Что такое дух?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Что такое дух? Долго не мог этого понять. Сейчас вроде дошло, но хотелось бы проверить, а всё ли правильно понял.

Дух это некая «энергетическая» (полевая, волновая…) оболочка для души. Душа не может существовать вне тела или духа.
Человек состоит из тела, души и духа, животные же, лишь из тела и души. Именно по этому душа животного умирает вместе с телом – ей не в чем дальше жить.
Тело человека требует от души удовлетворения своих потребностей – пища, вода, тепло и т.д.. Дух так же имеет свою потребность – стремление к Богу. По этому и говорит Екклесиаст, что всё в жизни суета и томление духа. Не интересна ему (духу) земная жизнь.
Ангелы, получается, состоят из духа и души.
Как люди, имея, в принципе, похожие тела, отличаются друг от друга своими душами – личностями, так и ангелы, имея схожие духовные «оболочки» различаются тем же.
Дух человека или ангела имеет некий определённый «объем». Дух Божий это бесконечный океан «энергии».

Если я в чем то ошибаюсь, поправьте.
 
Ещё есть этический аспект. Степень духовности определяется моралью и нравственностью. Затем - воля, то есть способность воплощать моральные ценности. Потом - эстетическое, мистическое, разумное, наконец. Видимо, понятие духа включает разные проявления человеческого существа.
 
Москва
Православный христианин
Ещё есть этический аспект. Степень духовности определяется моралью и нравственностью. Затем - воля, то есть способность воплощать моральные ценности. Потом - эстетическое, мистическое, разумное, наконец. Видимо, понятие духа включает разные проявления человеческого существа.
Я бы сказал степень духовности зависит от состояния души, где и сосредоточены все вышеперечисленные вами качества.
 
Дух это некая «энергетическая» (полевая, волновая…)
Эзотерики начитались? А тут читали? http://azbyka.ru/dictionary/05/duh-all.shtml
Душа не может существовать вне тела..
Может, после смерти она как раз так и существует.
 
Москва
Православный христианин
Что такое дух?

Дух это некая «энергетическая» (полевая, волновая…) оболочка для души. Душа не может существовать вне тела или духа.
Человек состоит из тела, души и духа, животные же, лишь из тела и души. Именно по этому душа животного умирает вместе с телом – ей не в чем дальше жить.
Дух это не оболочка души. Совсем наоборот. Это та искра Божия, которую Творец вдунул в человека. Это то, что поднимает нас над животным миром и благодаря чему мы - образ и подобие Божие.

...человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).
2. ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила.
Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. "И сказал Бог: да произведет вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так" (Быт. 1, 20-24).
И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2, 7). Это "дыхание жизни" и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.
Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания.........
3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.
Тело и душа - это еще не весь человек, вернее сказать, - не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. "Дух", говорить Еп. Феофан, "как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: "Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.
Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога....
Подробнее можете почитать в книге "Закон Божий" по ссылке:

http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_058-all.shtml
 
Эзотерики начитались? А тут читали? http://azbyka.ru/dictionary/05/duh-all.shtml
Может, после смерти она как раз так и существует.

Да, Вячеслав Иосифович, и там читал, и в Законе Божьем, и у святителя Луки, и ещё много где в православной литературе. Изотерикой не балуюсь, но этого добра в телевизоре не мало, иногда слушаю, сравниваю, делаю выводы.
Что касается души после смерти, так она не отделима от духа, это можно прочитать в указанной вами ссылке.
Расскажите нам своими словами, как вы понимаете, что такое дух?
 
Дух это не оболочка души. Совсем наоборот. Это та искра Божия, которую Творец вдунул в человека. Это то, что поднимает нас над животным миром и благодаря чему мы - образ и подобие Божие.


Подробнее можете почитать в книге "Закон Божий" по ссылке:

http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_058-all.shtml

Любой ангел является духом, и падший тоже. ????????
 
Москва
Православный христианин
Любой ангел является духом, и падший тоже. ????????
Да, а почему Вас это удивляет? Пав, они не перестали быть духами. Кстати, у св. Феофана Затворника есть сочинение на тему души и духа, которое так и называется: "Душа и ангел – не тело, а дух", может быть Вас это заинтересует:
Св. Феофан Затворник:
Доселе, как известно, было и есть два мнения об образе бытия души и ангелов: одни думали и думают, что души и ангелы суть духовные существа, облеченные тонкою вещественною оболочкой; другие полагали и полагают, что души и ангелы суть чистые духи, не имеющие никакой оболочки. По первому мнению, – в составе человека, духовное существо посредствуется в союзе с этим грубым телом, телом тонким, эфирным, – и то, что выходит из тела по смерти человека, будет дух, облеченный эфирною, или вообще вещественною тонкою оболочкою; равно и ангел, являющийся или сам в себе сущий в своей области, тоже будет дух, облеченный подобною же оболочкою. Это образ представления бытия души и ангелов самый удобный для понятия, совершенно мирящийся со всеми сказаниями о явлениях ангелов и душ, и легко решающий все, относящиеся сюда, вопросы. По второму мнению дух – не отвлеченность какая-либо мысленная, а существо, реально существующее между другими реальностями, которое, в силу этой реальности своего существования, непосредственно входит в человеке в союз с телом и в ангелах – в воздействие на мир внешний.
Из этих двух мнений, кто какого хочет держаться, того и держись. Потому что и в первом, и во втором существенное в ангеле и человеке, мыслящее, свободно действующее, себя сознающее, признается существом духовным; а на это, в учении о естестве души и ангелов, главным образом и настаивать должно.
 
Уточню вопрос. Что значит бездуховный человек, бездуховная культура? Зашел по ссылке от Вячеслава Иосифовича, понравилась светлая, оптимистичная мысль Феофана Затворника о духовном нашем естестве. Однако, можно ли лишиться духа, СТАТЬ бездуховным? И справедлива ли здесь параллель с Благодатью?
 
Да, а почему Вас это удивляет? Пав, они не перестали быть духами. Кстати, у св. Феофана Затворника есть сочинение на тему души и духа, которое так и называется: "Душа и ангел – не тело, а дух", может быть Вас это заинтересует:

Нет, Тина, меня это не удивляет, мне не понятно как "искра Божья" и бес в вашем понятии могут быть одним и тем же. И ещё, чем сказанное мной в первом сообщении, принципиально отличается от написанного Феофаном Затворником.
 
Уточню вопрос. Что значит бездуховный человек, бездуховная культура? Зашел по ссылке от Вячеслава Иосифовича, понравилась светлая, оптимистичная мысль Феофана Затворника о духовном нашем естестве. Однако, можно ли лишиться духа, СТАТЬ бездуховным? И справедлива ли здесь параллель с Благодатью?
Есть потребности тела, а есть потребности духа. Если мы игнорируем потребности духа, то наша душа (личность) ведет себя так, как будто не имеет духа.
 
Москва
Православный христианин
Уточню вопрос. Что значит бездуховный человек, бездуховная культура? Зашел по ссылке от Вячеслава Иосифовича, понравилась светлая, оптимистичная мысль Феофана Затворника о духовном нашем естестве. Однако, можно ли лишиться духа, СТАТЬ бездуховным? И справедлива ли здесь параллель с Благодатью?
Выражение "бездуховный человек" означает, что человек не живёт так, чтобы и дух его жил в Боге (потому что жизнь духа только в его источнике, в Боге). Это не значит, что такой человек лишён духа, дух у него спит, или даже умирает :(. И опять-таки, смерть духа - это не то, что смерть тела, это не исчезновение... думаю, это то, что произошло с бесами, то, что называют отрицательной духовностью.


мне не понятно как "искра Божья" и бес в вашем понятии могут быть одним и тем же.
Не могут быть одним и тем же. Когда бесы пали, по своей воле, своей свободой извратив свою сущность, они отпали от Бога, но духами всё же остались, только - не светлыми...:( Это именно у них - отрицательная духовность, ведь зло - это отсутствие добра, блага, общения с Богом.
И ещё, чем сказанное мной в первом сообщении, принципиально отличается от написанного Феофаном Затворником.
А вот смотрите: святитель пишет:
"то, что выходит из тела по смерти человека, будет дух, облеченный эфирною, или вообще вещественною тонкою оболочкою; равно и ангел" - а Вы пишете наоборот, что дух - это якобы оболочка. Но дух не может быть оболочкой, потому что он лишён всякой материальности, малейшей вещественности. И дух - это, если хотите, сама сущность, сердцевина нашего существа.
 
Последнее редактирование модератором:
Выражение "бездуховный человек" означает, что человек не живёт так, чтобы и дух его жил в Боге (потому что жизнь духа только в его источнике, в Боге). Это не значит, что такой человек лишён духа, дух у него спит, или даже умирает :(. И опять-таки, смерть духа - это не то, что смерть тела, это не исчезновение... думаю, это то, что произошло с бесами, то, что называют отрицательной духовностью.


Не могут быть одним и тем же. Когда бесы пали, по своей воле, своей свободой извратив свою сущность, они отпали от Бога, но духами всё же остались, только - не светлыми...:( Это именно у них - отрицательная духовность, ведь зло - это отсутствие добра, блага, общения с Богом.
А вот смотрите: святитель пишет:
"то, что выходит из тела по смерти человека, будет дух, облеченный эфирною, или вообще вещественною тонкою оболочкою; равно и ангел" - а Вы пишете наоборот, что дух - это якобы оболочка. Но дух не может быть оболочкой, потому что он лишён всякой материальности, малейшей вещественности. И дух - это, если хотите, сама сущность, сердцевина нашего существа.
У падших духов не духовность отрицательная, а душа черная.
По второму мнению дух – не отвлеченность какая-либо мысленная, а существо, реально существующее между другими реальностями, которое, в силу этой реальности своего существования, непосредственно входит в человеке в союз с телом и в ангелах – в воздействие на мир внешний.
Из этих двух мнений, кто какого хочет держаться, того и держись.

Вам больше нравится первое мнение, мне второе. В чем проблема? Оболочка, это не значит, что как мыльный пузырь. Тело тоже является оболочкой для души.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Думаю все попытки формализовать понятия душа и дух, могут носить в значительной мере предположительный характер.
На одном сходятся похоже большинство авторов: Душа - тонкая материя, Дух - совершенно бесплотен.
В процессе обожения душа истончается, а дух растет.

Есть некие границы познания горнего мира, за которые мы можем заглянуть только гадательно.
 
Москва
Православный христианин
У падших духов не духовность отрицательная, а душа черная.
У ангелов и демонов нет души. Душа есть только у людей и животных. Об отрицательной духовности писал о. Серафим (Роуз), а вот что пишет иером. Анатолий (Берестов):

"О реальности названных мистических явлений Церковь знает лучше кого бы
то ни было. Но надо видеть, что это отрицательная духовность.
Экстрасенсорика, биоэнергетика, колдовство, магия идут опытным путем, вопреки запрету Церкви и Священного Писания, вторгаясь в мир духовный и добиваясь определенных лечебных результатов. Но экстрасенс и колдун вторгаются в мир духовный своей греховной, неочищенной душой, и, естественно, в духовном мире они могут общаться только с миром отрицательных сил (бесовских).
По второму мнению дух – не отвлеченность какая-либо мысленная, а существо, реально существующее между другими реальностями, которое, в силу этой реальности своего существования, непосредственно входит в человеке в союз с телом и в ангелах – в воздействие на мир внешний.
Из этих двух мнений, кто какого хочет держаться, того и держись.

Вам больше нравится первое мнение, мне второе. В чем проблема? Оболочка, это не значит, что как мыльный пузырь. Тело тоже является оболочкой для души.
Мне вовсе не нравится первое, почему Вы решили, я не знаю, да и откуда мне знать? Я Вам просто рассказываю о взглядах святых отцов. Но, повторяю, Ваше мнение, что обозначено в начале темы, - это не первое и не второе. :( Дух не может быть оболочкой. Оболочкой может быть только что-то в некоторой степени материальное. А дух бесплотен.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху