Почему есть иконы с изображением Бога-Отца?

Православный христианин
Это же запрещено...


«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/11/mozhno-li-izobrazhat-boga-ottca/
 
Когда итальянцы строили Московский Кремль во главе с Аристотелем Фьораванти (XV веке) ,то не обошли стороной и росписи соборов.Вот на абсиде Успенского Собора мы видим неканоническую фреску "Отечество"которую отверг Собор 1666 и запретил писать нечто подобное.
Аристотель специально даже ездил во Владимир хотел сделать точную копию того Успенского Собора.Ну и с фресками тоже самое,только он прибавил латинской сюжестики.
"Сотворение Адама''Микеланджело XV в
i

"Гостеприимство Авраама'"Мозаика базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 430–440 гг.
fks.php
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Но почему в куполе ХХС, вопреки всем канонам, изображен Бог Отец? Это имеет хоть какое-то объяснение?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если смотреть с чисто психологической точки зрения, то все вполне понятно: сам принцип зрительной изобразимости приводит к тому, что изображается и то, что изображать нельзя, или в принципе не изобразимо.
Здесь психологический принцип пересекается с духовным: если перевешивает первый, что к сожалению не редкость, тогда мы имеем не канонические иконописные изображения и всякие художественные "новоязы".
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Если смотреть с чисто психологической точки зрения, то все вполне понятно: сам принцип зрительной изобразимости приводит к тому, что изображается и то, что изображать нельзя, или в принципе не изобразимо.
Здесь психологический принцип пересекается с духовным: если перевешивает первый, что к сожалению не редкость, тогда мы имеем не канонические иконописные изображения и всякие художественные "новоязы".
Мир Вам.
Православная вера основана на парадоксе, что Слово стало плотью Ин.1:14, т.е. плотью стало то, что в принципе не может стать плотью.
Так-же если мы исповедуем Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом, то получается, что Невидимый обрел Образ и Его видели на руках у девы Марии, Его видели проповедующим, Его видели распятым на кресте.
  • Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
  • ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;Кол.1:15-15
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Это же запрещено...


«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/11/mozhno-li-izobrazhat-boga-ottca/
Мир Вам.
Вот тут возможно Вы найдете ответ на Ваш вопрос. https://azbyka.ru/forum/threads/izobrazhenie-boga-otca-v-xramax.15538/
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мир Вам.
Православная вера основана на парадоксе, что Слово стало плотью Ин.1:14, т.е. плотью стало то, что в принципе не может стать плотью.
Так-же если мы исповедуем Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом, то получается, что Невидимый обрел Образ и Его видели на руках у девы Марии, Его видели проповедующим, Его видели распятым на кресте.
  • Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
  • ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;Кол.1:15-15

Лично я никакого парадокса здесь не вижу, более того, считаю что у многих современных авторов слишком сильна тяга к парадоксам, антиномиям и т. д.
Конечно, и они есть в православии, но не в таком количестве, как это обычно представляют, и не в данном конкретном случае.
Никакого парадокса нет в том, что Бог-Слово воплотился, то есть принял в свою Божественную ипостась человеческую природу целиком. По наличию этой самой человеческой природы Бог-Слово стал изобразим - и именно в этой человеческой природе.
Бог Св. Дух изобразим (и то условно символически) только в тех образах, в которых он описан в Слове Божьем: в образе чистого голубя, языков огня и т. д. Но и все эти образы чисто условны: как бы голубь, как бы языки огня.
Бог Отец при всем условном антропоморфизме описания Бога в Ветхом завете, ни там, ни в Новом Завете не имеет явленного образа и не может быть иконописно изобразим.
Но сам по себе зрительно-иконописный подход, если он не сдерживается каноном, стремится к описанию всего - из-за чего появляются проблемы. Например:
(Мф. 3)
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись
Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь,
и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение.

Голубя изобразить можно, но на иконах изображают не только его, но и некую тучу, из которой выходит рука в благословляющем жесте (Бога Отца). Понятно, что таким образом хотели слуховой ряд заменить зрительным, но получилось, что и полной замены не вышло, и появилось неправильное изображение того, чего не было.
 
Православный христианин
Это же запрещено...


«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/11/mozhno-li-izobrazhat-boga-ottca/
Разве мы познали Бога-Сына, или видели Его истинную форму? Ведь Он хоть и пришел к нам в теле человека, но оно не первоначальная Его форма.
 
Иерусалим
Православный христианин
Это же запрещено...


«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/11/mozhno-li-izobrazhat-boga-ottca/
Уважаемый Тимофей, да, Бог Отец неизобразим. И любое изображение Ветхого Деньми есть изображение Бога Сын, ибо Он и есть Ветхий Деньми.

Но это бы противоречило изображению Христа.
Ибо любое изображение Христа выражает Связь Бога Сына с Ветхим и Новым Заветом, ведь именно Бог Сын является Богом Ветхого и Нового Заветов.

В Ветхом Бог Сын действует ДО Своего воплощения, в Новом - ПОСЛЕ Своего воплощения.

Господь наш Иисус Христос, в отличие от святых мужеского пола, изображается с крестообразным нимбом, где Сам Христос является основанием Креста, а в междорамиях Креста стоит Его Имя: WON или, по русски, СУЩИЙ, или, по-еврейски, ЯГВЕ.

Бесспорно, попытки изобразить Неизобразимого Бога Отца вносит сумятицу в душевное устроение понимающих суть, мешает сосредоточиться на молитве.

Но, к счастью, очень мало, кто всё это понимает, большинство прихожан не обращают внимания на сии богословские тонкости.

Когда еп. Василий (Родзянко) оказался на зарубежной Кафедре, он попытался избавить храмы от неканонических изображений Бога Отца, но поднялась такая волна народного гнева, что он был вынужден оставить Кафедру.

Соборный запрет VII Вселенского Собора никто не отменял, он был подтвержден решением Собора 1551 года, а вот Собор 1667 года ввел исключения на изображения Отца и Духа для праздников Троицы, Преображения и Богоявления.

А здесь - только дай шелку, так в нее и хлынет. Под влиянием западного искусства к 19-му веку всё больше писалось неканонических икон и изображений.

Однако, прошу вас обратить особое внимание, что, по милости Божией, неканонические изображения не мешают людям спасаться, и в храмах с неканоческими изображениями служили и молились люди, канонизированные Церковью в лике святых.
Смиримся, подобно Богу, с человеческой немощью.
 
Православный христианин
Уважаемый Тимофей, да, Бог Отец неизобразим. И любое изображение Ветхого Деньми есть изображение Бога Сын, ибо Он и есть Ветхий Деньми.

Но это бы противоречило изображению Христа.
Ибо любое изображение Христа выражает Связь Бога Сына с Ветхим и Новым Заветом, ведь именно Бог Сын является Богом Ветхого и Нового Заветов.

В Ветхом Бог Сын действует ДО Своего воплощения, в Новом - ПОСЛЕ Своего воплощения.

Господь наш Иисус Христос, в отличие от святых мужеского пола, изображается с крестообразным нимбом, где Сам Христос является основанием Креста, а в междорамиях Креста стоит Его Имя: WON или, по русски, СУЩИЙ, или, по-еврейски, ЯГВЕ.

Бесспорно, попытки изобразить Неизобразимого Бога Отца вносит сумятицу в душевное устроение понимающих суть, мешает сосредоточиться на молитве.

Но, к счастью, очень мало, кто всё это понимает, большинство прихожан не обращают внимания на сии богословские тонкости.

Когда еп. Василий (Родзянко) оказался на зарубежной Кафедре, он попытался избавить храмы от неканонических изображений Бога Отца, но поднялась такая волна народного гнева, что он был вынужден оставить Кафедру.

Соборный запрет VII Вселенского Собора никто не отменял, он был подтвержден решением Собора 1551 года, а вот Собор 1667 года ввел исключения на изображения Отца и Духа для праздников Троицы, Преображения и Богоявления.

А здесь - только дай шелку, так в нее и хлынет. Под влиянием западного искусства к 19-му веку всё больше писалось неканонических икон и изображений.

Однако, прошу вас обратить особое внимание, что, по милости Божией, неканонические изображения не мешают людям спасаться, и в храмах с неканоческими изображениями служили и молились люди, канонизированные Церковью в лике святых.
Смиримся, подобно Богу, с человеческой немощью.
А что именно Вы имеете в виду под изображениями Бога-Сына? Разве Бог-Сын имел человеческий облик до своего пришествия, или после него? Если не имел, каков смысл в изображении Бога в облике человека?

Про запрет изображения Бога-Отца - на куполе храма Христа Спасителя в Мосеве изображен Бог-Отец, Саваоф. И?
 

Вложения

  • ekskursiya_po_khramu_khrista_spasitelya_7.jpg
    ekskursiya_po_khramu_khrista_spasitelya_7.jpg
    769,2 KB · Просмотры: 8
  • Screenshot_20240420_170303_Yandex.jpg
    Screenshot_20240420_170303_Yandex.jpg
    719,9 KB · Просмотры: 7
Последнее редактирование:
Православный христианин
И грех вам, уважаемый Павел Московский. Потому что тёзка ваш, ап.Павел, в послании к Римлянам, категорично порицал подобные дела:

Рим.1:18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,

Так же, и 2-я заповедь Десятословия, написанного непосредственно перстом Божьим, строго запрещает творить подобное:

Исх 20:4
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им...

И далее, этот же запрет в Писании повторяется:

Втор.4:15 Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний,
изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,

Втор 5:8
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,

Устыдились бы уж хоть Бога Отца-то изовражать беззаконною рукою...

Иов 15:16
тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.
1. Вы не ответили на вопрос, повторю его. А что именно Вы имеете в виду под изображениями Бога-Сына? Разве Бог-Сын имел человеческий облик до своего пришествия, или после него?

2. Правильно понимаю, что вы передергиваете пытаясь что то предъявить мне, а не владыкам Церкви одобрившим, изображение на куполе храма?

3. Вы, вижу, иконоборец и борец за идеи Ветхого завета?

4. Павел, что то я читал о прелести. Вы понимаете, о чем я? Вы же не такой, как все эти люди?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Разве Бог-Сын имел человеческий облик до своего пришествия, или после него?

Причём тут это? Руководствоваться нужно законом, а не тем, Кто там и что имел!
Иметь надо Божьи заповеди, как критерии будущего Суда.

Иак 2:12
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Разве написано, что изображать Бога, для поклонения этому изображению, можно, если Бог имел или имеет человеческий облик?
Нет! По моему пониманию, никакие условности и вольности тут не допустимы, поскольку, вторая заповедь лично Божьего закона - закона свободы - категорически запрещает любые изображения для поклонения:

Исх.20:4
Не делай себе кумира и никакого изображения
5 не поклоняйся им и не служи им,

2. Правильно понимаю, что вы передергиваете пытаясь что то предъявить мне, а не владыкам Церкви одобрившим, изображение на куполе храма?

Не правильно вы понимаете.
Просто, я хочу увидеть вас среди спасённых.

3. Вы, вижу, иконоборец и борец за идеи Ветхого завета?

Нет. Я лишь стараюсь быть законопослушным гражданином Царства Божьей благодати.
И готовлюсь, с Божьей помощью, предстать пред судилище Христово:

2Кор 5:10
ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое.

4. Павел, что то я читал о прелести. Вы понимаете, о чем я? Вы же не такой, как все эти люди?

Конечно же, я не такой. Пожалуй, я даже хуже...
Но, я чел. ещё живой, и поэтому, с Божьей помощью, надежду на спасение не теряю.

И вы, Павел, её не теряйте!

Спасибо.
 
Иерусалим
Православный христианин
А что именно Вы имеете в виду под изображениями Бога-Сына? Разве Бог-Сын имел человеческий облик до своего пришествия, или после него? Если не имел, каков смысл в изображении Бога в облике человека?

Про запрет изображения Бога-Отца - на куполе храма Христа Спасителя в Мосеве изображен Бог-Отец, Саваоф. И?
Дорогой Павел, изображен, и?… И что в этом хорошего?
По милости Божией это не мешает делу нашего спасения, но христианин призван разбираться в таких простых вещах.
А богословие иконы есть проповедь Боговоплощения.
«Слово СТАЛО ПЛОТЬЮ и пребывало с нами, исполненное благодати и истины» (Ин. 1:14).
Бог воплотился - поэтому Он может быть изобразим. И поэтому могут быть изобразимы все события, связанные с Его земной жизнью. И с Его Небесной жизнью, потому как Бог Сын вознесся с плотью - и внес человека в Тайну Святой Троицы.
Бог Отец не может быть изобразим. Поэтому, любая попытка изображения Бога Отца, по сути, есть изображение Бога Сына.
Бог Сын есть Бог Ветхого и Нового Заветов.
Бог Сын говорил с Моисеем из купины.
Бог Сын вручал Моисею скрижали Завета на Синае.
Бог Сын провел Израиль сквозь Чермное море.
Бог Сын спас трех отроков в печи Вавилонской.
Бог Сын есть ЯГВЕ, а не Бог Отец.
 
Иерусалим
Православный христианин
Но почему в куполе ХХС, вопреки всем канонам, изображен Бог Отец? Это имеет хоть какое-то объяснение?
Дорогой Игорь, на куполе воспроизведено произведение искусства, созданное великими русскими живописцами, среди которых Иван Крамской и Василий Суриков, Илларион Прянишников и Виктор Васнецов, Владимир Маковский и Василий Петрович Верещагин, тезка знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина.
Относитесь к этому изображению, как к произведению искусства.
 
Православный христианин
Дорогой Павел, изображен, и?… И что в этом хорошего?
По милости Божией это не мешает делу нашего спасения, но христианин призван разбираться в таких простых вещах.
А богословие иконы есть проповедь Боговоплощения.
«Слово СТАЛО ПЛОТЬЮ и пребывало с нами, исполненное благодати и истины» (Ин. 1:14).
Бог воплотился - поэтому Он может быть изобразим. И поэтому могут быть изобразимы все события, связанные с Его земной жизнью. И с Его Небесной жизнью, потому как Бог Сын вознесся с плотью - и внес человека в Тайну Святой Троицы.
Бог Отец не может быть изобразим. Поэтому, любая попытка изображения Бога Отца, по сути, есть изображение Бога Сына.
Бог Сын есть Бог Ветхого и Нового Заветов.
Бог Сын говорил с Моисеем из купины.
Бог Сын вручал Моисею скрижали Завета на Синае.
Бог Сын провел Израиль сквозь Чермное море.
Бог Сын спас трех отроков в печи Вавилонской.
Бог Сын есть ЯГВЕ, а не Бог Отец.
Процитирую вас же:

1. Бог воплотился - поэтому Он может быть изобразим.

2. Бог Отец не может быть изобразим.

...

Разве Бог-Сын имел человеческий облик до своего пришествия, или после него? Нет, не имел, и лишь временно, кратко, вочеловечился, оставаясь при этом Богом. И что, после этого форма человеческого тела есть изображение изначальной формы Бога-Сына?

Вы же не отрицаете, что на куполе храма Христа спасителя есть изображение трактуемое Церковью как изображение Саваофа? Вы что то имеете против Церкви, одобрившей это изображение? Да или нет?

Не заблуждайтесь: Бог поругаем не бывает. /Апостола Павла послание к галатам 6:7.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Дорогой Игорь, на куполе воспроизведено произведение искусства, созданное великими русскими живописцами, среди которых Иван Крамской и Василий Суриков, Илларион Прянишников и Виктор Васнецов, Владимир Маковский и Василий Петрович Верещагин, тезка знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина.
Относитесь к этому изображению, как к произведению искусства.
Церковь для вас музей или выставка?
 
Иерусалим
Православный христианин
Православный христианин
Дорогой Игорь, что вы к старичку пристаете со всякими глупостями?
Ну, он виноват, что ли, что вы в своих годах не соображаете ничего?
Написать Павлу, назвать его Игорем, при этом "смиренно" поюродствовать - особо указать, что он в своих годах не соображает ничего, и продолжать наслаждаться прелестью?
 
Сверху