Любовь к себе vs самолюбие

Крещён в Православии
Эгоизм.
С гордостью напрямую связан эгоизм (у святых отцов он называется самолюбием), который является дурной любовью к самому себе; он отдаляет человека и от любви к Богу, и от любви к ближнему, и от истинной любви к самому себе.

Эгоизм заставляет нас все «тянуть на себя»: в частности, приписывать себе самим заслугу наших добрых поступков и добродетелей. https://azbyka.ru/starec-sergij#n11

Бывает ли вообще недурная любовь к себе? Ну часто слышишь что такой-то тренинг учит полюбить себя, на форумах полно советов полюбить себя, для меня всегда загадка была, что же это означает, и чем отличается эта пропагандируемая любовь к себе от самолюбия и эгоизма?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
... для меня всегда загадка была, что же это означает, и чем отличается эта пропагандируемая любовь к себе от самолюбия и эгоизма?
Для меня тоже, длительное время это составляло загадку: что же есть такое - любовь к себе и как отличить её от самолюбия=эгоизма.

Сейчас понимаю, что любовь к себе - это забота о том, каким ты войдёшь в вечность - козлищем или агнцом.
Любить себя - заботиться о чистоте души и тела, стремиться к Богу.

Самолюбие - потакать греху, стремиться к угождению плоти.
 
Православный христианин
Для меня тоже, длительное время это составляло загадку: что же есть такое - любовь к себе и как отличить её от самолюбия=эгоизма.

Сейчас понимаю, что любовь к себе - это забота о том, каким ты войдёшь в вечность - козлищем или агнцом.
Любить себя - заботиться о чистоте души и тела, стремиться к Богу.

Самолюбие - потакать греху, стремиться к угождению плоти.
Мне тоже так думается. Желание спасения и свободы от всякой пагубы, наверное, это и есть любовь к себе.
 
Крещён в Православии
ну а почему тогда это вообще называется "любовью к себе", а не так как вы определили (желание спасения, забота). Любовь же связана жертвенностью, а себя себе в жертву не принесешь.
 
Крещён в Православии
В поппсихологии "любовь к себе" скорее эгоизмом отдает. Под ней подразумевают выделять себе время на кофе, косметику и т.п. телесные вещи. Отделять от себя тех, с кем отношения не даются - если муж, то сразу бросай, если родители или теща, то спасайтесь-бегите-живите отдельно. И т.п. эгоистичные способы решения проблем, при этом всегда вас оправдывают, а все, с кем вы не уживаетесь остаются в козлах и идут нафиг. Как-то так. Потому такое определение любви и вводит в заблуждение. Эгоизм это чистый, а никакая не любовь.

Вообще понятие любви сейчас такое многозначное - под ним и блудная страсть, и жертвенность подразумевается. И вот эта вот странная любовь к себе.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
ну а почему тогда это вообще называется "любовью к себе", а не так как вы определили (желание спасения, забота). Любовь же связана жертвенностью, а себя себе в жертву не принесешь.
Сила любить, проявлять эту любовь находится в одном источнике,в Боге...Это дар Его человеку,но попадая и проходя через сердце его, часто искажается благодаря воле...а порой, просто извращая заданную Богом силу,меняя направленность. Любовь ведь всегда жертвенна,то есть готова делиться со всеми и эта энергия всегда движима изнутри во вне, это называется исполнять подобие Творцу,быть как Он в этом проявлении. Но иные люди,желают эту силу полностью применить на "пользу" себе, стремясь наполниться ею,но тем самым попадают в ловушку эгоцентризма, замыкания внимания на себе самом,что и приключилось с сатаной, позабыв о принципе - чем больше отдашь,тем больше и получишь, а что утаишь,то пропадет на всегда... Этот духовный закон работает неукоснительно.
так что это действительно любовь,но отравленная своей же волей.
 
Чехов
Православный христианин
Бывает ли вообще недурная любовь к себе? Ну часто слышишь что такой-то тренинг учит полюбить себя, на форумах полно советов полюбить себя, для меня всегда загадка была, что же это означает, и чем отличается эта пропагандируемая любовь к себе от самолюбия и эгоизма?
Возлюби ближнего твоего,как самого себя.Нам от Господа нашего Иисуса Христа дана такая заповедь.Из неё понятно,что должна быть любовь, забота к своей жизни, в такой же степени должна быть любовь и к жизни ближнего.Например,мы заботимся о своем пропитании и других потребностях и также мы ,следуя заповеди, должны помогать в этом просящему помощи неимущему ближнему.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Крещён в Православии
В поппсихологии "любовь к себе" скорее эгоизмом отдает. Под ней подразумевают выделять себе время на кофе, косметику и т.п. телесные вещи. Отделять от себя тех, с кем отношения не даются - если муж, то сразу бросай, если родители или теща, то спасайтесь-бегите-живите отдельно. И т.п. эгоистичные способы решения проблем, при этом всегда вас оправдывают, а все, с кем вы не уживаетесь остаются в козлах и идут нафиг. Как-то так. Потому такое определение любви и вводит в заблуждение. Эгоизм это чистый, а никакая не любовь.

Вообще понятие любви сейчас такое многозначное - под ним и блудная страсть, и жертвенность подразумевается. И вот эта вот странная любовь к себе.

Здравствуйте. Вы затронули очень интересную тему. Жертву мы с вами, если подумать приносим как раз во имя любви к себе. Не важно было или это иудейское приношение жертвы, или в наше время христианское приношение жизни на алтарь. В любом случаи мы это делаем для приобретения царства Бога для себя любимого, и это не плохо. Но здесь просматривается нечто другое. Сама Любовь жертвы от нас не желает. Что и говорит Милости хочу, а не жертвы. Да и если Царство и так уже мое, что тогда. Может лучше выяснить вопрос, о какой милости говорит Бог?

Но и опять Бог об этом очень интересно сказал, поставив это в основной аспект.

1. Мф.9:13 пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Синодальный)

2. Мф.12:7 если бы вы знали, чтó значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,(Синодальный)

Согласитесь интересно почему этому нужно идти и учиться, почему Сам не желает научить, хотя и называет Себя учителем?

Да и желание Бога это наверно основное, что должен выполнить любящий Его.

Хотя Петр услышал, при своем желании проявит милость к Богу. Мф.16:23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, чтó Божие, но чтó человеческое. (Синодальный)

Петре просил именно о милости к себе.

И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Согласитесь интересно. Как мыслите чего желает Бог? Если милости то какой?
 
Православный христианин
Любить себя, значит, желать быть единым с самим собой, ибо любовь есть стремление и состояние единства с тем или с чем, чего желаешь.

Любить себя в прямом и единственном смысле есть ничто иное, как пресловутое самолюбие.
 
Православный христианин
Для меня тоже, длительное время это составляло загадку: что же есть такое - любовь к себе и как отличить её от самолюбия=эгоизма.

Сейчас понимаю, что любовь к себе - это забота о том, каким ты войдёшь в вечность - козлищем или агнцом.
Любить себя - заботиться о чистоте души и тела, стремиться к Богу.

Самолюбие - потакать греху, стремиться к угождению плоти.
Как любить себя учил святитель Игнатий (Брянчанинов). Он использовал в своей аскетической проповеди парадокс, который заключен в силлогизме «любить себя - отречься от самолюбия».
Это сказано падшему человеку. Здесь надо понять, чтобы любить себя надо отречься от любви к себе. Это сложное умозаключение. Проще сказать так, что любить себя - желать ближнему того, чего желаешь себе. Любить себя - отречься от себя ради любви к Богу. Но это все парадоксы.

В настоящее время от многих представителей священноначалия звучат призывы научиться любить себя, чтобы потом научиться любить ближнего. Лично я усматриваю в этом призыве ловушку для доверчивых и неискушенных в православной вере людей.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Крещён в Православии
Прошу посмотреть в библиотеке "Азбуки веры": святитель Игнатий (Брянчанинов), Аскетическая проповедь 39.

С телефона не могу дать ссылку.
ага, нашла https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/39

Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса – нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, – должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью163.

Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его», сказал святой Иоанн Богослов (2Ин. 1:6). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность – собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, – правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Все, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром164.

Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие – горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В поппсихологии "любовь к себе" скорее эгоизмом отдает. Под ней подразумевают выделять себе время на кофе, косметику и т.п. телесные вещи. Отделять от себя тех, с кем отношения не даются - если муж, то сразу бросай, если родители или теща, то спасайтесь-бегите-живите отдельно. И т.п. эгоистичные способы решения проблем, при этом всегда вас оправдывают, а все, с кем вы не уживаетесь остаются в козлах и идут нафиг. Как-то так. Потому такое определение любви и вводит в заблуждение. Эгоизм это чистый, а никакая не любовь. Вообще понятие любви сейчас такое многозначное - под ним и блудная страсть, и жертвенность подразумевается. И вот эта вот странная любовь к себе.
Примерно месяц меня не отпускала эта тема :). Это значит что я непрерывно читала и по несколько раз прослушивала лекции на эту тему. Поделюсь тем, что выяснила на данном этапе. Необходимо все же начать с себя, отделить самого себя от других людей и обстоятельств. Если это невозможно, то даже физически отделиться от всех ближних, своих детей, мужей (жен), родителей, братьев и сестер, коллег начальников и т. д. ближних. Психологи учат начать рассмотрение со своих базовых потребностей: потребностей тела, а потом чувств, душевных и духовных. Составить список. Для многих людей это не простая задача, так как из-за болезней душевных человек перестает слышать свое тело, замораживает свои чувства, не удовлетворяет своих душевных и тем более духовных потребностей. Однако с легкостью может составить такой список для своего ближнего, то есть знает ему нужно, проживая чужую жизнь. Я с ужасом узнала, что это ни какая ни любовь к ближнему, а убийство ближнего "любовью". Чтобы лучше в этом разобраться можно послушать лекцию психолога Е.А. Савиной которую выложил канал "Богословский Институт"
 
Россия
Православный христианин
По мне любовь к себе и самоуважение это как раз не нарушение заповедей Христа. Любой грех унижает прежде всего самого человека. Ну возьмите прелюбодеяние. Совокупление с женщиной которая была в употреблении это же неуважение к себе в первую очередь. Кто считает нормальным одеть носки или плавки, которыми пользовались другие мужчины? Мне бы вот было противно например, а тут дело еще более личное!
Или скажем воровство. Человек не смотря на данные ему таланты не смог использовать свой мозг и заработать по честному, поэтому идет на преступление ввиду своего скудоумия и зависти. Что это как не любовь к себе?
Обжорство, гортанобесие. Сначало человек жрет как свинья, а потом начинает так же и выглядеть. Если бы он любил себя, то следил бы за собой, ходил в спортзал, сжигал бы калории. И так любой грех какой ни возьми по сути совершается не от большой любви к себе.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
По мне любовь к себе и самоуважение это как раз не нарушение заповедей Христа. Любой грех унижает прежде всего самого человека. Ну возьмите прелюбодеяние. Совокупление с женщиной которая была в употреблении это же неуважение к себе в первую очередь. Кто считает нормальным одеть носки или плавки, которыми пользовались другие мужчины? Мне бы вот было противно например, а тут дело еще более личное!
Или скажем воровство. Человек не смотря на данные ему таланты не смог использовать свой мозг и заработать по честному, поэтому идет на преступление ввиду своего скудоумия и зависти. Что это как не любовь к себе?
Обжорство, гортанобесие. Сначало человек жрет как свинья, а потом начинает так же и выглядеть. Если бы он любил себя, то следил бы за собой, ходил в спортзал, сжигал бы калории. И так любой грех какой ни возьми по сути совершается не от большой любви к себе.

"Женщина, бывшая в употреблении" - поистине перл. Мужчина, который позволил себе такое заявление выглядит точно так, как их описал святитель Иоанн Златоуст.
 
Россия
Православный христианин
"Женщина, бывшая в употреблении" - поистине перл. Мужчина, который позволил себе такое заявление выглядит точно так, как их описал святитель Иоанн Златоуст.
Не знаю о какой конкретно цитате святителя идет речь, так как вы ее не привели, но по-моему женщина которая предоставляет себя вне брака всем подряд именно используется для удовлетворения нужд.
 
Россия
Православный христианин
Христос же говорил что тот кто женится на разведенной тот прелюбодействует. Человек который женится на не девственнице по сути не имеет к себе уважения и не любит себя, если рассматривать данный вопрос в контексте этой темы.
 
Сверху