- Отзыв о книге «Пасхальная память». Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине)
- Снотворное царство (Или чему нас учит книга Е. Ерофеевой «Пасхальная память»)
- Осторожно! Манипуляция святостью!
- (О книге Е. Ерофеевой «Пасхальная память»)
Отзыв о книге «Пасхальная память». Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине)
Снотворное царство (Или чему нас учит книга Е. Ерофеевой «Пасхальная память»)
Книга о дивеевском священнике Владимире Шикине чрезвычайно популярна в нашей епархии. Её зачитывают до дыр, передают из рук в руки. Ею восхищаются и рекомендуют друзьям. Чему же можно научиться, прочитав эту книгу?
Во-первых, уже начиная с титульного листа, нас учат обманывать. Третье издание книги выпущено в Москве храмом Казанской иконы Божией Матери «по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского». Хотя, кажется, для всех должно быть аксиомой, что издавать книги в Москве можно только с благословения правящего архиерея Московской епархии – Святейшего Патриарха Алексия. Но кто-то думает иначе…
Во-вторых, нас учат верить снам, своим и чужим, на том лишь основании, что их много и они «необыкновенные». Сны об отце Владимире составляют 80-90% информации в книге. Тем самым, напрочь отметается учение Церкви о том, что снам верить нельзя, потому что можно впасть в прелесть.
В-третьих, оказывается, что авторитетом слова в Церкви обладают сугубо женщины, ибо, опять-таки, 90-95% «снотворной» информации исходит от «духовных дочерей». Несмотря на совет апостола Павла «бабьих басен отвращаться».
В-четвёртых, создаётся фантастический образ «настоящего» священника, обладающего главными благодатными качествами: Любовью, прозорливостью и целительством.
Читателю внушается коварная мысль, что «золота – его немного и в природе и в людской породе». (1,322) То есть, обычные священники, не старцы-прозорливцы, как бы и не имеют права на существование… «Холодно. К батюшкам очередь. Исповедь формальная. Не заменить! Незаменимый человек» (об о. Владимире). (1,322)
Эта идея получила очень широкое распространение: небрежное, хамоватое отношение к священнику стало нормой. Прихожане поучают своего пастыря, что, дескать, батенька, любви-то у вас маловато; чтой-то вы не пронзаете меня светом своея благодати! Не дотягиваете, н-да…
В-пятых, подобное высокомерное отношение внушается и к архиереям: «батюшка говорил: «Вы доживёте до вторичного исполнения пророчества преподобного Серафима, в котором он пытается заступиться перед Господом за архиереев». (1,131) Время-то нынче апостасийное, архиереи «красные», продажные, завистливые…
В-шестых, нас учат, что Церковью у нас руководят старцы, а не архиереи. Откровения старцев, их видения, возводятся в ранг высшего церковного авторитета. Даже прямое непослушание архиерею только приветствуется: «Отец Владимир имел благословение трёх старцев на отчитывание больных. И запрет от митрополита Николая, которому покаялся, что нарушал его прещения.».(1,174) Противопоставление старчества и священноначалия – это глубочайшая проблема, требующая отдельного разговора.
В-седьмых, нам запрещается брать ИНН, так как старцы и о. Владимир имели на сей счёт «откровения». «На вопрос, как жить людям, оставшимся без необходимого, ответом прозвучал рассказ священника И. в доме батюшки: «Недавно я отыскал в глухой деревне свою дальнюю родственницу. Ей почти сто лет. Она не взяла первый советский паспорт. И всю жизнь прожила в своём ветхом доме без зарплат и пенсий. «Как же ты выжила?» – спросил я у неё. «Чужих детей понянчу – покормят и молочка с хлебом дадут. Псалтирь по усопшему почитаю – опять сыта. Да, и трава в поле безплатная. Если травы знать, на одних травах можно прожить. Преподобный Серафим на одной сныти три года жил. Так ни одного дня, милый, не голодала». – «Как же зимовала без дров?» – «А сухая лебеда больно жарко горит», — отвечала Наталья, не подозревая, что здесь поминает уже о чуде.».(1,135-136)
Вот только кто из ИННщиков сам собирается так жить?!
Кстати, элементарная логика учит, что, если ИНН брать нельзя – не спасёшься, а РПЦ, все епархии и все приходы ИНН взяли, то, следовательно, чтобы спастись, надо выйти из РПЦ и создать собственную, истинную, безИННую Церковь… И хотя многие ИННщики так не делают, но реально они давно уже находятся в расколе. И активно свой раскол проповедуют на приходах.
В-восьмых, проповедуется откровенно еретическая идея о «Царе-Искупителе»: «Кто правильно будет молиться Царю, сам будет спасён и другим в этом поможет. Будем поклоняться Ему, как Искупителю грехов народа русского. Говорят, у нас Искупитель один – Христос. Это мы, конечно, знаем. У нашего Государя-Николая есть Своя Книга. Как Книга Жизни у Господа, в которой записаны имена всех, кто спасается, так у Царя – Своя Книга, где записаны Его верноподданные.(..) И никогда не примут эти ИНН – все верноподданные люди русские, православные. Царь – образ Божий, живая икона Царя Небесного. Исключительное служение даровано Ему Богом на земле. Исключителен – ни с чем не сравним, Его подвиг… Только с Голгофской Жертвой Христа!». (1,290)
Как говорят наши «царебожники»: «Прежде не всегда поймёшь, кто свой, кто чужой. А сейчас с первого взгляда видно: те, кто Царя не славят, категорически не хотят принимать – с теми всё понятно.». (1,287) Понятно?..
Таким образом, «истинное» Православие сводится к почитанию отца Владимира, обожествлению царя Николая и непринятию ИНН. Этому нас учат сны…
Книга Ерофеевой – это медицинская карта, в которой зафиксированы диагнозы тех болезней, которыми страдает наше церковное общество. Только вот читать медицинские карты должны врачи, чтобы знать, как лечить. Больным же положено читать рецепты по выздоровлению, которые выписывают им врачи (а не другие больные).
Поэтому, читать эту книгу вредно, ибо больных у нас больше, чем врачей и здоровых. Вот только, к сожалению, мало кто причисляет себя к больным…
священник Алексий
Цит. литература:
1. Пасхальная память. Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине). Автор-составитель Ерофеева Е.В. Издание третье. М., храм Казанской иконы Божией Матери, 2003.
Осторожно! Манипуляция святостью!
(О книге Е. Ерофеевой «Пасхальная память»)
Жизнь и смерть всякого благочестивого христианина, тем более, священника, поучительна. Она не нуждается в многословии, витиеватых украшательствах, недостоверных чудесах и пророчествах, во всем том, чем переполнена книга Е. Ерофеевой «Пасхальная память», посвященная отцу Владимиру Шикину (издание четвертое, дополненное, ООО «Издательская группа «Фавор XXI»). Во внешнем плане книга поражает, прежде всего, утомительным многословием, сусальностью. Нет ни чувства меры, ни чувства вкуса. Обилие цитат, известных всякому более или менее образованному человеку. Множество выписок из святых отцов. Но не в художественной беспомощности и графоманских длиннотах главная беда этого сочинения. И даже не в экзальтированности и слащавости. А в претензии на некое откровение, проводником которого «высшие силы» избрали автора повествования. В основном книга состоит из пересказа снов об отце Владимире. Человек, уже ушедший, не может отвечать за приписываемые ему слова, тем более, за чужие сны, в которых он якобы призывал не принимать ИНН.
В этом харизматическом служении отец Владимир навязывается в качестве святого. Ему приписывается абсолютное ясновидение. «Всех, кто обращается ко мне, в каком бы уголке ни был, — всех слышу». Фотокопии портрета отца Владимира, сделанного художником Л. Беседновым, — мироточат. «Люди, слушая по телефону об обилии Батюшкиной благодати, изливаемой на других, начинали плакать на другом конце провода». «Ощущали Батюшкину молитву, переходящую на них через рассказчика». Все время «все плачут, слезы льются градом» (во время проповеди о. Владимира). «Верю, о. Владимир не оставит, не бросит ни одного из любящих его — ни в этой жизни, ни в будущей». Отцу Владимиру приписываются свойства сверхсвятого, равного Самому Богу. Он знает помыслы и судьбы каждого. (Так даже никто не писал о преподобном Серафиме Саровском). А также судьбу мира.
Известно, что в свое время Петр I издал указ о тщательном расследовании «чудес». И выявленных фальсификаторов «плачущих» икон и т.д. повелел наказывать кнутом. И, как пишут историки, после этого количество «чудес» заметно поуменьшилось.
Отец Владимир был скромным человеком, и по свидетельству протоиерея Александра Шаргунова, спрашивал у него совета, как следует относиться к тем или иным современным проблемам, в том числе, к проблеме ИНН. Последний такой разговор был за несколько дней до его смерти. И в вопросах отца Владимира не было даже намека на откровения, якобы пришедшие к нему свыше, на чем так настаивает Е. Ерофеева. Чтобы убедить читателя, она не останавливается не только перед явным вымыслом, но даже перед манипулированием Священным Писанием, выдергивая из него цитаты. Автор уверяет, что тот, кто принимает ИНН, отказывается от своего христианского имени и соединяется с душой антихриста. «Человек, не носящий святого имени, не вписан в Книгу Жизни». (Отк. 13:8). «Батюшка сокрушался — сегодня решается, с кем мы хотим остаться, и что выберем: ад или Царствие Небесное» (имеется в виду принятие или непринятие ИНН). Это уже прямой шантаж, крайне опасный для психики простодушных и неискушенных читателей. «Получивший ИНН — оказывается вписанным в «Книгу Смерти»» (стр. 271). Главное, получается, что цель христианской жизни — это неприятие ИНН. И кто не принял ИНН, — уже спасется. Это заменит и веру, и дела. Вера приравнивается к магии и к самым диким суевериям.
На титульном листе книги надпись: «По благословению епископа Владивостокского и Приморского Вениамина». Впрочем, мы знаем, как в наше время могут ставиться подобные грифы. Но несомненно, что за выпуск этой книги должны нести ответственность и редактор, и издательство, и распространители такого рода литературы. Как сказала одна верующая женщина, хорошо знавшая о. Владимира: «После прочтения этой книги у меня появилось недоверие к жизнеописаниям современных «старцев» и их «чудесам». А у кого-то, можно естественно предположить — не только современных.
Тем не менее, книга выдержала уже четвертое издание. В чем разгадка спроса на такую литературу? Во-первых, это связано с духовным состоянием слишком многих, недавно перешагнувших порог храма, читателей. После стольких лет государственного атеизма у людей нет религиозной культуры, как это было раньше, когда, между прочим, существовала нормальная церковная цензура. Придя в Церковь, человек ищет прежде всего чуда, особенно когда он не находит исхода из окружающих его бед. Не так-то просто избавиться от инерции языческого восприятия. Христианство понимается не как труд души, не как путь крестных заповедей, а парадоксальным образом — как надежда на легкое избавление от спасительного креста. Подсознательно начинается поиск, можно сказать, кумира, который поможет в одночасье. Это своего рода магия под видом христианства. Увы, немало читателей — из тех, кто «обманываться рад». Е. Ерофеева хорошо чувствует эту востребованность и употребляет нечестный прием — вам не дают опомниться, оглушая якобы чудесами. На самом деле происходит профанация, десакрализация чуда: благодаря помощи этого «чудотворца», у вас все будет получаться, «все будет хорошо». Автор требует безоговорочной веры, психологически ставит себя как бы некоей «посвященной»: «Я знаю». С помощью такой безапелляционности и совершается подлог. Недостоверное выдается за святую истину. Это зомбирование простодушного читателя производит впечатление цыганского заклинания, гипноза. Так зарождаются секты.
Церковь вся живет святостью. Святостью Самого Христа Бога и святых, приобщившихся Его святости. И с мечом херувимским стоит на страже святости. Потому недопустима в ней манипуляция святостью. Святость, святые — это то, что свято. Это то, что святая истина, святая правда. «Всякая неправда есть грех» — говорит Писание. Особенное значение имеет неправда в слове. «За всякое слово праздное — тем более, лживое — даст человек ответ в день Суда». Хуже всего праздное и лживое слово — там, где речь идет о святости, о святыни, о святых. В старину было очень важное, забытое теперь слово — «пустосвят». Разумеется, его нельзя употребить по отношению к отцу Владимиру Шикину, который, как мы знаем, был благочестивым, достойным священником, и мужественно переносил внезапно посланную ему смертельную болезнь. Но это слово, на наш взгляд, точно характеризует автора данной популярной и популяризируемой книги.
Юрий Архипов
Источник: Православие.ru
Комментировать