- Православный христианин
Вы неправильно меня поняли. Я предположил, что желание "обожиться" является выражением (проявлением, воплощением) любви человека к Богу, т.к. оно (обожение), возможно, представляет собой единение с Богом (объектом любви), а любовь желает быть рядом с объектом любви. Т.о. я не говорил, что любви достаточно для т.н. "обожения"; я предположил, что желание обожиться (соединиться с Объектом любви = быть рядом с Объектом любви) порождено любовью. Это первое.
А второе это следующее: действительно, вполне возможно, что наличие в человеке любви к Богу = оБожение (т.к. любовь соединяет любящего с объектом любви в одно целое). Бог есть любовь: "... Бог есть любовь." (1Иоан.4:8). Обожиться (в моём понимании этого слова) (т.е. пребывать в Боге, и иметь Бога в себе) - это значит любить, т.к. любящие это одно целое, у них всё общее, они живут не для себя, а друг для друга; повторю, быть обоженным - это значит пребывать в любви к Богу: "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем." (1Иоан.4:16); "Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим." (Иоан.14:23). Дальше говорится, что для того, чтобы сделаться причастниками Божеского естества (а мы знаем, что
"... Бог есть любовь." (1Иоан.4:8)), нужно иметь в себе ЛЮБОВЬ:
"3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии ЛЮБОВЬ." (2Пет.1:3-7).
"Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь." (1Иоан.4:8).
Это вы не мне говорите (я не свою точку зрения выражаю, а общепринятую), а тем, кто учит такому: "Вот как велика цель человека. Ее нельзя сводить лишь к тому, чтобы стать лучше, чище, честнее, великодушнее; но - стать богом по Благодати. Когда человек соединится с Богом, он и сам становится богом по Благодати. В чем же тогда бывает разница между Всесвятым Богом и обоженным человеком?
Разница вот в чем: Создатель наш и Творец - Бог по природе, по Его собственной природе, в то время как мы становимся богами по Благодати; оставаясь по своей природе людьми, бываем обожены Его Благодатью." (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/198).
Один из самых пылких сторонников доктрины об обожении Максим Исповедник говорил: «…человека сделать через соединение с Собою богом».
С.Булгаков о том же: «Очень важно установить, что воскресение, как прославление тела, хотя и является спасительным действием Бога над человеком и в человеке (как и его сотворение), однако не есть онтологическое над ним насилие, в противоречие его естеству. Напротив, оно есть исполнение того задания, которое, как творческая задача, вложена в человеческое естество при сотворении: человек в воскресении становится богом по благодати, но это потому, что он и сотворен по образу Божиему, т.е. как человеко-бог. Тело человеческое предназначено для славы бессмертия при сотворении».
Лосский В.Н.:
"Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, как же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом"; Мы становимся «“богом по благодати” в отличие от Христа – личности Божественной, воспринявшей природу человеческую».
"Согласно общей формуле Отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком)" (http://azbyka.ru/obozhenie); «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» (свят. Афанасий Великий);
"Бог для того стал человеком, чтобы человек стал богом. Еще в раю неокрепший в вере человек поддался соблазну стать богом, но без Бога, в результате чего удалился от Бога – источника жизни". (http://www.odigitria.by/2016/01/08/bog-stal-chelovekom-chtoby-chelovek-stal-bogom/).
Я тоже считаю, что если и иметь "обожение" смыслом земного этапа жизни, то только в таком смысле как написали вы. Но людям зачастую пытаются внушить стремление именно стать богом по благодати.
У меня к вам вопрос: желание человека "обожиться" (=оСаваофиться") является выражением любви к кому: к Богу или к себе?
Не приписывайте мне того, что я не говорил. Я считаю, что любовь есть совокупность совершенства, а не какой-то один из пунктов перечня добродетелей: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол.3:14). Я говорю, что любовь - это не внешнее формальное совершение "добрых" дел, а прежде всего состояние (которое и проявляется в добрых делах) и что без любви никакие дела не имеют никакой ценности: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." (1Кор.13:3). Что обладание какими бы то ни было силами без любви ничто: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." (1Кор.13:2). Именно поэтому меня и смущает то, чтобы считать смыслом своей жизни становление и бытие богом по благодати; вместо того, чтобы считать смыслом вечной жизни - вечную любовь к Богу и её вечную реализацию.
Итак, что же я понял. Вы воспринимайте обожение чуть ли не как просто абстрактное или поэтическое понятие. Вот если я начну кого-то очень сильно любить, я с ним соединюсь? Нет. И тем более тут и речи не может быть о Боге. Обожиться можно только лишь по великой милости Божией. Скажите, в вашем понимании можно сказать "я Бог тебя"? Нет. Нельзя понимать действите человека как Бога. То, что Бог является Любовью обозначает то, что Он Свет, Он, собственно, Любовь, Добро. Дабы быть способным любить истинно необходимо иметь Бога в себе. И уж тем более нельзя просто так взять и любить с такой силой, чтобы без Божьей помощи обожиться.А второе это следующее: действительно, вполне возможно, что наличие в человеке любви к Богу = оБожение (т.к. любовь соединяет любящего с объектом любви в одно целое). Бог есть любовь: "... Бог есть любовь." (1Иоан.4:8). Обожиться (в моём понимании этого слова) (т.е. пребывать в Боге, и иметь Бога в себе) - это значит любить, т.к. любящие это одно целое,
И опять же, где здесь говорится, что человек сам по себе обожается?"И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем." (1Иоан.4:16); "Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим." (Иоан.14:23). Дальше говорится, что для того, чтобы сделаться причастниками Божеского естества (а мы знаем, что
"... Бог есть любовь." (1Иоан.4:8)), нужно иметь в себе ЛЮБОВЬ:
Вот это то, что вы игнорируйте. Обожение это не обретение собственной божественности, но Абсолюта. "бытие богом по Благодати" это лишь выражение, выражение, не открывающее всей сути, а вы уже по одному ему судите, будто бы святиые отцы хотели стать богами а не попасть к Отцу."Бог для того стал человеком, чтобы человек стал богом. Еще в раю неокрепший в вере человек поддался соблазну стать богом, но без Бога, в результате чего удалился от Бога – источника жизни".
Кто пытается?Я тоже считаю, что если и иметь "обожение" смыслом земного этапа жизни, то только в таком смысле как написали вы. Но людям зачастую пытаются внушить стремление именно стать богом по благодати.
У меня к вам вопрос: желание человека "обожиться" (=оСаваофиться") является выражением любви к кому: к Богу или к себе?
К Богу, ведь само своё бытие должно восприниматься как дар Божий, как возможность любить, а Бог наш Отец.
"вечную любовь к Богу и её вечную реализацию"Не приписывайте мне того, что я не говорил. Я считаю, что любовь есть совокупность совершенства, а не какой-то один из пунктов перечня добродетелей: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол.3:14). Я говорю, что любовь - это не внешнее формальное совершение "добрых" дел, а прежде всего состояние (которое и проявляется в добрых делах) и что без любви никакие дела не имеют никакой ценности: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." (1Кор.13:3). Что обладание какими бы то ни было силами без любви ничто: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." (1Кор.13:2). Именно поэтому меня и смущает то, чтобы считать смыслом своей жизни становление и бытие богом по благодати; вместо того, чтобы считать смыслом вечной жизни - вечную любовь к Богу и её вечную реализацию.
Что достижимо лишь с обожением.
Я считаю, что любовь- смысл бытия.
Слава Христу!