Если обстоятельства препятствуют примирению?

Беларусь
Православный христианин
Есть люди с которыми тебе не хочется встречаться, были когда-то обстоятельства, которые способствовали этому. Внутренне на них зла давно уже не держишь, простил, знаешь, что и сам виноват, но вот встречаться не хочется. Значит ли это, что я имею нечто на своего брата/сестру? О примирении даже речи нет, понимаешь, что только этим усугубишь обстановку. И как при этом каяться, причащаться? Один человек говорил, что это равносильно с моей стороны, приговору к расстрелу того человека, которого избегаешь.
 
Дорогой Анатолий!
Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа, и, этот благодатный дар, как говорил Серафим Саровский, приносит дело, выполняемое ради Христа, а не ради того человека, к которому оно обращено. Делать же что-то ради Христа можно и нужно независимо от того, плох человек или хорош. И дело, творимое «Христа ради», означает, что имя Спасителя должно быть целью совершенствования собственной души, а не ширмой для прикрытия показного фарисейства. Христос указал нам величайший идеал: Люби всех – и ты будешь радоваться. Будешь ненавидеть – будешь страдать. И словами «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,..» (Мф. 5: 44-48), Христос указывает нам, что прощение – это не просто одолжение и великодушие по отношению к обидчиками и недругам, но духовный акт по отношению к самому себе, преодоление переживаний души ради гармонии с самим собой и Богом. Оно направлено только внутрь человека, а не в адрес обидчиков. Внутреннее первичное прощение - это значит проститься с каким-то неприятным, мучающим душу жизненным эпизодом. Иначе говоря, завершить внутренний конфликт, поставив точку, перестать быть жертвой душевных мук, вернув нарушенную гармонию души.
Но, в то же время существует и вторичная, внешняя сторона прощения, о которой вы спрашиваете - как вести себя с обидевшим вас человеком? Ветхий Завет говорит об этом кратко: «Отойди от зла и – сотворишь благо» (Пс.,33:15) А в Новом Завете Господь подробно раскрывает суть этого правила, рекомендуя, как вести себя человеку при столкновении со злом: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.(Мф.18:15-17) Спаситель не призывает подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Он призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а добром. Поэтому Апостол Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18). И наряду с этим Апостол Павел, разъясняя учение Христа, пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделать первый шаг к примирению. А если ответного шага нет, если извинения не приняты, если вежливое и тактичное троекратное обличение не приносит плодов? Тогда «предоставь место Богу» (Мф.18:18). И, отойдя в сторону, поблагодари Бога за данное тебе зримое предупреждение, как и ты можешь пасть: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию].»(Рим.12:19). К сожалению, лишь немногие люди способны исполнить эти слова и полностью оставить суд человеческий: «Никого не суди, не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду твою над падающим и покрой его».. (прп. Исаак Сирин). Для того, чтобы понять и простить чужие недостатки, необходимо прежде заглянуть в себя самого и освободиться от собственной порочности, потому что лишь при этом условии можно с любовью увидеть греховное горе другого человека, даже если он твой обидчик.
Обличать же греховные отступления, не имея собственной чистоты, бессмысленно - это приводит лишь ко взаимному раздражению. Понимаю вас - при личной неприязненности мучительно тяжело не огрызнуться в ответ на скрытые уколы, игнорировать недоверие и язвительные ухмылки, неловко промолчать, подставив «другую щёку», но только так можно прервать разветвляющуюся цепочку зла. Да и одного факта формального «братания» недостаточно. Примирение должно быть искренним, взаимным и конструктивным, а не тошнотворным лицедейством, когда конфликтующие надевают маски «миротворцев», пряча «фигу в кармане». Лицемерным «парламентерством» напротив можно даже убедить человека в безнаказанности, спровоцировав новую порцию злодеяний.. И уж совсем гадко, когда в плодах покаяния нет ни капли смиренной любви, и в памяти кающийся держит не Страх Божий, а лишь свою духовную «высоту», – так возникает отвратительная фарисейская «праведность», когда любовь подменяется «обязанностью». Куда важнее для души прощение «внутреннее» - незримое, чистое и искреннее - ведь в действительности не нас обижают, а мы обижаемся, и, чтобы простить своего обидчика, чтобы избежать «взрывоопасности» личных контактов - для этого достаточно встать на его место и подумать, почему он вас невзлюбил. Может, это и не была цель его поведения, а если специально хотел задеть, то тем более нет смысла многократно в мыслях пережевывать конфликтную ситуацию, а тем более воскрешать её вновь в личных встречах. Прощая и забывая былое, мы делаем свою жизнь полной и благодатной. Чтобы в душе наступил долгожданный покой, надо поставить окончательную точку - смириться и искренне попросить прощения! И, чтобы избавиться от застарелых обид, но и не спровоцировать новую волну неприязненности, существует психологический приём как навсегда подвести черту под своим прошлым: надо взять чистый лист бумаги, и написать своему противнику, чем именно он ранил вас, завершив свое письмо искренними словами прощения. Отправлять его совсем не обязательно, но можно отдать батюшке на исповеди – письмо, написанное со слезами души, непременно «дойдёт» до адресата. Так или иначе, но простить надо, хотя бы дистанционно... Просто потому, что застарелая обида — признак духовной незрелости. Чувство обиды у духовно зрелого христианина атрофируется, потому что он в состоянии сделать правильный нравственный выбор: либо всю жизнь сожалеть о своем печальном опыте, либо превратить его в стимул стать лучше своих гонителей. Только, пожалуйста, не внушайте себе, что неприятный человек - диагноз на всю жизнь. Наверняка в его поведении есть причина. И, скорее всего, эта причина - вы…
 
Последнее редактирование:
Сверху