Кем крещен святой равноапостольный Константин?

Православный христианин
Возможно, не стоит называть Константина первым христианским императором, т.к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его святым «равноапостольным». Воистину, ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианство.

http://www.sedmitza.ru/lib/text/434706/
Как относиться к этому крещению Константина.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как относиться к этому крещению Константина.
......
Т.е. иными словами, сказать, что царя Константина крестил Евсевий Никомидийский было бы все равно, что сказать, что его крестил сам Арий. Вероятно, чтобы не бросать тень на чтимого Церковью царя, именно по этой причине, имени крестившего не называют ни Ермий Созомен, ни Сократ Схоластик, ни блаженный Феодорит Кирский, а Руфин Аквилейский даже не упоминает об этом сюжете с крещением.

Но Православная Церковь не пошла на поводу у авторитетных церковных историков древности, хотя среди них были и святые мужи Феодорит Кирский и Иероним Стридонский. Она испокон веков держалась другой версии крещения первого православного царя еще до Никейского Собора - от святителя Сильвестра, епископа Рима, ок. 323 г.

Суть этой версии в следующем: Царь Константин заболел проказою, которая покрыла все его тело. Многочисленные врачи оказались бессильны помочь больному. Наконец к Константину приходят языческие жрецы от идольского храма, которые советуют для исцеления соорудить купель в языческом храме и там искупаться в крови грудных младенцев. Царь, послушав жрецов, собирает младенцев на заклание, но тронутый плачем матерей, устрашился своего намерения и отпустил матерей и детей с дарами. В эту же ночь во сне Константину являются апостолы Петр и Павел, которые, похвалив его за отказ совершать страшный грех, взамен предлагают другой способ очищения от болезни – через принятие православной веры и крещения от епископа Рима святаго Сильвестра. Проснувшись, царь находит Сильвестра, который прячется от гонений, и спрашивает его о том, какие боги ему явились во сне. Сильвестр объясняет Константину, что это не боги, а апостолы Единого Бога и Господа нашего Иисуса Христа Петр и Павел и в доказательство представляет ему иконы святых, в которых царь узнает апостолов, явившихся ему во сне. Святой Сильвестр оглашает Константина в вере, повелевает ему каяться и поститься, прекратить идолослужение и гонения на христиан. Спустя некоторое время, исполнив все требуемое, Константин принимает Таинство Крещения от святого папы Сильвестра и в крещальной купели очищается от проказы. С этого момента он преображается из языческого императора в царя христианина.
......
А уже в VIII в. другой византийский историк, которого Православная Церковь чтит в лике святых, преподобный Феофан Сигрианский Исповедник, высказывается в своей Хронографии уже однозначно в пользу Сильвестрового крещения, отвергая сведения Евсевия Памфила, как арианскую выдумку:

«В сем году[16], как говорят некоторые, Константин великий крещен был с сыном своим, Криспом, в Риме папой Сильвестром. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство, крещения его в Риме Сильвестром, по истреблении тираннов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордане. Но, по моему мнению, вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром, и что повеления к Мильтиаду[17], обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещенный присутствовал при Никейском соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Таин и не имел общения со святыми отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно»[18].
....

http://www.blagogon.ru/digest/708/print
 
Православный христианин

Фигасе! это же тогда как подлог со стороны РПЦ МП? Это же официальная позиция что крестил арианин или что это? А как у других православных церквей, какая их позиция по крещению Константина? А как староверы? Они что верны в этом а РПЦ отступница? ФИГАСЕ! я В ШОКЕ!
 
Православный христианин
Фигасе! это же тогда как подлог со стороны РПЦ МП? Это же официальная позиция что крестил арианин или что это? А как у других православных церквей, какая их позиция по крещению Константина? А как староверы? Они что верны в этом а РПЦ отступница? ФИГАСЕ! я В ШОКЕ!
Не надо делать поспешных выводов.
Не надо говорить обезличено. На чем основаны Вашы выводы о Русской Православной Церкви?
 
Православный христианин
Не надо делать поспешных выводов.
Не надо говорить обезличено. На чем основаны Вашы выводы о Русской Православной Церкви?
Потому что официальная позиция РПЦ размытая и непонятная. Если Константина крестил православный то почему поклеп о его крещении арианином не пресекается РПЦ на одном из их сайтов. Еще со вторым подложным томом Исаака Сирина тоже сильно удивило. Вот теперь еще и это. А это уже клевета на православие и РПЦ ничего не делает чтобы пресечь ее. Ну я спросил да узнал что Константин на самом деле крещен в православии, а другой кто не спросит и решит что и у еретиков Святой Дух есть. Серьезный же вопрос не абы какой. Вот и разозлило такое отношение официальной РПЦ. Иерархи должны пресекать клевету а не пускать на самотек. А то миряне между собой выясняют правду.
ПС. Оттого и выглядит со стороны абы как и как я могу что то говорить близким когда в самой РПЦ непонятно как верить. Вот узнал я что не так с Исааком Сириным и с крещением Константина. А что еще не так? Чему верить?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
"Если он не крещенный присутствовал при Никейском соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Таин и не имел общения со святыми отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно»

Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

(Википедия, статья "Арианство")

Что скажете?
 
Православный христианин
Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

(Википедия, статья "Арианство")

Что скажете?
Скажу, что не надо читать Википедию
 
Православный христианин
Потому что официальная позиция РПЦ размытая и непонятная. Если Константина крестил православный то почему поклеп о его крещении арианином не пресекается РПЦ на одном из их сайтов. Еще со вторым подложным томом Исаака Сирина тоже сильно удивило. Вот теперь еще и это. А это уже клевета на православие и РПЦ ничего не делает чтобы пресечь ее. Ну я спросил да узнал что Константин на самом деле крещен в православии, а другой кто не спросит и решит что и у еретиков Святой Дух есть. Серьезный же вопрос не абы какой. Вот и разозлило такое отношение официальной РПЦ. Иерархи должны пресекать клевету а не пускать на самотек. А то миряне между собой выясняют правду.
ПС. Оттого и выглядит со стороны абы как и как я могу что то говорить близким когда в самой РПЦ непонятно как верить. Вот узнал я что не так с Исааком Сириным и с крещением Константина. А что еще не так? Чему верить?
Все эти деяния принадлежат конкретным лицам, которые члены РПЦ, но сама РПЦ.
Не надо делать поспешных выводов.
 
Последнее редактирование модератором:
Как относиться к этому крещению Константина.

Да. Константин крещен арианами... Не все так просто в жизни и в Таинствах... Не беспокойтесь - свт. Василий Великий сначала тоже был омиусианином, т.е. его с определенной натяжкой можно было бы назвать полуарианином (однако по факту именно каппадокийцы окончательно угробили арианство). Я вам открою исторический факт - православным в самом строгом смысле этого слова был только свт. Афанасий Великий.А еще Рим был православным, но это для него было легко, потому что у них там на западе достаточно долго ариан не было. Не с кем было бороться.
Правильнее говорить об православной оппозиции арианству внутри Церкви, которая была фактически насильственно захвачена арианами.
 
Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

(Википедия, статья "Арианство")

Что скажете?

Сущая правда.
Вы не знали? Святой равноапостольный император Константин сам лично подписывал эдикт об отправлении в ссылку величайшего из защитников православия - святителя Афанасия Великого. В кратце, свят. Афанасий был в ссылке 15 раз (или 15 лет и несколько раз, запамятовал, кто может, уточните).
Сынок Константина великого Констанций хотел даже не раз убить Афанасия, но его спасли монахи в пустыне. Но с этим все ясно - его никто равноапостольным не считает, все знают, что Констанций был арианином.

Это уже другой вопрос, почему Церковь все равно считает императора Константина Великого святым и равноапостольным.
 
Православный христианин
Тогда получается что уже святые додумывают что то свое о Сильвестровом крещении Константина? Можно ли все таки точно определиться кем был крещен Константин без прикрас и умозаключений с любой стороны? По факту, Константин был крещен Сильвестром. Или Константин был крещен арианами. Точка. Или этого не определить? Есть факты а не домыслы?
 
Последнее редактирование:
......
Т.е. иными словами, сказать, что царя Константина крестил Евсевий Никомидийский было бы все равно, что сказать, что его крестил сам Арий. Вероятно, чтобы не бросать тень на чтимого Церковью царя, именно по этой причине, имени крестившего не называют ни Ермий Созомен, ни Сократ Схоластик, ни блаженный Феодорит Кирский, а Руфин Аквилейский даже не упоминает об этом сюжете с крещением.

Но Православная Церковь не пошла на поводу у авторитетных церковных историков древности, хотя среди них были и святые мужи Феодорит Кирский и Иероним Стридонский. Она испокон веков держалась другой версии крещения первого православного царя еще до Никейского Собора - от святителя Сильвестра, епископа Рима, ок. 323 г.

Суть этой версии в следующем: Царь Константин заболел проказою, которая покрыла все его тело. Многочисленные врачи оказались бессильны помочь больному. Наконец к Константину приходят языческие жрецы от идольского храма, которые советуют для исцеления соорудить купель в языческом храме и там искупаться в крови грудных младенцев. Царь, послушав жрецов, собирает младенцев на заклание, но тронутый плачем матерей, устрашился своего намерения и отпустил матерей и детей с дарами. В эту же ночь во сне Константину являются апостолы Петр и Павел, которые, похвалив его за отказ совершать страшный грех, взамен предлагают другой способ очищения от болезни – через принятие православной веры и крещения от епископа Рима святаго Сильвестра. Проснувшись, царь находит Сильвестра, который прячется от гонений, и спрашивает его о том, какие боги ему явились во сне. Сильвестр объясняет Константину, что это не боги, а апостолы Единого Бога и Господа нашего Иисуса Христа Петр и Павел и в доказательство представляет ему иконы святых, в которых царь узнает апостолов, явившихся ему во сне. Святой Сильвестр оглашает Константина в вере, повелевает ему каяться и поститься, прекратить идолослужение и гонения на христиан. Спустя некоторое время, исполнив все требуемое, Константин принимает Таинство Крещения от святого папы Сильвестра и в крещальной купели очищается от проказы. С этого момента он преображается из языческого императора в царя христианина.
......
А уже в VIII в. другой византийский историк, которого Православная Церковь чтит в лике святых, преподобный Феофан Сигрианский Исповедник, высказывается в своей Хронографии уже однозначно в пользу Сильвестрового крещения, отвергая сведения Евсевия Памфила, как арианскую выдумку:

«В сем году[16], как говорят некоторые, Константин великий крещен был с сыном своим, Криспом, в Риме папой Сильвестром. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство, крещения его в Риме Сильвестром, по истреблении тираннов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордане. Но, по моему мнению, вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром, и что повеления к Мильтиаду[17], обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещенный присутствовал при Никейском соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Таин и не имел общения со святыми отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно»[18].
....

http://www.blagogon.ru/digest/708/print


Вы Болотова почитайте, историка церковного.

Понимаете, вы так выгородите при помощи папистских легенд равноапостольного Константина, а что сделать с остальным христианским населением, которых так же обманули ариане, как и святого Константина, не разбиравшегося в догматах, они все пусть в аду горят? Они же крещение практически все до одного принимали от арианского духовенства. От них же принимали крещение и святые Василий Великий и Григорий Богослов.

Когда арианская ересь была низложена окончательно, никого перекрещивать не стали (по- моему, только самых крайних ариан, и то ошибаюсь, наверное).

Святые мужи прекрасно отдавали себе отчет в том, что большинство полуариан по факту являются православными, только не разобравшимися, сомневающимися в новой терминологии, "единосущие" казалась им опасным и соблазнительным в силу недавних соблазнов от савеллианской ереси.
 
Тогда получается что уже святые додумывают что то свое о Сильвестровом крещении Константина? Можно ли все таки точно определиться кем был крещен Константин без прикрас и умозаключений с любой стороны? По факту, Константин был крещен Сильвестром. Или Константин был крещен арианами. Точка. Или этого не определить? Есть факты а не домыслы?

Похоже на папистскую легенду, типа "все хорошее пошло из Рима".
 
Православный христианин
Никакой арианский епископ не крестил равноапостольного царя Константина. Думать, что крестил, впадать в ложь.

В житие от святителя Дмитрия Ростовского написано, что царя Константина крестили в 337 году православными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/443

История Древней Церкви - не самый простой предмет. Пожалуйста, к Болотову. Есть еще с десяток признанных авторитетных книг. Болотов лучший просто... Это рекомендованные учебники для семинарий, не какая-то пропагандистская антицерковная литература. Все сложнее в жизни, одними слухами так не отделаешься.
 
Потому что официальная позиция РПЦ размытая и непонятная. Если Константина крестил православный то почему поклеп о его крещении арианином не пресекается РПЦ на одном из их сайтов. Еще со вторым подложным томом Исаака Сирина тоже сильно удивило. Вот теперь еще и это. А это уже клевета на православие и РПЦ ничего не делает чтобы пресечь ее. Ну я спросил да узнал что Константин на самом деле крещен в православии, а другой кто не спросит и решит что и у еретиков Святой Дух есть. Серьезный же вопрос не абы какой. Вот и разозлило такое отношение официальной РПЦ. Иерархи должны пресекать клевету а не пускать на самотек. А то миряне между собой выясняют правду.
ПС. Оттого и выглядит со стороны абы как и как я могу что то говорить близким когда в самой РПЦ непонятно как верить. Вот узнал я что не так с Исааком Сириным и с крещением Константина. А что еще не так? Чему верить?

Есть подлинная церковная история.

Понятно, что святитель Дмитрий Ростовский не мог знать, что паписты, чтоб придать Риму пущую важность, хитростью приписали себе крещение (то есть одни из Римских пап) самого основателя христианской империи - Константина Великого...
Люди церковные могли веками не подозревать подделки, но потом появились протестанты, которые первые отбросили всякий стыд и поставили под сомнение вместе с папистскими множество святоотеческих трудов и прочей церковной литературы. А от протестантов еще потом появились безбожники, которые этим же самым занялись еще пуще, пустив в ход на полную катушку научный аппарат...

Этим они сослужили Церкви полезную службу, избавив Ее от подделок, которые могли бы использоваться в качестве дискредитирующего аргумента. Понимаете, мы можем благочестия ради сказать: "Ну, слово же святыми сказано, надо верить". А вот внешние этого делать не будут, у них нет никакого благочестия в помине, зато есть сильное желание докопаться до Церкви и уловить ЕЕ на лжи или подлоге... И они, как показывает исторический опыт, ради этого ни сил, ни трудов не пожалеют. Землю будут носом рыть, лишь бы Церковь обвинить...

Существуют определенные научные методы, которые неплохо работают, при помощи которых доказывается подлинная аутентичность и время происхождения тех или иных трудов... В том числе и вставки в текст и проч. Текстология - это достаточно серьезная наука. Вкратце рассказать о ней не получится.

Поэтому в Церкви ученые мужи давно решили, что цепляться за опровергнутые источники смысла нет (особенно, если аргументация железная о подделке). Так только еще больше дискредитируешь Ее позицию.
 
Если не ошибаюсь, выдумка об крещении св. Константина папой Римским содержалась в давно разоблаченном документе, который сейчас среди специалистов называется "лжеисидоровы декреталии". Ее разоблачение вызвало в свое время страшный скандал. В этом "документе" содержалась еще легенда о том, что Константин даровал Римской Церкви и папе "особые права".

Если я ошибся, пусть меня поправят. Я по памяти пишу. Не проверялся.
 
Про лжеисидоровы декреталии.

Константинов дар
(Donatio Constantini) – подложная грамота от лица римского императора Константина Великого (306 – 337 гг.) на имя римского папы Сильвестра I (314 – 335 гг.), сыгравшая большую роль в истории папства. Грамота сообщает о том, что император Константин якобы был избавлен от проказы, а затем крещен Сильвестром в Риме, и в благодарность за это, перенося столицу империи на Восток, передал во владение папе «Рим, а также все провинции, местности, города Италии и западных областей». Кроме того, император якобы этой грамотой предоставил кафедре наместников святого Петра «власть и почести императорские», права верховного судьи духовенства, а также первенство в отношении к четырем патриархам и вообще всем Церквям. Грамота объявляет храм Спасителя в Латеранском дворце главой всех храмов в мире, дает длинный перечень драгоценных облачений и украшений, передающихся от императора папе и перечисляет привилегии, даруемые римскому духовенству. В завершении своего указа Константин якобы изложил свои взгляды на принцип отношений между светской властью и властью духовной, и заявил, что «не подобает земному царю властвовать там, где небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской». О времени и поводе к созданию этой грамоты высказываются разные взгляды. По одной из версий, она была составлена в Риме в середине VIII в., когда при папах Павле I (757 – 767 гг.) и Стефане III (768 – 772 гг.) усилился культ Сильвестра I; по другой – в VIII – IX вв. в одном из франкских монастырей, для обоснования претензий папского престола на верховенство в христианском мире и законности созданного в 756 г. Папского государства. Впервые официально ссылались на «Констанинов дар» для обоснования своих территориальных претензий папы французы: Григорий V (996 – 999 гг.) и Сильвестр II (999 – 1003 гг.), но их попытка вызвала резкое противодействие и подозрения в подложности документа при дворе императора Священной Римской империи германской нации Оттона III (983 – 1002 гг.). После этого полвека о грамоте никто не вспоминал. Затем папа Лев IX (1049 – 1054 гг.), тоже француз, энергично использовал ее во время своего столкновения с Византией, приведшего к разделению церквей. С тех пор, и, особенно, в XII в. ссылка папства на «Константинов дар» стала постоянным аргументом в борьбе Рима со светской властью. Подложность этого документа была доказана в XV в. итальянским ученым Лоренцо Валлой, апостольским секретарем папы Николая V (1447 – 1455 гг.).

В тоже время Евсевия Кесарийского в злонамеренной лжи обвинять нет оснований. Он честно освещал события в меру своего понимания. Все попытки доказать лживость "Vita Constantini" оказались безуспешными.
 
Православный христианин
Я успокоился. Откуда только что берется. Мое состояние было наваждением. Куда то бежать что то выяснять кого то обвинять и вроде как за Истину стоять. Глупо и стыдно.
Но ради любопытства если кто может сказать как Церковь соотносит арианское крещение и святость Константина то скажите. Буйствовать не буду больше.
 
Сверху