Что вам помогает бороться с осуждением?

Православный христианин
Какие есть для этого приемы, так сказать?

Много лет назад один священник посоветовал держать помысел "это не мое дело". Мне это тогда показалось слишком просто. Теперь я так не думаю. Ведь это переложение слов о чужом рабе. Раб чужой - дело не моё.

А вы как справляетесь?
 
Православный христианин
Сам не знаю, как это незаметно и постепенно стало получаться. ПОКА, а далее, как знать? Наверное Господь через Таинства помогает. Но это в том смысле, что осуждение человека, а не обличение дурных поступков.
 
Православный христианин
Сам не знаю, как это незаметно и постепенно стало получаться. ПОКА, а далее, как знать? Наверное Господь через Таинства помогает. Но это в том смысле, что осуждение человека, а не обличение дурных поступков.
А долго шли к этому? Есть ли в этом пути некие степени, градации, или сразу бамс - и неосуждение-без-труда-спасение?
 
Православный христианин
А долго шли к этому? Есть ли в этом пути некие степени, градации, или сразу бамс - и неосуждение-без-труда-спасение?
Долго. Ещё и других проблем хватает. Вы о приёмах ранее спросили -- я изучал в сети конфликтные ситуации, т.к. именно в них чаще всего получается осуждение. Потом стал на практике применять полученные знания: что и как следовало сделать/сказать/ответить, а как не следовало сделать/сказать/ответить. Едешь, к примеру с соблюдением ПДД, а тебя кто-то тупо-грубо "подрезает" -- сразу же с языка готовы сорваться соотв. слова и выражения. Позже успокоишься, продумаешь ситуацию и придумаешь, какими словами следовало выразить ту же мысль. Постепенно удалось изменить свою словесную реакцию. Почти как в "Джентльменах удачи": не придурок, а редиска:).
Ещё у меня за последние год-полтора сильно расширился круг неформального общения -- мелкие конфликты между людьми стали возникать перед глазами чаще и соответственно приёмы их разрешения.
 
Православный христианин
Долго. Ещё и других проблем хватает. Вы о приёмах ранее спросили -- я изучал в сети конфликтные ситуации, т.к. именно в них чаще всего получается осуждение. Потом стал на практике применять полученные знания: что и как следовало сделать/сказать/ответить, а как не следовало сделать/сказать/ответить. Едешь, к примеру с соблюдением ПДД, а тебя кто-то тупо-грубо "подрезает" -- сразу же с языка готовы сорваться соотв. слова и выражения. Позже успокоишься, продумаешь ситуацию и придумаешь, какими словами следовало выразить ту же мысль. Постепенно удалось изменить свою словесную реакцию. Почти как в "Джентльменах удачи": не придурок, а редиска:).
Ещё у меня за последние год-полтора сильно расширился круг неформального общения -- мелкие конфликты между людьми стали возникать перед глазами чаще и соответственно приёмы их разрешения.
Редиска - эвфемизм, и означает оно "нехороший человек"))

Это не осуждение разве?
 
агностик
Мне детерминизм помогает. :) Смотрю на какого-нибудь плохого человека и думаю: вот не повезло ему с родителями или с друзьями, а может генетика подвела или что-то случилось с ним, вот он теперь поэтому такой злой - оттого, что несчастный.
 
Православный христианин
Мне детерминизм помогает. :) Смотрю на какого-нибудь плохого человека и думаю: вот не повезло ему с родителями или с друзьями, а может генетика подвела или что-то случилось с ним, вот он теперь поэтому такой злой - оттого, что несчастный.
Мне тоже помогают подобные мысли.

Авва Дорофей об этом говорил ещё до диалектического материализма, что уж о детерминизме говорить...

Помню, я слышал, что некогда было такое происшествие. В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию? Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
 
Православный христианин
Знакомо. Точно. А что делать, если уже осудил?
Надо не дожидаясь Исповеди сразу каяться, повергая себя мысленно перед Богом и прося о милости, прощении, и освобождении от этого греха.
 
Православный христианин
Надо не дожидаясь Исповеди сразу каяться, повергая себя мысленно перед Богом и прося о милости, прощении, и освобождении от этого греха.
А в таком случае точно минует правило, что в чем осудишь, в том и побудешь?
 
Православный христианин
А в таком случае точно минует правило, что в чем осудишь, в том и побудешь?
Бог милостив. Если грех прощён, то и вразумлять не за что. Главное не грешить сознательно, всё-равно, мол, каяться. За такое лукавство, конечно, можно понести наказание.
 
Какие есть для этого приемы, так сказать?
<...>
А вы как справляетесь?
Осознаю, что мысль, которая не находит выражения в делах, легко может быть отброшена — она же не связана с реальностью.
 
Православный христианин
Грань между греховным осуждением человека и обличением греха очень тонкая. Мне, например, не сложно не осуждать поступок (хотя раньше отлично и тут осуждал, заочно) который, допустим идёшь и видишь брошен пакет с мусором мимо мусорки. Тут можно подумать, что делать так не хорошо, сам человек может немощный, в момент броска руку вступило и потянуло, не добросил, и т.д.
Но очень сложно не осудить человека, когда видишь непосредственно его как делающего грех. Намеренно. Опять же например, мне почти не возможно мысленно не осудить человека, если он делает откровенную тупость, которая приводит к неудобствам других. Паркуется на тротуаре, так что сотня людей его не может нормально обойти. Опять же бычки с балконов горящие (и потушенные тоже не здорово) бросают и т.д. Подобные "мелочи" раньше меня сильно бесили (ха - теперь-то я знаю, что означает это слово). Теперь стараюсь подходить к этим людям как к немощным - умственная немощь ведь тоже немощь. Думать о том что сам не лучше, есть лукавство перед собой - сам приложил бы все усилия, но так бы не сделал. Да тут есть элемент превозношения себя такого умного над теми кто менее (в моём понимании). Но ведь я не превозношусь знанием диф. исчисления и квантовой физики. Тут обычные бытовые мелочи, которые ЛЮБОЙ человек, даже трижды не верующий, даже в доску тупой должен знать хотя бы по принципу - так другие не делают (значит не зря) и мне не нужно значит. Т.е. мне кажется - нам гордясь тем, что мы живём в таком замечательном и цивилизованном 21 веке нужно неплохо так самим соответствовать этому веку в плане головы и морали. Не зависимо от веришь/не веришь, просто уровень сознания должен быть на уровне прогресса. А то прогресс в 21 веке, мы им пользоваться научились (как обезьяна микроскопом) а мозгами остались хорошо если в 19 веке.
Вот на этом я пока что застрял в своём духовном продвижении. Ищу смирения, но мне кажется тут смирение будет смахивать на пофигизм - типа ну и ладно, меня не касается или ещё как.
Кстати тут недавно смотрел проповедь Сергия (Баранова) на тему, что не так всё однозначно с осуждением. Оказывается не осуждать огульно всё подряд мы, как христиане, не имеем права.
Видео на ВК
 
Православный христианин
Редиска - эвфемизм, и означает оно "нехороший человек"))

Это не осуждение разве?
В фильме "редиска" была безобидной заменой какому-то намного худшему слову, а у меня вместо оскорбительных слов в отношении мешающих мне ехать водителей появились слова "джентльмен" и "леди":). Самое главное -- как-то спокойней всё стало теперь восприниматься. Может быть, кол-во просмотренных мною конфликтных видео и пережитых в этом году маленьких конфликтов перешло в качество? Стараюсь напоминать себе самомУ, что такое удивительное внутреннее спокойствие может быть ловушкой от врагов Божиих: выжидают, пока совсем расслаблюсь, а потом навалятся изо всех сил. У кого-то из св. отцов читал о таком их приёме.
 
Православный христианин
Мне детерминизм помогает. :) Смотрю на какого-нибудь плохого человека и думаю: вот не повезло ему с родителями или с друзьями, а может генетика подвела или что-то случилось с ним, вот он теперь поэтому такой злой - оттого, что несчастный.
ИМХО, здесь немного высокомерием попахивает. Вот он такой жалкий, несчастный, не то, что я, совсем не такой.
 
Православный христианин
ИМХО, здесь немного высокомерием попахивает. Вот он такой жалкий, несчастный, не то, что я, совсем не такой.
Да-да, тут грань тонкая, чтоб не получилось как у аввы Дорофея описано: "Однажды отвёл я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы»[1]."

Но мне кажется, что если как бы искать оправдание мотивации человека в его "анамнезе", то это другое дело.
 
Москва
Православный христианин
Если человек, с Божией помощью, видит свои грехи и знает что расстатьcя с каким-либо грехом или страстью...ой - как трудно. Даже если исповедуешься, причащаешься и стараешься, в меру своих сил, жить по заповедям Божиим.
За что тогда осуждать другого человека. Ему тоже тяжело.

- Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его(Рим.14:14)

Из Толкований (Cвятитель Феофан Затворник): "Это общее основание к неосуждению не в настоящем только случае, но и во всяком другом. Все люди Божии суть, яко Божии создания; Богу и работать должны и пред Ним только ответны. Хорошо ли он поступает - стоит, или худо - падает, тебе до этого дела нет. Пред Господом он хорош или худ, - Господь и Судия ему..." (с)

"(c)" - https://azbyka.ru/biblia/in/?Rom.14:4&r
 
Сверху