Можно ли считать еретика христианином ?

Православный христианин
Здравствуйте , подскажите ответ на вопрос с точки зрения христианской догматики . Если человек заведомо является еретиком и придерживается еретических убеждений можно ли его считать христианином ?? Это ведь разные и не совместимые понятия верно ??
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Первое, на что хочу обратить ваше внимание: еретиков следует отличать от заблуждающихся. Еретик - это тот, кто упорно сопротивляется Истине, а значит и Церкви Христовой (Православной), которая есть "столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).

Если он, через своё упорство, сам, осознанно и свободно, отграничивает себя от Церкви, не желая раскаяться и отказаться от ереси, то и отсекается от церковного единства. Такой человек не может именоваться христианином в строгом значении этого слова, в таком, например, какое вкладывал в него преподобный Иоанн Лествичник: "Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу" [1].

Впрочем, в либеральном понимании, христианином "может" именоваться и тот, кто всего лишь признаёт историчность Христа и в какой-то мере соглашается с Его учением.

Благодарю за вопрос!

1. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/6
 
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Первое, на что хочу обратить ваше внимание: еретиков следует отличать от заблуждающихся. Еретик - это тот, кто упорно сопротивляется Истине, а значит и Церкви Христовой (Православной), которая есть "столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).

Если он, через своё упорство, сам, осознанно и свободно, отграничивает себя от Церкви, не желая раскаяться и отказаться от ереси, то и отсекается от церковного единства. Такой человек не может именоваться христианином в строгом значении этого слова, в таком, например, какое вкладывал в него преподобный Иоанн Лествичник: "Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу" [1].

Впрочем, в либеральном понимании, христианином "может" именоваться и тот, кто всего лишь признаёт историчность Христа и в какой-то мере соглашается с Его учением.

Благодарю за вопрос!

1. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/6
Не могли бы вы уточнить откуда берется строгое и либеральное значение слова христианин именно в каноническом смысле ? , ведь между двумя этими значениями целая пропасть в либеральном значении к христианам можно причислить практически всех еретиков таких как ариан , несториан и прочих , да и атеисты получается соответствуют некоторые и мусульмане тоже признают историчность Христа и в какой то мере соглашаются с Его учением . Есть ли какое либо каноническое правило или документы к примеру Вселенского или поместного собора ? ведь такого наверное не должно быть что ключевое понятие можно трактовать как захочется .
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Строгое значение понятия "христианин" имеет основание в православно-аскетической практике, в святоотеческой литературе. Это же понятие, но в ином смысле, на протяжении истории самостоятельно усваивалось неправославными общинами, причислявшими себя к христианству, и продолжает усваиваться вновь создающимися общинами до сих пор. Насколько мне известно, Вселенская Православная Церковь не имеет юридически оформленного, признаваемого в рамках международного права патента, дающего ей исключительное полномочие применять это имя по своему разумению. Что же касается православно-церковных канонов, их требования распространяются на православных христиан, но они не почитаются за обязательные представителями иных "церквей".

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Строгое значение понятия "христианин" имеет основание в православно-аскетической практике, в святоотеческой литературе. Это же понятие, но в ином смысле, на протяжении истории самостоятельно усваивалось неправославными общинами, причислявшими себя к христианству, и продолжает усваиваться вновь создающимися общинами до сих пор. Насколько мне известно, Вселенская Православная Церковь не имеет юридически оформленного, признаваемого в рамках международного права патента, дающего ей исключительное полномочие применять это имя по своему разумению. Что же касается православно-церковных канонов, их требования распространяются на православных христиан, но они не почитаются за обязательные представителями иных "церквей".

Благодарю за вопрос!
Светское юридическое право о признании человека христианином для меня не важно, тем более что в истории были случаи когда светские власти юридически могли признать лошадь членом сената . Мне бы хотелось понять есть ли у понятия "христианин" каноническое основание принятое каким либо Собором либо в виде нескольких авторитетных для Церкви документов ?? И можно ли дать обоснованный ответ тем же членам неправославных общин являются ли они с точки зрения Православной Церкви христианами ? Причем я имею в виду людей не заблуждающихся , а упорствующих еретиков может ли человек быть и христианином и таким еретиком одновременно??
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Еретик, упорствующий в своих заблуждениях, отлучается от Церкви, отлучается за то, что не желает следовать учению Христа! Как же можно уравнивать его в звании с теми христианами, которые, собственно, и называются так потому, что являются общниками Его Церкви, Его учениками и последователями?

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Еретик, упорствующий в своих заблуждениях, отлучается от Церкви, отлучается за то, что не желает следовать учению Христа! Как же можно уравнивать его в звании с теми христианами, которые, собственно, и называются так потому, что являются общниками Его Церкви, Его учениками и последователями?

Благодарю за вопрос!
Здравствуйте Алексей Михайлович .
У меня примерно такое же недоумение как и у вас ,касательно этого вопроса . Здесь все не так просто как кажется на первый взгляд во всяком случае для меня. К примеру мы считаем католиков еретиками , но одновременно с этим употребляется в документах РПЦ выражение инославные христиане в отношении к ним. Неужели есть какие то иные христиане кроме тех которые являются членами Православной Церкви ?Или католики все еще являются членами Православной Церкви ? Очень мало конкретики по этим вопросам у современных богословов , а если что то и есть то крайне противоречивые высказывания.
Поэтому я ищу ответ в канонах и иных авторитетных документах.
И получается вот что :
Все неправильно крещеные и некрещеные вообще в принципе не являются христианами , а это свидетели иеговы , баптисты , подавляющее большинство протестантов и многих других согласно 7 канона второго Вселенского собора :

Присоединяющихся к православию и к части спасаемых еретиков принимаем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, и македониан, и савватиан, и новатиан – называющих себя чистыми и лучшими, и тессарадекатитов или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают письменные удостоверения и предают анафеме всякую ересь, мудрствующую не так, как мудрствует святая кафолическая и апостольская Церковь Божия, принимаем, запечатлевая, то есть, помазуя сперва святым миром чело, и очи, и ноздри, и уста, и уши; и запечатлевая их говорим: „Печать дара Духа Святого“. Евномиан же, крещающих единократным погружением, и монтанистов, называемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и делающих другое, нетерпимое, и все прочие ереси, (ибо здесь много еретиков, особенно выходящих из области Галатской) всех, которые из них желают присоединиться к православию, принимаем как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом, в третий, заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо и в уши их: и таким образом оглашаем их и заставляем их долгое время пребывать в Церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их.

А как относится к другим еретикам которые имеют действительное крещение подобно арианам ?

Афанасий Великий в 1м слове на ариан четко и ясно говорит о том что ариане это не христиане и аргументирует это тем что их вера отличается от православной. Подобное пишут и многие другие святые .

Но здесь не совсем равнозначная ситуация католики все -таки иные еретики и прямо не декларируют поклонение творению вместо Творца как ариане.

Поэтому скорее всего ключ к точному ответу на вопрос могут ли еретики являться христианами есть в деяниях вселенских соборов .Хотелось бы понять отношение Отцов Церкви к подобным еретикам , например к армянам это наиболее похожая ситуация .

С другой стороны есть точка зрения что некоторые крещеные еретики все еще являются христианами хоть и являются отступниками. Так как мы принимаем их в церковное общение через покаяние , а не перекрещивание , по этой логике таких еретиков нельзя считать равными язычникам .

В итоге все довольно запутанно и если вы можете помочь разобраться буду вам очень благодарен.
 
Последнее редактирование:
Сверху