О нашем времени (монахи в миру)

529. Предсказание преподобного Антония Великого о монашестве последних времен

Однажды несколько учеников божественного аввы Антония, видя в пустынях бесчисленное множество монахов, прилежавших с великой ревностью по Боге, не уступавших друг другу в добродетелях и святых подвигах, спросили его: “Отец! Долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к уединению, нищете, смирению, любви, воздержанию и ко всем прочим добродетелям, которым так ревностно прилежит все это множество монахов почти без исключения?” Муж Божий отвечал им, воздыхая и проливая обильные слезы: “Наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо них устремятся к богатейшим городам. Там, вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти один другого, великолепные здания, сравнимые своей пышностью с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собиранию богатства, смирение сердца превратится в гордость. Многие будут напыщены знанием, но чужды добрых дел, предписываемых знанием. Любовь иссякнет. Вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся доставлением себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждой. Находясь посреди мира, они не постыдятся неправедно присваивать себе имя монахов и пустынников. Не перестанут они величаться, говоря: “Я – Павлов, я же, Аполлосов,” – как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут намного лучше и совершеннее нас, потому что блаженнее тот, “кто мог преступить – и не преступил и зло сотворить – и не сотворил,” чем тот, который увлекается к добру примером многих добрых. Так Ной, Авраам и Лот, проводившие святую жизнь посреди нечестивых, справедливо прославляются Писанием.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 41. № 200).
Наверное ни кто не будет спорить, что сейчас наступает и наступило это самое время, и сможем ли мы или даже найдутся кто сможет устоять и назваться не сам, но делами своими и верой и покаянием монахом нашего времени. Возможно ли это?
 
Вы же сами перед вопросом опубликовали пророчество Антония, в котором есть ответ на этот вопрос:

Не верите Антонию?
Спрашиваю мнение людей, может ошибаюсь на счёт именно нашего времени, и вдруг кто-то о ком-то мог бы сказать что видел человека подобного подвижнику...
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Ещё немного:
«Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет в пренебрежении еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога Живаго… Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути»
(блаж. Нифонт Цареградский)

Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Антоний! <...> О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями отцов, при объяснение их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет. Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно — великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду. Заметно, что древний змий употребляет их в орудия умножения в монастырях житейской многопопечительности и подьяческого характера, чем решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой простоты. Надо покоряться самым попущениям Божиим, как это прекрасно изложено в молитве святых трех Отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую. В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие о умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне отцами Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено. Вы правду говорите, что я в юности моей не нашел старца, который бы удовлетворил меня; но это можно еще приписать и тому, что я не искал, как должно, не умел искать, не имел достаточных средств на то. Удовлетворительнейшее лицо, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфирник Бабаевскаго монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году. Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков. Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость какой-либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Наступила весна: не замедлят наступить лето и жатва. О монашестве отец Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению, данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения. По крайне мере, в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным. Если вздумаете посетить меня: то привезите с собою стихотворения Ваши. Из них читал я одно. В ожидании этого приятнейшего времени, прошу памятствования Вашего о мне в святых молитвах Ваших. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою,
епископ Игнатий.
 
Ещё немного:
«Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет в пренебрежении еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога Живаго… Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути»
(блаж. Нифонт Цареградский)

Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Антоний! <...> О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями отцов, при объяснение их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет. Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно — великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду. Заметно, что древний змий употребляет их в орудия умножения в монастырях житейской многопопечительности и подьяческого характера, чем решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой простоты. Надо покоряться самым попущениям Божиим, как это прекрасно изложено в молитве святых трех Отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую. В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие о умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне отцами Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено. Вы правду говорите, что я в юности моей не нашел старца, который бы удовлетворил меня; но это можно еще приписать и тому, что я не искал, как должно, не умел искать, не имел достаточных средств на то. Удовлетворительнейшее лицо, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфирник Бабаевскаго монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году. Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков. Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость какой-либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Наступила весна: не замедлят наступить лето и жатва. О монашестве отец Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению, данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения. По крайне мере, в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным. Если вздумаете посетить меня: то привезите с собою стихотворения Ваши. Из них читал я одно. В ожидании этого приятнейшего времени, прошу памятствования Вашего о мне в святых молитвах Ваших. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою,
епископ Игнатий.
Вот это то и страшно!!!
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Наверное ни кто не будет спорить, что сейчас наступает и наступило это самое время, и сможем ли мы или даже найдутся кто сможет устоять и назваться не сам, но делами своими и верой и покаянием монахом нашего времени. Возможно ли это?
Делами вряд ли...но покаяние от нас не закрыто...
Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
 
Православный христианин
Спрашиваю мнение людей, может ошибаюсь на счёт именно нашего времени, и вдруг кто-то о ком-то мог бы сказать что видел человека подобного подвижнику...
Я лично с пр. Паисием Афонским не сталкивался, но, судя по тому, что о нём написано, это пример подвижника, достигшего высочайшего духовного преуспеяния. Чем вас этот пример не устраивает?
 
Я лично с пр. Паисием Афонским не сталкивался, но, судя по тому, что о нём написано, это пример подвижника, достигшего высочайшего духовного преуспеяния. Чем вас этот пример не устраивает?
Как меня грешного что-то может не устраивать и имею ли право на такие высказывания... Паисий Святогорец был говорят один из последних подвижников, и ни кто не оспаривпет тот факт что он угоден Богу.
А среди нас найдётся хоть один?
Лк. 18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Как меня грешного что-то может не устраивать и имею ли право на такие высказывания... Паисий Святогорец был говорят один из последних подвижников, и ни кто не оспаривпет тот факт что он угоден Богу.
А среди нас найдётся хоть один?
Ну кто может ответить, что он угоден Богу? Только совсем больной :)
 
Православный христианин
Как меня грешного что-то может не устраивать и имею ли право на такие высказывания... Паисий Святогорец был говорят один из последних подвижников, и ни кто не оспаривпет тот факт что он угоден Богу.
Если я вас правильно понял, вы усомнились в том, что в наше время могут быть монахи высочайшей духовной жизни. Я просто привёл пример такого подвижника. Если вы это не оспариваете, то тогда как понимать ваш вопрос?
 
Если я вас правильно понял, вы усомнились в том, что в наше время могут быть монахи высочайшей духовной жизни. Я просто привёл пример такого подвижника. Если вы это не оспариваете, то тогда как понимать ваш вопрос?
Есть ли среди нас те кто действительно кроток и смерен сердцем и несёт свой крест следуя за Христом. Кто любит Его так горячо как Апостолы, проливает слезы за грехи свои, и любит не лестно ближних, кто пылает желанием и молитвой к Богу что бы спалось как можно больше людей. Кто каждый день губит свою душу ради Иисуса Христа.
 
Православный христианин
Есть ли среди нас те кто действительно кроток и смерен сердцем и несёт свой крест следуя за Христом. Кто любит Его так горячо как Апостолы, проливает слезы за грехи свои, и любит не лестно ближних, кто пылает желанием и молитвой к Богу что бы спалось как можно больше людей. Кто каждый день губит свою душу ради Иисуса Христа.
Вячеслав, мне кажется, что я вам привёл пример такого человека - пр. Паисия Афонского. Надеюсь этим примером вы получили ответ на ваш вопрос?
 
Вячеслав, мне кажется, что я вам привёл пример такого человека - пр. Паисия Афонского. Надеюсь этим примером вы получили ответ на ваш вопрос?
Его уже нет среди нас, а я говорю среди нас в миру, нас простых людей вне монастыря. Вы читали тему? Там же написано что будут те кто живут среди городов, но как монахи, о том и спрашиваю...
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Его уже нет среди нас, а я говорю среди нас в миру, нас простых людей вне монастыря. Вы читали тему? Там же написано что будут те кто живут среди городов, но как монахи, о том и спрашиваю...
Вы думаете, что, если человек живёт монашеской жизнью в миру, об этом знают соседи по дому, улице, району, городу? Думаю, об этом может знать только духовник этого человека.
 
Вы думаете, что, если человек живёт монашеской жизнью в миру, об этом знают соседи по дому, улице, району, городу? Думаю, об этом может знать только духовник этого человека.
Лена, а кто мы тогда, кто здесь многое о Боге обсуждаем и ищем? Кто мы? Просто кто пытается или кто хочет чего то именно достигнуть?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Лена, а кто мы тогда, кто здесь многое о Боге обсуждаем и ищем? Кто мы? Просто кто пытается или кто хочет чего то именно достигнуть?
Вячеслав, конечно же, мы (обитатели форума) вряд ли проводим сутки напролет в посте и молитве.
Не могу судить о других участниках, могу сказать о себе. Я - НЕ монахиня в миру, а обычная старушка, которой не хватает общения с себе подобными, с единомышленниками и единоверцами. Здесь я часто встречаю таковых, мне от этого легче жить. Как видите, чисто эгоистические причины.
 
Вячеслав, конечно же, мы (обитатели форума) вряд ли проводим сутки напролет в посте и молитве.
Не могу судить о других участниках, могу сказать о себе. Я - НЕ монахиня в миру, а обычная старушка, которой не хватает общения с себе подобными, с единомышленниками и единоверцами. Здесь я часто встречаю таковых, мне от этого легче жить. Как видите, чисто эгоистические причины.
Да это понятно. Простите не хотел Вас обидеть. Просто интересно мнение и знания людей.
 
Православный христианин
Его уже нет среди нас, а я говорю среди нас в миру, нас простых людей вне монастыря. Вы читали тему? Там же написано что будут те кто живут среди городов, но как монахи, о том и спрашиваю...
А, теперь вас понял. Я думал, что вы спрашиваете о том, есть ли сейчас монахи, подобные древним св. отцам.

Если говорить о мирянах, то я жил несколько лет при монастыре. Соответственно знаком с многими иеромонахами. Двое из них расказывали мне похожие истории. О том, что у них есть среди духовных чад муж с женой, которые, родив детей, далее решили жить без половой близости. А молитвенная жизнь у них такова, что, если без подробностей, большинство монахов о такой жизни даже не мечтают. Упор на Иисусовой молитве. Христианские добродетели и качества присутствуют. Ну, что о них знал, всё написал.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да это понятно. Простите не хотел Вас обидеть. Просто интересно мнение и знания людей.
Вы меня нисколько не обидели. Но монахи в миру вряд ли сидят на форумах. Некогда им разводить споры о вере. :)
Если говорить о наших знакомых, то, вполне возможно, такие рядом с нами есть, но святость тиха, и мы таких людей не замечаем. Кто знает об их трудах и подвигах? Только их духовник.
 
А, теперь вас понял. Я думал, что вы спрашиваете о том, есть ли сейчас монахи, подобные древним св. отцам.

Если говорить о мирянах, то я жил несколько лет при монастыре. Соответственно знаком с многими иеромонахами. Двое из них расказывали мне похожие истории. О том, что у них есть среди духовных чад муж с женой, которые, родив детей, далее решили жить без половой близости. А молитвенная жизнь у них такова, что, если без подробностей, большинство монахов о такой жизни даже не мечтают. Упор на Иисусовой молитве. Христианские добродетели и качества присутствуют. Ну, что о них знал, всё написал.
Спасибо большое, вот именно это и спрашивал)
 
Сверху