Национализм и патриотизм - где грань между ними?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
патриотизм это лицемерня форма национализма, а национализм это мягкая форма нацизма.
То есть любить свое отечество, свой народ, культуру, язык, природу и его исторические корни есть лицемерие? И тот лицемер кто готов служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его?

То есть лицемер князь Александр Невский? Тот, который причислин к лику святых Св. князь Александр Невский - прославленный полководец и мудрый правитель, отдавший всю жизнь делу защиты Русской земли? Или Адмирал Феодор Ушаков, который тоже причислин к лику святых? Или те ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 года, которые победили и дали нам возможность жить во спасение?

То есть, судя по Вашему умозаключению, тех, кто положил жизни свои за отечество поставить в один ряд с нацистами?

Святитель Филарет Московский: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых- трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв.национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальноеосвобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке,сопровождаемый идеей национального превосходства и национальнойисключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается срасизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Нацизм (от названия фашистской Национал-социалистской партии Германии(нацистской) - одно из названий германского фашизма.
 
а вам Александр Невский сам сказал что он "патриот" ?, у него "работа" такая была, по наследству....


а еще вы забыли Дмитрия Донского, Константина Великого, Андрея Стратилата, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, 40 мучников севастийских.... список длинный.

если ко мне в дом залезут, тo нет гарантии что я не настучу тому кто это сделал по голове, только ни какого это отношения к христиаству не имеет....и хвалится "святостю поступка" я постесняюсь, разве что исповедатся.

Воин 3 года да не причастится.



а патриотизм и есть форма фашизма.
Фашизм происходит от итальянского "фасцио", анатомию изучали? знает что тако фасция? т.е. в переводе на русский "обединение". - обединение людей одержимой идеей национального едиства.
 
Да, еще об Ушакове, какой образ жизни он вел после войны знаете?

Давиду Господь имеено изза того что на руках у него много "крови" не позволяет строить Храм.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Да, еще об Ушакове, какой образ жизни он вел после войны знаете?
Святой праведный воин Феодор Ушаков
Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

Началась Отечественная война 1812 года. На борьбу с французами поднялся весь народ — в Тамбовской губернии, как и везде, формировалось ополчение, начальником которого избрали Федора Федоровича Ушакова. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага».

Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».


Адмирал Феодор Ушаков пречислен к лику святых в декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. А в августе 2006 года в Саранске был освящен единственный в мире храм, посвященный святому моряку.
 

то что его прославили как "воина" - скорее всего российская патриотическая интрига.
по жизнеописанию он не попадает в разряд воинов:
- Георгий Победоносец
- Димитрий Солунский
- Иоанн Воин
- Мина Воин
- Андрей Стратилат
- Константин XI Палеолог
- Феодор Стратилат
- 40 мучеников севастийских

а Алксандра Васильевича прославлять будут?

как я понимаю все эти прославления делаются для поддержания "морального осостояния".
В СССР выл матросов, гастело и им подобные. Вот похоже что РПЦ выполняет заказ российского правительства по укреплению оборонного комплекса.
 
Армавир
Крещён в Православии
Здравствуйте.
то что его прославили как "воина" - скорее всего российская патриотическая интрига.
Ушаков был действительно освободителем и даже разбивая врагов он побеждал только их зло. И даже намёка на мародёрство у его подчинённых не было. Даже враги его почитали. Это действительно был воин Божьей милостью.
Спасибо.
 
то что его прославили как "воина" - скорее всего российская патриотическая интрига.

как я понимаю все эти прославления делаются для поддержания "морального осостояния".
В СССР выл матросов, гастело и им подобные. Вот похоже что РПЦ выполняет заказ российского правительства по укреплению оборонного комплекса.
Вы,так понимаю,ставите своё мнение выше мнения РПЦ ?
Что Вы за чушь какую-то пишите все время?Вам не надоело?Зачем Вы вообще подписались православный?Ведете себя совсем как не православный!Выбирайте выражения!
 
если вы отдали жизнь на войне истребляя иноземного захватчика своей родины это патриотизм, а если в мирное время убили девочку узбечку у себя в стране за "чистоту рассы" это национализм.
Источник патриотизма любовь к своей стране, национализма ненависть к другим национальностям. Бог есть любовь, в первом случае - это Христианское чувство, во втором нет.
 
Россия
Православный христианин
А может ли христианин- быть националистом? или патриотом- чего?
1. Христианин — это ученик или последователь Иисуса Христа.
2. Христианин — это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
3. Христианин — это человек, в котором живёт Дух Христа — Святой Дух Божий.
4. Христианин — это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
5. Христианин — это человек, который лично общается со своим Творцом.
6. Христианин — это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
7. Христианин — это человек, который служит своими дарами Телу Христа — братьям и сестрам по вере.
Настоящие христиане – те, которые покаялись в своих грехах и поверили в единственного Иисуса Христа. Их вера – это не следование религии или моральному кодексу, и не соблюдение списка разрешенных и запрещенных поступков.
Многие люди считают себя христианами только потому, что посещают церковь или живут в «христианской» нации. Однако из-за посещения церкви, помощи нуждающимся или морального образа жизни мы еще не становимся христианами. Один проповедник сказал: «Посещение церкви не делает нас христианами точно так же, как посещение гаража не делает нас машинами». Итак, членство в церкви, регулярное посещение служений, пожертвования на работу церкви не могут сделать нас христианами.

Настоящий христианин – это дитя Божье, член Божьей семьи, который имеет новую жизнь во Христе. А признаком истинного христианства является любовь к ближним и послушание Божьему Слову (1 Иоанна 2:4, 10).

Вдумайтесь в слова молитвы: Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́ …

Где Отечество наше ? всё оправдываем понятием –синергия- .
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
А может ли христианин- быть националистом? или патриотом- чего?
Христианин должен быть патриотом своей страны. И этому подтверждение мы находим в житиях наших святых, например, Преподобного Сергия Радонежского, которого называют великим печальником земли русской. Вспомним Куликовскую битву - великое событие в жизни русского народа: свержение татарского ига. В этот грозный, решительный час преп. Сергий, подобно древнему Моисею, становится вождем своего народа. Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преп. Сергия Дмитрием Донским перед его выступлением в поход против татар. "Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов". А затем, понизив голос, сказал тихо одному князю: "Победиши враги твоя".

А прославленные в лики святых - благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской.

22 июня 1941 г., в день всех святых, в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором призвал русский народ на защиту Отечества.

Очень хороший раздел есть на форуме Священнослужители - фронтовики
 
Россия
Православный христианин
Христианин должен быть патриотом своей страны.
-----------------------------------------------------------------------------
И у Спасителя есть национальность?
Возможно, вы меня не совсем поняли. Слава всем воинам, не только православным, сражающимся за своё Отечество. А эта слава разве от Бога? А по чьей воле начинаются воины? и почему они начинаются? Уж очень человек много на себя берёт, пользуясь своей волей, игнорируя Божественную Волю. Отчего Бог попускает …
-и зачем хвалить пожарного, спасшего человека- это же его работа-
Спаси Господи.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мне кажется, что каждый православный понимает, или по крайней мере, должен понимать, где проходит эта грань.
 
Россия
Православный христианин
Очень интересный материал…. .

ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ РОССИЮ.
Манифест русского движения.
Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.).
«Родина не есть то место на земле, где я родился, произошел на свет от отца и матери, или где я "привык жить"; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моем жизненном творчестве. И если я считаю моей родиной — Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — мое горе; его расцвет — моя радость».
(Манифест. 15–Любовь к Родине)
http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html

Итак, национальное чувство есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа.

Национализм есть вера в его духовную и инстинктивную силу; вера в его духовное призвание.

Национализм есть воля к творческому расцвету моего народа — в земных делах и в небесных свершениях.

Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений.

Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания.

Вот почему истинный национализм можно описать как духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ — к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм есть благодарение Богу за эти дары; но он есть и скорбь о своем народе, если народ оказывается не на высоте этих даров.

В национальном чувстве источник достоинства (Суворов: «Помилуй Бог — мы русские!»), источник братского единения («Постоим за дом Пресвятыя Богородицы!»), источник правосознания («Грозно служить и честно прямить»).

Но истинный национализм учит и покаянию, и смирению — при созерцании слабостей и крушений своего народа:
«За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За темные отцов деянья,
За темный грех своих времен,
За все беды родного края, —
Пред Богом благости и сил,
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!»
(Хомяков).

Истинный национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство, ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему, как могли. Он учит еще, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов; и что сверх-национализм доступен только настоящему националисту: ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален.
http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html#17

А вот что думает и чувствует настоящий патриот, говоря о своей родине:

«Народ мой! Я рожден из твоих недр плотию и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках. Во мне живет и меня водит тот инстинкт народного самосохранения, который вел тебя через дебри и муки твоей истории»… «Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон. Я силен его силою и эту силу я отдаю ему и за него. Я связан с ним в единое мы. Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути. Я сам творю так, как он; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах. Его национальный интерес есть мой, личный. Я радостно приобщаюсь к его славе, и терзаюсь в дни его крушения и позора. Его друзья — мои друзья. Его враги — мои враги. Ему принадлежит моя жизнь. Его язык есть мой язык. Его земная территория — есть моя территория, и армия, верная ему — есть моя родная армия. Я не избирал его, ибо это он сам родил меня из недр своих. Но, будучи рожден им, я избрал его и принял его в последнюю глубину моего сердца. И потому я верен ему; и верен именно ему — во всех положениях, трудностях и опасностях жизни. Этого чувства я не могу питать сразу к двум народам. Нельзя человеку иметь двух матерей, или исповедовать две различные веры. И если народ мой велик и многообразен и принял в себя струи многих кровей, — то всякая из этих кровей может и должна найти свое крещение в его духе; и всякая из них призвана связать свою судьбу с его судьбою, и мыслить, и чувствовать себя в духовном тождестве с ним»…
http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html#15
 
Себеж
Православный христианин
патриотизм – это из чувственной сферы и именно подразумевает любовь, как к собственной стране, так и народу своей Родины.

Патриотизм - это чистая любовь, чище чем к женщине, когда ты от Родины ничего взамен не хочешь получить,

Государство - нет, это другое...
Если написанное вами сформулировать в кратких дефинициях, то получается следующее.

1. Патриотизм - это любовь к родине.
2. Патриотизм - это любовь к стране.
3. Патриотизм - это любовь к народу.
4. Патриотизм - не есть любовь к государству.

И тут получается некоторая путаница. А именно:

1. Понятия "страна" и "родина", с одной стороны, отождествляются (как один и тот же объект любви), с другой стороны, разделяются (как нечто выраженное разными словами).

2. Понятия "государство" и "страна" даются, как совершенно различные ("Государство - это другое..." - как вы высказались)

3. Понятие "народ" становится неопределённым (то ли это то, что находится в политических границах государства, то ли это некая культурная общность, рассеянная по всей земле, то ли языковая общность, то ли какой-то конкретный этнос, то ли группа с исторической общностью...)

И на выходе получается что-то совершенно невнятное.

Для большей внятности нужно более пристально разобраться в терминах, и уточнить следующее. Вначале нужно договориться, употребляем ли мы слова в их собственном значении, или придумываем произвольные значения. Начнём с понятия "родина". "Родина" - уже по своей этимологии, место, где человек родился. Предположим, что это какой-то городок N, или деревня X. И тут вопрос: докуда распространяются, в таком случае границы родины? Они совпадают с границами городка? Района? Области? Края? Государства, в котором находится городок? Если я родится в Себеже, то моя родина и Петропавловск-Камчатский? Но тогда "родина" - это уже понятие не из области личного, а из области политического, и понятия "родина" и "страна" отождествляются. Если же всё таки "родина" - из области личного, то нужно определиться, на что же именно я распространяю это понятие. Если говорить в терминах логики: нужно определить объём понятия "родина".

Те же самые операции нужно выполнить с понятиями "страна", "государство", "народ". Только тогда можно будет оперировать с понятием "патриотизм". В противном случае, разговор о патриотизме будет просто эмоциональным набором слов, без всякого определённого содержания.

P.S.
Я лично думаю, что со всем этим вряд ли вообще можно разобраться. Но даже если мы разберёмся, всё равно не появится никаких оснований отождествлять "любовь к..." и "патриотизм". Любовь - это просто любовь, а что такое "патриотизм" - я не знаю. Думается, что слово "патриотизм" - это вообще искусственное изобретение, созданное политиками для манипуляции толпой. В это слово можно вкладывать какое угодно содержание, и им можно побуждать к широкому спектру действий.

Лично у меня слово "патриотизм" не вызывает ничего кроме отвращения. Глупое слово, с политическим привкусом, и с зарядом мутной иррациональности. Если я что-то люблю, то я это и люблю, и мне не нужен никакой такой "патриотизм", о котором я не знаю что это такое, и что мне совершенно не интересно.
 
Планета Земля
Православный христианин
А вот у меня вопрос, я свою дочку к доктору водила, а там новая медсестра, абсолютно черная негритянка... У меня вспыхнули чувства, я их конечно не показала, но мне было ужасно неприятно когда она трогала моего ребенка своими руками....Так же было и когда я узнала,ч то мою дочку Африканец обидел...Когда ее обижает белый мальчик я возмущаюсь, то сильных эмоций это не вызывает, а но когда Африканец, я просто озверела...
Получается я националистка:( Хотя отношусь к любым нациям уважительно и не разделяю, здороваюсь спокойно и с неграми и тд.... Но когда дело доходит,ч то моего ребенка трогают, тут я вспыхиваю....
 
Себеж
Православный христианин
Христианин должен быть патриотом своей страны. И этому подтверждение мы находим в житиях наших святых, например, Преподобного Сергия Радонежского, которого называют великим печальником земли русской.
Ну..., печальником земли русской является каждый житель России, сидящий голодный и без денег, в своей запущенной утлой квартире...

А если серьёзно, то в житиях святых мы находим как раз отрицание привязанности политическим образованиям, отвержение их, и уход от них. Святость, монашество и появилось-то, как отрицание мира с его круговертью, как отвержение городов, человеческих общностей, национальных сообществ... Прп. Никодим Святогорец пишет: "Да буду для тебя события в мире и царствах, как несуществующие." А тот патриотический мотив, который можно наблюдать в житиях некоторых русских святых, является лишь результатом исторических редакций. Дух общества - он проникает и в церковные обычаи, и в моральное учение, и в жития святых; увы, не общество усваивает дух святых, а общество привносит свой дух в жития святых, подгоняя их под свой стандарт миовоззрения. Но если мы откроем жития древних святых, то никакого такого патриотизма мы там не увидим. В тех житиях речь только об отношениях Бога и человека, а не человека и нации. И, в этом смысле, пересадка патриотизма с его языческой почвы на христианскую, является просто подменой. Подменой ценностей. Ну и, конечно, чтобы эти ценности прижились в христианской среде, необходимо заручится авторитетом святых, что и делает историческая редакция житий. Идея "благочестивого патриотизма" насаждается властью, как инструмент манипулирования христианскими массами. И любовь к Богу и Церкви в христианском сознании транслируется на государство. Патриотизм становится священным, становится элементом праведности. А это грубая подмена. И христианин должен быть достаточно трезв, чтобы на это не покупаться.
 
Себеж
Православный христианин
А вот у меня вопрос, я свою дочку к доктору водила, а там новая медсестра, абсолютно черная негритянка... У меня вспыхнули чувства
Вполне нормальная здоровая реакция. Реакция защиты. Защиты физической, культурной, религиозной, вообще ценностной, и какой угодно... Когда у людей исчезнет этот инстинкт защиты, вот тогда всё и перемешается в одно биологическо-мировоззренческое месиво, в котором уже не различишь ни правду, ни ложь, ни верх, не низ, ни чёрное и белое, ни мужчину, ни женщину. А современная глобализация как раз и направлена на искоренение этого здорового инстинкта.

Ну и ваша реакция, разумеется, не имеет никакого отношения ни к патриотизму/непатриотизму, ни к любви/нелюбви - это совершенно другое.
 
оренбург
Православный христианин
А вот у меня вопрос, я свою дочку к доктору водила, а там новая медсестра, абсолютно черная негритянка... У меня вспыхнули чувства, я их конечно не показала, но мне было ужасно неприятно когда она трогала моего ребенка своими руками........
Неприязнь - скверное качество души, неприязнь без видимых на то оснований - плохо вдвойне.
 
Где грань между ними?
Разница между этими двумя понятиями такая же, как разница между большевиками и декабристами. Первые хотели, чтобы не было богатых, вторые, чтобы исчезла бедность. Таким образом, если вы упорным трудом и самосовершенствованием, которое прежде всего надо начинать с себя, вы возвышаете свою страну, свой народ, то это патриотизм. А если попытки самоутвердиться сопряжены с унижением других стран и народов, то это национализм.
 
Себеж
Православный христианин
если вы упорным трудом и самосовершенствованием, которое прежде всего надо начинать с себя, вы возвышаете свою страну, свой народ, то это патриотизм.
Стало быть, цель самосовершенствования - возвышение страны...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху