- Православный христианин
Меня с давних пор заботит вопрос: как быть с подаянием? Подавать ли, по возможности, всем просящим? Или, все-таки, проводить "отбор" с позиции здравого смысла?
Вот неряшливо-лохматые среднеазиатские цыгане "люли". Не подаю никогда. Точнее, почти никогда. Один раз девочка люли подошла ко мне с мягкой игрушкой в руках и стала лопотать что-то столь умильное (хоть и с акцентом), что рука сама достала и дала ей какую-то мелочь
Но потом я даже об этом жалел: ведь не от нужды, с моей точки зрения, они просят деньги у слабохарактерных русских. Честного труда они в принципе не признают, и представляют из себя жесткую, структурированную мафию.
Вот закутанная в платок фигура, не видно ни лица, ничего... только смуглые, черноватые пальцы держат кружку со вставленной иконкой... Крестится, призывает на проходящих благословение Божие. Это, насколько я понимаю, молдавские цыгане. Тоже не подаю. Зачем жертвовать свои, пусть и небольшие, деньги, в фонд наркомафии, для отравления наших детей?
Очень неохотно подаю я и камуфлированным "афганцам" на колясках и другим подобным заведомо-структурированным нищим... Не даю подросткам - явным наркоманам... Не даю и алканавтам с их вечной просьбой "дай два рубля, не хватает"...
Но ведь в Писании сказано, что надо дать просящему. И все. Не сказано, что надо их как-то разделять, и так далее... Подаяние - это самый легкий и безболезненный способ сделать добро, и как же неприятно лишать себя этой маленькой радости! Каждый раз, не проявив этого микро-акта милосердия по вышеозначенным соображениям, чувствуешь какую-то душевную пустоту и горечь. И даже чувство вины.
Как лучше поступать: буквально исполнять слово Божие, не рассуждая, на пользу это будет, или во вред; предоставляя Господу самому распорядиться нашим подаянием? Или действовать с трезвением, с рассуждением, не позволяя сантиментальным эмоциям взять верх над чувством ответственности и здравым смыслом?
Есть в любимом мною фильме "Спасти рядового Райана" такой сюжет. Один из бойцов американского отряда спасает от расстрела немецкого пленного. Казалось бы, правильный, нравственно-безупречный поступок. Но потом этот бывший пленный на его глазах убивает двоих друзей этого американского солдата, своего спасителя.
Раньше я всегда считал, что этот американец, отпустив врага, проявил ханжеское чистоплюйство, за которое заплатили жизнью другие люди. Теперь... даже не знаю, что и думать о таких ситуациях.
Можно ли предположить, что даже милостыню, данную во славу Божию заведомому жулику или даже злодею, Бог обратит во благо? Можно ли предполагать, что полученные от нас деньги те же люли вдруг неожиданно потратят на что-то доброе, а не на свои заведомо-темные делишки? Та же молдавская цыганка купит своему ребенку хлеба, а не отдаст в оборот нарко-барону? А может быть юному наркоману деньги нужны действительно на еду (ведь едят же они что-то)? А алкаш, которому я отказал в мелочи, возможно, сегодня умрет, вовремя не опохмелившись, от абстинентного синдрома? Или своей ханжеской добренькостью мы безответственно и преступно плодим заведомых паразитов и хищников на теле нашего и без того больного общества?
Как поступать, когда встает выбор между бездумной, но и безупречной добротой и мелочным, но тоже безупречным с точки зрения общественной пользы расчетом?
Вот неряшливо-лохматые среднеазиатские цыгане "люли". Не подаю никогда. Точнее, почти никогда. Один раз девочка люли подошла ко мне с мягкой игрушкой в руках и стала лопотать что-то столь умильное (хоть и с акцентом), что рука сама достала и дала ей какую-то мелочь
Вот закутанная в платок фигура, не видно ни лица, ничего... только смуглые, черноватые пальцы держат кружку со вставленной иконкой... Крестится, призывает на проходящих благословение Божие. Это, насколько я понимаю, молдавские цыгане. Тоже не подаю. Зачем жертвовать свои, пусть и небольшие, деньги, в фонд наркомафии, для отравления наших детей?
Очень неохотно подаю я и камуфлированным "афганцам" на колясках и другим подобным заведомо-структурированным нищим... Не даю подросткам - явным наркоманам... Не даю и алканавтам с их вечной просьбой "дай два рубля, не хватает"...
Но ведь в Писании сказано, что надо дать просящему. И все. Не сказано, что надо их как-то разделять, и так далее... Подаяние - это самый легкий и безболезненный способ сделать добро, и как же неприятно лишать себя этой маленькой радости! Каждый раз, не проявив этого микро-акта милосердия по вышеозначенным соображениям, чувствуешь какую-то душевную пустоту и горечь. И даже чувство вины.
Как лучше поступать: буквально исполнять слово Божие, не рассуждая, на пользу это будет, или во вред; предоставляя Господу самому распорядиться нашим подаянием? Или действовать с трезвением, с рассуждением, не позволяя сантиментальным эмоциям взять верх над чувством ответственности и здравым смыслом?
Есть в любимом мною фильме "Спасти рядового Райана" такой сюжет. Один из бойцов американского отряда спасает от расстрела немецкого пленного. Казалось бы, правильный, нравственно-безупречный поступок. Но потом этот бывший пленный на его глазах убивает двоих друзей этого американского солдата, своего спасителя.
Раньше я всегда считал, что этот американец, отпустив врага, проявил ханжеское чистоплюйство, за которое заплатили жизнью другие люди. Теперь... даже не знаю, что и думать о таких ситуациях.
Можно ли предположить, что даже милостыню, данную во славу Божию заведомому жулику или даже злодею, Бог обратит во благо? Можно ли предполагать, что полученные от нас деньги те же люли вдруг неожиданно потратят на что-то доброе, а не на свои заведомо-темные делишки? Та же молдавская цыганка купит своему ребенку хлеба, а не отдаст в оборот нарко-барону? А может быть юному наркоману деньги нужны действительно на еду (ведь едят же они что-то)? А алкаш, которому я отказал в мелочи, возможно, сегодня умрет, вовремя не опохмелившись, от абстинентного синдрома? Или своей ханжеской добренькостью мы безответственно и преступно плодим заведомых паразитов и хищников на теле нашего и без того больного общества?
Как поступать, когда встает выбор между бездумной, но и безупречной добротой и мелочным, но тоже безупречным с точки зрения общественной пользы расчетом?