Как относится

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Мне 35 лет. Я не член Церкви. С 16 лет много читал Библию и Святых Отцов, знаете, как голодный. Был перерыв (армия, какое-то время после неё), затем продолжил. Видимо неразумно. Потому, что в 2001 году заболел. Лечился, поставили диагноз «хроническая шизофрения» (в 24 года). Предлагали инвалидность, но отказался. Сейчас ремиссия вот уже 11 лет, Слава Богу, обхожусь без препаратов. В прелесть думаю впал, по гордости. Работал до 2009 года. Потом уволился (получилась неприятная ситуация, гордость опять), не выдержал. На работе и вообще с людьми старался и стараюсь быть мягче и спокойней, больше себе внимать, но внутри столько противоречий и обиды, что порой невмоготу совсем. Врачи предложили группу (в 2009г.) оформить, что и сделал, хотя стыдно и хочется всё изменить, что не имею права сидеть вот так, что могу пользу какую-то принести ещё. И я обязательно это изменю, с Божией помощью конечно. Но диагноз остаётся и с учёта меня не снимут уже. Меня это не беспокоит, беспокоит другое. Конечно хочется семью. Уже не понимаю, как себя воспринимать по отношению к обществу. Могу ли семью создать, имею ли право, моральное что ли? Вот например. Знакомясь с человеком, я не могу ведь умалчивать о болезни, привязываясь сам и человека к себе, сближаться с ним. И в лоб как скажешь? Сложно всё. Или смириться и просто жить? Внутренне как-то определиться. Понимаю, что на всё Воля Божия, и если угодно Ему будет - управит всё. Простите. Спасибо.

PS. Всё время размышляю в себе: ведь получается - я болен, раз было такое (помешательство) и врач сказал, что болен. Но, в то же время, сейчас я чувствую себя нормально, как до болезни, как будто и не было ничего. Так как тогда мне себя воспринимать, сплошные противоречия.

...и странно, почему-то удалили три ответа, вместе с моим
 
Последнее редактирование:
Добрый день Сергей!
Тема, которую Вы поднимаете в своем письме, действительно очень важна и актуальна. И она совсем не так однозначна, как ее видит официальная психиатрия.
Мне в своей психотерапевтической практике приходилось работать с такими проблемами.
Разумеется, формат, в котором приходится освещать этот вопрос, не позволяет дать исчерпывающего ответа. Думается, что в принципе до конца исчерпывающего ответа по этой проблеме не существует. Человек всегда был и остается загадкой. Созданный по Образу и Подобию Божию, он ни в какие наши рамки не умещается.
Однако, при реальном живом общении с Вами я бы задала ряд вопросов.
В самом начале своего письма Вы написали, что не являетесь членом Церкви. Мне представляется очень важным для Вас ответить себе максимально честно на вопрос, почему это так?
Совершать духовную работу вне рамок Церкви, вне ее таинств очень опасно.
Вы это уже почувствовали на себе поскольку далее Вы пишете о гордости и прелести. Это искажения духовного порядка. Они психологически не лечатся, а психиатрически (т.е. лекарственными препаратами) только заглушаются. При этом страдает дух.
Душа должна очищаться покаянием. Необходимо причастие.
Причем это все должно происходить систематично.
Мне не известно, каким образом развивалось и протекало Ваше заболевание. В Вашем письме нет об этом информации. В данном случае диагноз говорит о расстройстве мышления. Я предполагаю, что это был острый психоз. Но чтобы лучше понять, что именно произошло, важно знать в какой форме он проходил, какими измененными состояниями сознания выражался.
Зачастую такие психотические симптомы возникают именно в связи с тем, что неопытный в духовной брани человек слишком дерзко стремится к Богу. Это стремление часто исходит из гордыни, из своей самости. Возможно, действительно человек испытывает какие-то яркие духовные переживания. Но малоопытная в духовной брани душа не в состоянии отличить, что исходит из мира темных сил, а что от Бога.
Ведь не случайно, анализируя свое состояние, Вы написали о гордыне. Это реальная причина многих психических расстройств.
Врачи Вам поставили диагноз. Но это всего лишь некая маркировка вашего состояния. Не стоит этому сейчас придавать значение. Тем более, что медицина, как наука, не рассматривает человека в его духовной плоскости. Она ограничивается лишь областью тела и души (психикой).
Опытные психиатры не торопятся с постановкой таких серьезных диагнозов, особенно в юности.
Мне представляется, что определенное количество психиатрических заболеваний – это «неудачные» попытки пробуждения духа в человеке. К сожалению, светскими (секулярными) специалистами они трактуются как патология. Эти, непризнанные и непонятые медицинской наукой пробуждение духа в человеке, купируется лекарствами.
В Вашем случае, я думаю это как раз такой случай. Из Вашего письма следует, что уже много лет Вы в ремиссии и не принимаете препараты. Это хороший показатель, который должен вселить в Вас уверенность в том, что проблема разрешима.
Мне доводилось работать с людьми, пережившими психоз. Это не должно означать для человека, что он ненормальный. Также это не означает, что ему надо себя считать сумасшедшим. Тем более всю жизнь. В результате психотерапевтической работы происходила полная адаптация и восстановление всех сфер жизни человека. Это касается и создания семьи.
Более того, человек как бы «пробивается в сферу духа». Начинается его внимательная и трезвенная духовная жизнь.
Первым делом для Вас необходимо разобраться досконально с тем, что произошло и происходит. Т.е. проанализировать динамику своего состояния. Разобраться в своих переживаниях, чувствах. Вы пишете о внутренних противоречиях, об обидах, о сложных отношениях с окружающими. Это те темы, которые должны быть проработаны со специалистом психологом (желательно верующим) или самостоятельно.
Следует вернуться к трудовой деятельности. Как форма социальной адаптации – это совершенно необходимо. В трудовом коллективе возникают сложные ситуации во взаимоотношениях. Избегать этого не следует. Нужно всегда внимательно анализировать эти моменты и искать свою долю участия в возникновении конфликта. Корнем обиды часто может быть гордость, тщеславие, самопревозношение и другие виды страстей.
Вот почему необходимо внимательно наблюдать за собой и систематично исповедоваться и причащаться. Именно находясь среди людей, мы можем через отношения с ними видеть в себе свои духовные искажения.
Восстановление после психоза происходит не сразу. Восстанавливаться следует, соизмеряя свои силы. Обязательно надо обращать внимание на тело.
Здесь я имею в виду занятия спортивными упражнениями. Это может быть бег по утрам, обливания холодной водой, прогулки в лесу, плаванье, занятие футболом и многое другое.
Я знаю довольно много случаев, когда полежав в психиатрической клинике, человек находил с Божией помощью в себе силы больше туда не возвращаться. И постепенно расстройства мышления проходили. Отношения в семье и трудовая деятельность приходили в норму. А вера в Бога еще более укреплялась. Пережив состояние прелести, глубоко осознав на опыте опасность этого состояния, человек учится оберегать себя от помыслов, не сочетаться с ними. Тем самым приобретается навык «останавливания раскручивания» психотического состояния в себе с молитвой и упованием на Бога.
Вы можете подробнее почитать об особенностях пробуждения духа в человеке в моей статье «О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств». Ее можно найти на сайте Общества православных психологов Санкт-Петербурга.
Опыт работы в психиатрической клинике дал много материала для размышлений и привел к тем выводам, которые я кратко изложила, давая ответ на Ваш вопрос.
Всего Вам доброго.

С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна
Общество православных психологов Санкт-Петербурга
 
Сверху