Допустима ли псевдонаука в проповеди?

Православный христианин
католик
Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии

Спасибо, почитал. Как и ожидал - про гнуснейших бесов и призывающие заклинания там ничего. Изложено точно по сути.
Ещё раз – без Вас,еретиков, разберемся и с тем,что показывают на ТВ Спас.Не ваше дело. Тем более не дело вероотступников.
Что наше дело, а что нет, определять будем мы сами, а не Вы, а по какому вопросу высказывать свое мнение - именно что без вас разберемся, Вы нас цензурировать не будете. И если Ваша цель сделать так, чтоб Ваши сообщения не достигли успеха - то, на будущее, надо обращаться к собеседнику ровно так, как Вы это и делаете. В описании целевой аудитории канала «Спас», не внутрицерковного, а общероссийского, и руководимого не православными богословами, а политпропагандистом Корчевниковым, само слово «православие» встречается лишь один раз и в контексте ««русская цивилизация», ключевой составляющей которой является православие», так что отношение к этому каналу у нас примерно равное.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
А мне тут муж прочитал, будто бы выявили, что те, кто ругается матом меньше болеют.
Один психолог писал, цитата: «Что действительно аморальные люди, развратники даже в матерящейся среде не сквернословят почти никогда».
 
Крещён в Православии
Всероссийский старец схиархим. Илий (Ноздрин) говорил, что одним из условий победы над врагом будет являться отказ от мата. Полковой священник Алексей (Скрипкин), прошедший трубу во время операции Поток также заявляет, что, если бы не сквернословие мы давно бы уже закончили эту войну безоговорочной Победой.
Надо же, а мужики-то не знали.))
Вам бы запомнить раз и навсегда, что "нравоучение - жанр, в котором еще никто не преуспел." Да еще в хамском виде.
Неужели до вас никогда не дойдет, что ваши цитаты-простыни имеют лишь обратный эффект, в лучшем случае их никто не читает.
 
Последнее редактирование:
Иркутская обл.
Православный христианин
Что наше дело, а что нет, определять будем мы сами, а не Вы, а по какому вопросу высказывать свое мнение - именно что без вас разберемся, Вы нас цензурировать не будете

Это ж Спас, чего Вы хотели) РенТВ или ТВ3 для православных.Это кремлевский пропагандистский канал, руководимый одиозными пропагандистами и вещающий на православную публику. У которой вот такие запросы у большинства.
Может хватит уже на православном сайте оскорблять и унижать православных христиан?!
Смысл Ваших постов только один – эти тупые православные только вот такую пропагандистскую жвачку для дебилов от “ТВ Спас”(=ТВ3 и РенТВ) и могут потреблять.
 
католик
Может хватит уже на православном сайте оскорблять и унижать православных христиан?!
Смысл Ваших постов только один – эти тупые православные только вот такую пропагандистскую жвачку для дебилов от “ТВ Спас”(=ТВ3 и РенТВ) и могут потреблять.
Нет, не такой. Я не говорил о православных в целом, я говорил о публике Спаса. Думаю не ошибусь, если скажу, что в католических странах тоже далеко не вся публика интеллектуально требовательна, в той мере, в в какой она удалена от Церкви.
 
Крещён в Православии
Может хватит уже на православном сайте оскорблять и унижать православных христиан?!
Не заметил ни оскорблений, ни унижений.
эти тупые православные
Если вы это на свой счет восприняли, может быть, так оно и есть, вы разберитесь.
 
Православный христианин
Спасибо, почитал. Как и ожидал - про гнуснейших бесов и призывающие заклинания там ничего. Изложено точно по сути.
«...Поэтому Павел говорит: сквернословие и буесловие да не исходит из уст ваших (Еф.5:4; 4:29); потому что оно, хотя само по себе и кажется незначительным, но бывает для нас причиною великих зол. Будем избегать не только грехов, но и того, что хоть кажется безразличным, однако же мало-помалу увлекает нас к этим грехам. Будем держаться вдали от грехов. Хочешь быть далеким от скверных слов? – избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти. Хочешь быть дальше от убийств? – Бегай ругательств. Большая сеть – необузданность языка; ей нужна и великая узда. Поэтому и сказал некто: сеть крепка мужу свои устне, и пленяется словами своих уст (Притч.6:2). Итак, прежде всех других членов умерим этот (язык), его обуздаем и изгоним из уст ругательства и брани, и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам.
Поучимся побеждать злого беса. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст. Ибо никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, чрез это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть чрез язык, некто говорит: мнози падоша острием меча, но не якоже падшии языком (Сир.28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: поползновении на земли лучше, неже от языка (Сир.20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу...».
Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии.
Подробнее:
Простите, так св. Иоанн и говорит прямо, что те кто сквернословят призывают бесов.
Сквернословие именно губит нашу душу.
 
католик
«...Поэтому Павел говорит: сквернословие и буесловие да не исходит из уст ваших (Еф.5:4; 4:29); потому что оно, хотя само по себе и кажется незначительным, но бывает для нас причиною великих зол. Будем избегать не только грехов, но и того, что хоть кажется безразличным, однако же мало-помалу увлекает нас к этим грехам. Будем держаться вдали от грехов. Хочешь быть далеким от скверных слов? – избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти. Хочешь быть дальше от убийств? – Бегай ругательств. Большая сеть – необузданность языка; ей нужна и великая узда. Поэтому и сказал некто: сеть крепка мужу свои устне, и пленяется словами своих уст (Притч.6:2). Итак, прежде всех других членов умерим этот (язык), его обуздаем и изгоним из уст ругательства и брани, и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам.
Поучимся побеждать злого беса. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст. Ибо никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, чрез это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть чрез язык, некто говорит: мнози падоша острием меча, но не якоже падшии языком (Сир.28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: поползновении на земли лучше, неже от языка (Сир.20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу...».
Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии.
Подробнее:
Простите, так св. Иоанн и говорит прямо, что те кто сквернословят призывают бесов.
Сквернословие именно губит нашу душу.
Оригинал меняется ровно на том моменте, на котором Вы начали выделение.
Итак, прежде всех других членов умерим этот (язык), обуздаем его, и изгоним из уст ругательства, и брани, и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам. Слово опять привело нас к тому же увещанию. Хотя вчера я обещал вашей любви не говорить более об этой заповеди; потому что о ней уже довольно говорено было во все предыдущие дни: но что делать? Пока не увижу вас исправившимися, не могу удержаться от увещания. Так и Павел, сказав Галатам: “Впрочем никто не отягощай меня” (Гал. 6:17), снова потом является вместе с ними и беседует. Таково сердце у отцов, – хоть и скажут, что отстанут, но не отстают, пока не увидят детей исправившимися. Слышали вы, что пророк сегодня сказал нам о клятве? “И опять поднял я глаза мои, – говорит, – и увидел: вот летит свиток (в греч. тексте серп). И сказал Он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. …Это проклятие… и оно войдет, – говорит, – в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его” (Зах. 5:1-4). Что означают эти слова, и для чего казнь, поражающая клянущихся, представляется в образе серпа, и серпа летящего? Для того, чтобы видел ты, что невозможно избежать суда и уклониться от наказания: от меча летящего иной, может быть, и уклонится; но от серпа, упавшего на шею и ставшего вместо веревки, не убежит никто; а когда будут у него еще и крылья, то какая, наконец, надежда на спасение? Но для чего ж он скончает (разрушит) “и дерева его, и камни его” клянущегося? Для того, чтобы казнь эта послужила к вразумлению других. Так как клянущийся, по смерти, необходимо будет сокрыт в земле, то разрушенный и обращенный в развалины дом его своим видом будет внушать всем проходящим и видящим не покушаться на то же, чтобы и не потерпеть того же; будет всегдашним обличителем греха умершего. Не так поражает меч, как клятва; не так убивает меч, как удар клятвы. Поклявшийся, хоть и кажется живым, получил уже рану и умер. Как взявший веревку [1], еще прежде нежели выйдет из города, и придет к пропасти [2], и увидит пред собою палача, уже умирает при самом выходе из дверей судилища; так то же бывает и с клянущимися. Будем размышлять об этом, и не станем принуждать братьев к клятве. Что ты делаешь, человек? Заставляешь клясться пред священною трапезою, и там, где лежит Христос закланный, закалаешь брата своего? Разбойники убивают на дорогах, а ты убиваешь сына пред лицом матери – и совершаешь убийство преступнее Каинова! Тот умертвил своего брата в пустыне, и – временною смертью; а ты наносишь брату смерть среди церкви, и – смерть вечную! Ужели для того устроена церковь, чтобы нам клясться? Нет, – для того, чтобы молиться. Ужели для того стоит трапеза, чтобы мы заставляли (других) клясться? Нет, для того стоит она, чтобы разрешили мы грехи, а не вязали.
 
Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.
Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву «х», в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, — волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.
Остальные матерные слова — это имена языческих богов <...>
Да уж, буйная фантазия у народа. Здесь ни один из тезисов действительности не соответствует и источниками не подтверждается.
А кому интересно происхождение слов -- посмотрите у Фасмера или Трубачёва в этимологических словарях, там всё подробно расписано.

Что же до заглавного вопроса темы, то псевдонаука в проповедях здорово облегчает дискуссию с проповедником, выставляя его невеждой.
 
сомневающийся
Да уж, буйная фантазия у народа
Это умные дядьки тоже с экрана вещали. Что мат использовался в обрядовой магии язычников до крещения. Но строго 2 раза в год, потому что очень сильная магия. Потом вся Русь была набожной и не материлась до самой революции. Большевики заставили материться.
 
Православный христианин
Это умные дядьки тоже с экрана вещали. Что мат использовался в обрядовой магии язычников до крещения. Но строго 2 раза в год, потому что очень сильная магия. Потом вся Русь была набожной и не материлась до самой революции. Большевики заставили материться.
А что Вам так про мат зашло? Наука или нет, но известно, что с молитвой и дело спорится. А с матом всё наоборот.
 
сомневающийся
А что Вам так про мат зашло?
Просто попалось про мат, я спас смотрю крайне редко. Вот сейчас ещё их шедевр "Мумия" посмотрел. Тоже уровень РенТВ.
Ну т.е. ваша позиция, что для аргументации проповеди можно и приврать?
 
Православный христианин
сомневающийся
А почему "приврать"?
Потому что в фильме недостоверные сведения. Или попросту враньё.

но не думаю, что там враньё.
Наврали, что Ленин не захоронен. Это не так, он захоронен, тип захоронения - склепное. Наврали, что он оставил завещание и просил позвонить его рядом с матерью. Наврали про оккультное значение мавзолея. Да много чего.
 
Православный христианин
Посмотрел на православном канале Спас документальный фильм-расследование 2024 года. ️"Хула. Правда о русском мате". Помимо сомнительный исторических сведений, там приводят "эксперимент" с воздействием мата на воду. "Ученые" матерились на воду, потом ей поливали семена и делали из этого далекоидущие выводы. И священники такие: "да-да, наука доказала". В нулевые с телегонией носились, потом вроде признали, что это чушь собачья. Но в 2024 году, когда можно открыть интернет и прочитать про этих псевдоученых и их псевдооткрытия... Я просто поражаюсь. Там ещё много всего понапридумывали в этом фильме.
Думаю, не стоит так категорически отвергать как представления о влиянии мата на физиологию, так и вопрос о телегонии. Конечно, на счет мата экспериментальныз данных недостаточно, чтобы делать однозначный вывод. Но вот сходная проблема: отрицательное влияние рок-музыки на разыне живые существа, в том числе на растения отметили разные исследователи (подробнее: https://science-versus-myths.ru/красота-в-природе-и-искусстве/ https://science-versus-myths.ru/возможность-одномерной-оценки-музык-2/ ) Что же касается проблемы телегонии, то она, конечно, не вписывается в трафареты классической генетики, с позиции которой шла критика этих представлений. Но вот некоторые данные эпигенетики, полученные в последние дестилетия:
Нейрофизиолог Олег Сеньков:

«Каждый наш ген имеет свой, только ему присущий status quo, который зависит от тысячи разных факторов, как внутренних, так и внешних. И нужно совсем немного, чтобы изменить его, часто так незначительно мало, что поражаешься, насколько гены чувствительны к нашим действиям, к тому, что мы ели или пили, каким воздухом дышали, как спали, отдыхали или насколько активно провели день, даже к тому, о чем думали и мечтали, над чем умственно трудились или что эмоционально переживали. Все влияет в той или иной степени, рано или поздно, прямо или опосредованно. Ген больше не рассматривается как закрытый “черный ящик” – это довольно открытая система, тонко чувствующая нас самих и окружающую среду»[1].

По словам профессора нейробиологии Эрика Нестлера из Фридмановского института мозга в Нью-Йорке, «за последнее десятилетие исследований процессов эмбрионального развития и образования раковых опухолей биологи установили, что у человека имеется сложная система молекулярных механизмов, при участии которых внешние факторы могут изменять поведение генов, не влияя на заключенную в них информацию. Вместо того чтобы вносить в гены мутации, эпигенитические факторы помечают их таким образом, что изменяется их активность – в некоторых случаях необратимо»[2]. При всем этом, указывает профессор Нестлер, «есть указания на то, что некоторые эпигенетические модификации могут наследоваться. Несколько исследовательских групп обнаружили, что грызуны, постоянно подвергающиеся стрессу, производят на свет детенышей с повышенной чувствительностью к неблагоприятным воздействиям»[3]. Этот факт указывает на то, что эмоциональные переживания человека также могут не оставаться его личностным достоянием, но передаваться по наследству.

Такие представления стали практически общепринятыми в современной науке. Так, профессор Майкл Скиннер из Университета штата Вашингтон пишет о том, что в настоящее время уже не вызывает сомнения, что некоторые из эпигенетических эффектов «передаются из поколения в поколения и могут служить причиной наследственных заболеваний. (...) Биологическое наследие, получаемое от нас детьми, включает в себя нечто большее, чем просто нуклеотидные последовательности родительских генов. Они получают от нас и так называемую эпигенетическую информацию, влияние которой распространяется не только на первое поколение, но и на внуков и даже правнуков. Подобно ДНК, эпигенетическая информация хранится в хромосомах. Однако она четко обособлена от самой ДНК, изменяется в ответ на сигналы из окружающей среды и участвует в регуляции клеточных функций... Весьма вероятно, что состояние собственного здоровья и здоровья наших детей во многом определяется тем, что происходило с нашими прабабушками во время беременности»[4]. А возможно - и до беременности (дело темное и требует дальнейших исследований).

Литература:
Нестлер Э. Потайные переключатели в головном мозге // В мире науки. 2012. № 2. С. 38–45. (профессор нейробиологии Фридмановского института мозга).
Сеньков О. Гены, которые мы меняем // В мире науки. 2008. № 11. С. 50–59.
Скиннер М. Наследственность без ДНК // В мире науки. 2015. № 1. С. 92–101. (Майкл Скиннер (Michael K. Skinner) — профессор биологии в Университете штата Вашингтон).


[1] Сеньков, 2008, с. 51.
[2] Нестлер, 2012, с. 39–40.
[3] Нестлер, 2012, с. 45.
[4] Скиннер, 2015, с. 93–94.
 
Православный христианин
Потому что в фильме недостоверные сведения. Или попросту враньё.
По вере вашей да будет вам.
Наврали, что Ленин не захоронен. Это не так, он захоронен, тип захоронения - склепное. Наврали, что он оставил завещание и просил позвонить его рядом с матерью. Наврали про оккультное значение мавзолея. Да много чего.
Лукавство. 99,9% опрошенных скажут, что Ленин не захоронен. Не знаю, что там в фильме сказано насчет завещания, но вполне допускаю, что Ленин мог высказывать желание быть похороненным рядом с матерью, которую он очень любил. И уж точно он не завещал себя мумифицировать и демонстрировать свой труп на Красной площади.
Оккультное значение мавзолею совершенно неизбежно привносится теми, кто сакрализирует эту тему. И это не авторы фильма. Вся эта идея с мавзолеем изначально бесовская. А уж как там бесы кем крутили, не так важно.
 
Сверху