Появилась время ответить по данной теме о гордости и смирении прародителей подробнее.
Если бы человек одним лишь постоянным послушанием в раю, без каких-либо падений и ошибок, возрастал к совершенству Бога в практических знаниях о добре и теоретических знаниях о зле, возрастал бы в умении и успехах в управлении Творением, в могуществе своем, в любви к нему ангелов, то он бы все менее нуждался в Боге. Он сказал бы: – «
Все у меня получается, все меня любят, хвалят и благодарят, я и без Бога могу все сделать правильно, я не зависим от Бога и не нуждаюсь в Нем».
Именно так и произошло в раю с прародителями. Несомненно, что до этой заповеди о невкушении плода, они выполняли и другие послушания, в результате чего достигли очередной ступеньки возрастания в совершенстве. Но в этот раз
Бог временно оставил прародителей наедине со змеем и они по подсказке змея стали решать вопрос, как им достигнуть совершенства того Бога, каким они знали Его в раю.
Они знали, что змей «
хитрее всех зверей полевых». А хитрость, это в некотором роде положительное качество, если она направлена на доброе дело. Это есть проявление смекалки, изобретательства и даже мудрости. И об этой мудрости змея так и сказано в Библии «
змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог»
(Быт.3:1). Для них змей был добрым и мудрым другом. «
Даже змей был привязан к человеку и чаще других животных приближался к нему и своими приятными движениями как бы беседовал с ним. Поэтому-то родоначальник зла - дьявол и внушил чрез него нашим прародителям злейший совет» (Преподобный
Иоанн Дамаскин).
И прародители наши послушались мудрого змея, а не Бога. Почему так произошло?
Потому что для прародителей Бог еще не был Господином. Они не знали Его таким. В раю они не чувствовали, что
Бог, как Владыко Творения, владеет всем, что создал, а они есть собственность Создателя своего.
Священномученик
Ириней Лионский пишет:
– «
Но чтобы человек не возомнил о себе много и надменно не превозносился – как будто бы он, вследствие данного ему господства и свободы, не имел (над собою) владыки и таким образом погрешил бы против Бога, своего творца, преступая свой предел, – и не пришел к самодовольной гордой мысли против Бога, ему дана была Богом заповедь, чтобы он знал, что своим владыкой имеет Господа всего»…
«…чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога; чтобы вечное и неизменное соделалось Богом, и Он стоял высоко над каждым из происшедших существ, и Ему все было подчинено, и подчиненные Ему все сделались для Него (собственными), чтобы Бог господствовал и был Владыкою не над чем-либо иным (чуждым), но над Своим, (напоминает), что все Божие и что поэтому Бог – Вседержитель и все от Бога».
Мы, признавая, что Бог Любовь, упускаем из вида, что Бог не только Любовь, но и Создатель, Единственный Господин над всеми тварями и Судья над нами.
А
человеку, как венцу Творения, предназначено в возделывание и хранение все Творение Божие. И
если человек возгордится от своего могущества и превознесется над Богом, как это случилось с одним из наиболее совершенных ангелов, то Промысл Бога о человеке не осуществится.
Поэтому Бог воспитывает нас в любви не так, как мы воспитываем наших детей. Он, прежде всего, делает из нас рабов смиренных, чтобы мы знали свое место и своего Владыку и Господина и чтобы познали свою немощь сделать что-либо благое без Него.
А, пребывая среди всех благ рая, который есть образ будущего Царства Небесного, не познать всего этого.
«Итак, Бог сотворил человека непорочным, … царствующим над тем, что на земле и подчиняющимся вышней власти, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и умопостигаемым, как середину между величием и ничтожеством; сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию - в предупреждение гордости; духом - затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотию - затем, чтобы страдал и страдая памятовал о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся…» (Преподобный
Иоанн Дамаскин. ТИПВ. Глава XII.
О человеке).
И Бог по благому Промыслу Своему определил наследование в потомках Адама и Евы прародительского греха и его последствий в виде тления и телесной смерти, чтобы человек с самого рождения своего в смирении перед Господом, своим Создателем, искал Спасителя, обрел веру, крестился и стал причастен жертвенной любви Сына Божия Иисуса Христа.
И все Писание говорит о том, что человек должен, прежде всего, признать Бога Владыкой, Господином, Царем, Судьей. И лишь потом, когда человек смириться с тем, что он раб Господа, который наказывается за ослушание, Бог воспитывает человека в любви.
Для того, чтобы человек знал, как хорошо пребывать вместе с Богом в единстве общения с Ним и что это единство есть источник невыразимых благ, Бог насадил в неком уголке земли райский сад и поместил туда Адама. И создал Бог в раю Еву от Адама, и привел в райский сад также и животных, взятых из вне рая, чтобы Адам давал им имена. И удерживал Бог прародителей и этих животных в раю во временном нетлении и благодати, чтобы, будучи изгнанным из рая за грехопадение, прародители стремились искать Бога для избавления от страдательных последствий греха и вернуться в рай облекшими в крещении в Христа, обОженными и утвержденными в добре, к Богу и к той блаженной нетленной жизни, в которой они до грехопадения пребывали в благодатном общении с Ним.
Итак,
только тогда, когда человек (в том числе и первозданные Адам и Ева)
на своей плоти прочувствует и всем существом своим осознает, что он тварь дрожащая перед Богом,
Бог открывается этому смиренному человеку во всей полноте Своей через Жертву Иисуса Христа и заповеди блаженства, как беспредельная Любовь, изливающаяся на все Творение и преумножающаяся в нем ответной любовью. И тогда уже человек становится Богу сыном, а не рабом и наемником, работающим за право обеспечения блаженной жизни. А любовь изгоняет страх Божий и наполняет вечной блаженной жизнью, радостью и миром всю душу человека.
P. S. К сожалению, почти не остается времени, чтобы в режиме диалога вести дискуссии на форуме. Одна только дорога на работу и обратно с пересадками (трамвай, метро, электричка, автобус) занимает почти 5 часов. Поэтому отвечаю урывками при наличии свободного времени.