Что значит стать умом в сердце?

Крещён в Православии
надо с опытным духовником обсуждать.
Есть одна проблема, их нет в миру. Настоящие келейники-практики, пустынники-аскеты, затворники в интернете не сидят.
Единственный надежный ориентир - письменные творения Отцов, которые опытно прошли этот путь. Оптинских старцев интересно почитать в этом плане.
А ум в сердце - это легко понять, на примере любой страсти, на стадии, когда она сильно завладевает человеком.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Это самый сложный вопрос над которым бьются исихасты. Первоочередное это намерение в купе с верой и доверием Богу. Но он оказывается очень хрупок, так как любая отвлеченная мысль разрушает его или замедляет движение и горение сердца и ума.
Ох и задачу задали "коридором". Пока сомнительное "наддверие" мое не сорвало окончательно https://azbyka.ru/biblia/?Is.6 , пробую как-то структурировать "след орла" https://azbyka.ru/biblia/?Prov.30:19 , проследовать им.

Думаю, речи о "движении" по Пути Божию и скорости относятся к "вершинам лествицы" https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/33 , прим. 128. Когда человек подобен "епископу и начальнику над страстями." "Наблюдает и совне и внутри". "Посредством молитвы приносит Божию жертвеннику чистый и непорочный ум." "Освящает и приносит сердце в жертву Богу со всеми движениями оного; ибо гораздо выше и святее приносить Богу все действия и делания сердечные, нежели удерживать страсти и злые пожелания."

Хотя тема о том, чтоб "удерживать страсти и злые пожелания" ("стать умом в сердце"), и "отвлеченные мысли". Не вполне о движении т.о. (стоять, не отвлекаться, держать).
Обратите внимание на поле значений глагола стать. Здесь и принять вертикальное положение, и остановиться, и становиться, в т.ч. подразумевается быть, после стать https://ru.wiktionary.org/wiki/стать#Значение .

Как быть? Напр., по слову преп. Антония Великого https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/2?=серафимом#s1 , 59. "Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла [не "следам", но "лицу"]: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон ["коридор" не "хрупкий"?], уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство."
О скорости см. в кн. пророка Иезекииля 1, 14 https://azbyka.ru/biblia/?Ezek.1 "И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния."

Теперь пробуем найти доп. соотв. в православном св. писании и св. предании. Чтоб избежать возможных фантазий в данном отношении (ангелов), услышанное не осталось "книжной басней". Синодальное "туда и сюда", из строки о скорости, в цсл. тексте обозначено глаголом обращаться, в подстрочном переводе с древн. греч. "вращаться в середине живых существ" [куда ни кинь, попадешь в "коридор"]. Все это и то (глагол вращаться-обращаться) несколько запутанно смотрится в переводах св. писания на древн. греч., древн. евр., цсл. и русский языки. Где-то строка пропущена, где-то "туда и сюда". Если не держать в уме "сюжет" св. писания в целом. Напр., обратите внимание на Новозаветное Слово "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" https://azbyka.ru/biblia/?Lk.17:21 . Вместе с тем на "путь к древу жизни", и "пламенный меч обращающийся" из 3 гл. кн. Бытия https://azbyka.ru/biblia/?Gen.3:24 . Сдается мне, "обращающийся пламенный меч" и есть исследуемый серафим, и "коридор". Его "обращение" с необходимой скоростью "коридор" образует, с "видом огня внутри него вокруг" https://azbyka.ru/biblia/?Ezek.1:27 (пользуясь случаем, передаю привет участнику форума Анатолию Дунчевскому и "жидкому хребту бегемота" из кн. Иова).

Как должно "вращать" ум православному подвижнику, т.е. тому, кто движется по Пути Божию (Царскому), подробнее см. у святителей Василия Великого https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/3 Григория Паламы https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/ . Это м.б. не так интересно и на первый взгляд, как "политические" и "обидные" темы форума, но не без пользы во всяком случае.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Синодальное "туда и сюда", из строки о скорости, в цсл. тексте обозначено глаголом обращаться, в подстрочном переводе с древн. греч. "вращаться в середине живых существ" [куда ни кинь, попадешь в "коридор"]. Все это и то (глагол вращаться-обращаться) несколько запутанно смотрится в переводах св. писания на древн. греч., древн. евр., цсл. и русский языки.
Антон, спасибо. Вы мне подсказали более точное описание, это воронка как при сильном смерче, урогане. Вращение и движение к самому центру стихии. Попадая в центр тебя просто выносит на верх. А если ближе к краю, то выбрасывает наружу. Грех исторгается из этого потока, а Святость притягивает себе подобное и удерживает в Себе. Но этот образ скорее просто описание процесса, и вряд ли чем поможет к восхождению. Лишь Опытно определив внутреннее направление сердца и волей настроив состояние ума, можно двигаться в этом потоке, позволяя святости удерживать тебя внутри "воронки". Главное не дерзать самому решать куда, когда и как производить движение.
И добавлю ещё. Есть два пути восхождения. Это стараться успеть за скоростью этого потока по спирали, что очень сложно . И другой, последовать к центру и позволить силе поднять тебя вверх из центра. Что ещё сложнее и страшнее.
 
Последнее редактирование:
Россия, Сибирь
Крещён в Православии
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.
Самому мне удавалось творить молитву Иисусову в сердце редко даже с Божьей помощью при наличии реального наставника - молитвенника, а потом вовсе перестало удаваться. В одиночку мирянину реально творить молитву Иисусову в уме. Знаю только одно практическое наставление ориентированное на начальные стадии умного делания, из числа работающих на личном опыте само собой разумеется, "Путь умного делания" архиепископа Антония (Голынского-Михайловского).
 
Святая Русь
Православный христианин
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.
Святитель Феофан Затворник очень доходчиво пишет об этом приблизительно так: читаемые молитвы понимай умом и понятое чувствуй.

Думаю, что сердце в данном случае - это не орган кровообращения. Но к чувствам надо приблизительно в этом месте прислушиваться, т.е. не ниже пояса, даже не в животе, а где-то на уровне груди, в верхней ее части, там, где чувствуются радость и печаль (радость о Боге и печаль о грехах).
 
Православный христианин
Как должно "вращать" ум православному подвижнику, т.е. тому, кто движется по Пути Божию (Царскому), подробнее см. у святителей Василия Великого https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/3 Григория Паламы https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/ . Это м.б. не так интересно и на первый взгляд, как "политические" и "обидные" темы форума, но не без пользы во всяком случае.
Антон, позволю себе самое скромное участие в этой теме. Молиться - кровь проливать. Поэтому желающих поспорить на порядок больше, чем собеседников о молитве. Они вообще - молчуны. :):)
 
сомневающийся
Сергий, споры рассматриваю, как обмен точками зрения на реальность, сохраненными в памяти. К общей пользе участников такого обмена и т.д. Вот почему выбрал т.зр. прор. Моисея (1 и 2 стр. темы), Исайи, Иезекииля, преп. Иоанна, Антония, святит. Василия, Григория и Соломона (2), на, обсуждаемые в теме, "стать умом в сердце", "коридор" и движение (в "коридоре").

Сравн. 26 и 27 сообщ. темы, в части "крови",
Думаю, что сердце в данном случае - это не орган кровообращения.
Молиться - кровь проливать.
с https://ru.wikipedia.org/wiki/Систематическая_ошибка_отбора , в части "ошибки данных". C выводом в 27 сообщ.
Поэтому желающих поспорить на порядок больше, чем собеседников о молитве.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне кажется, что "стать умом в сердце" - это метафора, обозначающая "рассудительность" в деле преображения нашей человеческой природы. Смысл таков: с грехопадением праотцев, человек унаследовал поврежденную природу, которая заимела своей естественной привычкой удовлетворять сиюминутные желания, т.е. реализовывать свои инстинктивные позывы, которые могут иметь исключительно плотский характер. Таким образом повреждённая природа порождает поврежденную волю (страсть, возжелание). Однако нам даны несколько Божих дары: ум, рассудительность и гномическая воля (воля выбора). Посредством ума через рассудительность, человек способен прийти к познанию правильности или неправильности тех или иных вещей и явлений, а посредством воли выбора способен принудить себя к совершению доброго поступка.

Так вот, мне кажется, что "стать умом в сердце" - это как раз про принуждение себя к исполнению воли Бога. Ведь нам уже даровано знание о том, что Бог является не иначе как Благим, и что стремиться к благому есть залог духовного возрастания человека,в то время как потворствование своей естественной природе есть уход от реального Блага в пользу удовлетворения сиюминутных страстей.

Вот это знание, эта рассудительность и должна быть положена в основу преображения человеческой природы, дабы и человек мог совершить свой выбор в пользу Бога, и стал способен воспринимать Его преображающую благодать.
 
Православный христианин
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.
Анатолий, "сердце" в данном контексте для меня, как духовный центр.
В моей практике бывыет так, я мысленно зажигаю огонь лампады или свечи в сердце и устойчиво удерживаю рядом свои переживания. Затем, бывает по разному — в зависимости от характера молитв — (Славословия это, или Иисусова молитва, или читаешь псалтирь, или правило, или покаянные слова, или даже просто молитвенное чтение) начинает проявляться направление к Цели.
Однако, Анатолий, ваш вопрос — «встать умом в сердце» — многоуровневый, для подвижника это одно, для человека находящегося в самообольщение другое, и чем ближе мы к первому тем более трезвеем)) по этому необходимо позаботиться о критериях правильной молитвы и по ним хорошо все контролировать.
 
Православный христианин
Могу только предположить, поскольку опыта нет. Человек во время молитвы может блуждать , моментально уносясь в неведомые дали. Ему нужно на чем-то остановиться. На словах молитвы не получится, поскольку они звучат и сменяются. На Боге, тоже не получиться, мы всего лишь творение, и это будет слишком дерзко, да и вряд ли возможно. Остается свое духовное тело, не ветхое физическое, а духовное, о котором говорят и живет во мне новый человек. Если мы остановимся на голове, то это будет умная молитва, голова мыслит..и молитва будет в мыслях, а если остановимся в сердце..то пойдут чувства, эмоции, и молится будем чувствами, облекая слова в чувства. Т.е. сердце имеется ввиду, сердце духовного тела ( ну или души я не знаю как это правильно называется).
 
Последнее редактирование:
Николаев
Интересующийся
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.
Никто из тех святых, труды которых я читал, невдаються в подробности по этому вопросу. Они не говорят, что человек должен чувствовать или представлять. Вывод: значит это нам ненадо знать.

Думаю, что Богу лучше знать и на Него стоит положится в этом вопросе, а не на своё мудрование
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Анатолий, "сердце" в данном контексте для меня, как духовный центр.
чуть подскажу. образ сердца тут играет роль некоего образа внимания...как если бы вы замерли и постарались услышать его стук внутри, почувствовать его ритм... Вот с таким отношением надо подходить к молитве и чувствовать уже ее "ритм". С вниманием сердешным... :)
 
Православный христианин
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.

Тоже склоняюсь к тому, что сердце надо понимать как средоточие личности - "Я"
Стать умом в сердце значит это "Я"наполнить молитвой и привлечь тем самым к себе в это сердце Духа Святаго Божьего. Тогда и будет Царствие Божие которое внутри вас есть.
Ну а для сосредоточенности можно помочь этому физическим вниманием внутрь физической груди...
Может так?

Доброго здравия, Анатолий!

Хорошо описано у игумена Харитона (Дунаева) в сборнике:
"Умное делание. О молитве Иисусовой".

Он сам практик молитвы.
Возможно, будет полезно.

IV. Что значит сосредоточить ум в сердце?
V. Как вниманием стать в сердце?
 
Крещён в Православии
Доброго здравия, Анатолий!

Хорошо описано у игумена Харитона (Дунаева) в сборнике:
"Умное делание. О молитве Иисусовой".

Он сам практик молитвы.
Возможно, будет полезно.

IV. Что значит сосредоточить ум в сердце?
V. Как вниманием стать в сердце?
В соседней теме однозначно!
 
Крещён в Православии
На сколько я понимаю с первого взгляда это когда душа у вас лежит к тому что нужно без указания ума, то есть вам не нужно раздумывать что б сделать правильно, у вас душа уже сама направленна на это правильное. Сердце тут как образ чувств.
 
Православный христианин
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.

Святые отца учат о "сокровенном сердца человеке" (1Пет 3:4), общающимся с Господом. И Христос учит :

Матф.6:21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Практически, наше сокровенное сердце - это то внутреннее место, состояние, горница, где мы обретали благодать. Место внутренней встречи. Если мы вспомним предыдущие случаи из нашей жизни, как уверовали или как было некое озарение, благодать, то тогда и вспомнаем о своем сокровенном сердце. Там дано было сокровище, дам дается и больше даров свыше.

Какова связь с органом кровообращения? Эта связь есть, но не тождество, а вовлеченность. Мы на практике это знаем по участию этого телесного органа. Как оно теплеет или болезнует, мягчеет или каменеет, в связи с духовными явлениями и опытом. И можно сказать, что телесное сердце несет в себе образ сердца сокровенного. Телесный орган направляет кровь, и сокровенное сердце направляет душу. Раз образ, то и икона. Внимание, направляемое образу, передается и первообразу.
 
Православный христианин
И что такое "сердце" в данном контексте? Можно ли его отождествлять с органом кровообращения или это нечто иное? У кого получалось свести ум в сердце.
Я тоже молюсь Иисусовой молитвой, но просто, без таких вот состояний.
Я знаю есть масса духовной литературы по этой теме. Но все таки интересно почитать вот тут из нас.

Самый краткий и точный, на мой взгляд, признак начала схождения ума в сердце описан в следующих словах:

"Когда взор ума, склоняясь внутрь сердца, видит осияние Духа, текущее из него не иссякая, тогда именно время молчания" (прп. Каллист Ангеликуд).

"Молчания" -- потому что всякое молитвенное движение ума в это время прекращается, и он сходит в это осияние вглубь сердца.

"Текущее" -- потому, что это осияние -- поток невидимого обычным зрением Света, но созерцаемого духовным зрением (которое в этот момент открывается), тем не менее, вполне отчетливо (а не как-нибудь метафорически). Это т. н. у некоторых отцов источник "воды, текущей в жизнь вечную". С богословской точки зрения это поток энергий-логосов, осияние Духа (учитывая некоторую условность такого рода описаний).

Ум сходит в этот источник в глубину сердца и предается в нем безвидному созерцанию (логосов). И ничто, кроме этого источника, не способно удержать ум внутри сердца, и потому он зовется у отцов (Ангеликуд, Исаак Сирин) "силой безмолвия".

Когда же действие источника промыслительно ослабевает, ум нехотя и с трудом выходит из сердца и занимается необходимыми делами, а потом снова возвращается обратно.

Когда открывается эта глубина сердца, становится ясно, что физическое сердце со всеми его точками входа -- это всего лишь не более (но и не менее), чем условная привязка к этой глубине, и не надо предавать этим точкам чрезмерного значения. Входов этих, умной молитвы, к тому же, как минимум два, как это написано у прп. Григория Синаита (отсюда, в том числе, и разнообразие описаний у отцов).

Это осияние Духа -- Дар благодати, но благодать привлекается усилиями подвижника, направленными прежде всего на покаяние и сокрушение сердца с помощью Иисусовой молитвы.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Если и возможно чувственно стать умом в сердце, то один-два раза, потом можно не напрягаться, Господь не даст "улететь".

Прямое чувственное соприкосновение даётся только для утверждения в вере, ярко и понятно, чтоб запомнить на всю жизнь о неральности мира земного.

Ум у человека есть, но он плоховат и ограничен (скорее, что Господом). Ум без сердца становится быстрым и циничным. И сердце в одиночестве от такого ума каменеет.

Духовно, стать умом в сердце это стремление исправить свой ум, у которого я "любосластными недугами погубил красоту" (Андрей Критский).

Сила ума чрезвычайна, и тупо её тратить на всякие безобразия. Нужно остановиться, посмотреть со стороны, и проложить уму дорогу к сердцу.

Как? Изменить мышление в целом, исправив вектор направленя ума по апостольскому учению. Покаяние и Евхаристия дают нам основу для обнаружения проблемы. Откуда проблема, какой поток мыслей нужно изменить, чем его заменить?
 
Сверху