Сладость греха и мука

Православный христианин
Оксана, тема такая многогранная, здесь много чего надо растолковывать (это 5 часовых бесед). Говоря коротко, нужно избавляться от "я хочу" от своих желаний и помыслов. Вот кусочек из беседы о. Константина Корепанова об этой борьбе:

Брань с самим собой

... Сотворить брань с самим собой – это самая важная часть — встретиться со своим ветхим человеком. Что об этом состоянии борьбы дальше пишет И. Сирин:
В этой лютой брани не всегда бывает победа целомудрия, потому что человек и ради искушения оставляется без помощи. Но горе немощному, искушаемому в сей испытующей брани, потому что брань сия приобрела величайшую силу вследствие привычки, полученной ею от тех, которые сами себя предают на поражение сочетанием со своими помыслами.

Брань эта лютая. И те, кто победили и описали это, стали святыми. Говорят, что антихрист испытает эту брань в самой максимальной степени и проиграет. В этот момент человек понимает очень много вещей.

Во-первых: он почти бесконечно смиряется. Он увидел лицо "беса", и понял, что это он сам и есть. Ощущение переживания себя как падшего духа хорошего человека очень сильно смиряет, ибо с этого момента знает кто он есть на самом деле. Сколько бы его не хвалили, сколько бы не давали наград, сколько-бы не качали, не превозносили, это ничего не меняет, он знает кто он есть на самом деле.

Во-вторых: он побеждает сам корень греха. Ему больше всего на свете хочется поднять бунт против всего существующего внутри, взорвать все, включая себя. И он не делает этого, хотя все его естество объято этим пламенем, но он покоряет себя Богу. Он говорит это, как правило, скрипя зубами от невыносимой боли и тоски, но он все равно шепчет: «ни так как я хочу, а так как Ты хочешь».

Хотя понимает, что после этого ни одной светлой минутки радости в его жизни больше не будет. Будет на самом деле, но в этот момент он уверен, что этого не будет никогда. И он сокрушает вот этот корень греха. Он как бы седалище страстей, сам корень, из которого вырастают все наши страсти, он его подрубает. Извергнув корень греха, увидим как страсти действительно увядают. Вот этот путь, который прошли святые. Они действительно достигают бесстрастия, вполне могут делать грех, потому что они ограничены в ведении, но они неспособны поддаться какой-либо страсти. Потому что сам корень греха они увидели, достали и выдернули из собственного сердца.

И третье: Когда выдернули корень греха, а поскольку он есть основание их сердца, то они "умирают". Их жизни больше нет. Все что для человека составляет их жизнь, даже включая Царство Божие, все мечты, вожделения, желания, радости, наши надежды умирают, как только
выдерет гордыню. И он понимает, что жизнь закончилась. Ничего радостного ни в этой жизни, ни в Той уже не будет.

Любовь Божия для смиренного

И вдруг, в этот момент неизреченная невыносимая Любовь Божия наполняет все существо человека до самой последней капли, потому что сердце целиком отдано Богу. Поэтому наполняется всецело этой Любовью. И как ни странно он как бы навсегда забывает о том, что было до этого, напрочь........

Все темы многогранны. Это не может быть причиной их не рассматривать. Можно рассмотреть отдельно ту или иную страсть, которую носишь каждый раз на исповедь и постараться осознать что за наслаждение нас провоцирует на этот грех раз за разом.
 
Православный христианин
Выше была рассмотрена страсть зависти и злорадства. Когда в жизни у меня складываются ситуации, что в той или иной работе я не согласна с тем как её выполняют и ко мне не прислушиваются то возникает ситуация порой, что работа не удалась. И вот тут я могу начать упрекать, тыкать в нос тем как принималось решение, осуждать и т.д.. В какой то момент я поняла что это чистой воды злорадство, что мне порой хочется чтобы работа не получилась, раз не прислушались. И вот тут радость порочная, наслаждение порочное, хотя где то тут и призывали не путать радость и наслаждение. А что радуется и наслаждается? Гордость и самомнение. И они укрепляются от этого.
 
Православный христианин
А ведь взято из философов, и притом напутано. На самом деле страсти - это любые движения чувственной части души, вырвать их с корнем не получится, вырывать можно неупорядоченные страсти. Почему напутано, потому что они тут в одну кучу помещены, в то время как в оригинале они делятся раздражительную способность и вожделеющую способность. Отличие их движений (страстей) в том, что вожделеющие страсти - "прямого" действия, то есть это желание добра/избегание зла, а раздражительные связаны с преодолением препятствий к добру/злу.
Соответственно пары по добру/злу в качестве объектов тут -
Вожделеющие страсти:
Любовь - Ненависть
Желание - Избегание
Удовольствие - Печаль

Раздражительные страсти:
Надежда - Отчаяние
Смелость - Страх
Гнев.

Ненависть и любовь к чему угодно, хоть к Богу, хоть ко греху не считаются раздражительными.
Это вы запутались. Тут речь только об одной из трех сил души.
 
католик
Это вы запутались. Тут речь только об одной из трех сил души.
Нет, я их точно разбросал по силам, в рамках традиции
У св.Максима сказано что страсти порочные - суть извращённые непорочные страсти, точнее - извращённые добродетели. Гнев против греха - направляем противоестественно - против человека. И т.д..
Порочные как извращенные непорочные (упорядоченные и неупорядоченные) - да. Добродетели - надо будет посмотреть у него, потому что добродетель все же навык, а не страсть, сообразующий страсти или действия разуму.
Тот же гнев он, например, почему как грех лучше ненависти, ненависть - желание зла как зла, а гнев - под аспектом справедливости. Гнев на несправедливость, к примеру, не гнев, а вполне естественная реакция, но по-прежнему остается страстью. С другой стороны, любовь к чему-то злому - тоже грех. Практически каждая из них может сообразовываться с разумом или быть ему противной. Выкорчевать страсти полностью (даже упорядоченные) - это стать сухарем без эмоций, по сути перестать быть человеком.
 
Православный христианин
Нет, я их точно разбросал по силам, в рамках традиции

Порочные как извращенные непорочные (упорядоченные и неупорядоченные) - да. Добродетели - надо будет посмотреть у него, потому что добродетель все же навык, а не страсть, сообразующий страсти или действия разуму.
Тот же гнев он, например, почему как грех лучше ненависти, ненависть - желание зла как зла, а гнев - под аспектом справедливости. Гнев на несправедливость, к примеру, не гнев, а вполне естественная реакция, но по-прежнему остается страстью. С другой стороны, любовь к чему-то злому - тоже грех. Практически каждая из них может сообразовываться с разумом или быть ему противной. Выкорчевать страсти полностью (даже упорядоченные) - это стать сухарем без эмоций, по сути перестать быть человеком.
Просто когда говорят про « выкорчевать страсти», то понимается « выкорчевать порочные страсти», очистив природные движения. Максим говорит о том что добродетели природны и в равной степени присущи всем. Очисть от ржавчины и явится блеск металла. Это в диспуте с Пирром.
 
Православный христианин
Выше была рассмотрена страсть зависти и злорадства. Когда в жизни у меня складываются ситуации, что в той или иной работе я не согласна с тем как её выполняют и ко мне не прислушиваются то возникает ситуация порой, что работа не удалась. И вот тут я могу начать упрекать, тыкать в нос тем как принималось решение, осуждать и т.д.. В какой то момент я поняла что это чистой воды злорадство, что мне порой хочется чтобы работа не получилась, раз не прислушались. И вот тут радость порочная, наслаждение порочное, хотя где то тут и призывали не путать радость и наслаждение. А что радуется и наслаждается? Гордость и самомнение. И они укрепляются от этого.
Радость, о которой говорит Господь: Всегда радуйтесь..., а наслаждение (обитает в сердце) -- рождается от действия страсти. Кстати вы тут хорошо это расписали. Радость нам дарит Любовь. Мать радуется лепету малыша, любимый радуется встрече с любимой, приехал к родителям -- они рады, ну и т. п.
Выше про повреждение сил души писала. Именно последствия с вкусом горечи (и это хорошо) помогают возненавидеть свою страсть, в радости этого "яда" не испытываем. Вот, что говорит о. Константин (Корепанов):

Последствия греха помогают возненавидеть его причину

Именно это последствие помогает нам возненавидеть причину греха, то есть, само наслаждение. Каждый человек «подсажен» на какую-то страстишку, от которой получает удовольствие. Есть очевидные страсти, такие как пьянство, блуд, объедение, сребролюбие, а есть не так очевидные — гордыня, тщеславие, славолюбие. Сладость греха есть всегда, пусть она длится мгновение, но удержаться от этого человек не может. Ну так хочется сказать ему, что он козел, так хочется, что сил сдержать это в себе нет. Сказал, получил миг удовольствия, и тут же вспомнил, что осуждать, оскорблять – это же грех! Ну почему я не промолчал!
 
Православный христианин
Ну так хочется сказать ему, что он козел, так хочется, что сил сдержать это в себе нет. Сказал, получил миг удовольствия, и тут же вспомнил, что осуждать, оскорблять – это же грех! Ну почему я не промолчал!
Так что даёт в этот миг удовольствие?
 
католик
Просто когда говорят про « выкорчевать страсти», то понимается « выкорчевать порочные страсти», очистив природные движения. Максим говорит о том что добродетели природны и в равной степени присущи всем. Очисть от ржавчины и явится блеск металла. Это в диспуте с Пирром.
Ааа... Ну тут можно было бы частично согласиться, если б общая терминологическая база была. Потому что добродетелям противоположны пороки, как добрым навыкам - злые навыки. А в ряду способность - навык - акт (само действие) могут быть природными способности, а навыки - приобретенные или влитые сверху, при этом приобретенные мы нарабатываем действиями, примерно как колею для следующих действий, хотя их зачатки - природные (с разным природным потенциалом развития), а вот влитые, соответственно, полностью сверхъестественного характера.
Почему частично - само представление о порочных страстях, термин вроде ок, но в представлении получается, что есть отдельный вид страстей, которые надо корчевать, в то время как сущностно они нейтральны все, порочные страсти они порочны настолько, насколько противоречат порядку разума, то есть порочны скорее не они сами, а их неупорядоченность к разуму, так сказать - неверная расположенность, когда они не на то нацелены, или выбиваются по разумной силе и дестабилизируют разум неумеренностью ит.д.
 
Православный христианин
Так что даёт в этот миг удовольствие?
Я исполнила свою волю, а про заповедь Божью вспомнила (если вспомнила) уже потом, когда поздно. (далее: беседа о. Константина Корепанова):

Борьба с причиной греха

Борьба со страстью заключается в том, чтобы возненавидеть это самое удовольствие. Нужно перестать получать его, не видеть в этом грехе прежнего наслаждения. Как это сделать? Чтобы возненавидеть удовольствие, нужно понять, а почему я его получаю? Едят же все, но только я от еды получаю необузданное наслаждение. Выпивают многие, но только я без выпивки жить не могу. Кто-то курение ненавидит, а я без сигарет не могу обойтись.

Почему эта страсть обладает именно мной? Потому что мое сердце любит это удовольствие, мы себя любим, поэтому позволяем получать желаемое наслаждение. А если сердце любит удовольствие, а мы любя себя, потакаем этому, то это значит, что мы не любим Бога. Ведь в Заповеди сказано: Возлюби Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею.

Когда вместо Бога я люблю себя – это гордыня. Я люблю себя, поэтому исполняю свою волю, то есть, то что "Я хочу", а Бога не люблю, поэтому Его волю не исполняю. Это и есть гордыня. А она лечится только смирением. Соответственно, когда я смиряюсь, тогда исцеляюсь. Как говорили все св. отцы, корень всех страстей – это гордыня. Чтобы избавиться от какой-либо страсти, нужно смириться.
 
Православный христианин
Я исполнила свою волю, а про заповедь Божью вспомнила (если вспомнила) уже потом, когда поздно. (далее: беседа о. Константина Корепанова):

Борьба с причиной греха

Борьба со страстью заключается в том, чтобы возненавидеть это самое удовольствие. Нужно перестать получать его, не видеть в этом грехе прежнего наслаждения. Как это сделать? Чтобы возненавидеть удовольствие, нужно понять, а почему я его получаю? Едят же все, но только я от еды получаю необузданное наслаждение. Выпивают многие, но только я без выпивки жить не могу. Кто-то курение ненавидит, а я без сигарет не могу обойтись.

Почему эта страсть обладает именно мной? Потому что мое сердце любит это удовольствие, мы себя любим, поэтому позволяем получать желаемое наслаждение. А если сердце любит удовольствие, а мы любя себя, потакаем этому, то это значит, что мы не любим Бога. Ведь в Заповеди сказано: Возлюби Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею.

Когда вместо Бога я люблю себя – это гордыня. Я люблю себя, поэтому исполняю свою волю, то есть, то что "Я хочу", а Бога не люблю, поэтому Его волю не исполняю. Это и есть гордыня. А она лечится только смирением. Соответственно, когда я смиряюсь, тогда исцеляюсь. Как говорили все св. отцы, корень всех страстей – это гордыня. Чтобы избавиться от какой-либо страсти, нужно смириться.

Чтобы избавиться от гордости, надо избавиться от гордости ( смириться). Чтобы полюбить Бога надо полюбить Бога…

Чтобы смириться что надо?
 
Православный христианин
Чтобы избавиться от гордости, надо избавиться от гордости ( смириться). Чтобы полюбить Бога надо полюбить Бога…

Чтобы смириться что надо?
Увидеть свой "хвост" и "рога". Что сделала Ева, съев плод? Нарушила заповедь, не Бога послушалась, а поверила дьяволу и воплотила свое "Я так хочу"! В результате проигнорировав волю Божью, мы как праотцы вместо Жизни, выбираем смерть (грех). Лишаемся Благодати, вместо того, чтобы Ее стяжать. Сатана почему пал? Себя полюбил, и все, Богу места в нем уже нет. Гордыня наша и есть сатанинское себялюбие, значит нет в нашем сердце места Божьему Духу.
 
Православный христианин
Увидеть свой "хвост" и "рога". Что сделала Ева, съев плод? Нарушила заповедь, не Бога послушалась, а поверила дьяволу и воплотила свое "Я так хочу"! В результате проигнорировав волю Божью, мы как праотцы вместо Жизни, выбираем смерть (грех). Лишаемся Благодати, вместо того, чтобы Ее стяжать. Сатана почему пал? Себя полюбил, и все, Богу места в нем уже нет. Гордыня наша и есть сатанинское себялюбие, значит нет в нашем сердце места Божьему Духу.

Это всё общие слова.
 
Православный христианин
Это всё общие слова.
А какие вам нужны? Личные рекомендации? Это к своему духовнику. Для нас святость -- это что-то немыслимое, невыполнимое, никогда я не откажусь от своих страстей, потому что люблю себя, а не Бога. Тогда покаяние, взлеты на миг и падения до следующей Исповеди. В чем застану, в том и сужу... Господь знает, что мы такие упертые, поэтому Сам искупил наши грехи, поэтому нам доступен путь спасения через покаяние... и стремление к смирению, осознанию, что ничего кроме грехов у меня нет. Хоть так. Добавлю только, что к нам мирским требования не такие жесткие как в монашестве, но и Даров Духа Святого нам не увидеть. Отчаиваться не стоит, скорби, болезни, покаяние - наши союзники, да и хоть что-то, хоть как-то мы стараемся делать. Неисповедимы пути Господни.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Чтобы избавиться от гордости, надо избавиться от гордости ( смириться). Чтобы полюбить Бога надо полюбить Бога…

Чтобы смириться что надо?
Видеть свою гордость и сожалеть о ней. И делать ей противоположное. Самый простой способ.
 
Православный христианин
Видеть свою гордость и сожалеть о ней. И делать ей противоположное. Самый простой способ.
Да, только без смирения мало что получится. Без Господа доброго ничего сделать не сможем, а для этого необходимо прежде смириться, иначе еще больше возгордимся своими "добродетелями".
 
Православный христианин
Для нас святость -- это что-то немыслимое, невыполнимое, никогда я не откажусь от своих страстей, потому что люблю себя, а не Бога.
Разве святость это безгрешие?
Нет конечно, святые это не те, кто по водам ходит и на облаках сидит, святые это те, кто видит свои грехи и в них раскаивается. Если Вы видите свои грехи, каетесь в них, исповедуетесь, причащаетесь, ищите доброго, то Вы и есть святая, других святых у Бога нет, которые были бы безгрешные, не имели бы нужды в исповеди и причастии.
 
Православный христианин
Разве святость это безгрешие?
Нет конечно, святые это не те, кто по водам ходит и на облаках сидит, святые это те, кто видит свои грехи и в них раскаивается. Если Вы видите свои грехи, каетесь в них, исповедуетесь, причащаетесь, ищите доброго, то Вы и есть святая, других святых у Бога нет, которые были бы безгрешные, не имели бы нужды в исповеди и причастии.
Сыне, дай Мне сердце твое... Святые - те, кто отдал Христу все (ни малый кусочек) сердце. Это первая заповедь. Страсти коренятся в нашем сердце. Поэтому, достигнув непадательного состояния (бесстрастия), сердце освобождается от страстей и в нем обитает Дух Христов, Дух Любви. Это и есть святой. Он может согрешить по неведению, но не предаться страсти.
 
Сверху