Диспут с про­те­стан­том о пре­да­нии

А.И. Солод­ков

Пра­во­слав­ный: На какую тему вы хотели бы пого­во­рить сего­дня?

Про­те­стант: Я про­чи­тал опуб­ли­ко­ван­ную нашу с вами про­шлую беседу о ико­но­по­чи­та­нии и в общем то у меня нет пре­тен­зий. Опуб­ли­ко­ван не весь диалог но основ­ная часть пере­дана верно. Меня сму­тило только одно, что вы цити­ро­вали из… как вы это назы­ва­ете…

Пра­во­слав­ный: Святые отцы, Цер­ков­ные пра­вила, пре­да­ние…

Про­те­стант: Да, да пре­да­ние. Вы согласны гово­рить на тему, пре­да­ние.

Пра­во­слав­ный: Да, согла­сен.

Про­те­стант: Обща­ясь с вами в про­шлый раз я понял что вы неплохо знаете Библию. Как же вы читая Библию не видите, что пре­да­ние отме­нено. В Еван­ге­лие от Марка мы читаем, как фари­сеи спра­ши­вают Христа: «почему не посту­пают уче­ники Твои по пре­да­нию стар­цев, но нечи­стыми руками едят хлеб? Он же сказал им: хорошо про­ро­че­ство­вал Исаия о вас лице­ме­рах, как напи­сано: «Этот народ устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно воз­дают Мне почи­та­ние, уча уче­ниям, пред­пи­са­ниям чело­ве­че­ским» (Мк. 7:5–7)».

По-моему оче­видно, что пре­да­ние отбе­га­ется Иису­сом Хри­стом, а в вашей Церкви есть пре­да­ние кото­рого вы дер­жи­тесь. Думаю это про­ти­во­ре­чит Библии. Вы со мной согласны?

Пра­во­слав­ный: По поводу фари­сей­ского обряда омо­ве­ния да, но здесь ничего не гово­рится об апо­столь­ском пре­да­нии. Апо­столь­ское пре­да­ние исхо­дит от Христа. И если мы не при­ни­маем пре­да­ния то ста­но­вимся скорее пре­да­те­лями, а не пре­дан­ными Ему. Хри­стос осно­ва­ние пре­да­ния, именно Он предал Себя за грех мира на Гол­гофе, изоб­ра­зив ту любовь кото­рую принял от Отца (2Пет.1:17). Что же при­няли апо­столы: «О том, что было от начала, что мы слы­шали, что видели своими гла­зами, что мы созер­цали и что руки наши ося­зали, о Слове жизни» (1Ин.1:1), т.е. Слово жизни. Пре­да­ние это не свод книг при­ла­га­е­мых к Библии, а жизнь вос­при­ня­тая апо­сто­лами от Христа «И живу больше не я, но живет во мне Хри­стос» (Гал.2:20), пишет ап. Павел в посла­нии. Жизнь в Боге и с Богом пере­да­вали апо­столы своим при­ем­ни­кам, а не только сумму знаний и тексты Свя­щен­ного Писа­ния, «буква – как напи­сано – уби­вает, а дух живо­тво­рит» (2Кор.3:6). А Дар Духа Свя­того пере­да­ется в пре­ем­стве от Апо­сто­лов до сего­дняш­него дня. Как и пишет Апо­стол Павел при­ем­нику своему Тимо­фею: «по этой при­чине напо­ми­наю тебе воз­гре­вать даро­ва­ние Божие, кото­рое в тебе чрез воз­ло­же­ние рук моих» (2Тим.1:6).

Поэтому, любая рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция назы­ва­ю­щая себя цер­ко­вью, но не име­ю­щая пре­ем­ства свя­щен­ства есть без­дар­ная орга­ни­за­ция. Пяти­де­сят­ники как известно ста­ра­ются обна­ру­жить дар духа в гово­ре­ние на никому не понят­ных языках вводя себя в экстаз выда­вая его за харизму, адвен­ти­сты ждут послед­него дождя, в надежде полу­чить дар Свя­того Духа, кото­рый, кстати, никто не отни­мал у Церкви. Хри­стос сказал Апо­сто­лам: «При­мите Духа Святого…пошлю вам Духа истины кото­рый наста­вит вас на всякую истину» (Ин.20:22, 15:26). В этом смысле, «если Писа­ние и все то, что может быть ска­зано напи­сан­ными или иными сим­во­лами, суть раз­лич­ные спо­собы выра­жать Истину, то Свя­щен­ное Пре­да­ние – един­ствен­ный способ вос­при­ни­мать Истину: «Никто не может назвать (познать) Иисуса Гос­по­дом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3)… Итак, мы можем дать точное опре­де­ле­ние Пре­да­нию, сказав, что оно есть жизнь Духа Свя­того в Церкви, жизнь сооб­ща­ю­щая каж­дому веру­ю­щему спо­соб­ность слы­шать, при­ни­мать, позна­вать Истину в при­су­щем Ей Свете, а не в есте­ствен­ном свете чело­ве­че­ского разума» (В. Лос­ский).

Нет не книгу при­няли апо­столы, а Бога явив­ше­гося во плоти. Сло­вами “при­мите ядите сие есть тело Мое за вас ломи­мое… сие есть кровь Моя… тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние (Мф. 26:26–28), Хри­стос соеди­няет Себя с апо­сто­лами, о кото­рых молится Отцу: “да будут едины как ты во Мне и Я в тебе” (Ин. 17:21–22). Связь, трех Лиц в Троице, это не только еди­но­мыс­лие но и Еди­но­сущ­ность. Глава же Церкви — Хри­стос , а она Его тело. Такое еди­не­ние не может быть вос­при­нято только на позна­ва­тель­ном, на раци­о­наль­ном уровне, оно глу­боко онто­ло­гично т.к. тело чело­века соеди­нено с голо­вой не только на уровне пони­ма­ния и осмыс­ле­ния, или истин­ного тол­ко­ва­ния, но и реально. 

Апо­стол Павел пишет: “Будьте все моими под­ра­жа­те­лями, братья, и смот­рите на тех, кото­рые посту­пают по тому при­меру, какой вы имеете в нас” (Фил.3:17). Где мы сего­дня можем видеть пре­ем­ство и образ апо­сто­лов, кото­рый они дали “в пример для под­ра­жа­ния нам” (2Фес. 3:9)? В Церкви кото­рая имеет апо­столь­ское пре­ем­ство и литур­ги­че­ское еди­не­ние с Богом в таин­ствах Церкви в ее евха­ри­стии. Тело и Кровь пода­ва­е­мая в виде Хлеба и Вина не сим­волы, как дума­ете вы, а Хри­стос. Он пре­ло­мил хлеб пре­по­дал Апо­сто­лам со сло­вами: “Сие есть Тело Мое за вас ломимое.…а также чашу с вином …сие есть Кровь Моя изли­ва­е­мая за многих во остав­ле­нии грехов…творите в мое вос­по­ми­на­ние. Если Хри­стос сказал значит верим, что это так и делаем испол­няя волю Его. В евха­ри­стии мы видим и веру и дела. “Вера без дел мертва” (Иак. 2:20) А уж без веры могут быть не пред­ска­зу­е­мые деяния. То, что это сим­волы согла­сен. В не Церкви дей­стви­тельно сим­волы. Так как “Бог пору­гаем не бывает” А в Церкви это таин­ство и причем “без­при­ко­словно, тайна сея велика” (2Тим. 3:16). Поэтому до тех пор пока мы читаем Библию вне Пре­да­ния, вне Церкви, без таинств, то глаза у нас закрыты и мы оста­емся сле­пыми. Вспом­ните Еван­гель­скую исто­рию — Дорога в Эммаус. 

В посла­нии Апо­стола Петра гово­рится: “и дол­го­тер­пе­ние Гос­пода нашего счи­тайте спа­се­нием, как и воз­люб­лен­ный брат наш Павел по данной ему пре­муд­ро­сти напи­сал вам, как и во всех посла­ниях, когда он гово­рит в них об этом: в них есть нечто трудно под­да­ю­ще­еся пони­ма­нию, что невежды и неутвер­ждён­ные извра­щают, как и прочие Писа­ния, к соб­ствен­ной своей гибели” (2Пет. 3:15–16). 

Из этого текста оче­видно, что в посла­ниях есть нечто непо­нят­ное. Далее Апо­стол Павел настав­ляет дер­жаться пре­да­ния. Вот как он об этом пишет: “Итак, братья, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рыми вы были научены или чрез слово, или чрез посла­ние наше”. Дру­гими сло­вами апо­столы науча­лись вере не только из писа­ний, как видно из текста, но и из пре­да­ния” (2Фес. 2:15). 

Далее важно отме­тить, что пре­да­ние всегда пер­вич­нее Писа­ния, как Вет­хого завета, так и Нового.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки