Гордость и Гордыня. В чем различие?

Я Вам совсем не понимаю. Вы что не читаете сообщения своих оппонентов? Ведь Бог же наш Иисус Христос и так приблизился к нам как никогда. Кроме того, ведь мы же в Таинстве Крещения становимся членом Тела Христова. В Таинстве Причастия мы вообще соединяемся со Христом. Куда уже ближе? Вы что в Таинствах Церкви не участвуете? Или для Вас главное не соглашаться и все отрицать?

Представьте себе такую картину: Вы простолюдин пришли на площадь городскую ко дворцу царя, чтобы посмотреть на него. Вы близко подойти не сможете, ибо охрана не подпустит. Вы смотрите на царя издалека, и видите его дорогую мантию, но оценить ее дороговизну вы не можете, потому что находитесь далеко от него. Когда вы приблизитесь, тогда вы увидите дорогую одежду царя и свою бедную одежду. Только так приблизившись к царю вы сможете точно оценить дороговизну его одежды и бедность своей. А находясь в далеке от царя, вы можете только мечтательно гадать о дороговизне его одежды, а потому и сравнить не сможете свою одежду с его царской. Так и со Христом. Когда приблизитесь к нему, тогда оцените Его белые одежды и свои грязные.
 
В чем различие?

Можно проиллюстрировать так:

Гордыня - с виду спелая, но внутри прогнившая дыня.
А гордость - это сама её гнилая сердцевина.
 
Представьте себе такую картину: Вы простолюдин пришли на площадь городскую ко дворцу царя, чтобы посмотреть на него. Вы близко подойти не сможете, ибо охрана не подпустит. Вы смотрите на царя издалека, и видите его дорогую мантию, но оценить ее дороговизну вы не можете, потому что находитесь далеко от него. Когда вы приблизитесь, тогда вы увидите дорогую одежду царя и свою бедную одежду. Только так приблизившись к царю вы сможете точно оценить дороговизну его одежды и бедность своей. А находясь в далеке от царя, вы можете только мечтательно гадать о дороговизне его одежды, а потому и сравнить не сможете свою одежду с его царской. Так и со Христом. Когда приблизитесь к нему, тогда оцените Его белые одежды и свои грязные.

Не знаю, как Вы, но я православный христианин и причащаюсь именно для того, чтобы быть со Христом. Приближаясь к Нему, я ценю Его белые одежды, и ужасаюсь от своих грязных.
Простите, а может это гордость не позволяет Вам признать, что Вы не правы?
 
Не знаю, как Вы, но я православный христианин и причащаюсь именно для того, чтобы быть со Христом. Приближаясь к Нему, я ценю Его белые одежды, и ужасаюсь от своих грязных.
Простите, а может это гордость не позволяет Вам признать, что Вы не правы?

Не прав в чем, в том, что я признаю себя грешным, в том, что я признаю свои одежды, однажды обеленные и, снова измазанными той же самой грязью?
Вот вы отец Александр, простите меня грешного, утверждаете, что православный, а о святости говорите как протестант. Отец Александр, вам никогда из захожан никто не говорил «Батюшка, вы и вправду святой?». Почему говорю «из захожан», потому что прихожане никогда не скажут такого священнику. И если случится такое с вами, что вы ответите захожанину?
 

Я чуть больше года очень плотно общался на Евангели.ру с разными конфессиями, но в болишинстве там протестанты и неопротестанты. И понимаю их, когда они говорят о святости, но они никак не могут понять о святости в православии и католицизме. Дело в том, что протестанты далеки от мистики, а без мистики не понять и святости. Поэтому и имеются разногласия в понятии о святости. Поэтому у них богослужения проходят в слове, а у нас в литургии.
 
Гордыня-суть корень многих грехов. Из этого корня произрастают потом другие грехи. Гордость, это завуалированная гордыня.
Например: Я горжусь сыном (дочерью), он (она) умный, талантливый. Подразумевая, что это МОЙ сын, МОЯ заслуга, МОЕ семя. Это поднимает мою самооценку, тешит мое эго. Конечно никто не хочет, что бы у него сын был наркоман или дочь блудница. Просто успехи дитя нужно воспринимать как Божий дар, а не как личную победу, повышающую личную оценку.
 
Гордыня-суть корень многих грехов. Из этого корня произрастают потом другие грехи. Гордость, это завуалированная гордыня.
Например: Я горжусь сыном (дочерью), он (она) умный, талантливый. Подразумевая, что это МОЙ сын, МОЯ заслуга, МОЕ семя. Это поднимает мою самооценку, тешит мое эго. Конечно никто не хочет, что бы у него сын был наркоман или дочь блудница. Просто успехи дитя нужно воспринимать как Божий дар, а не как личную победу, повышающую личную оценку.

Вообще то гордыня это верх всех грехов, а корень — сребролюбие. Ибо из сребролюбия произростают остальные грехи.
 
Вообще то гордыня это верх всех грехов, а корень — сребролюбие. Ибо из сребролюбия произростают остальные грехи.
Если копать еще глубже то
Похоть же, зачавши рождает грех" (Иак.1:14 ,15)

И еще я согласен с протоиреем.
http://www.hram-vsr.ru/index.php?op...st&catid=76:dukhovnye-nastavlenija&Itemid=122
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вообще то гордыня это верх всех грехов, а корень — сребролюбие. Ибо из сребролюбия произростают остальные грехи.
Все таки гордыня первична, ибоможет быть и без др. грехов, в чистом виде, а вот др. грехи в числом виде не представляю.
 
Все таки гордыня первична, ибоможет быть и без др. грехов, в чистом виде, а вот др. грехи в числом виде не представляю.

О помыслах греховных слыхали? Помысел гордыни на последнем месте, после тщеславия, ибо не бывает гордыни, если впереди нее не будет тщеславия.
 
Самооценка

Когда я писал о повышении самооценки, то со мной не многие захотели согласиться. Нашел интересное интервью на эту тему с игуменом Евмением:
О. Игумен, но многие люди боятся свободы, и оправдывают это тем, что мы можем верить только Святым отцам, а к себе должны относиться крайне насторожено. Среди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представления о себе, то, что на языке психологии называется «пониженной самооценкой». Как, по Вашему, имеет ли такой взгляд на себя основание в Евангелии? — Я очень часто задаю людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей?» Если мы считаем себя учениками Христа, то, прежде всего, давайте обратим внимание на то, каким образом обращался с самооценкой людей наш Божественный Учитель. Повышал ее или понижал? Представьте, Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит "Вы — свет миру", "Вы — соль земли". Берет простого рыбака и говорит ему: "Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее". Что человек при этом чувствует? Собственное ничтожество или собственную значимость в очах Божиих?
Господь давал людям разрешение действовать: "дерзай!", Он не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудотворцем: "Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Матф. 17, 20)
Безусловно, Господь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог и любим Богом. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге "Рождение в Царство непоколебимое" пишет об этом так: "Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того — великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца".
Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении. Если же на глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним и для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распоряжаться им, как собственностью. И, конечно же, находит....
Полностью прочесть можно здесь http://www.zavet.ru/publ/evmenii.htm
 
О любви к себе

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя.

Низкая самоценка из-за нелюбви к себе. Но здесь надо смотреть, что первично? Если человек возлюбил Бога, то он возлюбит и ближнего и соответсвенно себя, как творение Божие. Попытка возлюбить себя без Бога, приводит к не любви к человеку, а, значит и себе. Я бы сказал, кто Бога не любит, тот и себя не сможет воистину без саморазрушения полюбить. Без синергии с Богом ничего творить не можем, даже себя без синергии с Богом нельзя полюить. Если верю, что Бог мой утешитель, крепостья моя меня любит, а я я Его люблю, то как могу себя (то, что он в меня вложил) не любить.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
О помыслах греховных слыхали? Помысел гордыни на последнем месте, после тщеславия, ибо не бывает гордыни, если впереди нее не будет тщеславия.
тщеславие рождается из гордыни... если человек уже горд, на этой страсти появляется мнение о себе...что он должен иметь больше чем имеет. отсеки свое мнение, и тщеславие отпадет...но гордыня может остаться и проявить себя в лжесмирении...поклонение других ему не нужно,но он для себя САМ решает,что спасется своим смирением.Когда решает САМ - это и есть гордость. Мое мнение выше мнения Бога.Причина падения сатаны...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя.

Низкая самоценка из-за нелюбви к себе. Но здесь надо смотреть, что первично? Если человек возлюбил Бога, то он возлюбит и ближнего и соответсвенно себя, как творение Божие. Попытка возлюбить себя без Бога, приводит к не любви к человеку, а, значит и себе. Я бы сказал, кто Бога не любит, тот и себя не сможет воистину без саморазрушения полюбить. Без синергии с Богом ничего творить не можем, даже себя без синергии с Богом нельзя полюить. Если верю, что Бог мой утешитель, крепостья моя меня любит, а я я Его люблю, то как могу себя (то, что он в меня вложил) не любить.
Сложность в том, что бы увидеть то, что Бог вложил... Принцип тут один - возлюби ближнего своего и соринка у другого это бревно в своем в глазу... как относишься к другому,так относишься к себе...
 
тщеславие рождается из гордыни... если человек уже горд, на этой страсти появляется мнение о себе...что он должен иметь больше чем имеет. отсеки свое мнение, и тщеславие отпадет...но гордыня может остаться и проявить себя в лжесмирении...поклонение других ему не нужно,но он для себя САМ решает,что спасется своим смирением.Когда решает САМ - это и есть гордость. Мое мнение выше мнения Бога.Причина падения сатаны...

Может все же гордыня рождается от тщеславия?
Разве гордый может отвлечь от себя тщеславные мысли? Гордый уже ничего не способен отвлечь от себя.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Может все же гордыня рождается от тщеславия?
Разве гордый может отвлечь от себя тщеславные мысли? Гордый уже ничего не способен отвлечь от себя.
В крайней состоянии гордости,то да уже не может. Но гордость может иметь более тенкий характер.Когда внешние благочестивые факторы имеют большое значение для человека, маральные ценности остаются...в общем, как бы компромис, человек говорит себе это плохо и это тоже, понимает,что тщеславие худое дело...и вот он себя уже считает смиренным человеком...говоря себе,что я не такой как это мытарь или еще что-то подобное...Помните слова фарисея," спасибо тебе Господи что я не такой как эти..." то есть, в человеке остается скрытая гордость,ставить себя выше других. он не жаждит поклонения других,но мнит себя достойным...Божественной благодати или спасения. вот и ловушка...человек в сетях гордости,но считает сам себя свободным от нее.
 
Сверху