Мирские понятия и религия

Крещён в Православии
Если придирчиво глянуть на свое воспитание через христианскую призму, то видно, что в жизни было много ошибок из-за мирского воспитания. Вот во что я верила:

1) "Гордость - положительное качество". Всегда считала, что первой позвонить, попросить, извиниться, восстановить отношения, особенно с мужским полом - это позор. Хотя хотелось, но я сдерживалась. А это просто гордыня, вот что считается в миру положительным качеством. Достоинство, конечно, надо иметь, но это другое, оно перед собой и Богом.

2) "Себя надо любить". Если честно, никогда даже не понимала, как можно любить себя, ведь я для себя не являюсь другим человеком. Однако куча психологических тренингов нацелены на это. И я старалась понять, как это.

3) "Главное - успех, достаток". Ну тут даже комментировать не хочется, однако часто это считают главным. Если ты не успешен, то и не человек.
Целеустремленность и самосовершенствование тоже считаются положительными. А оказывается, полагаться надо на Бога, а исступленно следовать своим придуманным планам - грех, да и не уедешь далеко на них.

4) "Культурные мероприятия - это хорошо". Всегда считала полезным читать книги, смотреть спектакли, посещать культурные мероприятия, проводить время с интересными собеседниками.

Но большую часть этого времяпрепровождения можно было назвать праздностью и празднословием. Если не блудом и т.д.

Вот Иоанн Валаамский рад, что Бог "удостоил его грешного провести всю жизнь в монастыре":
Не знал мирской суеты, наполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь, когда в душе свой мир и умиление? Я полагаю, нет.
Вот ты с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места
Еще читала Феофана Затворника, которые предостерегает от ненужных художественных книг

5) "Смерть - это страшно". Настолько, что все стараются об этом не говорить. А также о болезнях и всем, что ее напоминает. Положено быть позитивными. В общем вся моя система ценностей и рухнула после одной смерти, я искала дальнейший смысл и выход. И обнаружила, что в христианстве смерть желанна и радостна при условии правильной жизни, а этот мир постапокалиптичен и искать в нем счастья бессмысленно. Все что можно сделать - это готовиться к будущей жизни. Тогда то все и становится на свои места.

А какие мирские заблуждения испортили жизнь вам?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Гордость - это просто +100! На редкость мерзопакостная черта, которую активно культивируют. Из этой же обоймы - страх признать, что ты не прав.

Абсолютно невменяемые стандарты общения с противоположным полом. "Школа начинающей стервы" и прочая пакость.

Рекламная фраза "Ведь ты этого достойна". Эгоцентричность, как смысл жизни.

В общем и целом, таких моментов много. Нельзя прощать, нужно мстить, сплетни - как главный досуг, и тд. Но! Не нужно противопоставлять себя всем остальным. А то появится соблазн считать себя лучше. Мол, они все такие плохие, а я в белом. Это дорожка к тщеславию и той же гордыне.
 
Крещён в Православии
Гордость - это просто +100! На редкость мерзопакостная черта, которую активно культивируют. Из этой же обоймы - страх признать, что ты не прав.

Абсолютно невменяемые стандарты общения с противоположным полом. "Школа начинающей стервы" и прочая пакость.

Рекламная фраза "Ведь ты этого достойна". Эгоцентричность, как смысл жизни.

В общем и целом, таких моментов много. Нельзя прощать, нужно мстить, сплетни - как главный досуг, и тд. Но! Не нужно противопоставлять себя всем остальным. А то появится соблазн считать себя лучше. Мол, они все такие плохие, а я в белом. Это дорожка к тщеславию и той же гордыне.

я не противопоставляю, а говорю о том, что это испортило мне жизнь наверно даже больше, чем многим. Я это воспринимала всерьез. А ошибки не исправишь.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
я не противопоставляю, а говорю о том, что это испортило мне жизнь наверно даже больше, чем многим. Я это воспринимала всерьез. А ошибки не исправишь.
А я и не говорю о Вас :) я о себе, например. Может и не только о себе. На новоначальном этапе было горячее желание отстраниться, даже какое-то мерзкое высокомерие, как я потом поняла, проскальзывало. Сейчас вспоминать противно даже.
 
Меня учили, что жизнь- это борьба и в схватке побеждает сильнейший и что интересно ранее, даже и не приходило в голову подумать и задать впросы- Если жизнь борьба, то с кем? И, что значит победа в этой схватке? И что, такое, "сильнейший"... Это кто? Какими качествми, он должен обладать, чтобы стать сильнейшим и хорошо ли- это?
Это наверное тоже, всё про ту же гордыню...
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Екатерина, мне кажется, что перечисленные вами положения не являются абсолютным злом.
1) Гордость нехорошо, но необходимо чувство человеческого достоинства, необходимо видеть в себе и других образ Божий.
2) Себя надо любить, потому что любовь к себе - мерило любви к другому (по Евангелию). Если не любить себя, как полюбить другого?
3) Без нормального достатка мы обрекаем своих близких на голодное существование. Целеустремленность к Богу чем плоха? Стремление выполнить хорошо свою работу чем плохо?
4) Как растить детей, будучи некультурным человеком? Ни колыбельной не спеть, ни книжки не почитать, ни с тем же церковным искусством не познакомить, ни в уроках помощь не оказать.
5) Смерть, болезнь, физические страдания - страшно. Господь плакал над умершим другом, томился перед Своим добровольным страданием. Смерть неестественна, люди создавались Богом для жизни. Да и уверенности в том, что после смерти попадешь ,,в место светлое" вряд ли кто-то испытывает, зная своё истинное лицо.

Наверное, надёжнее идти средней дорогой.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Светлая, а жизнь и есть борьба. Борьба со своими страстями, со своими тараканами. Чуть забылся, в такую яму скатываешься, что не то что на форуме не написать, себе сказать страшно. А победа? Победа уже не здесь будет, если будет. ,,Претерпевший до конца спасётся".
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
И ещё. Мне кажется, что лучше не смотреть слишком пристально на своё воспитание. Почему? Воспитывают нас другие люди. Если ищем ошибки в этом процессе, ищем ошибки других людей. Что последует за этим? Прощение чужих ошибок? Это хорошо. А если оправдание своих ошибок виной других? Это уже плохо. Опасный такой путь. Лучше, наверное, искать свои собственные ошибки, потому что только свои ошибки мы можем как-то исправить.
Это раздумья, не более.
 
Россия
Православный христианин
Прочитал "понятия", думал про тюрьму. Насчет гордости ну наверное главное чтоб она в гордыню не превращалась. Да и как со всеми грехами, которые становятся оными из-за чрезмерного и неправильного применения. Вино пить не грех, а вот напиваться как свинья грех. Супружеские отношения это нормально, а вот блудить направо и налево уже нет, ну и так далее.
 
Крещён в Православии
Екатерина, мне кажется, что перечисленные вами положения не являются абсолютным злом.
1) Гордость нехорошо, но необходимо чувство человеческого достоинства, необходимо видеть в себе и других образ Божий.
2) Себя надо любить, потому что любовь к себе - мерило любви к другому (по Евангелию). Если не любить себя, как полюбить другого?
3) Без нормального достатка мы обрекаем своих близких на голодное существование. Целеустремленность к Богу чем плоха? Стремление выполнить хорошо свою работу чем плохо?
4) Как растить детей, будучи некультурным человеком? Ни колыбельной не спеть, ни книжки не почитать, ни с тем же церковным искусством не познакомить, ни в уроках помощь не оказать.
5) Смерть, болезнь, физические страдания - страшно. Господь плакал над умершим другом, томился перед Своим добровольным страданием. Смерть неестественна, люди создавались Богом для жизни. Да и уверенности в том, что после смерти попадешь ,,в место светлое" вряд ли кто-то испытывает, зная своё истинное лицо.

Наверное, надёжнее идти средней дорогой.
Да, не абсолютное, тут важна точность формулировок. Если внутри нет мерила, то легко истолковать не так. В общем, многие люди истолковывают все с верными поправками: что-то не воспринимают всерьез, что-то игнорируют.
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Екатерина!
Я - амбиверт, но вроде с уклоном в интроверсию, поэтому не так сильно была подвержена внешнему воздействию мирских понятий.
Однако, смерть некогда казалась мне страшной, пугающей, конец всему... сейчас я знаю, что это не так.
Понятия "любить себя" и ещё "получать от жизни удовольствие" тоже специфические... они, ох какие разные для среды верующих и мирских...да еще внутри каждой из этих сред они разнятся.
 
Последнее редактирование:
Вы там сильно в монашеские рекомендации не углубляйтесь. Я лично знаю иеромонахов, которые читают много худ.лит (это очень помогает понимать других людей, их страсти), пишут стихи, снимают фильмы о своих обителях. Если бы не культура (история и экскурсоводы), что бы мы знали о разрушенных храмах, их особенностях - в Питере и Москве это огромный пласт и нынешней жизни по сути, только невидимый. Например, недалеко от моего дома, оказывается, сохранилась подземная часть храма - копия пещеры Рождества Христова. Сверху - скверик (храм взорван). Мировая культура - результат действия в человеке подобия Божьего - способности к творению. Просто нужно выбирать хорошее. Это расширяет горизонты, и служит опорой в трудные моменты - бывает.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Да, не абсолютное, тут важна точность формулировок. Если внутри нет мерила, то легко истолковать не так. В общем, многие люди истолковывают все с верными поправками: что-то не воспринимают всерьез, что-то игнорируют.
Одно из направлений действия страстей, по описанию оптинского старца Клеопы страсти действуют сзади - то есть из прошлого, которое мы храним в наших воспоминаниях. А также слева , когда страсти осознаются как левые, то есть борят нас из пространства сейчас, но мы понимаем, что это левые страсти. Справа,когда страсти выражаются, как благовидные стремления,а наш ум не может это различить, то есть добрыми намерениями страсти прокладывают дорогу известно куда. И это не полный список. Страсти действуют: спереди, снаружи, изнутри.
Но это все от рефлексии ума,привычки "адекватно" реагировать,то есть от самомнения.По этому, Ум наш часто не может различать добрые намерения от скрытых страстей, так как использует не верные приоритеты оценки,опираясь на свой опыт чаще...когда есть свои представления о благости,заведомо удобные,а значит ложные,от того и нет полного восприятия ситуации,и как следствие ошибка в действии или проявлении воли. Опыт всегда "сзади", в прошлом. Так что спереди и снаружи - это рефлексия считаю... изнутри - это уже проявление воли обычно, а она как правило формируется из накопленного опыта. Страшен не сам грех, а навык к нему - привыкание....рефлексия,когда он входит в естество человека.
 
Одно из направлений действия страстей, по описанию оптинского старца Клеопы страсти действуют сзади - то есть из прошлого, которое мы храним в наших воспоминаниях. А также слева , когда страсти осознаются как левые, то есть борят нас из пространства сейчас, но мы понимаем, что это левые страсти. Справа,когда страсти выражаются, как благовидные стремления,а наш ум не может это различить, то есть добрыми намерениями страсти прокладывают дорогу известно куда. И это не полный список. Страсти действуют: спереди, снаружи, изнутри.
Но это все от рефлексии ума,привычки "адекватно" реагировать,то есть от самомнения.По этому, Ум наш часто не может различать добрые намерения от скрытых страстей, так как использует не верные приоритеты оценки,опираясь на свой опыт чаще...когда есть свои представления о благости,заведомо удобные,а значит ложные,от того и нет полного восприятия ситуации,и как следствие ошибка в действии или проявлении воли. Опыт всегда "сзади", в прошлом. Так что спереди и снаружи - это рефлексия считаю... изнутри - это уже проявление воли обычно, а она как правило формируется из накопленного опыта. Страшен не сам грех, а навык к нему - привыкание....рефлексия,когда он входит в естество человека.
Вадим, "рефлексия о" - это же оценка чего-либо, анализ.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, "рефлексия о" - это же оценка чего-либо, анализ.
рефлексия - это уже бессознательное действие. Добродетель тоже может быть рефлексом,делание добра по естеству,когда по другому поступить просто не можешь,или не понимаешь, как можно поступить по другому.
 
Крещён в Православии
рефлексия - это уже бессознательное действие. Добродетель тоже может быть рефлексом,делание добра по естеству,когда по другому поступить просто не можешь,или не понимаешь, как можно поступить по другому.
рефлексия и рефлекс - это совершенно разные по смыслу слова.
 
Крещён в Православии
Вы там сильно в монашеские рекомендации не углубляйтесь. Я лично знаю иеромонахов, которые читают много худ.лит
Это да, вот Тихон Шевкунов заставляет своих семинаристов читать русскую классику, чтобы понимать психологию человека. "Познай себя" - это христианский девиз. Но книги могут быть и опасны, впервые такое мнение я прочитала у Феофана Затворника, что ли, который в письме девушке не рекомендовал брать непроверенные книги. Художественные. Уж лучше что-то полезное почитать.
Я лично очень увлекалась чтением в школьном возрасте, еще до чтения святых отцов, и считаю, что многие книги были не полезны - сформировали какой-то упадническое и циничное мировоззрение. Ну вот "Портрет Дориана Грея", например - там и сюжет состоит в том ,что юношу совращают книгой, и вкупе с циничными афоризмами Уальда сюжет в реальность и воплощается на юном читателе. Вот прямо злодействие какое-то почувствовала. Без подготовки или мудрого учителя - вредно. И хотя Достоевского тоже читают семинаристы, на меня лично описанные там психопаты произвели тяжелое действие.
 
рефлексия это процесс объясняющий неосознанный поступок, рефлекс - действие.
Вероятно, в науке другое значеник - осознание. Пример: Рефлексии об истории репрессий - "осознавание причин и значений репрессий".
 
Сверху