Лапкин. И. Т.

Как относиться к проповедям Православного миссионера Игнатия Тихоновича Лапкина?
На Ютьюбе их огромное количество. Говорит Игнатий Тихонович всегда интересно, убедительно, живо.
Постоянно цитирует Священное Писание. Но смущает несколько моментов:
1. Постоянно подчеркивает невежество священников, нежелание учить народ и т. д.
2. Говорит, что монахи нарушили заповедь Спасителя идти и проповедовать Евангелие, так как пошли в обратном направлении - в пустыни и горы, а не в мир для проповеди.
Читаем на его сайте ответ на вопрос: Вопрос 2069: 8 т. По каким признакам Вы установили, что монашество нежизненно?

Ответ: Потому что в этом институте всё надуманно. Это благая мысль, завершившаяся совершенно не Евангельским разрешением. Идея не могла разродиться, получился мертворожденный выкидыш миллионным тиражом. Когда человек согрешил в раю, то что Бог сделал? Он им устраивает разборку, допрос, даёт обещание избавления в потомках. Быт.3:15 – «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». И затем изгоняет чету, и человек прилепляется к супруге, и из двух идут отростки. На одной из веточек рода человеческого и появится Спаситель. Могло ли это быть без жены и семьи? Ответ только один: «нет!». А если бы Адам начал мыслить благочестиво, как Павел Фивейский и пошел бы достигать совершенства бисером девства, адамо-иноческим совершенствованием подвигов своих, и сидел бы под смоковницей девять столетий, то выполнил бы он назначенное Богом? Быт.5:5 - «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».

Антоний долго и мучительно доходил до воплощения идеи достижения совершенства, достижения ангельского безгрешного состояния. Ему это не просто далось – шёл совершенно новым путём, с Евангелием никто и никогда не сверялся. Жизнь в монастырях пошла далеко не согласно правила по схеме, какую нарисовали основатели этого благого предприятия. Правила монашеского общежительного бытия больше напоминают правила живущих на полярной станции. Но там люди знали, что придёт им смена; а здесь попали на пожизненное состояние, убивающее всякую надежду на улучшение того, что не получилось. И стали придумывать ступени, звания, новые постриги до великой схимы, для достигающих больших успехов в пощении, в молчании; и стали уходить из киновий – общежительных монастырей и лавр и поселяться в отдельных пещерах, уходить всё дальше в пустыню. Это был приговор общежительным устройствам, так как те, отдельно живущие отшельники сподоблялись хлеба от ангелов, и их прославляли несравненно более, чем всю эту массу однополых братий или сестёр. Потом начнется градация монахов: кто же они есть на самом деле? Потому что пороки невозрождённых душ потянулись в тот же день за ними за эти стены-мандры. Более рассудительные и волевые пытались что-то делать, разделять на виды, классы, послушания – но это всё рушилось и напоминало глубокий ров, где в темноте сшибались лбами и стонали, и падали монахи, и только из огромной массы едва единицы выбирались на свет Божьей правды (видение св. Пахомия Великого). Среди монахов находились люди с не совсем потухшим умом и они искали причину неудачи достижения Царствия Божия на земле. Епископ Игнатий (Брянчанинов) засвидетельствовал после своей ревизионной поездки, что на полторы тысячи монастырей в России едва ли найдется четыре, в которых жизнь напоминает духовную. А остальные пришли туда ради покоя телесного. Это же засвидетельствовал стоглавый собор в многочисленных главах из ста. Вот как видится духовное состояние монашества.......................................................................
Как к этому относиться? После его проповедей у меня действительно возникли сомнения в правильности монашества...
 
Москва
Православный христианин
- Игнатия Лапкина помню как талантливого полемиста с сектантами и строгого православного аскета. Но давно, с советских времен его не видел.
Мир ему и благословение Божие!

Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить», как сказано: «Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).
«Есть три рода скопцов: два из них скопцы телесные, третий - духовные. Одни такими родились. Другие были оскоплены в результате пленения или для развлечений матрон. Третьи сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, стали скопцами ради Христа, хотя в полном смысле могли быть мужчинами. Последним обещана награда. Первым и вторым, для которых целомудрие - неизбежность, а не цель веления, за это ничего не положено. Можем сказать и иначе. Есть скопцы от рождения, они по природе фригидны и не склонны к похоти. Другие становятся скопцами от людей: такими их делают философы, либо они теряют способность к сексу через почитание идолов, либо они по еретическим убеждениям симулируют целомудренность, ложно принимая это за истинную религию. И никто из них не последует в Царство Небесное, но лишь тот, кто оскопляет себя (т. е. духовно – О.С.) Христа ради. Потому и добавляет Он: «Кто может вместить, да вместит», - чтобы каждый из нас взвесил свои силы, может ли он исполнять условия девственности и целомудрия. Само по себе целомудрие привлекательно и манит к себе. Но силы надо измерить, чтобы кто может вместить, да вместил. Мы словно бы слышим голос Господа, Который призывает воинов Своих получить в награду целомудренность: «кто может вместить», пусть вместит; кто может сражаться, пусть сражается, пусть победит и увенчается триумфом» (Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея).

Цель безбрачия — целесообразность в деле церковного служения. Ап. Павел ясно высказался по этому вопросу: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...» (1 Кор. 7, 32-33); и выше он сказал: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор.7, 28-29). Мы не умаляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 8-9).

«Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге» (Василий Кесарийский, Пространные аскетические правила);
«Для незамужней женщины девство ее -стена, защищающая ее от бурь мира сего. Будучи укрепленной оградой Божией защиты, она не подвержена порывам ветра мира сего» (Амвросий Медиоланский, Послания).
 
Последнее редактирование модератором:
Отец Олег, спаси Господь за столь подробный ответ!
А как быть с тем, что монахи как бы нарушают волю Христову, скрываясь от мира и не проповедуя, т. е. не исполняя важнейшей заповеди Господа Иисуса Христа?
 
Москва
Православный христианин
А кто Вам сказал, что все должны проповедовать?
Читаем: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим.10:15).

Многим лучше бы помолчать и послушать, а не учить...

Кстати! Почти все великие миссионеры, обращавшие целые народы, были монашествующие - исторический факт!
 
Сверху