полностью заменены. Вот, например, про обидчивость – это как-то особенно актуально для деток?

– Я старался подбирать те прошения, те добродетели, или, напротив, те грехи, которые особо актуальны в семье и в многодетной семье. Потому что там, где дети взаимодействуют друг с другом, они очень часто друг на друга обижаются, и говорить им о том, что обида – это признак гордости, ты должен бороться со своей гордыней, – бывает не всегда к месту.

А вот молиться о том, чтобы мы могли свою обидчивость побеждать и меньше обижаться – об этом, конечно, нужно обязательно.

И поэтому я постарался включить в эту молитву именно то, что актуально для детей. Мы старались это вместе с детьми сформулировать – разбирая то, какие есть проблемы во взаимоотношениях с собой, с Богом и с другими людьми. Мы старались подбирать те – условно говоря, добродетели, и условно говоря, страсти, с которыми нам нужно бороться; и напротив, которые нам нужно стяжать в дни поста.

– Вот такие интересные моменты, которые могут прилагаться не только к духовной жизни, но и к повседневной практической – это когда мы просим не дать духа лености и просим нам послать духа трудолюбия – в каких вещах может ребенок это реализовать постом, какой взять на себя труд, чтобы в этом потренироваться?

– Один из духовных подвигов, который мы стараемся для детей предложить – это борьба с ленью.

Вообще-то лень в определенном возрасте (взять, скажем, ранний подростковый возраст, средний подростковый возраст) становится доминантной, и нам кажется, что ребенок так обленился, что просто некуда деваться. На самом деле здесь работает физиология – организм ребенка растет, не всегда растет прямо пропорционально, и ребенок реально устает, причем больше нас.

То есть для него нагрузка – и психологическая нагрузка в школе, и нагрузка физическая бывает очень сложной, и он действительно без сил. Но здесь же проявляется и лень, когда на самом деле ребенку неохота – не буду делать, и всё.

Есть очень простое правило, как бороться с ленью: не откладывай на потом всё, что можно сделать сейчас. Вот если ты можешь это сделать сейчас: уроки, дело, которое попросила мама, какую-то свою обязанность по дому – значит, это нужно взять и заставить себя сделать.

На самом деле мы по себе знаем: заставил себя раз, два раза, три раза, на четвертый раз проще, на шестой раз входит в привычку, а на десятый раз человек не замечает, как он это делает – оказывается, ой, как все замечательно и просто!

Второй момент: обязательно у детей дома должны быть свои обязанности, это вообще в принципе должна быть норма каждой семьи, и где детей много, и где ребенок один или двое. У ребенка уже лет с шести-семи должны быть свои домашние обязанности. Это могут быть вынос мусора, мытье посуды, уборка.

Дети постарше могут мыть пол, вытирать пыль, ухаживать за домашними животными, гладить белье, в принципе ставить стирку и развешивать белье, сейчас ничего сложного: положил в машинку, развешал, переложил, погладил. То есть вот эти бытовые вещи должны обязательно присутствовать в жизни наших детей. Почему? Потому, что таким образом мы учим их трудиться.

– Наверное, это очень помогает в борьбе с ленью, когда мы имеем конкретный распорядок дня, где для каждого дела есть свое место. Как можно помочь детям этот распорядок дня для постного времени составить?

– Распорядок дня – это спасение для несчастных детей в современную эпоху, когда время очень быстро бежит, все сжалось, огромное количество информации, которую не успевает обрабатывать не только наш мозг, но и наша психика, а на детей это очень давит.

Люди говорят о том, что вокруг гиперактивные дети, они неуправляемы, и так далее. Но очень сложно и нам, взрослым, плыть вот в этой современной бесконечной реке информации, когда все очень быстро бежит и меняется. А детям это сложнее втройне.

Так вот, помощь в этом, такая палочка-выручалочка – это распорядок дня. Потому что строгий и четкий распорядок дня помогает ребенку обрести свои границы: вот у него начало дня, вот конец, вот у него то, вот это. И это не только дает возможность побороться с ленью, это дает возможность правильно распределить свой день.

Любой человек, который пробовал жить по распорядку дня, или как это сейчас модно называть, используя тайм-менеджмент, знает, что при этом дел успевает сделать иногда в два раза больше, чем если он живет без распорядка.

На то, чтобы себя собрать и правильно все распланировать, сделать одно  следом за другим, у нас уходит много сил, энергии и времени. В итоге мы успеваем меньше. Распорядок дня помогает нам успевать всё в свое время.

Можно предложить, например, детям, выделить конкретное время для молитвы, время для хозяйственной помощи, время для отдыха, время для уроков.

Опять же начать нужно с себя. Сами мы свой распорядок дня выстраиваем. То есть у нас подъем в определенное время, утром мы встаем – может быть, в пост на пять минут пораньше, чтобы было время помолиться. Не все утром, я знаю, успевают помолиться – так, перекрестились, побежали.

А вот если на пять минут пораньше вставать, чтобы помолиться, то можно буквально две-три молитвы прочитать, у Господа попросить благословения на день. И дальше уже распределять, во-первых, свой день, работу, домашние дела; во-вторых, и день детей.

В своем дне обязательно нужно в пост запланировать время, в которое мы будем общаться с детьми. Я вам приведу один пример. Мамочка современная, очень модная, много работает, занимается саморазвитием во всех возможных направлениях, как это сейчас принято, естественно, для детей времени нет.

Но в пост она берет себя в руки и читает детям книги: Библию, Священное Писание, Евангелие, жития святых, или там какие-то хорошие добрые христианские книги, сказки, но читает. И дети поста ждут. Они говорят: «Мама, а когда наступит пост, когда ты нам снова будешь читать?» Потому что только в пост мама находит время и себя заставляет читать с детьми, это очень важно.

И, кроме того, конечно, нужно определить время на уроки, время на труд, помощь по дому, время на отдых.

Я думаю, что все прекрасно понимают, что делать уроки сразу, когда ребенок пришел из школы, не стоит. Ребенок устал, ему нужно отдохнуть, дать возможность переключиться на что-то другое. Мы можем ему в этом помочь, то есть дать какую-то альтернативу. Вот ты пришел из школы, ты можешь отдохнуть, потом, может, чем-то по дому помочь – что-то сделать, куда-то сходить, погулять; а уже потом садишься делать уроки.

Но опять же здесь есть внешний ограничитель: это вечерняя молитва, когда вся семья собирается на молитву. У меня, допустим, стоит будильник на телефоне, который в определенное время звонит, там звонят колокола, и написано «время молиться». Дети уже знают: у папы будильник сработал, сейчас идем молиться, и вот мы все, кто бы чем ни занимался – все встаем и идем молиться.

Помолились – дальше младшие ложатся спать, а старшие доделывают те дела и уроки, которые у них есть, но все равно мы стараемся, чтобы они ложились спать тоже не позже определенного времени, чтобы высыпались, и было время еще пообщаться.

Потому что пообщаться с ребенком перед сном – это самое лучшее время. Ребенок уже расслабился, ему очень важно поделиться эмоциями и впечатлениями, разгрузиться от этого дня, почувствовать поддержку и уснуть в спокойном состоянии, что мама или папа рядом, что меня понимают, что меня любят.

Открою небольшой секрет – особенно для подростков это самое важное время, когда мы можем с ними поговорить о нравственности и об отношениях. Потому что это время, когда ребенок уже расслабился, и у него нет сил сопротивляться.

Подростки – они как ежики бывают, раз – и иголочки выставляют; а тут он уже лег, он уже расслабился, все, выдохнул, у него нет сил сопротивляться, иголочки выставлять – и вот тут приходим мы с нашими разговорами. Если мы сядем поговорить днем, это будет восприниматься как нотация, как что-то такое внешнее. А вечером будет замечательно поговорить с детьми ненавязчиво.

Соб. инф.

Комментировать