Помыслы и борьба с ними.

Переславль Залесский
Православный христианин
Аскеза - это убирание всего того,что тебе мешает молиться. Это действительно дело естества, а не понуждения. Для окружающих это может казаться подвигом, а человек избавляется по естеству от всего того,что мешает ему быть в общении с Богом. Он даже будет удивляться, чего это так к нему относятся. Для него это естественно, как убрать со стола все лишнее перед едой. Аскеза это первым делом понимание своего внутреннего духовного мира. Осознание границ своей воли и воли Божьей.
Принцип ее определения не сложный. Определяется граница понуждением себя, борением к делу. Но вот к какому духу, уже главный вопрос. Но часто,через внешнее делание пытаются решить духовное и не зная меры, ломаются еще больше, так как не понимают в чем необходимо человеку проявить аскезу и в каком объёме. По причине, не внимания и не знания внутреннего духа. Познание приходит через созерцательное внимание, оно и обнажает основу помыслов внутри человека.
Публикую мыли свои об этом и желающие обсудить.
и не много еще тут https://rutube.ru/video/b557abdda96d0864b34d5484ec89f211/?r=a
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"Ум не узрит места Божия в себе, если не станет выше всех помышлений о вещах, но он не станет выше их, если не совлечется страстей, связующих его с чувственными вещами чрез помышления. Страсти изгонит он добродетелями, голые же (бесстрастные) о вещах помыслы – духовным созерцанием."
Добротолюбие. Том V, глава 26


Выше всех помышлений о вещах это состояние воззрения на вещи, через призму устроения мира, где Бог всегда исключительно благ. Но бесстрастное воззрение, возможно только, если человек укреплён добродетельностью, внутренним естественным состоянием бесстрастия, через проявление смирения ,любви и уважения к ближнему. Таким образом , он видит помыслы в их основе, без окраски внутреннего самомнения и предубеждения. Тогда любой помысел принесет пользу и свет просвещения. Ибо любая мысль несёт в себе основу Божьего просвещения. Любая.

Иосиф Ватопедский
«Демоны это духи, которые имеют некоторое сходство с нашим духом, с умом.
Ум, как питатель души, всякое духовное движение - образ и помысл - направляет в сердце, сердце же передает это разуму.
В нашем примере ум, как источник, если он возмущается нечистым духом, то эту нечистоту передает в сердце, сердце, помрачившись, сообщает это разуму. И помрачается и затемняется тогда вся душа.
И тогда место созерцаний занимают мечтания. Таким-то образом и родились все заблуждения и ереси.
Когда же человек вкусил благодати, постоянно внимателен к себе, имеет страх Божий, тогда, если приближается лукавый, видит: что-то не так, как нужно. Тогда ум, сердце, разум и все силы души обращаются к Тому, Кто может спасти. От Того, Кто в состоянии разделить простую воду от соленой воды, от горячего со слезами прибегания к Нему исчезает обольщение и узнаешь способ, как избежать прелести.
Тогда приобретаешь опыт. И славословишь и благодаришь Бога, просвещающего ум познавать и избегать сетей и уловок лукавого.
..»
 
Православный христианин
У православных есть от греховных помыслов Иисусова молитва, угашающая любые бесовские поползновения и нападки, и это серьёзный аргумент в борьбе с ними.
 
Православный христианин
Аскеза - это убирание всего того,что тебе мешает молиться. Это действительно дело естества, а не понуждения. Для окружающих это может казаться подвигом, а человек избавляется по естеству от всего того,что мешает ему быть в общении с Богом. Он даже будет удивляться, чего это так к нему относятся.
Вадим, что-то вы так сложно и путано начали тему. Прослушала ролик, с чем-то согласна, но не со всем. Или просто не поняла, о чем вы толковали, что хотели донести. Что с помыслами не нужно бороться? Или, вот пишите тут про аскезу, что убираем все лишнее, мешающее молиться без понуждения? Типа, это природно нам? А как же: Царство Божие нудится...? Молитва - это не только диалог с Богом, но и борьба с ветхим человеком, самостью. Дабы исполнить волю Божию, а не свою (вы верно про это говорите). Это все равно, что наступать себе на горло, сдирать с себя шкуру. Ничего труднее этого просто нет. Это значит: Возьми крест свой и следуй за Мной...

Вспомним как Господь молился на кануне казни. Уж Ему-то аскеза была присуща, и тем не менее, чтобы исполнить волю Отца, а не Пронеси чашу мимо... (естественное желание жить, а не умирать), чтобы Самому пойти на муки, молился до кровавого пота. Вот, что значит: Не моя воля, а Твоя, Боже, да будет! А вы говорите, что это естественно для природы человека. Нам естественно бунтовать против Бога: Нет, я не стану этого исполнять, потому что не хочу, все мое нутро возмущается воле Божьей. Борьба с грехом (самостью) и страстями - это кровь проливать. Это понуждение, да еще какое!

Познание приходит через созерцательное внимание, оно и обнажает основу помыслов внутри человека.
Если разумная сила души не господствует над двумя неразумными, можно сделать заключение, что ум такого человека полностью помрачен, находится в нездоровом состоянии. Нужно учиться контролировать с.д., врачевать их повреждения как учат св. отцы. Инструментом (не источником) разумной силы души является мозг человека, раздражительная с.д. укоренена в сердце. Когда силы души находятся в здравом состоянии и при этом устремлены к Богу, тогда возможно созерцание Триипостасного Божества. Сначала здравие с.д. (победа над страстями), потом созерцание. А то это "внимательное созерцание" вгонит в прелесть и самомнение.
 
Православный христианин
,,нитка и банка с краской,,, , как раз о том случае, когда помыслы можно сделать опорой для их же отвергания. Рассматриваем действие энергий помысла внутри (восходим к нитке), почти физически, отбросив мысленную часть (эго-интерпретацию). Несколько интересных наблюдений можно из этого извлечь, во-первых замечаешь со временем что скорбь и радость практически идентичны в своей сущности и по действию, мы сами умом окрашиваем "нитку". Здесь тоже бороться не приходится, поскольку плотское само по себе сильно притягивает, вот таким хитрым маневром просто нужно немного обмануть ум. Более того я считаю такой метод единственно возможен когда совсем одолевает какая-то напасть, наподобии ОКР.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Что с помыслами не нужно бороться? Или, вот пишите тут про аскезу, что убираем все лишнее, мешающее молиться без понуждения? Типа, это природно нам? А как же: Царство Божие нудится...? Молитва - это не только диалог с Богом, но и борьба с ветхим человеком, самостью. Дабы исполнить волю Божию, а не свою (вы верно про это говорите). Это все равно, что наступать себе на горло, сдирать с себя шкуру. Ничего труднее этого просто нет. Это значит: Возьми крест свой и следуй за Мной...
Любое наше понуждения себя ко благому или так называемое противление греху,на самом деле это наше противление Христу, это мы своей волей противится изменениям которые хочет произвести в нас Христос. И да же если что то и получается у Него, мы приписываем эти победы себе - считая противления греху своими достоинствами. Это большая и основная ошибка многих христиан...не понимающих проявления благодати в человеке и границы соприкосновения ее с волей человека.
За призывающей благодатью всегда следует действенная, вот именно она и приводит изменения в нашей душе к благому. Но ощущаем ее мы часто именно в чувстве противления, понуждения. Мы могли бы измениться быстро под лучами благодати Божьей, но не позволяет это сделать наше сердце, воля не согласующаяся с благим намерением Бога к нам. Мы противимся Христу. Без меня не можете не чего... Трудясь над приобретением добродетельностей ,мы по сути стремимся прийти в состояния доброй рефлексии, когда не задумываясь ни на секунду исполняем благое по зову сердца. Что заставляет нас задумываться? Греховный навык. Пока он будет в нас, добродетели будут в нас через понуждение, через борьбу Христа с нашей волей.
Бог видя потенциал души даёт ей возможность на реализацию, иначе бы и призывающая благодать не смогла себя проявить в человеке. По этой причине, наше противление по навыку ко греху Бог преодолевает борением. Бог видит волю сердца, но так же и видит ненаученность его слушать и исполнять стороннюю волю. Потому и смирение считается даром, и подаётся оно тогда, когда сердце откликнулось на действие благодати исполнения Божьей воли. И тогда уже смирение становиться навыком, добродетельностью, естеством души. Потому и смиренный своего смирения не видит. Для него такое поведение сердца естественно.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Вспомним как Господь молился на кануне казни. Уж Ему-то аскеза была присуща, и тем не менее, чтобы исполнить волю Отца, а не Пронеси чашу мимо... (естественное желание жить, а не умирать), чтобы Самому пойти на муки, молился до кровавого пота. Вот, что значит: Не моя воля, а Твоя, Боже, да будет! А вы говорите, что это естественно для природы человека. Нам естественно бунтовать против Бога: Нет, я не стану этого исполнять, потому что не хочу, все мое нутро возмущается воле Божьей. Борьба с грехом (самостью) и страстями - это кровь проливать. Это понуждение, да еще какое!
Мы часто подвержены влиянию своей человеческой рефлексии - эмоций, чувств, мысленной или физиологической. И наша борьба со страстями, первым делом упирается в эти грабли. Мы пытаемся изменить то, чего не понимаем, как устроено.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
У православных есть от греховных помыслов Иисусова молитва, угашающая любые бесовские поползновения и нападки, и это серьёзный аргумент в борьбе с ними.
Этой ценностью нужно уметь пользоваться. А перед этим, еще и научиться. Микроскопом орехи не колят.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Поясню...
Вспоминание и созерцание схожи именно в технике внимания ума и его положения к событиям. Практика осознанного запоминания и вспоминания событий и помогает развить навык к созерцательному вниманию, как окружающего мира, так и своего внутреннего. Запоминание множества деталей, а за тем их вспоминание, помогает замечать в последствии изменения в душе, замечать малые колебания и волнения сердца,не отвлекаясь от повседневных забот. Просто обучение этой не сложной технике, отдельная тема...и она поэтапная. Не выполнив один этап, не стоит приступать к следующему. В общем, как и в аскетике. Так вот это внимание созерцания и есть основа внимания на молитве. Рассудочное внимание участвует лишь в чтении текстов, произнесение голосом и осмысление слов, но введение в саму молитву, с отслеживанием внутренних состояний сердца и духа наполняющего его - это дело рук второго внимания ума, созерцательного.Как и описывал выше, именно оно отражает все потребности состояний сердца и ума. Оно идет связующей нитью между ними. У этого внимания есть своя логика,но она духовная и оперирует совсем иными ценностями. Эти ценности тишина, спокойствие, трезвение ума, желание души смирения. А главный ориентир в духовном тоннеле внимания - это утеснение ума, его постоянное понуждение и напряжение. Итог практики - обретение расположения и понимания своего сердечного места, куда по сути и должен сходить ум. Замечено: Если ум насильно сводить в сердце , то он по своему естеству не смирения , будет иметь естественное желание выскочить от туда, так как там ему тесно и не интересно, как ребенку, которого родители силой тащат в церковь. Как только он чувствует свободу, он сбежит от туда. Более того, вырабатывается навык не любви, не приязни, "выскакивания". Но если ум заинтересовать сердечным местом, чувственным переживанием , озарением , добрым состоянием пребывания, то он так же, по своему естеству будет уже стремиться туда сам. И более того, когда ум вдруг отвлекается на что-то другое, он вспоминая о благом, прыгает снова в сердце, нарабатывая навык уже , возвращения к нему, а не выскакивания. Почему так важно определить свое духовное сердце, его место положение, что бы возвращался ум туда, как домой и его там ждали с взаимной радостью.
Утеснение ума определяется усилением внимания. Иногда помогает в этом утеснение плоти, через пост, бодрствование. А когда этого утеснения уже не хватает, то обременяют тело веригами. Да бы не терять это чувство в памяти плоти. Так тело служит помощником духу человека, удерживать внимание с утеснением. Царство Небесное силою берется...или нудится.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Какая сложность для разумеющих свои грехи?
О грехах человеку должен рассказывать Святой Дух, благодатью открывать суть наших дел, поступков, проявлений сердца и ума. Глубина открывается только осознавая связь себя с миром Божьим,который тебя окружает и последствий от наших проявлений самости и гордыни, одним словом отделения от единства. Это и есть покаяние, перемена ума или точки восприятия и осознания.
 
Православный христианин
Аскеза - это убирание всего того,что тебе мешает молиться. Это действительно дело естества, а не понуждения. Для окружающих это может казаться подвигом, а человек избавляется по естеству от всего того,что мешает ему быть в общении с Богом. Он даже будет удивляться, чего это так к нему относятся. Для него это естественно, как убрать со стола все лишнее перед едой. Аскеза это первым делом понимание своего внутреннего духовного мира. Осознание границ своей воли и воли Божьей.
Принцип ее определения не сложный. Определяется граница понуждением себя, борением к делу. Но вот к какому духу, уже главный вопрос. Но часто,через внешнее делание пытаются решить духовное и не зная меры, ломаются еще больше, так как не понимают в чем необходимо человеку проявить аскезу и в каком объёме. По причине, не внимания и не знания внутреннего духа. Познание приходит через созерцательное внимание, оно и обнажает основу помыслов внутри человека.
Публикую мыли свои об этом и желающие обсудить.
и не много еще тут https://rutube.ru/video/b557abdda96d0864b34d5484ec89f211/?r=a
После причастия Духом Святым у меня не возникает желания бороться с кем либо, а тем более со своими помыслами. Хотя я читал некоторые наставления святых отцов, и могу лишь подтвердить что они говорили истину. Мне кажется что борьба с духами злобы даст свои плоды если человек покинет людей и поселится в местах пустынных. Ну а если человеку постоянно приходится сталкиваться с разными людьми, иногда добрыми а иногда и злыми, то ему придется встать на чью то сторону.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ну а если человеку постоянно приходится сталкиваться с разными людьми, иногда добрыми а иногда и злыми, то ему придется встать на чью то сторону.
Как говорил отец Гавриил Ургебадзе, он за всю жизнь не встретил ни одного злого человека... Мы не знаем, что такое настоящее зло. Иногда мы видим лишь его тень.
 
Православный христианин
Как говорил отец Гавриил Ургебадзе, он за всю жизнь не встретил ни одного злого человека... Мы не знаем, что такое настоящее зло. Иногда мы видим лишь его тень.
А где оно зло-то? Что русскому хорошо то немцу смерть, - и это только по поводу относительности. А глубже копнуть, всякое зло есть инструмент для чего-то. От нас только чрезмерная увлеченность делает эти энергии злом. Потому наверное о. Гавриил такое и говорил
 
Православный христианин
О грехах человеку должен рассказывать Святой Дух, благодатью открывать суть наших дел, поступков, проявлений сердца и ума.
Совершенно верно, Он и содействует нам отлавливать бесов ещё на мысленном уровне и гасить их нападки Иисусовой молитвой.
 
Православный христианин
Любое наше понуждения себя ко благому или так называемое противление греху,на самом деле это наше противление Христу, это мы своей волей противится изменениям которые хочет произвести в нас Христос. И да же если что то и получается у Него, мы приписываем эти победы себе - считая противления греху своими достоинствами. Это большая и основная ошибка многих христиан...не понимающих проявления благодати в человеке и границы соприкосновения ее с волей человека.
Вадим, у вас много здравых мыслей, но иногда вы впадаете в крайности. Да, человек может действия благодати приписать себе и возгордиться, обнуляя таким образом достижения духовного порядка. Но это касается либо начинающих христиан, либо зараженных неистребимым самомнением. Конечно, такое может быть, но это не значит, что противиться греху вовсе не надо. А то получается, что я лапки сложила, а Господь меня за уши в Рай тянет.

Разумеется, что без Господа мы ничего доброго совершить не можем, и мы об этом помним, но и Бог без нашего сознательного соизволения насильно не спасет. Как это и происходит: Исповедались - нас Господь простил, Причастились - вкусили Благодать, приобщились Крови и Тела Христова, и пошли грешить по-новой. Изменения где? А их и не будет, если мы не включимся в процесс. Как говорится, на Господа надейся, но и сам не плошай. Да, упование на Бога - это обязательно, но распять ветхого человека в себе мы должны совместно с Ним. Вы еще не до крови подвизались против греха - говорит Христос. Мы должны возненавидеть зло, свои страсти, грехи, мир, всякие мерзости, противные Богу, но милые нашему сердцу, тогда и произойдут изменения, тогда и начнется подъем, тогда, увидев насколько мы повреждены и негодны, смиримся...
 
Православный христианин
Вадим, у вас много здравых мыслей, но иногда вы впадаете в крайности.
Занятно, как мы поучаем человека, духовный опыт которого нам и не снился)) Но тем не менее, нужно высказаться, несогласные!) --читали мол, знаем , не сходится... - .
Это и в собственный огород камушек
 
Православный христианин
Ум не узрит места Божия в себе, если не станет выше всех помышлений о вещах, но он не станет выше их, если не совлечется страстей, связующих его с чувственными вещами чрез помышления. Страсти изгонит он добродетелями, голые же (бесстрастные) о вещах помыслы – духовным созерцанием."
Добротолюбие. Том V, глава 26

Ум не узрит места … ЕСЛИ НЕ СОВЛЕЧЁТСЯ СТРАСТЕЙ.

А что вы, Вадим, предлагаете? Узреть прежде совлечения страстей ( насильно узреть, самому найти и т.д..) место и в него прятаться от страстей?

Может вас неправильно поняла, на, давая цитаты, вы предлагаете поступать задом наперёд написанному в цитате. Со страстями насильно не бороться, а место сердечное найти насильно, самостно, своим усилием, прежде совлечения страстей.
 
Православный христианин
Как говорил отец Гавриил Ургебадзе, он за всю жизнь не встретил ни одного злого человека... Мы не знаем, что такое настоящее зло. Иногда мы видим лишь его тень.
Скорее всего мы видим отражение себя. Добрый везде видит добро, а злой везде видит только зло.
 
Сверху