Здравствуйте, отец Александр!
Конечно, наивысшее единство между людьми — единство во Христе. Образ этого единства выразил Сам Господь
Иисус Христос: «
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»
(Ин. 15:5).
Данное единство есть вместе с тем и родство. Это родство выше природного (присущего всем людям вообще, как произошедшим от одной человеческой четы), поскольку подразумевает, помимо природной, еще и особую, благодатную связь, единство веры, надежды, любви, единую цель — достижение Высших Небесных обителей: «
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4 – 6); «
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17); «
И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 27).
Степень этого единства-родства такова, что отображает собой самое глубокое, сверхъестественное, абсолютное единство, созерцаемое в Боге-Троице: «
Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»
(Ин. 17, 11).
И такая духовная близость, сама по себе, не является препятствием к заключению браков.
Тем не менее отношения крестников и их восприемников, равно как и отношения восприемников и кровных родителей крестника понимаются нашей Церковью как особая форма родственной близости или «родства».
Так, восприемники издавна именовались духовными родителями крестников, а те, в свою очередь, именовались их духовными детьми (ср.: свт.
Иоанн Златоуст: «Поэтому и существует обычай называть их (восприемников — А. Л.) духовными отцами, чтобы они на деле знали, какую любовь должны питать к своим подобпечным, давая им духовные наставления» [1, с. 170]).
Отметим, что в период, предшествовавший Шестому Вселенскому (Трулльскому) Собору, наличие отношений «духовный родитель — кровный родитель крестника» далеко не всегда и не для всех выступало запретом на вступление в брак, по аналогии с запретом на супружество, существовавшим в отношении лиц, соединенных узами близкого кровного родства.
Возможно, что не в последнюю очередь это было связано с формальным, а по сути безответственным отношением восприемников к званию «духовный родитель», возможно, что приобретенное через восприемство «родство» понималось ими лишь как номинальное и несоизмеримое с кровным.
Во всяком случае даже и в ближайшем к нашему времени прошлом Св. Синод (РПЦ) считал своим долгом напоминать верующим о том, что восприемник есть никто иной как духовный РОДИТЕЛЬ, а воспринятый им — его ЧАДО (ср.: замечание Св. Синода от 19 января 1810 г.: «ежели которую восприимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену,
понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея» [2, с. т. 2, с. 1183]).
Собственно ответом на такую традицию (как одну из причин) и послужило соборное установление Шестого Вселенского (Трулльского) Собора (правило 53), подчеркнувшее, что духовное родство не только не уступает кровному, но и превосходит его:
«Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительного крещения, после сего поступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих» [3, с. 96-97].
Таким образом, «53-е правило Трулльского собора окончательно закрепило в церковном законодательстве учение о духовном родстве, создаваемом крещением, и послужило основанием для развития византийского законодательства о духовном родстве как препятствии к заключению браков» [4, с. 25].
Уместно отметить, что на сегодняшний день:
«В дисциплине Латинской Церкви препятствие духовного родства отменено.
...Вследствии отмены препятствия духовного родства в греческом Кодексе гражданского права 1982 г. Греческая Православная Церковь заявила, что это препятствие остается в силе в отношении последствий религиозного брака в пределах, установленных кан. 53 Трулльского Собора, и что от него может быть дана диспенсация (“освобождение от соблюдения сугубо церковного закона в отдельных случаях, когда это будет сочтено полезным для духовного блага верных” — А. Л.). Это препятствие признано в тех же самых пределах у сирийцев, армян и эфиопов.
У православных коптов в Египте... это препятствие уже не упоминается» [5, с. 502].
1.Святитель
Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Тверь: Изд. Герменевтика, 2006.
2.Булгаков С. Настольная книга священно-церковно-служителей. М.: Изд. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
3.Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Изд. Русский Хронограф, 2004.
4.О крестных родителях. М.: Благовест, 2013.
5.Каноническое право о народе Божием и о браке. Изд. «Иситна и Жизнь», 2000.