Ошибки прихожан во время богослужений

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Большинство из нас является в той или иной степени неофитом, считается, что так можно назвать человека в первые 10 лет его воцерковления.
Предлагаю в этой теме делиться преодолёнными ошибками в практике богослужебной жизни (церковном этикете). С целью поделиться опытом.

Итак:

1) Во время разрешительной молитвы на исповеди кланяемся не священнику, а Евангелию и Кресту, которые лежат на аналое; они символизируют Христа, Которому мы исповедуемся в присутствии священника.

2) После начала службы не ставим свечи и не молимся отдельно, а сосредотачиваемся на Богослужении.

3) Не стоит отвлекать прихожан от молитвы просьбой передать свечу.

4) В воскресный день и двунадесятые праздники земные поклоны не совершаются. См. о поклонах.

5) Когда священник благословляет свещеносцев, то кланяются только они (это относится к малому входу на Литургии и Входу с кадилом на Вечерне).

6) Во время каждения храма (по периметру) не следует "крутиться вокруг своей оси". Обратите внимание, что священнослужитель кадит с солеи молящихся перед тем, как выйти в храм для каждения икон.

7) Возглас "оглашенные главы ваши преклоните" относится к оглашенным, т.е. ещё не крещёным, не рождённым духовно.
 
Последнее редактирование модератором:
Кирилл со всем согласна. Но один забавный случай со мной произошел в церкви. Когда ходил батюшка и кадил то все поворачиваются, те кто не знает правил, раньше я тоже со всеми поворачивалась, но после того, как узнала правило, перестала. Но вот однажды идет батюшка с кадилом, все поворачиваются, я стою лицом к алтарю. Рядом стоящая бабушка схватила меня за руки и повернула к батюшке, который проходил с кадилом. Я ничего не сказала. Смирилась. Хотя было неприятно.
 
Норвегия
Православный христианин
А еще практически все эти правила невозможно соблюсти если с вами на службе детки.:) Здесь и спиной 20 раз повернешься, и свечку не откажешь им поставить, лишь бы не шумели. Наш батюшка, например благословил моему маленькому сыну зажигать и задувать свечи на кануне когда ему захочется. Вот покупаю ему 2 свечи и он всю службу то зажигает их на кануне, то гасит. Люди косятся, пару раз замечания делали, а иначе нельзя - кричит. (У ребенка синдром аутизма. Но ведь не станешь объяснять это всем и каждому) Так вот из каждого правила есть свои исключения, не надо нам так уж искушаться "нарушениями"
 
Красногорск
Православный христианин
Тем,кто в церкви давно-всё понимают и им трудно помешать молиться-только в крайнем случае.Но новоначальным мешает всё.Только любовь может всё уравновесить,но нам её не всегда хватает.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Все верно, но реально трудно соблюдать хотя бы вот эти два пункта.
Служба начинается в основном в 7.30., это все должны успеть и поставить свечи и помолиться перед какой-то любимой иконой, представляется с трудом такая дисциплинированность:cool:. Да и потом в каждом правиле есть исключения, может кто-то мимо шел и душа позвала (я всегда так объясняю себе появление в храме женщин в джинсах).
А как быть с теми, кто везде тебя найдет и постучит свечку передать:mad:.
Предлагаю повесить эти правила на дверях храмов для изучения православными!

Юлия, попробую прокомментировать.

Ну, в 7-30 Литургия редко где начинается. Обычно 9-10 часов утра. Но, даже если Литургия начнётся в 6 утра и прихожанин опаздал, то он может поставить свечи и после службы, не отвлекая других людей.

"Поставить свечи и помолиться перед любимой иконой" в то время, когда началось общественное богослужение? Это называется пренебрежением главным в угоду второстепенным личным симпатиям!:) Дисциплинированность в духовной жизни - наш важнейший долг, без этого очень трудно чего-либо добиться. Если человек имеет волю, чтобы прийти в храм к 7-30, то он должен напрячься, чтобы выполнить и вышеперечисленные несложные правила.:)

Если кто-то мимо шёл, то это не прихожанин, а мы обсуждаем в этой теме "ошибки прихожан", т.е. тех, кто регулярно посещает богослужения и продолжает совершать эти ошибки.

Что касается "искушающих":), то им можно спокойно и с любовью сказать: "я не могу отвлекать людей от молитвы, лучше поставить свечку после окончания службы".

Что касается размещения этих правил на дверях храма, то идея хорошая! У нас, по просьбе прихожан, свечная лавка просто закрывается на время евхаристического канона о чём вывешивается соответствущее объяснение.
 
москва
Православный христианин
Кирилл, здравствуйте!
По поводу земных поклонов. Насколько я слышала, для тех людей которые посещают Храм один раз в неделю, возможно коленопреклонение в воскресные дни. У нас в Храме на Литургии большинство в самые важные моменты встают на колени. И в воскресенье тоже. И праведный Иоанн Кронштадтский тоже молился коленопреклоненно. Хотя это не канонично:)
И служба во многих храмах Москвы начинается в 6.40. И народу столько в Праздники, что пройти к иконам нереально.:)
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Насколько я слышала, для тех людей которые посещают Храм один раз в неделю, возможно коленопреклонение в воскресные дни.

От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. (90-е правило Шестого Вселенского Собора).

Надежда, предлагаю также ссылку, которая открывает причину канонического запрета на коленопреклонённые молитвы в воскресные дни:

Епископ Афанасий (Сахаров):

"Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7).
"Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17).

Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!"

Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы".

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.

Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, - характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.

В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета...
Источник.
 
Последнее редактирование модератором:
Тем,кто в церкви давно-всё понимают и им трудно помешать молиться-только в крайнем случае.Но новоначальным мешает всё.Только любовь может всё уравновесить,но нам её не всегда хватает.

Совершенно с вами согласна, в храме по началу всему нужно учиться, и не обижаться , если тебе сделали замечание, а поблагодарить. Ведь всему в жизни нужно учиться, а тем паче в храме, нас так долго там не было (целые поколения о нем забыли)
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
ВОПРОС:
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
А ещё бывает ситуация,когда все прихожане совершают земные поклоны,и если я одна стою,то чувствую себя,по крайней мере,неуютно.

Это называется стадный инстинкт.:)

Посмотрите видео, даже под страхом смерти люди не спасают свою жизнь, ожидая реакции окружающих.
 
Последнее редактирование:
Норвегия
Православный христианин
Может быть я скажу что-то неправильное, но мне кажется, что есть коленопреклонение покаянное, а есть благоговейное. И поклон перед Святыми Дарами есть поклон благоговейный. И наверное не будет грехом встать на колени когда ты просто не можешь не встать.
 
воронеж
Православный христианин
В нашем храме тоже принято коленопреклонение в воскресные дни. И даже детки маленькие дружной стайкой впереди всех прихожан делают земные поклоны перед Святыми Дарами.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Может быть я скажу что-то неправильное, но мне кажется, что есть коленопреклонение покаянное, а есть благоговейное. И поклон перед Святыми Дарами есть поклон благоговейный. И наверное не будет грехом встать на колени когда ты просто не можешь не встать.

Светлана, простите, но это, мне кажется, демагогия.
Получается, что мы пытаемся нарушать каноны из благоговения, а епископы, принимавшие эти правила (причём соборно!) менее благоговейны чем мы - наисмиреннейшие и благочестивейшие...:)
Человек из благоговения ко Христу должен испытывать чувство глубочайшей любви к Создателю и Спасителю, а не ветхозаветное рабское чувство. Мы живём под благодатью, а не под законом (как мусульмане, например).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо, Кирилл. Мне тоже приходилось преодолевать чувство стадности, когда стоишь в храме практически одна. Прихожане стали задавать вопросы и теперь я уже не одна!
 
Москва
Православный христианин
И я присоединяюсь к благодарности, Кирилл.
К сожалению, не помню, у кого из старцев читала наставление духовной дочери, соблазнявшейся о том же. Он сказал: если знаешь, как положено по Уставу, делай так и не соблазняйся, не смущайся, что иные делают иначе, будь спокойной. И я так и стараюсь поступать.
 
В нашем храме при "мир всем" большинство прихожан не только кланяются, но и складывают руки крестом и прикадывают к сердцу (зачем - даже батюшки не ведают).
Также говорят, что в храм нельзя через ворота входить - там только мертвых проносят. Только через калитку.
Ох, уж эти суеверия!
 
Украина
Православный христианин
Здравствуйте Кирилл!
Скажите пожалуйста, если уйти из храма во время богослужения-это грех? Например, я просто зашла в храм, хотела свечу поставить, а там служба, можно уйти или надо достоять службу до конца? И вобще, в каких случаях можно уйти из храма во время службы?
Спаси Господи.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху