Гордость и Гордыня. В чем различие?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Я чуть больше года очень плотно общался на Евангели.ру с разными конфессиями, но в болишинстве там протестанты и неопротестанты. И понимаю их, когда они говорят о святости, но они никак не могут понять о святости в православии и католицизме. Дело в том, что протестанты далеки от мистики, а без мистики не понять и святости. Поэтому и имеются разногласия в понятии о святости. Поэтому у них богослужения проходят в слове, а у нас в литургии.
 
Гордыня-суть корень многих грехов. Из этого корня произрастают потом другие грехи. Гордость, это завуалированная гордыня.
Например: Я горжусь сыном (дочерью), он (она) умный, талантливый. Подразумевая, что это МОЙ сын, МОЯ заслуга, МОЕ семя. Это поднимает мою самооценку, тешит мое эго. Конечно никто не хочет, что бы у него сын был наркоман или дочь блудница. Просто успехи дитя нужно воспринимать как Божий дар, а не как личную победу, повышающую личную оценку.
 
Гордыня-суть корень многих грехов. Из этого корня произрастают потом другие грехи. Гордость, это завуалированная гордыня.
Например: Я горжусь сыном (дочерью), он (она) умный, талантливый. Подразумевая, что это МОЙ сын, МОЯ заслуга, МОЕ семя. Это поднимает мою самооценку, тешит мое эго. Конечно никто не хочет, что бы у него сын был наркоман или дочь блудница. Просто успехи дитя нужно воспринимать как Божий дар, а не как личную победу, повышающую личную оценку.

Вообще то гордыня это верх всех грехов, а корень — сребролюбие. Ибо из сребролюбия произростают остальные грехи.
 
Последнее редактирование модератором:
Вообще то гордыня это верх всех грехов, а корень — сребролюбие. Ибо из сребролюбия произростают остальные грехи.
Все таки гордыня первична, ибоможет быть и без др. грехов, в чистом виде, а вот др. грехи в числом виде не представляю.
 
Все таки гордыня первична, ибоможет быть и без др. грехов, в чистом виде, а вот др. грехи в числом виде не представляю.

О помыслах греховных слыхали? Помысел гордыни на последнем месте, после тщеславия, ибо не бывает гордыни, если впереди нее не будет тщеславия.
 
Самооценка

Когда я писал о повышении самооценки, то со мной не многие захотели согласиться. Нашел интересное интервью на эту тему с игуменом Евмением:
О. Игумен, но многие люди боятся свободы, и оправдывают это тем, что мы можем верить только Святым отцам, а к себе должны относиться крайне насторожено. Среди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представления о себе, то, что на языке психологии называется «пониженной самооценкой». Как, по Вашему, имеет ли такой взгляд на себя основание в Евангелии? — Я очень часто задаю людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей?» Если мы считаем себя учениками Христа, то, прежде всего, давайте обратим внимание на то, каким образом обращался с самооценкой людей наш Божественный Учитель. Повышал ее или понижал? Представьте, Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит "Вы — свет миру", "Вы — соль земли". Берет простого рыбака и говорит ему: "Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее". Что человек при этом чувствует? Собственное ничтожество или собственную значимость в очах Божиих?
Господь давал людям разрешение действовать: "дерзай!", Он не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудотворцем: "Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Матф. 17, 20)
Безусловно, Господь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог и любим Богом. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге "Рождение в Царство непоколебимое" пишет об этом так: "Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того — великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца".
Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении. Если же на глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним и для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распоряжаться им, как собственностью. И, конечно же, находит....
Полностью прочесть можно здесь http://www.zavet.ru/publ/evmenii.htm
 
О любви к себе

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя.

Низкая самоценка из-за нелюбви к себе. Но здесь надо смотреть, что первично? Если человек возлюбил Бога, то он возлюбит и ближнего и соответсвенно себя, как творение Божие. Попытка возлюбить себя без Бога, приводит к не любви к человеку, а, значит и себе. Я бы сказал, кто Бога не любит, тот и себя не сможет воистину без саморазрушения полюбить. Без синергии с Богом ничего творить не можем, даже себя без синергии с Богом нельзя полюить. Если верю, что Бог мой утешитель, крепостья моя меня любит, а я я Его люблю, то как могу себя (то, что он в меня вложил) не любить.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
О помыслах греховных слыхали? Помысел гордыни на последнем месте, после тщеславия, ибо не бывает гордыни, если впереди нее не будет тщеславия.
тщеславие рождается из гордыни... если человек уже горд, на этой страсти появляется мнение о себе...что он должен иметь больше чем имеет. отсеки свое мнение, и тщеславие отпадет...но гордыня может остаться и проявить себя в лжесмирении...поклонение других ему не нужно,но он для себя САМ решает,что спасется своим смирением.Когда решает САМ - это и есть гордость. Мое мнение выше мнения Бога.Причина падения сатаны...

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя.

Низкая самоценка из-за нелюбви к себе. Но здесь надо смотреть, что первично? Если человек возлюбил Бога, то он возлюбит и ближнего и соответсвенно себя, как творение Божие. Попытка возлюбить себя без Бога, приводит к не любви к человеку, а, значит и себе. Я бы сказал, кто Бога не любит, тот и себя не сможет воистину без саморазрушения полюбить. Без синергии с Богом ничего творить не можем, даже себя без синергии с Богом нельзя полюить. Если верю, что Бог мой утешитель, крепостья моя меня любит, а я я Его люблю, то как могу себя (то, что он в меня вложил) не любить.
Сложность в том, что бы увидеть то, что Бог вложил... Принцип тут один - возлюби ближнего своего и соринка у другого это бревно в своем в глазу... как относишься к другому,так относишься к себе...
 
Последнее редактирование модератором:
тщеславие рождается из гордыни... если человек уже горд, на этой страсти появляется мнение о себе...что он должен иметь больше чем имеет. отсеки свое мнение, и тщеславие отпадет...но гордыня может остаться и проявить себя в лжесмирении...поклонение других ему не нужно,но он для себя САМ решает,что спасется своим смирением.Когда решает САМ - это и есть гордость. Мое мнение выше мнения Бога.Причина падения сатаны...

Может все же гордыня рождается от тщеславия?
Разве гордый может отвлечь от себя тщеславные мысли? Гордый уже ничего не способен отвлечь от себя.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Может все же гордыня рождается от тщеславия?
Разве гордый может отвлечь от себя тщеславные мысли? Гордый уже ничего не способен отвлечь от себя.
В крайней состоянии гордости,то да уже не может. Но гордость может иметь более тенкий характер.Когда внешние благочестивые факторы имеют большое значение для человека, маральные ценности остаются...в общем, как бы компромис, человек говорит себе это плохо и это тоже, понимает,что тщеславие худое дело...и вот он себя уже считает смиренным человеком...говоря себе,что я не такой как это мытарь или еще что-то подобное...Помните слова фарисея," спасибо тебе Господи что я не такой как эти..." то есть, в человеке остается скрытая гордость,ставить себя выше других. он не жаждит поклонения других,но мнит себя достойным...Божественной благодати или спасения. вот и ловушка...человек в сетях гордости,но считает сам себя свободным от нее.
 
Святая Русь
Православный христианин
Исаак Сирин:
"Слово 79. О гордости. Искушения врагов Божиих, то есть гордых
Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостию Божиею и оскорбляют гордостию своею Божию благость, суть следующие явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил: отъятие силы мудрости, какую имеют люди, покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения, скорая раздражительность, желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры, пренебрегающее всем сердце, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, юродивые, достойные смеха, лучше же сказать, слез, мысли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов, наконец, желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения духовные.
К числу искушений телесных принадлежат: болезненные, многосложные, продолжительные, неудобоизлечимые припадки, всегдашние встречи с людьми худыми и безбожными. Или человек впадает в руки оскорбителей, сердце его вдруг, и всегда без причины, приводится в движение страхом Божиим; часто терпит он страшные, сокрушительные для тела падения с камней, с высоких мест и с чего-либо подобного, наконец, чувствует оскудение в том, что помогает сердцу Божественною силою и упованием веры; короче сказать, и их самих и близких им постигает все невозможное и превышающее силы. Все же это, нами изложенное, принадлежит к числу искушений гордости.
Начало же оных появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться себе мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Наконец, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же видишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня.
Послушай еще и о другом способе заключать об искушениях. Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти таковую силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностию молитвы и излиянием слез.
Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, и это есть вкушение геенны; сим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из одной стороны в другую и тому подобное. Если же спросишь: что причиною всего этого? - то скажу: твое нерадение. Сам ты не позаботился взыскать врачевства от этого. Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия.
Не гневайся на меня, что говорю тебе правду. Не взыскал ты смиренномудрия всею душою твоею. Но если хочешь, вступи в его область, и увидишь, что освободит оно тебя от порока твоего. По мере смиренномудрия дается тебе терпение в бедствиях твоих; а по мере терпения облегчается тяжесть скорбей твоих, и приемлешь утешение; по мере же утешения твоего увеличивается любовь твоя к Богу; и по мере любви твоей увеличивается радость твоя о Духе Святом. Щедролюбивый Отец наш - у истинных сынов Своих, когда соблаговолит сотворить облегчение их искушений - не отъемлет искушений их, но дает им терпение в искушениях. И они рукою терпения своего приемлют все сии блага к усовершению душ своих. Да сподобит и нас Христос Бог по благодати Своей в благодарении сердца претерпеть злое из любви к Нему! Аминь."
 
В крайней состоянии гордости,то да уже не может. Но гордость может иметь более тенкий характер.Когда внешние благочестивые факторы имеют большое значение для человека, маральные ценности остаются...в общем, как бы компромис, человек говорит себе это плохо и это тоже, понимает,что тщеславие худое дело...и вот он себя уже считает смиренным человеком...говоря себе,что я не такой как это мытарь или еще что-то подобное...Помните слова фарисея," спасибо тебе Господи что я не такой как эти..." то есть, в человеке остается скрытая гордость,ставить себя выше других. он не жаждит поклонения других,но мнит себя достойным...Божественной благодати или спасения. вот и ловушка...человек в сетях гордости,но считает сам себя свободным от нее.

Это как понять тонкий характер гордости и крайнее состояние. У гордости нет иных состояний. Есть мирская гордость, есть монашеская. И обе они приходят через тщеславие. Гордый думает, что уже всего достиг, а тщеславный еще только думает достичь, и когда достигает того, чего желал тут и въезжает гордыня на белом коне. И уже гордый человек никого не видит и не слышит, чтобы кто нибудь смог исцелить его. Гордый человек не принимает обличений, ибо почитает себя достигшим совершенства, а тщеславный еще только мечтает.

Не зря св.Исаак Сирин сказал: Блудников исправляют люди, злобных исправляют Ангелы, а гордых — Сам Бог.

Видите, что гордого уже никто исправить не может, даже ангелы, а только Сам Бог. Поэтому и говорю, что гордыня верх всех грехов и пороков.
 
В крайней состоянии гордости,то да уже не может. Но гордость может иметь более тенкий характер.Когда внешние благочестивые факторы имеют большое значение для человека, маральные ценности остаются...в общем, как бы компромис, человек говорит себе это плохо и это тоже, понимает,что тщеславие худое дело...и вот он себя уже считает смиренным человеком...говоря себе,что я не такой как это мытарь или еще что-то подобное...Помните слова фарисея," спасибо тебе Господи что я не такой как эти..." то есть, в человеке остается скрытая гордость,ставить себя выше других. он не жаждит поклонения других,но мнит себя достойным...Божественной благодати или спасения. вот и ловушка...человек в сетях гордости,но считает сам себя свободным от нее.
Вот тут я с вами согласен.Человеческая природа такова,что делит все задачи на условные и безусловные.Обязанности всех людей по отношению к себе человек сознательно или подсознательно относит к безусловным...задачам.Обязанности себя по отношению к людям как правило упираются в слово "если".Да-я буду добрым,если,я буду милосердным-если,я буду понимающим-если.Этих "если" оказывается бесчетное количество,и направлены они на приведение челвечества к некоему идеалу(созданному впрочем самим человеком).Как результат-мы имеем,что ни один здравомыслящий христианин не будет отрицать христианские ценности и не один здравомыслящий(?) христианин их не выполняет.
Все безксловные обязанности людей по отношению к себе подсознание выносит в качестве первоочередных задач,все условные-в качестве второстепенных.Тоесть свои обязанности человек со спокойной душой ложит под сукно-до лучших времен,мотивирую это-"ну у меня же есть на это причины".И действительно?Как же я буду понимать человека,если он не ловит каждое мое слово?...Как я буду добр-если ко мне не добры?Или добры не в достаточной сепени.Как я буду любить,не будучи любимым,почитаемым и вохваляемым?....
 
Нередко приходится сегодня встречать людей, настолько занятых осмыслением собственной греховности, что Христос просто уходит из восприятия человека.
игумен Евмений (Перистый)

Отец Александр, а что хочет сказать этим игумен Евмений? Не хочет ли он сказать, что все мы святые? Церковь знает как достигает человек святости, знает путь сей и, через святых мужей Церкви Божьей показывает нам сей путь. Если бы не видел я, как достигают гордыни те, кто утверждает, что все мы уверовавшие во Христа уже святы, то может быть, не знаю, и я поверил бы в свою святость. Но Господь отверз мне очи, чтобы видеть всю пагубность такого учения.
Простите мне такую дерзость, но не может человек быть святым и видить себя чистым пред Господом. Не признает святой свою святость.
Сатана говорит преподобному Макарию Египетскому: «Макарий, ты мало ешь и пьешь, а я и вовсе не ем и не пью. Ты мало спишь, а я вовсе не сплю, но не этим ты победил меня». Макарий спрашивает: «А чем же?». Сатана ответил: «Смирением своим». Макарий промолчал и ничего не ответил.
Сатана не был бы сатаной, если бы даже и через это слово не желал бы низложить святого мужа. Вы только представьте себе этот разговор, что может испытать в себе человек, которому сам сатана говорит лестное слово. А ведь не говорит он ложь, а правду сказал сатана. Ну вот так и низлогаются неутвержденные через лестное слово, что святые мы.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху