Связь гнева и сластолюбия

Крещён в Православии
Не первый раз встречаю, что гнев происходит от сластолюбия, не помню всех, у кого, встречала это, но вот у аввы Дорофея

Также гнев происходит от различных причин, и особенно от сластолюбия. О сём упоминает и Евагрий, повествуя, что некоторый святой говорил: «Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности». Также гнев происходит от различных причин, и особенно от сластолюбия. О сём упоминает и Евагрий, повествуя, что некоторый святой говорил: «Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности».

Не понимаю, почему сластолюбие - причина гнева. Можете объяснить?
 
Россия
Православный христианин
Не знаю как насчет сластолюбия, но то что гнев и раздражительность расшатывают и растрачивают силы организма это стопроцентно. И потом с другими грехами трудно бороться из-за этого. Разгневался, впал в уныние, потом пошел выпил, ну а дальше и блуд и мордобой и все что хотите вплоть до убийства!
 
Россия
Православный христианин
Кстати, может связь в том что человек если не может держать себя в руках и не соблюдает пост, то и в гневе будет срываться в случае чего? Ну как не верен в малом и во многм не верен? Ну как связь между казалось бы не связаными вещами как осуждение и блудные мысли. На самом деле они очень даже не плохо связаны и имеют прямую зависимость, все проверено на опыте!
 
Москва
Православный христианин
Мир Вам!

Всех православных поздравляю с прошедшим 5 февраля днем памяти Новомучеников и Исповедников российских!

Давайте обратимся к православному учебнику аскетики,Лестнице прп. Иоанна,он очень четко указывает причины греховного гнева в 8 слове:

"Итак да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпением, влекомый святою любовью и, представши пред судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца твоего, и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя, и убивающие тебя? – В ответ на это гнев говорит нам: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием; а от кого рождается, спросите у него самого, в свое время»."

Итак,причины гнева:

1.Тщеславие.
2.Сребролюбие.
3.Объедение.
4.Блудная страсть.

И как только у нас в сердце появляется надмение,то раздражительность,гневливость и неприязнь к людям уже на подходе.

Но как только в душе затеплится огонек нищеты духовной и чувства грешности,то по словам великого Учителя православных все заканчивается:

"Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность".



О сластолюбии(сладострастии) он пишет в 18 разделе 8 слова,но не называет его конкретной причиной гнева.Но впрочем в другом месте он в целом называет его с лукавством вообще причиной всех зол.(26 слово,50 раздел),поэтому слова некоторого святого приведенные Вами правильны и согласны с преподобным,только вот наверное Ваш вопрос о гневе можно немного переиначить и спросить у православного форума:

Почему сластолюбие причина всех зол?
 
Последнее редактирование:
оренбург
Православный христианин
...
Не понимаю, почему сластолюбие - причина гнева. Можете объяснить?
потому что сластолюбие(являющееся разновидностью чревоугодия) развивает в человеке ублажение себя. И чем более в человеке возрастает ублажение себя, тем более все(и всё) вокруг становятся недостаточными для её поддержания.... отсюда рождается раздражение на всё и всех, переходящее в гнев.

Всякая страсть, получив вожделенное для себя, производит разжение других страстей. Но в абсолютном порядке страстей иерархия остаётся неизменной:
1. Гордыня
2. Страх
3. Уныние
4. Гнев
5. Ревность
6. Чревоугодие
7. Стяжательство


О сластолюбии(сладострастии) он пишет в 18 разделе 8 слова,но не называет его конкретной причиной гнева.Но впрочем в другом месте он в целом называет его с лукавством вообще причиной всех зол.(26 слово,50 раздел),поэтому слова некоторого святого приведенные Вами правильны и согласны с преподобным,только вот наверное Ваш вопрос о гневе можно немного переиначить и спросить у православного форума:
Почему сластолюбие причина всех зол?
причина всех зол сребролюбие(являющееся проявлением страсти стяжательства), а сластолюбие(будучи проявлением страсти чревоугодия) - корень(причина) всех зол, лишь второго порядка(уступая "первенство" стяжательству)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не первый раз встречаю, что гнев происходит от сластолюбия, не помню всех, у кого, встречала это, но вот у аввы Дорофея

Также гнев происходит от различных причин, и особенно от сластолюбия. О сём упоминает и Евагрий, повествуя, что некоторый святой говорил: «Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности». Также гнев происходит от различных причин, и особенно от сластолюбия. О сём упоминает и Евагрий, повествуя, что некоторый святой говорил: «Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности».

Не понимаю, почему сластолюбие - причина гнева. Можете объяснить?
Связь самая прямая и прослеживается очень четко.
Сластолюбие это угождение плоти и когда что то или кто то посягает на причину этого "комфорта" плоть реагирует ...и чем человек более сластолюбив, тем плоть размягчена и восприимчива до внешних раздражителей.
Еще в народе говорят "толсто кож " про того которому все не почем, потому что он не восприимчив к критике, так как страсти в нем по тем или иным причинам не очень буйствуют, а у сластолюбца наоборот страсти кипят, так как они ассоциируются со сладостью и требуют постоянной подпитки, что бы не было "ломки" которая неизбежна при очищении.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
я так поняла, это не любовь к сладостям, а любовь ко всему приятному в целом
Мне очень нравится всё приятное и комфортное, и это меня в блуд не тянет. Наоборот, неустроенность тянет к малому празднику повседневности - задушевному общению под стопочку, а вот от сюда дорога ко греху и ближе, и желаннее. Но у каждого по своему, я говорю о своём. А зная, что паду верно и долго сопротивляется этому не буду, уповаю только на Господа, когда Он освободит нас от всех грехов, греховного тела и такой грешной среды обитания.. бо если не в блуд, то в зависть, если не в зависть, то в стяжательство, если не в стяжательство, то в пьянство, если не в пьянство то в осуждение, если не в осуждение, то в теплохладность и этих "если" бесчисленное множество, куда бы не направился...
 
оренбург
Православный христианин
я так поняла, это не любовь к сладостям, а любовь ко всему приятному в целом
всё верно, о сладостях и не было речи(сладости это лишь малая часть сластолюбия).
Вы видимо чревоугодие восприняли лишь как что-то связанное с питанием(это распространённый смысл в последних веках). Между тем как чревоугодие это всяческое угождение своему чреву, т.е. себе.
чрево - как "себе", утрачено.
 
Москва
Православный христианин
потому что сластолюбие(являющееся разновидностью чревоугодия) развивает в человеке ублажение себя. И чем более в человеке возрастает ублажение себя, тем более все(и всё) вокруг становятся недостаточными для её поддержания.... отсюда рождается раздражение на всё и всех, переходящее в гнев.

Всякая страсть, получив вожделенное для себя, производит разжение других страстей. Но в абсолютном порядке страстей иерархия остаётся неизменной:
1. Гордыня
2. Страх
3. Уныние
4. Гнев
5. Ревность
6. Чревоугодие
7. Стяжательство



причина всех зол сребролюбие(являющееся проявлением страсти стяжательства), а сластолюбие(будучи проявлением страсти чревоугодия) - корень(причина) всех зол, лишь второго порядка(уступая "первенство" стяжательству)

1.Приведенный Вами список неправильный,я писал Вам уже об этом в прошлой теме(1 страница) и приводил святоотеческую классификацию страстей: https://azbyka.ru/forum/threads/pomysly-ne-imejut-grexa.16137/#post-222268. Пункты 2 и 5 неточны.


2.Сребролюбие и стяжательство.... .Страсть называется сребролюбие,а стяжательство,скупость,мечтание о богатстве,любление денег это проявление страсти сребролюбия в человеке,но не наоборот,не сребролюбие является проявлением стяжательства,посмотрите как святитель Игнатий,Учитель нашей Церкви,расставил их в своей классификации.

Сребролюбие это одна из страстей,св. Апостол Павел в послании к Тимофею лишь указывает на очень большую опасность этой страсти,называя ее "корнем всем злым"(6 глава),св. Иоанн Лествичник пишет об этом месте в 17 слове,помещая победу над сребролюбием в середину лестницы добродетелей(16 слово) и указывая при цитировании этого места из послания к св. Ап. Тимофею,что сребролюбие производит много зла в человеке,возмущая душу ненавистью,завистью,жестокостью,злопамятством.Но самым первейшим злом некоего первого порядка оно не является,если говорить о некоем первом порядке, то тогда по словам святителя Феофана Затворника,учителя Церкви, следует писать о самолюбии,семени всех страстей,от корня которого и растут гордость,сребролюбие и другие страсти.Сребролюбие-- страсть как и все другие.Но оно крайне опасно тем,что уничтожает в человеке веру в Бога или заслоняет ее,делает слабой и тд,об этом пишут Св. Отцы при толковании этого места в послании св.Апостола.(свят. Феофан Затворник https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeju/3).А это очень большая опасность,ведь теряя веру, можно потерять совершенно всё и погибнуть.Думаю,что именно из-за этого св. Апостол и называет ее соответствующим образом и пишет в этом месте о сетях,напастях и погибели тех,кто хочет обогащаться.Сребролюбие это по св.Апостолу как бы великий источник опасностей,искушений,всяких внешних и внутренних сетей,источник удовлетворения всевозможных похотений.Поэтому он и употребляет такое выражение,"Корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим".(1-Тим.6).То есть крайне опаснейшая для человека страсть,убивающая веру и приводящая к человеку множество искушений и проблем.

Связь сребролюбия и гнева указано мной в 1 сообщении,паки повторюсь:
"Волны не оставят моря,а сребролюбца не оставит гнев и печаль"(прп. Иоанн Лествичник,Лествица,слово 17).
 
оренбург
Православный христианин
1.Приведенный Вами список неправильный....
Какой догмат об этом свидетельствует?
Какой Вселенский собор установил что "ваш" список верный?

По приведённому вами "перечню" страстей нет сonsensus patrum.

Тогда на чём основано ваше категоричное утверждение относительно приводимого мной списка естественных страстей?
 
Москва
Православный христианин
Какой догмат об этом свидетельствует?
Какой Вселенский собор установил что "ваш" список верный?

По приведённому вами "перечню" страстей нет сonsensus patrum.

Тогда на чём основано ваше категоричное утверждение относительно приводимого мной списка естественных страстей?

Это не мой список,это слова Учителя Церкви и величайшего богослова-знатока аскетики.Объясните мне на каком основании Вы поставили страх на второе место?Страх перед Богом это величайшая добродетель христианина,Вы тогда уж точнее пишите,я так понимаю,что Вы пишите о неких страхованиях.Что за страх,объясните?Почему он на втором месте в некой иерархии?Почему ревность на 5?Что за ревность?Что это?
 
оренбург
Православный христианин
эти страсти естественны для каждого человека. Но не борение с ними, приводит ко греху.

В частности страсть чревоугодия довела Еву до первого грехопадения.
 
Крещён в Православии
эти страсти естественны для каждого человека. Но не борение с ними, приводит ко греху.

В частности страсть чревоугодия довела Еву до первого грехопадения.
Ева не была страстна до вкушения яблока
 
Москва
Православный христианин
эти страсти естественны для каждого человека. В частности страсть чревоугодия довела Еву до первого грехопадения.

Понятно.

Вы смешали греховные страсти
(гордость,чревоугодие)с добродетелями.Греховные страсти естественны для нашего падшего естества как некая зараза вкравшаяся в здоровый организм,но для нового человека они неестественны.
 
оренбург
Православный христианин
Понятно.

Вы смешали греховные страсти
(гордость,чревоугодие)....
само понятие "греховные страсти" вводит многих в путаницу, смешивая страсти и грехи в одну кучу. Вот например вы сейчас привели в скобках и то, и другое, как нечто единое. Между тем как гордость - это грех, а чревоугодие - это страсть.
 
Москва
Православный христианин
эти страсти естественны для каждого человека. Но не борение с ними, приводит ко греху.

В частности страсть чревоугодия довела Еву до первого грехопадения.

У человека до падения были именно силы души,но не было страстей чревоугодия,гнева и тд.После падения Адама силы души болезненно переродились в страсти.Так объясняют это Учителя Церкви:

"Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества – этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это обнаружение внутри живущей смерти – борьба, ныне не прерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив того, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано."
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/7

"Но существенная казнь падшего человека состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святаго Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого91, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия; сила словесности, отчуждившись от Бога, потеряла возможность управлять силою воли и силою энергии и правильно направлять их. Этого мало: душа сама поработилась греху, приносит ему непрестанные жертвы лукавством, лицемерством, ложью, самомнением; она борется и препирается сама в себе, сама с собою, волнуя все существо человека разными неправильными и необузданными мыслями, возбуждающими мучительнейшие ощущения, тщетно обличаемыми сознанием духа или совестию, лишенною и силы, и истины. Образ и подобие Божии в человеке, по падении его, изменились. Подобие, состоявшее в совершенном отчуждении зла из качеств человека, познанием зла и сообщением его этим качествам уничтожилось; при уничтожении подобия образ исказился, соделался непотребным, но не уничтожился совершенно. “Да вемы убо, – говорит святой Димитрий Ростовский, – яко образ Божий есть и в невернаго человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном: и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа: и аще и в муку вечную осудится, образ Божий тойжде в нем во веки, подобие же уже быти не может”. И Церковь воспевает: “Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу согрешений, но еже к подобию возведи древнею добротою возобразитися”
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/12
 
Москва
Православный христианин
само понятие "греховные страсти" вводит многих в путаницу, смешивая страсти и грехи в одну кучу. Вот например вы сейчас привели в скобках и то, и другое, как нечто единое. Между тем как гордость - это грех, а чревоугодие - это страсть.

И гордость это страсть.И чревоугодие тоже страсть.Страсть происходит от слова Страдание.Скажите мне...Адам страдал до падения?
 
Сверху