Есть ли у бактерий и вирусов душа?

Православный христианин
Я же Вам рекомендую ПИК как то, с чем знаком не по наслышке, т.к. изучил весь этот курс, изложил там свое мнение по интересующему Вас вопросу (дух-душа-тело) и со стороны весьма компетентных преподавателей


Вот что говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин): " ... согласуясь с мнением святых отцов, созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение." («Размышления о бессмертной душе»)

Вот что говорит Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий):
"В молитве Духу Святому именуем Его Подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными. Самый общий, самый распространенный в природе из всех даров Святого Духа есть дух жизни, и он, конечно, свойственен не только животным, но и растениям."

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) обращает внимание на ошибочное толкование слов св. Антония Великого: "Наше убеждение в одухотворенности растений, конечно, совершенно не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу."
А именно: "Противоречия, конечно, нет. Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных."

О чем я и написал в предыдущих постах. У животных и растений есть душа, а у человека Душа, потому что она может принимать качества Духа, а душа не может, нет у нее такого свойства. Оттого у вас и путаница произошла, вы не увидели отличия души от Души.

Можно и еще аргументы привести в пользу наличия у растений души. Хотя это и так должно быть понятно.
Так что в итоге (с ваших слов, конечно) получается что на курсах ПИК вам преподавали положения противоречащие мнениям Отцов Церкви.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А может обратимся все же не к архиепископам, а к тем, кто является профильным специалистом? Т.е. к биологам.

Только после того как биологам удастся синтезировать самую простую живую клетку из не живой материи.

А пока веры биологам никакой нет в этом вопросе. Ведь клетки в древности возникли по мнению ученых сами собой, значит в лаборатории их синтезировать проще простого должно быть. Но это не удается сделать и никогда не удастся, потому что нет у ученых самой малости - составной части живой клетки под названием Жизнь.
 
Крещён в Православии
О чем я и написал в предыдущих постах. У животных и растений есть душа, а у человека Душа, потому что она может принимать качества Духа, а душа не может, нет у нее такого свойства. Оттого у вас и путаница произошла, вы не увидели отличия души от Души.
Мир Вам! При сотворении Вселенной Господь одарил душой только лишь животных и человека. Читайте внимательно Книгу Бытия. Растения, созданные в третий день не были одушевлены. Любые попытки "одушевить" растения, бактерии, вирусы и какие-то "простейшие" (археи), по-моему, несостоятельны и представляют частное мнение отдельных людей. Сегодняшних "простейших" до сотворения мира попросту не было, ибо какой в них смысл, если Бог творил уже конкретные виды животных, не предусматривая пресловутые "переходные формы", присутствующие в падшем мире. Я не случайно связал в одном из постов появление вирусов с искажением существования растений, ибо в Священном Писании нигде не указывается на эволюционный переход одних ЖИВЫХ форм в другие, а вот искажение идеального существования отдельных творений (например, растений) в Мироздании после грехопадения логично предположить, исходя из концепции "проклятия земли за Адама". Именно после грехопадения возникла эволюция видоизменений, как результат всеобщей дисгармонии во Вселенной. Этот момент сегодня толкуют все, кому не лень, - отсюда и множество частных мнений. Ваше представление терминов "Душа" (с заглавной буквы) и "душа" (с прописной) довольно странное - я нигде не встречал в Священных Текстах подобные интерпретации. Попробуйте воспользоваться "бритвой Оккама" :). Хотел приостановить обсуждение раньше, но счел уместным еще раз ответить. Храни Вас Господь!
P.S. Я полностью отдаю себе отчет в том, что излагаю свое частное мнение, ни в коем случае не претендующее на безапелляционность, и всегда с благодарностью воспринимаю логичные и обоснованные возражения и дополнения.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
... по-моему, несостоятельны и представляют ...

Ну это только по-вашему ...

Я больше доверяю архиепископам. Они поопытнее вас в духовных вопросах.


Попробуйте воспользоваться "бритвой Оккама"

Спасибо, но я лучше воспользуюсь мнением Отцов нашей Церкви.
 
Православный христианин
Нет. Это не так.
Если Вы не занялись мифотворчеством, то признайте, что :
"Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. " (прп. Антоний Великий).

Что касается анатомии души, вопрос этот у евреев хорошо проработан. Для иудеев, христиан и мусульман Бг един.
А что это Вы на анатомию души перепрыгнули? О растениях же разговор идет. Не подменяйте тему прдобно лукавым порождениям ехидны.

Это слова не православного человека. Одни злость и оскорбления.
Вам ли судить о степени православности? Нет. Готовы ли Вы чтобы и с Вами поступали так, как Вы поступаете с другими, чтобы оценили Вашу степень православия, иудейства, язычества? Нет, наверное не готовы. И не понимаете сути, того что злобы к Вам в моих словах вовсе нет, что я отношусь к Вам с заботой, и поэтому прошу осознать что делаете , чего ради, и не дезинформировать. В частности не дезинформировать по поводу растений. Если мы с Вами члены Тела Христова, то и призваны, отвергая ложь, говорить друг другу правду:

Еф.4:25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Вот я и отвергаю ложь и говорю Вам правду, и призываю Вас поступать также. Отвергните пожалуйста ложное утверждение о растениях, которое Вы делали ранее по ошибке, и примите правдивое утверждение прп. Антония, согласное с Библией и учением Христа во святых Своих.

Вы видимо не читаете по церковно-славянски. На церковно-славянском пишется именно так - Бг. Это называется слово под титлом.
У Вас к сожалению выходит наружу изворотливая неправдивость. В речи на каком-либо языке, когда нужно сказать слово "Бог", имеющееся в этом языке, вдруг перескакивать на другой язык и обратно - это уже суетливый тик. Навесить при этом на читающего какую-то выдуманную вину - это уже привычка к самооправданию ценой любой неправды. Вот что, одно за другим, из Вас повылазило. Но готовы черное называть белым и на свету готовы изворачиваться, прятаться от правды, не признавать проблему в себе. Ответьте пожалуйста самому себе на вопрос: что заставляет Вас так поступать?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Отвергните пожалуйста ложное утверждение о растениях,

- подобными эзотерическими " учениями", и прочей ведической белибердой - полон интернет..
непонятно только - что они делают на христианских сайтах, и почему распространяют эти языческие учения среди христиан!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
- подобных изотерических " учений", и прочей ведической белиберды - полон интернет..
непонятно только - что они делают на христианских сайтах, и почему распространяют эти языческие учения среди христиан!
Ну как, если люди тянутся к Солнцу Правды, то хорошо, а ошибки у всех бывают, дай Бог они уврачуются в свое время...
 
Крещён в Православии
Ну как, если люди тянутся к Солнцу Правды, то хорошо, а ошибки у всех бывают, дай Бог они уврачуются в свое время...

- где же они тянутся, когда они наоборот яростно отстаивают свои языческие учения,
не имеющие ничего общего с христианством, и противоречащие Писаниям. )
 
Православный христианин
Если Вы не занялись мифотворчеством, то признайте, что :
"Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. " (прп. Антоний Великий).

Про это уже было. Но лично для вас повторю:

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)(причислен к лику Святых) обращает внимание на ошибочное толкование слов св. Антония Великого: "Наше убеждение в одухотворенности растений, конечно, совершенно не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу."
А именно: "Противоречия, конечно, нет. Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных."

Душа есть у растений. Просто не такая как у человека и животных, а у животных не такая как у человека.

Ну и еще, для закрепления материала:
Вот что говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин): " ... согласуясь с мнением святых отцов, созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение." («Размышления о бессмертной душе»)

Можно и еще приводить мнение Отцов Церкви на этот счет, но думаю и этого для людей адекватных вполне достаточно.

Вам ли судить о степени православности?

Я не сужу. Я констатирую факты.


У Вас к сожалению выходит наружу изворотливая неправдивость. В речи на каком-либо языке, когда нужно сказать слово "Бог", имеющееся в этом языке, вдруг перескакивать на другой язык

У нас один язык - церковно-славянский. У вас видимо другой.


[

Это по мнению каких ученых они возникали "сами собой"? Ни один серьезный ученый твк не скажет.

Атеисты всегда когда четким вопросом их припирают к стенке начинают эту всем известную и порядком надоевшую демагогию.

Вот когда из элементов таблицы Менделеева ученые создадут живую клетку, тогда можно будет с вами говорить. А пока еще рано.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Про это уже было. Но лично для вас повторю:

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)(причислен к лику Святых) обращает внимание на ошибочное толкование слов св. Антония Великого: "Наше убеждение в одухотворенности растений, конечно, совершенно не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу."
А именно: "Противоречия, конечно, нет. Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных."
Вы не поняли или лукавите? У меня к свт. Луке большое уважение. И не сомневаюсь, что его слова не противоречат словам прп. Антония. Он и сам это подчеркивает. Но святитель и вовсе не пишет что у растений есть душа. Он пишет о "своем убеждении в одухотворенности растений", а не о том что у них есть душа.

Душа есть у растений.
А вот Вы утверждаете ложное. Противореча Библии и Христу во святых Его.

Ну и еще, для закрепления материала:
Вот что говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин): " ... согласуясь с мнением святых отцов, созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение." («Размышления о бессмертной душе»)
Это по какому изданию? Вы сами читали или нашли данные слова в чьем то изложении? Прошу не клеветать, так как текст найдут и проверят. В какой главе сказано то, что Вы приводите?

Можно и еще приводить мнение Отцов Церкви на этот счет, но думаю и этого для людей адекватных вполне достаточно.
Приведите пожалуйста все мнения святых отцов по данному вопросу, если у Вас они есть.

Я не сужу. Я констатирую факты.
А кто Вам сказал что Ваши мнения - это факты, а не гнилые плоды самообольщения?


У нас один язык - церковно-славянский. У вас видимо другой.
Видимо бывает лишь тем, кто не слеп, слепцам же и лицемерам, кто чтобы сказать Бог переходит на особый язык, не видимо. Им суеверно мнится.


Так вы-то и вовсе неверующая.
Коли вы в храм не ходите, не исповедуетесь, не причащаетесь - следовательно вы не верите во Христа. И дома не молитесь. И это чистая правда!

Так что вы и христиане - это вообще совсем разное. Оттого вам и кажется истина "белибердой." Для вас даже мнение архиепископа причисленного к лику святых ничего не значит.
Нет, грязная ложь. Не судите, не Ваше это, и не пытайтесь дезинформировать пожалуйста.

Атеисты всегда когда четким вопросом их припирают к стенке начинают эту всем известную и порядком надоевшую демагогию.
Если так, то не будьте демагогом и атеистом. Слова прп. Антония не допускают никаких лукавых толкований. Растения души не имеют.
 
Крещён в Православии
Растения души не имеют.

- Кирилл!.. это Сифизов труд - спорить с людьми которые и близко незнакомы с Писанием с т.з религиозной позиции..
а в Писании чёрным по белому сказано в ком есть душа живая, и что служит ей в пищу. )

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
 
Если так, то не будьте демагогом и атеистом. Слова прп. Антония не допускают никаких лукавых толкований. Растения души не имеют.
Да атеисты тоже считают, что души у растений, бактерий и вирусов нет.
 
Крещён в Православии
Любые попытки "одушевить" растения, бактерии, вирусы и какие-то "простейшие" (археи), по-моему, несостоятельны и представляют частное мнение отдельных людей. Сегодняшних "простейших" до сотворения мира попросту не было, ибо какой в них смысл, если Бог творил уже конкретные виды животных
Приношу свои извинения за допущенную мною некорректность в цитируемом отрывке. Вместо "до сотворения мира" здесь следует читать "при сотворении Вселенной до грехопадения". Я тут действительно излагаю свое частное мнение и не скрываю этого, хотя и допустил явную ошибку.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Я тут действительно излагаю свое частное мнение

Мне видится что и в этом труде https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/269/9.html
Архиепископа Луки, излагается его частное мнение, в труде рассчитаном в первую очередь на атеистов.


"Вышеприведенные удивительные факты жизнедеятельности и одухотворенности растений дают право согласиться с Эдуардом Гартманом, когда он утверждает, что растения обладают бессознательным представлением и бессознательной волей. Смутное представление и стремление приписывает монадам и Лейбниц. А растение есть монада.

Наше убеждение в одухотворенности растений, конечно, совершенно не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу. Вот его слова: Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живет и растет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены каковы ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу каковы животные; а иные имеют только жизнь каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна (Добротолюбие, т. 1, стр. 93).

Противоречия, конечно, нет. Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю."
 
Православный христианин
Он пишет о "своем убеждении в одухотворенности растений", а не о том что у них есть душа.

Слова одухотворенный, душа и дух однокоренные, а значит относятся к одной и той же сущности.
В утреннем молитвенном правиле есть такие слова "от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков".
Животворит Дух. Что растения живые вряд ли кто станет спорить. А если растения животворит Дух, значит и душа у них есть, она есть тот самый Дух который оживил растение.
Во все живом есть душа.
Отец Лука архиепископ, а Антоний не имел сана. Лука выше в иерархии. Помимо этого о. Лука хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия.
Так что вполне можем ему доверять.
Но я и так знал что есть душа у растений, кто занимался растениеводством знает как откликаются растения на слова.
 
Последнее редактирование:
Во все живом есть душа.
А у бактерий? Исходный посыл темы был о них.
Но я и так знал что есть душа у растений, кто занимался растениеводством знает как откликаются растения на слова.
Перепутаны причина и следствие. Не растения откликаются, а вы ухаживаете за ними более аккуратно и тщательно, в результате чего они лучше растут. Не только же вы с ними разговариваете.
 
Православный христианин

Сначала с растениями разберёмся, тогда можно и к бактериям перейти.

Перепутаны причина и следствие. Не растения откликаются, а вы ухаживаете за ними более аккуратно и тщательно

А где я написал что я стал ухаживать более тщательно? Я такого не писал.
Давайте вы не будете придумывать. Спасибо.
 
Сверху