Как быть когда осуждают нас?...

Тема в разделе "Отвечает протодиакон Сергий Шалберов", создана пользователем Андрей Отечественный, 11 мар 2020.

  1. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин
    о.Сергий Шалберов...
    Спасибо Вам за Ваши ответы на наши вопросы...
    Впервые в своей жизни встречаю человека в мыслях которого нахожу созвучие души...
    Прошу ответить на мой вопрос...
    Мы часто говорим...Не осуждай... Но как нам быть когда осуждают нас...
    Очень верно замечено Вами что обличение без любви невозможно...
    Это всё равно что любящие родители воспитывают своего ребёнка...
    Но когда нас обличают...нам очень сложно отличить обличение от осуждения...
    Ребёнку всегда больно когда его воспитывают... Такая наша личность...
    Но даже когда нас осуждают... Как говорится нет дыма без огня...
    В каждом осуждении также есть доля правды...
    Как нам поступать в этом случае...
    Посоветуйте!
     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2020
  2. Дорогой Андрей!

    Человек – существо социальное, поэтому сознательно или бессознательно всегда перед личностью будет стоять вопрос: «Что скажут обо мне люди?» Слова окружающих, их мнение и оценка психологически важны для нас, но часто они живут только в нашем воображении.
    Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки – и это правильно, но я бы добавил - и достоинства тоже. Например, осуждение и злословие для христианина могут быть поводом радоваться, ибо сказано Господом: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». (Мф. 5: 11–12). Но с важной оговоркой – «Христа ради»! То есть, когда человек живет сообразно с Божьим Духом, то всегда найдутся такие, которые будут его ругать, плевать в его сторону и клеветать просто потому, что его присутствие раздражает их, напоминая об Иной Жизни. Преподобный Варсонофий Великий учил: «Ни о ком не помышляй зла; ибо чрез это сам делаешься злым, так как всякое злое помышляет злой, а доброе добрый. Когда приходит к тебе мысль: "они про меня говорят", - знай, что это враг нашептывает тебе. Не имей никогда таких подозрений. Терпи же все, радуясь и веселясь, ибо велика награда за терпение». То есть злословие и осуждение, как ни парадоксально, иногда могут быть неким внешним критерием праведной жизни.
    Однако успокаивать себя этим не стоит - праведников единицы, христиане тоже грешат и ошибаются, и очень даже низко падают - каждый из нас может стать субъектом пререканий и осуждений. Но как понять, насколько справедливы и конструктивны эти оценки? Каждому человеку свойственна завышенная самооценка - искаженно оценивать самого себя, а для этого не обязательно слышать мнение окружающих – достаточно самоласкающих помыслов и фарисейских иллюзий: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:10–14). Но, кроме того, самомнение наше еще строится из усвоенных оценок других людей, да и сами понятия «недостатки и достоинства», представления о нашей нравственности внедряются в нас из мира чужих глаз, а не только своих. К сожалению, современный человек - плод культуры «селфи». Ему надо обязательно знать, как он выглядит в глазах других – мы себя постоянно оцениваем, сравниваем, измеряем. Помнится, кто-то из мудрецов сравнивал человека с зеркалом, в котором он может разглядеть свои собственные дурные черты, но вместо этого видит в отражении другую собаку, и при этом сам становится собакой, которая лает на зеркало. Впрочем, надо понимать, что такое «зеркало» может быть и тусклым, и кривым, и треснутым. Поэтому вопрос нравственного выбора в том, стоит ли к чьим-то оценкам прислушаться, а некоторые пропустить мимо ушей? Как-то безрадостно и тревожно жить с постоянной оглядкой на других, но и полная глухота к мнению окружающих может воспитать душевную тупость, бессовестность и прочее асоциальное поведение. Разумнее всего – «золотая середина»: надо спокойно относиться к тому, что обязательно встретится на пути «черный человек», которму вы почему-то не нравитесь. Молитесь за такого, но не огрызайтесь, а лучше как бы со стороны изучайте падшую природу человеческую, чтобы самому не согрешить зломыслием и злословием. И, как ни горько об этом говорить, подавляющее большинство людей в действительности глубоко безразличны к окружающим и заняты лишь своей персоной, а их словесное сутяжничество в отношении ближних просто создает им иллюзию социальной значимости. Поэтому полезно чаще вспоминать никулинский шлягер:

    А нам всё равно,
    А нам всё равно,
    Пусть боимся мы волка и сову.
    Дело есть у нас -
    В самый жуткий час
    Мы волшебную
    Косим трын-траву.

    Весьма мудрые куплеты: даже в недружественном окружении «волков» и «сов» надо уметь адекватно оценивать себя, проявляя внимательность и разумное здравомыслие к мнению окружающих, не теряя при этом ощущение внутренней свободы! Вот только почему-то грустно думается: Не станем ли мы от такого «осторожного» отношения меньше любить своего ближнего? Или этот фундаментальный вопрос Христов при рыночных отношениях уже неуместен? А ведь именно он будет задан нам на Страшном Суде. Так что давайте просто любить - здесь и сейчас. А осуждение окружающих? Будем учитывать, только спокойно, относясь как к щекотливому шепоту лугового ветерка. И дуновение его может дышать как пряным ароматом целебных трав, так и тошнотворным смрадом гниющего навоза. На самом деле имеет значение лишь то, как мы к этому относимся и какое значение этому "аромату" придаем. А все остальное - "трын-трава"…
     
    Последнее редактирование: 13 мар 2020
  3. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин
    о.Сергий Шалберов...
    Благодарю за такой подробный ответ...
    На самом деле эта тема одна из сложнейших тем в духовном развитии...
    Для меня было важно именно Ваша точка зрения именно Ваша позиция...
    Буду перечитывать подробно изучать Ваше понимание...
    Прошу оценить...прошу Вашего отклика на моё мировоззрение данного вопроса...

    Бриллиа́нт (от фр. brillant «блестящий, сверкающий») — алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск.
    Чем отличается осуждение от обличения...
    Обличение исходит из уст праведника человека мудрого...
    Осуждение срывается с губ человека невежественного...
    Для истинного христианина осуждение словно алмаз драгоценный камень но ещё необработанный много примеси природной невежественной...
    Но тем не менее это драгоценный камень даже если он в грязи он всё равно алмаз...
    Истинный христианин принимает к сведению не только обличения но и осуждение...
    Ибо чем мы будем отличаться от язычников любить только любящих нас...

    Бытует несколько пониманий познания себя...
    Подобное к подобному...что внутри то и снаружи...в людях и внешнем мире мы видим своё отражение...
    В каких-то случаях это работает...в каких-то случаях полное несоответствие...
    За многолетнее наблюдение за собой и окружающими сформировалось золотое правило...
    МЫ РЕАГИРУЕМ НА САМИХ СЕБЯ...
    К примеру...
    Если я кого-то обличаю...
    Я это делаю с любовью в сердце к ближнему своему...
    Но если я раздражен...если во мне ненависть негатив и отчуждение...
    Значит осуждаю сам себя... Значит в другом увидел своё отражение...
    Значит увидел сучок в глазе брата своего...а в своём глазу бревна не заметил...
    Тоже самое...
    Если обличают или осуждают меня...
    Нужно быть с собой предельно искренним...
    Нужно внимательно следить за собой как отреагировал...
    Если осуждение или обличение вызвало негативную реакцию эмоциональный всплеск...
    Значит попали в десяточку...значит нужно осознавать и раскаиваться...
    Но если не было никакой реакции...если отнесся к осуждению доброжелательно...
    Значит мимо...значит в молоко...значит нет во мне этого невежества...
    Если человека глупого назвать глупым...он обязательно обидется...
    Но если человека мудрого назвать глупым...он только улыбнётся...
     
    Последнее редактирование модератором: 13 мар 2020
  4. Не все так однозначно. Попытка решить задачу исправления человека через осуждение приводит к тому, что личность, какая бы она ни была, начинает защищаться, обороняться от нас по причине свойственного ей чувства самосохранения. Словесное воздействие она расценивает как явно недружественное, что приводит к тому, что люди начинают отдаляться друг от друга: между ними вырастает стена непонимания и нежелания вообще продолжать общение, ибо оно носит травмирующий характер. Обличение, в отличие от осуждения, диаметрально противоположно по своему внутреннему механизму. Осуждение убивает, обличение дает жизнь, ибо основано на любви и истине. Во время обличения ближнего любят, видят в нем образ Божий, и общение начинается с поддержки этого образа искренними словами, свидетельствующими о достоинстве человека,. Осуждение деформирует образ, как огонь сворачивает бересту, обличение, напротив, дает достойную, истинную оценку этому образу, исключая лесть. Однако не стоит забывать о том, что истиной можно убить человека, сообщив ему чрезмерную для него истину, которую он не в состоянии пока принять.
    Также может быть и щадящий грешника "нулевой вариант" - созерцательное рассуждение, которое скрытно свидетельствует о пассивном равнодушии к совершаемому греху, комфортном невмешательстве постороннего наблюдателя. Да и согрешает человек осуждением не обязательно словом, но и интонацией, которая безошибочно выдает отсутствие любви к ближнему. Также бывают ситуации, в которых требуется вести себя незамедлительно, хладнокровно и решительно, как и в случае с запущенной формой заболевания, требующей хирургического вмешательства вроде ампутации. Это больно, это обрекает человека на инвалидность, это сопровождается осложнениями и прочими болезненными последствиями, но если это единственный безальтернативный путь, то это забота о здоровье человека, и это проявление любви к нему. Так, например, резкий окрик зазевавшемуся человеку и не замечающего нависшей над ним опасности, а в ряде случаев и грубое физическое воздействие на него, не является предосудительным, но обличительным. В подобных случаях забота о сохранении здоровья физического или духовного, проистекающее от любви, а значит от Бога, является допустимой формой воздействия на человека и должно быть признано формой обличения. Противоположные по сути формы поведения - осуждение и обличение могут трансформироваться друг в друга. Осудительная внешняя форма речевого поведения может смягчаться и становиться менее травмирующей, если в интонации присутствуют теплые нотки. И, напротив, в обличительном по форме и конструкции речевом поведении появление раздражительности, озлобленности, нетерпимости меняет обличение в сторону осуждения. Таким образом, в жизни мы имеем многочисленные промежуточные формы, точная характеристика которых весьма затруднительна. Поэтому нельзя сказать, что осуждение человека - это абсолютное табу, и недопустимый ужасный грех, ибо Господь указывает, что осуждение - это палка о двух концах. Главное научиться удерживать собственное поведение в рамках евангельских заповедей, а обличители и обличаемые соответственно должны быть взаимно снисходительны к немощам и особенностям характеров друг друга.
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2020
  5. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин
    Полностью согласен с Вашими выводами...
    Из личного опыта...
    На одном сайте развития выкладывая откровения наблюдал за происходящим...
    За полтора года работы обнаружилось что на всём форуме присутствует только одна христианка...
    Только одна женщина приняла покаяние и пробудила совесть...
    Из 100 человек на форуме только трое высказались по отношению к совести положительно...
    То есть из 100 человек 99 отвергают раскаяние и 97 не желают следовать голосу совести...
    Получается что из 100 человек только трое могут стать христианами...
    Иисус Христос сказал не сыпать бисер...
    Из этого следует что желающих стать христианами всего 3%...
    Если честно у меня в голове не укладывается...
    Я понял насколько действительно мало истинных христиан...
    И в душе моей пробудилась желание отдать всего себя служению истинным христианам...
    Иисус Христос пришел к погибшим овцам...
    Иисус Христос пришел спасти людей своих...

    о.Сергий Шалберов...
    Выскажите пожалуйста свое мнение...
    Может быть я всё-таки где-то блуданул?
     
    Последнее редактирование модератором: 14 мар 2020
  6. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин
    P.S.
    Женщина принявшая покаяние у которой оказалась Христианская душа...
    С трудом принимала обличения и естественно осуждения...
    Но принимала осознавала и раскаивалась...
    Через полтора года она полностью освободилась от философии Ошо и прониклась Евангелием...
    Стаала ненавидима и презираема практически всеми участниками форума...
     
  7. Вы - оптимист. Меньше процента... :oops: Остальные - лишь поквзывающие христанские знаки: выходя из храма, тотчас перестают быть христианами.
    Но, Андрей, не пакникуйте: "До скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов" (св.Нифонт Цареградский).
     
  8. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин
    Вот уже 15 лет ищу соискателей...
    Ищу Христиан...ищу родные души...
    Нашел Вас и ту женщину...
    С одной стороны ликую от счастья...
    С другой стороны чувствую себя волной рабившейся о скалы...
    Никак не может уложиться в голове...
    15 лет надежд...15 лет гонения...
    Спасибо Вам что Вы есть...
     
  9. Ну, зачем же так трагично.... Лучще будьте ласковой морской волной, разукрашенной лучами божественного животворящего источника света в дивные, богатые оттенки, и которая, принимая в свои теплые зеленоватые недра незадачливых купальщиков, тихо поёт им таинственную молитвенную песню об источнике жизни и счастья - Боге...:)
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2020
  10. Андрей Отечественный

    Андрей Отечественный

    Аскет
    Православный христианин

Поделиться этой страницей