Нищие: кому подать, кому - не давать?

Санкт-Петербург
Православный христианин
Меня с давних пор заботит вопрос: как быть с подаянием? Подавать ли, по возможности, всем просящим? Или, все-таки, проводить "отбор" с позиции здравого смысла?
Вот неряшливо-лохматые среднеазиатские цыгане "люли". Не подаю никогда. Точнее, почти никогда. Один раз девочка люли подошла ко мне с мягкой игрушкой в руках и стала лопотать что-то столь умильное (хоть и с акцентом), что рука сама достала и дала ей какую-то мелочь :) Но потом я даже об этом жалел: ведь не от нужды, с моей точки зрения, они просят деньги у слабохарактерных русских. Честного труда они в принципе не признают, и представляют из себя жесткую, структурированную мафию.
Вот закутанная в платок фигура, не видно ни лица, ничего... только смуглые, черноватые пальцы держат кружку со вставленной иконкой... Крестится, призывает на проходящих благословение Божие. Это, насколько я понимаю, молдавские цыгане. Тоже не подаю. Зачем жертвовать свои, пусть и небольшие, деньги, в фонд наркомафии, для отравления наших детей?
Очень неохотно подаю я и камуфлированным "афганцам" на колясках и другим подобным заведомо-структурированным нищим... Не даю подросткам - явным наркоманам... Не даю и алканавтам с их вечной просьбой "дай два рубля, не хватает"...
Но ведь в Писании сказано, что надо дать просящему. И все. Не сказано, что надо их как-то разделять, и так далее... Подаяние - это самый легкий и безболезненный способ сделать добро, и как же неприятно лишать себя этой маленькой радости! Каждый раз, не проявив этого микро-акта милосердия по вышеозначенным соображениям, чувствуешь какую-то душевную пустоту и горечь. И даже чувство вины.
Как лучше поступать: буквально исполнять слово Божие, не рассуждая, на пользу это будет, или во вред; предоставляя Господу самому распорядиться нашим подаянием? Или действовать с трезвением, с рассуждением, не позволяя сантиментальным эмоциям взять верх над чувством ответственности и здравым смыслом?
Есть в любимом мною фильме "Спасти рядового Райана" такой сюжет. Один из бойцов американского отряда спасает от расстрела немецкого пленного. Казалось бы, правильный, нравственно-безупречный поступок. Но потом этот бывший пленный на его глазах убивает двоих друзей этого американского солдата, своего спасителя.
Раньше я всегда считал, что этот американец, отпустив врага, проявил ханжеское чистоплюйство, за которое заплатили жизнью другие люди. Теперь... даже не знаю, что и думать о таких ситуациях.
Можно ли предположить, что даже милостыню, данную во славу Божию заведомому жулику или даже злодею, Бог обратит во благо? Можно ли предполагать, что полученные от нас деньги те же люли вдруг неожиданно потратят на что-то доброе, а не на свои заведомо-темные делишки? Та же молдавская цыганка купит своему ребенку хлеба, а не отдаст в оборот нарко-барону? А может быть юному наркоману деньги нужны действительно на еду (ведь едят же они что-то)? А алкаш, которому я отказал в мелочи, возможно, сегодня умрет, вовремя не опохмелившись, от абстинентного синдрома? Или своей ханжеской добренькостью мы безответственно и преступно плодим заведомых паразитов и хищников на теле нашего и без того больного общества?
Как поступать, когда встает выбор между бездумной, но и безупречной добротой и мелочным, но тоже безупречным с точки зрения общественной пользы расчетом?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Максим, очень хороший и важный вопрос, который и для меня труден в ответе! Я не могу судить - сколь правильно я поступаю, но "неряшливо-лохматым среднеазиатским цыганам "люли"" тоже не подаю по той же причине "молодые, сильные, красивые, но не желающие работать", будучи в Москве и Питере в метро и электричках - был случай, когда подала безногому, а через некоторое время увидела его ходячим, иногда в около магазинов или в них просят на хлебушек или чего-нибудь покушать, покупаю именно то, что просят...

По мере возможности откликаюсь на адресную помощь, например, есть знакомая молоденькая мамочка с маленьким ребенком, даже если она просит в долг, всегда даю и не требую возврата.

Может быть в наше время лучше всего найти хотя бы одного человека или семью, которая действительно нуждается, и сопровождать их по силам и возможностям своим?
 
оренбург
Православный христианин
Можно ли предположить, что даже милостыню, данную во славу Божию заведомому жулику или даже злодею, Бог обратит во благо?
Можно и нужно: много и всякому.
Дающий не подсуден, потому не сомневайтесь ни мгновения.
 
оренбург
Православный христианин
верный в малом(т.е. в материальном) и во многом(в духовном) верен.

Смотря по тому что просят, а о духовной у прихожан просят немногие. К тому же это подаяние более нужно дающему.
У милосердия две задачи: помочь просящему и помочь себе. Причём вторая приоритетнее, так как истребляет страсть стяжательства. Поэтому и сказано: всякому просящему у тебя - давай.

один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным(материальным), чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное(духовное)? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
 
Дмитрий, а вы можете, исключая сентенции и цитирование, сказать как именно вы даете обычно просящему? исходя из чего принимаете решение когда, кому и как много дать?
 
оренбург
Православный христианин
... как именно вы даете обычно просящему? исходя из чего принимаете решение когда, кому и как много дать?
Когда было СВОЁ, то всякому и много, так что бежали следом чтобы ещё выпросить. А я думал: этому же нет конца? Так же без штанов остаться можно... но нет штаны не просили, даже куртку не взяли. Но всё благополучно закончилось когда закончилось СВОЁ.
Не сомневайтесь расточайте СВОИ имения ради Христа.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
... а вы можете, исключая сентенции и цитирование, сказать как именно вы даете обычно просящему? исходя из чего принимаете решение когда, кому и как много дать?

На улице просящим даю столько, чтобы не жалеть о сумме. Или сколько есть в кошельке для мелочи. Чаще всего минимально 1-у человеку даю столько, сколько стоит 1 булка хлеба. Максимально - по возможности, по зову души.

Кому и сколько дать?
Решение принимает сердце, а если оно молчит, то совесть.
А если моей душе жалко, то я подаю от имени усопших близких, как бы от них.
Иногда покупаю продукты и подаю милостыню продуктами.
 
Нищие: кому подать, кому - не давать?
Вопрос не сколько ,а кому.
Нам архимандрит сказал,что подаем бомжам,которые возле Церкви сидят.И забываем про более нуждающихся,которые живут с нами бок о бок.Сколько умирает стариков,стесняющихся идти просить...А они ведь наши же соседи!
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Можно немного повернуть разговор? Как дать тому, кто не просит? В больнице в одной палате лежала с женщиной, которую привезли в приступом по скорой. Естественно, что никакие деньги с собой она взять не успела. Ее не посещали, родные живут в другом городе. Пища больничная скудна, было заметно, что ей не хватает. Однако ни угощение соседок, ни "тихое" угощение" она не брала.
Вы знаете, еда в рот не лезет, когда рядом голодный... Как быть в таких случаях?
 
оренбург
Православный христианин
Как дать тому, кто не просит?
Вы знаете, еда в рот не лезет, когда рядом голодный... Как быть в таких случаях?
Спокойно кушать.
Если человек не принимает помощи(по гордости или смирению) - с этим тоже нужно смириться и не навязываться.
Нужно быть проще, как Христос, увидев человека в нужде, просто спросил: "хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел..."
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Неприятно, когда ты от души хочешь помочь, а у тебя с гордым и заносчивым видом не берут... Какая-то особенно гадкая форма гордыни это, по-моему...
 
а когда просят на лекарство.Спрашиваешь какое купить?
Тут же отворачиваются.
Мальчику купила шоколадку.Даю.А у него моментальная реакция.
-А почему шоколадку?!
Тут же осекся и сказал спасибо
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Некоторые предлагают давать нищим в любой ситуации, не терзаться никакими сомнениями и кидать денежку всем подряд, действуя на уровне рефлекса: увидел нищего – дал милостыню – заработал на спасение. И никаких проблем и духовных мучений.
Давая денежку всем подряд, мы тем самым закрываем глаза на то, что возможно поощряем бандитов, которые завтра на наши денежки закупят и распространят наркотики, губя души наших детей, а то и украдут ребенка, чтобы эксплуатировать его беззащитность. Угодно ли Богу такая безрассудная подачка? Прежде, чем подать милостыню, задумываюсь – не становлюсь ли я соучастником его греха. Однако калекам подаю не задумываясь.

Я не согласен с тем, что не надо рассуждать о «правильности» нищего и считаю, что всегда нужно подумать о тех, кто истинно нуждается в милостыне. Иначе мы отдадим деньги бандитам, а хорошие люди останутся без помощи.
Откройте глаза и посмотрите, как много людей нуждается в Вашей денежке. Их так много, что Вы сможете выбрать именно тех, кто, по Вашему мнению, нуждается в помощи больше других. Например, в газете «Аргументы и факты» постоянно публикуется сведения о фонде помощи больным детям. Отдайте эту денежку на их лечение. Они просят об этом.
Надо замечать также и тех, кто нуждается в Вашей помощи по-настоящему, но не просит об этом, стремясь сохранить свое человеческое достоинство. Часто можно видеть старушек, продающих безделушки или потрепанные книжки. Конечно, хочется дать им значительно больше, чем они просят за вещь, а вещь все равно оставляешь им.

Иду в Князь-Владимирский Собор. В воротах несколько нищих. Один лежит на земле, томясь на солнышке, двое сидят беседуя. Возле них валяются стаканчики с мелочью. Не понимаю - просят они или просто отдыхают. Одна женщина, похожая на алкоголичку, стоит со стаканчиком. Точно такую же компанию (только без стаканчиков) видел недавно на помойке. Кому дать? Всем или тому, кто просит? А кто же просит? И что делать с теми, кто остался на помойке? Проходя мимо ворот, подаю только женщине со стаканчиком, причем даю ей денежку в руки. Когда иду обратно, она меня уже ждет. Подаю опять только ей и чувствую, что она опомнилась и теперь благодарит от всего сердца, потому что получила не просто денежку, а нечто для своей души. Вроде бы мелочь, но для души.

Боясь испачкаться, бросаем монету потерявшему человеческий облик вонючему и вшивому нищему, который не соблюдает элементарную заповедь Бога о чистоте. Мы эгоистически позаботились о своем спасении, но о душе нищего не позаботились. Мы откупились, но в мыслях своих все равно не можем заставить себя любить этого грязного нищего. Бросить подачку недостаточно, чтобы его любить. Любовь вроде бы корыстная выходит, так как в обмен на милостыню мы получаем спасение. Многие дают нищему, но не видят человека, а видят только кружку. Разве этим можно воспитать любовь? Я не согласен с тем, что подачкой можно добиться обоюдной любви и предлагаю другое практическое решение – давая милостыню, посмотреть в глаза нищему, быть с ним на равных, проявить участие и поблагодарить Бога за возможность подать милостыню.

Но, если мы решаем, что это «неправильный нищий», то лучше дать лишь незначительную сумму и всё-таки сказать добрые слова или пожелать ему удачи и здоровья. Только этим одним мы уже проявим настоящую милость. От этого у "неправильного нищего" прибудет в душе, а у бандитов, его пасущих, убудет прибыль.
Оказать внимание нищему намного труднее, чем просто дать милостыню. Это требует усилий. Мы же обычно выбираем более легкий путь.

Но в последнее время что-то во мне изменилось. Стал давать и на выпивку опустившимся людям. Один меня постоянно поджидает с утра, выспавшись на скамейке трамвайной остановки. Денежка у меня всегда наготове ко всем, к кому подскажет сердце, а не разум.

По-настоящему милосердны мы станем после того, как осознаем нищету нашего духа, станем кроткими, когда сами испытаем бедность и наплачемся, когда будем любить врагов наших, благотворить проклинающих нас, не будем осуждать, а будем прощать.
 
оренбург
Православный христианин
Но в последнее время что-то во мне изменилось. Стал давать и на выпивку опустившимся людям.
Слава Тебе Господи, слава Тебе.
Милостыня спасает сама по себе, просто фактом своего существования.
"Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании."(Прит.31)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Боясь испачкаться, бросаем монету потерявшему человеческий облик вонючему и вшивому нищему, который не соблюдает элементарную заповедь Бога о чистоте
А если человек никогда не слышал о заповеди про чистоту? Я, например, не слышал, хотя и моюсь:) А отцы-пустынники никогда не мылись, как с быть ними?..
Кроме того, как можно требовать телесной чистоты от человека, который живет на помойке?
Что касается нашей готовности побрататься с бомжом, без которой, по Вашему мнению, милостыня бесполезна, то я так думаю: бомжу нет дела до наших душевных тонкостей. Он просто хочет ЖРАТЬ! Здесь и сейчас. И надо помочь ему здесь и сейчас, даже если мы пока не готовы обняться с ним и расцеловаться.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Милостыня спасает сама по себе, просто фактом своего существования. "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании."(Прит.31)
Я категорически против того, чтобы дать вино нищему.
Дать вино, чтобы человек забыл о тех страданиях, которые дал ему Христос во спасение и благо его? Это значит, не помочь выбраться человеку из беды и спасти его, а помочь забыть о грехах своих и о покаянии, о перемене жизни.
Дать ему вино, чтобы забыться, затем снова забыться и снова, стать алкоголиком, потерять личность и погибнуть? Так можно договориться и до того, что надо дать наркотики, чтобы стать счастливым в забытье. Пока человек еще не окончательно опустился, пока есть шанс спасти его, не надо втягивать его в забытье и вовлекать в бесповоротный алкоголизм.
Дать вино, значит вести его на погибель своими собственными руками. Лучше дать хлеб или другую еду, но не поощрять грех.

Эта притча применима только в том случае, когда видишь безнадежного, совершенно опустившегося человека. Он стал бомжом, и это стало его привычной устоявшейся жизнью. От безысходности он уже и не мечтает ни о чем другом. И тогда, подавая ему вино, можешь дать ему хоть какое-то утешение. Это милость к погибшему. И может быть это утешение даст ему веру в людей и надежду на перемены, но навряд ли. Но и в этом случае лучше дать деньги, а не вино, чтобы он сам решал, что на них купить.
 
РФ
Православный христианин
Всем здравия! Есть хорошая притча.

Шёл старый христианин в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокажённого. Тот спросил его:
— Куда идёшь?
— Иду в город, — отвечал христианин, — продать своё рукоделие.
— Окажи любовь, снеси и меня туда.
Старец поднял его, на своих плечах отнёс в город. Прокажённый сказал ему:
— Положи меня там, где будешь продавать своё рукоделие.
Старец так и сделал. Когда он продал одну вещь, прокажённый спросил его:
— За сколько ты это продал?
— За столько-то, — отвечал старец.
Прокажённый попросил:
— Купи мне хлеба.
Когда старец продал другую вещь, прокажённый спросил:
— Это за сколько продал?
— За столько-то, — отвечал старец.
— Купи мне ещё хлеба.
Старец купил. Когда едва распродал своё рукоделие и хотел уйти, прокажённый спросил:
— Ты уходишь?
— Ухожу, — отвечал он.
Прокажённый сказал:
— Окажи любовь, отнеси меня туда, откуда принёс.
Старец исполнил и это. Тогда прокажённый сказал:
— Благословен ты, старец, от Господа на небесах и на земли.
Христианин оглянулся на прокажённого — и не увидел никого. Это был Ангел Господень, пришедший испытать старца.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Евгений Е.
Притча замечательная. Но думаю, что каждый из нас не отказался бы помочь больному человеку, пусть и не столь самоотверженно, как тот египетский старец. Вопрос в том, как быть с заведомыми (или почти заведомыми) жуликами?
 
Сверху