Здравствуйте, Юрий Владимирович!
Еретик, упорствующий в своих заблуждениях, отлучается от Церкви, отлучается за то, что не желает следовать учению Христа! Как же можно уравнивать его в звании с теми христианами, которые, собственно, и называются так потому, что являются общниками Его Церкви, Его учениками и последователями?
Благодарю за вопрос!
Здравствуйте Алексей Михайлович .
У меня примерно такое же недоумение как и у вас ,касательно этого вопроса . Здесь все не так просто как кажется на первый взгляд во всяком случае для меня. К примеру мы считаем католиков еретиками , но одновременно с этим употребляется в
документах РПЦ выражение инославные
христиане в отношении к ним. Неужели есть какие то иные христиане кроме тех которые являются членами Православной Церкви ?Или католики все еще являются членами Православной Церкви ? Очень мало конкретики по этим вопросам у современных богословов , а если что то и есть то крайне противоречивые высказывания.
Поэтому я ищу ответ в канонах и иных авторитетных документах.
И получается вот что :
Все неправильно крещеные и некрещеные вообще в принципе не являются христианами , а это свидетели иеговы , баптисты , подавляющее большинство протестантов и многих других согласно 7 канона второго Вселенского собора :
Присоединяющихся к православию и к части спасаемых еретиков принимаем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, и македониан, и савватиан, и новатиан – называющих себя чистыми и лучшими, и тессарадекатитов или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают письменные удостоверения и предают анафеме всякую ересь, мудрствующую не так, как мудрствует святая кафолическая и апостольская Церковь Божия, принимаем, запечатлевая, то есть, помазуя сперва святым миром чело, и очи, и ноздри, и уста, и уши; и запечатлевая их говорим: „Печать дара Духа Святого“. Евномиан же, крещающих единократным погружением, и монтанистов, называемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и делающих другое, нетерпимое, и все прочие ереси, (ибо здесь много еретиков, особенно выходящих из области Галатской) всех, которые из них желают присоединиться к православию, принимаем как язычников.
В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом, в третий, заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо и в уши их: и таким образом оглашаем их и заставляем их долгое время пребывать в Церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их.
А как относится к другим еретикам которые имеют действительное крещение подобно арианам ?
Афанасий Великий в
1м слове на ариан четко и ясно говорит о том что ариане это не христиане и аргументирует это тем что их вера отличается от православной. Подобное пишут и многие другие святые .
Но здесь не совсем равнозначная ситуация католики все -таки иные еретики и прямо не декларируют поклонение творению вместо Творца как ариане.
Поэтому скорее всего ключ к точному ответу на вопрос могут ли еретики являться христианами есть в
деяниях вселенских соборов .Хотелось бы понять отношение Отцов Церкви к подобным еретикам , например к армянам это наиболее похожая ситуация .
С другой стороны есть точка зрения что некоторые крещеные еретики все еще являются христианами хоть и являются отступниками. Так как мы принимаем их в церковное общение через покаяние , а не перекрещивание , по этой логике таких еретиков нельзя считать равными язычникам .
В итоге все довольно запутанно и если вы можете помочь разобраться буду вам очень благодарен.