Что такое дух?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
У ангелов и демонов нет души. Душа есть только у людей и животных. Об отрицательной духовности писал о. Серафим (Роуз), а вот что пишет иером. Анатолий (Берестов):

Душа и личность это по сути слова синонимы. Как же у ангелов нет личности? Дух и душа не разделимы. Как душа не может существовать без духа, как же и дух без души, как компьютер без программы, просто железо.
Отрицательная духовность и без духовность одно и то же.


Мне вовсе не нравится первое, почему Вы решили, я не знаю, да и откуда мне знать? Я Вам просто рассказываю о взглядах святых отцов. Но, повторяю, Ваше мнение, что обозначено в начале темы, - это не первое и не второе. :( Дух не может быть оболочкой. Оболочкой может быть только что-то в некоторой степени материальное. А дух бесплотен.
Вам не нравится слово оболочка?. Не вопрос, и мне оно не очень нравится. Каким заменим? У астрологов есть такое выражение - астральное тело. В моем понятии дух это не материальное (абсолютно), а некое "энергетическое тело", ведь не зря же говорится, что ангелы созданы из огня. И в нас Бог вдохнул ИСКРУ.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
icon7.gif
Спасибо, Любовь! Нашла там как раз то, что имела в виду, что читала раньше:
Следуя св. Отцам, человеческий дух - не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души".
По словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе"
Михайлов Игорь Анатольевич написал(а):
Вам не нравится слово оболочка?. Не вопрос, и мне оно не очень нравится. Каким заменим? У астрологов есть такое выражение - астральное тело. В моем понятии дух это не материальное (абсолютно), а некое "энергетическое тело", ведь не зря же говорится, что ангелы созданы из огня. И в нас Бог вдохнул ИСКРУ.
Да, слово оболочка к духу не применимо. Именно это слово св. Феофан использует в противоположном смысле:
"Ангелы – не вне эфирных тел. ... они – в эфирных телах, как в оболочке, облечены ими, носят их: но сами все же не тело эфирное, а духи, облеченные эфирным телом".
Что же касается до других определений духа, вроде энергии и огня, то я не дерзаю их давать. Они не могут отражать сути дела, это образы...
 
"Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души". Если так, то дух есть результат синергии. Это нечто благоприобретенное. Духовность же, - следствие сопричастности Богу.

Но здесь, наверное, подходит образ "искры Божией", которую или гасит человек, или разжигает втечении своей жизни, приближаясь к Богу, или удаляясь от Него. Искра то вложена в каждого, но Благодать дается не всем. Всё - по труду, понятно. Но каждый трудится в меру своей способности, каждый воспринимает в меру своей способности воспринимать. Тут и о предопределении задумаешься.
 
:) Спасибо, Любовь! Нашла там как раз то, что имела в виду, что читала раньше:

Да, слово оболочка к духу не применимо. Именно это слово св. Феофан использует в противоположном смысле:
"Ангелы – не вне эфирных тел. ... они – в эфирных телах, как в оболочке, облечены ими, носят их: но сами все же не тело эфирное, а духи, облеченные эфирным телом".
Что же касается до других определений духа, вроде энергии и огня, то я не дерзаю их давать. Они не могут отражать сути дела, это образы...
Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.
То есть качеств присущих душе?
В православном богословии читаем: "Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека,
Тогда вопрос, а что же такое эфирное тело, четвертая составляющая? Или вот это самое эфирное тело и является духом? Тем, что и предъявляет нашей душе вполне конкретные требования, и тянет нас к Богу?
 
"...они – в эфирных телах, как в оболочке, облечены ими, носят их: но сами все же не тело эфирное, а духи, облеченные эфирным телом".

Попробую сказать то же о человеке – они в телах из плоти, как в оболочке, облечены ею, носят её: но сами всё же не плоть, а душа, облеченная плотью.
 
Москва
Православный христианин
Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.
То есть качеств присущих душе?
icon7.gif
Нашей душе свойственны движения, действия, которые мы по опыту знаем:
"Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания".
Но вот качественно мы нашу душу не можем постичь, она для наших чувств, как и для ума, - загадка. Это знает Бог.



В православном богословии читаем: "Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека,
Тогда вопрос, а что же такое эфирное тело, четвертая составляющая? Или вот это самое эфирное тело и является духом? Тем, что и предъявляет нашей душе вполне конкретные требования, и тянет нас к Богу?
Да, есть два взгляда на человека: иные считают, что он трёхсоставен (дух-душа-тело), иные - что двухсоставен (тело-душа, а дух мыслится как сокровенная часть душевного существа человека). Эфирное тело, о котором писал св. Феофан Затворник, говоря об Ангелах - это как бы аналог человеческой души, а не некая четвёртая часть.:) (Святитель пишет, что наши души подобны по устроению ангелам). То же пишет и пр. Антоний Великий:
Ангелы — словесные духи. … Бестелесны Ангелы по сравнению с нашим телом. Ибо тело у них — как ветер, или огонь, или дым, или воздух: тела их тонкие и нетленные, они лишены только нашей плотности.
(Ответы пр. Антония св. Силдьвестру)
Дух не эфирен, потому что эфир - это некая тонкая материя, дух же - нематериален совершенно, как искра Духа Господня.
 
:)Дух не эфирен, потому что эфир - это некая тонкая материя, дух же - нематериален совершенно, как искра Духа Господня.
но действительно, когда в науке появилось понятие эфира, некоторые, сейчас канонизированные святые, старлись на этой основе пояснить природу души, духа, ангелов и т.д. Я, например, встречал это у Феофана Затворника в его письмах-ответах, вроде-бы. Но то что встречал это точно.
Об этом говорят и сейчас. Что дух человеческий есть тварь, а поэтому он не может быть идентичным Духу Божьему. В любом случае ему свойственны некая ограниченность и дебелость. Такие мысли я встречал или у Кураева, или у Осипова. Но то что встречал это точно.
:)Модераторам респект:)
 
Москва
Православный христианин
Михайлов Игорь Анатольевич написал(а):
Душа и личность это по сути слова синонимы. Как же у ангелов нет личности? Дух и душа не разделимы.
Простите, не заметила вчера вечером этой части Вашего сообщения: она оказалась внутри цитаты :). Душа и личность это не синонимы. С большой натяжкой на мирскую терминологию это ещё применимо к человеку, но к ангелам не применимо в принципе. Повторю: по святоотеческому учению у ангелов нет души, они, если хотите, сами целиком устроены так, как наша душа, и больше - ничего у них нет
icon7.gif
, кроме того, что у людей называется душой. Наверное, можно сказать, что святые не пишут, что у них есть душа потому, что ангелы сами устроены - как наши души.
Как душа не может существовать без духа, как же и дух без души, как компьютер без программы, просто железо.
У животных душа есть, а духа нет, однако...
Отрицательная духовность и без духовность одно и то же.
Я бы не сказала так о падших ангелах. Это выражение - бездуховность - имеет смысл только по отношению к людям. Духи, даже падшие, как-то не называются бездуховными... Ну ведь они духи всё же! У них - именно отрицательная духовность, со знаком минус, результат отсутствия в них благодати, добра, любого блага.
 
Москва
Православный христианин
Простите, не заметила вчера вечером этой части Вашего сообщения: она оказалась внутри цитаты :). Душа и личность это не синонимы. С большой натяжкой на мирскую терминологию это ещё применимо к человеку, но к ангелам не применимо в принципе. Повторю: по святоотеческому учению у ангелов нет души, они, если хотите, сами целиком устроены так, как наша душа, и больше - ничего у них нет :), кроме того, что у людей называется душой. Наверное, можно сказать, что святые не пишут, что у них есть душа потому, что ангелы сами устроены - как наши души.
У животных душа есть, а духа нет, однако...
Я бы не сказала так о падших ангелах. Это выражение - бездуховность - имеет смысл только по отношению к людям. Духи, даже падшие, как-то не называются бездуховными... Ну ведь они духи всё же! У них - именно отрицательная духовность, со знаком минус, результат отсутствия в них благодати, добра, любого блага.
То, что личность и душа это по сути одно и то же, не так давно обсуждалось на этом форуме, не помню в какой теме, но, думаю, Любовь вам это может подтвердить. Вы говорите, что ангелы устроены так, как наша душа. Согласен, но вспомните, что душа от духа неотделима, а это значит, что после смерти тела человек состоит из души и духа. Вы сами сказали, что ангелы устроены так же. Так есть у ангела душа или нет? Если нет, то чем определяются личностные качества ангелов?
 
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)«Дух, душа и тело» стр.76 – «Дух не только творит материальные формы, но может сам принимать эти формы – материализоваться».
То же мы видим в Библии, множество случаев, когда Ангелы, не материальные духи, приходили на землю облеченные в плоть. Есть и противоположные варианты – например, Илия был взят на небо во плоти. Иисус ушел так же. Богородица. Значит процессы дематериализации тоже реальность?
Если дух это некая энергия, эфирное тело, то даже с точки зрения науки нет ни каких противоречий. Давно доказано, что материя может превращаться в энергию и наоборот.

Если же дух это нечто другое, то я вообще этого не понимаю.
 
Последнее редактирование:
Думаю все попытки формализовать понятия душа и дух, могут носить в значительной мере предположительный характер.
На одном сходятся похоже большинство авторов: Душа - тонкая материя, Дух - совершенно бесплотен.
В процессе обожения душа истончается, а дух растет.

Есть некие границы познания горнего мира, за которые мы можем заглянуть только гадательно.
Не совсем гадательно. Есть огромный объем информации который можно проанализировать и сделать выводы. К тому же, данный вопрос не является каноническим, а значит нет запретов на предположения.
 
Москва
Православный христианин
Не совсем гадательно. Есть огромный объем информации который можно проанализировать и сделать выводы. К тому же, данный вопрос не является каноническим, а значит нет запретов на предположения.
Это и называется гадательно.
Это не означает плохо. Просто есть два способа познания.
А.И. Осипов по этому поводу говорит: Адам познал Еву, но это не значит, что он для этого ее разрезал.
А мы в этой теме как-раз и пытаемся "разрезАть".:)
 
Ну что вы, ни кого резать не будем , но понять то уж очень хочется. Я и в детстве, сначала разбирал игрушку, чтобы посмотреть как она устроена, а только потом играл с ней, или с тем, что от неё осталось:).
 
Москва
Православный христианин
Ну что вы, ни кого резать не будем , но понять то уж очень хочется. Я и в детстве, сначала разбирал игрушку, чтобы посмотреть как она устроена, а только потом играл с ней, или с тем, что от неё осталось:).
Конечно я вас понимаю. Это наш обычный, привычный, материалистичный, ветхий метод познания.
Но здесь он не работает. Не может работать. Ибо это область духовная.

Христос дает новый метод (если можно так выразиться), духовный.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вот эта награда и есть результат нового метода познания.
 
Москва
Православный христианин
Как же насчет стяжания Духа Святого? Правы наши братья протестанты?
Причем тут протестанты?
Разве не знаете, что по этому поводу говорил Серафим Саровский?

О протестантах другой разговор. Там неизвестно, что они стяжают своими танцами.;)
 
Москва
Православный христианин
То, что личность и душа это по сути одно и то же, не так давно обсуждалось на этом форуме, не помню в какой теме, но, думаю, Любовь вам это может подтвердить. Вы говорите, что ангелы устроены так, как наша душа. Согласен, но вспомните, что душа от духа неотделима, а это значит, что после смерти тела человек состоит из души и духа. Вы сами сказали, что ангелы устроены так же. Так есть у ангела душа или нет? Если нет, то чем определяются личностные качества ангелов?
Понимаете, если Вы говорите, что у ангела есть душа, то подразумевается само собой, что эта душа находится в чём-то ещё, как у нас в теле. А у ангелов тела-то нет. Они как бы целиком состоят из души. Поэтому такое название - душа - по отношению к ним просто некорректно и нигде не употребляется. И соответственно, если наша личность соотносится с нашей душой, то, наверное, личность ангела - просто с ангелом.:)
Что касается взглядов св. Феофана на свойства и суть духа - лучше почитайте его брошюру, это очень интересное сочинение, и как раз по Вашей теме:
Святитель Феофан Затворник

Душа и ангел – не тело, а дух
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху