О безмолвии в миру

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд
Слово 24, гл. 75
(попытка анализа)
Бывает, что деятельный окрадывается самомнением, [считая себя] рассудительным; созерцательный же, видя постоянно, что пути Божии неисследимы, и созерцая невыразимое, отказывается от всякого ведения, и говорит Богу: «Скотен бех у Тебе» (Пс. 72:22). Оттого, зная, что он не знает, он отказывается судить, но все возводит к таинственности Божия промысла, посредством противоположного часто устраивающего противоположное, как видящий глубокое и сокровенное. Оттого его охватывает бездна смирения, как совершенно ничего не ведающего и ничего точно не знающего. Вкусив этого состояния, апостол говорит: «Я не считаю, что уже постиг» (Флп. 3:13)
----------
Что видит здесь созерцательный?
1. "Пути Божии неисследимые" -- логосы промысла;
2. "Невыразимое" -- то, что неописуемо словами, но доступно умному взору созерцателя;
3. "Таинственный Божий промысел";
4. "Посредством противоположного часто устраивающее противоположное" -- движение без движения;
5. "Глубокое и сокровенное", наподобие воды.

И все это вместе -- вечно движущийся источник, в котором каждая струя -- это логос промысла. И видя все это таинственное мироустройство, созерцательный впадает в глубокое смирение, в то время как деятельный от своих мнимых или действительных достижений окрадывается самомнением.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд
Слово 24, гл. 75
(попытка анализа)
Бывает, что деятельный окрадывается самомнением, [считая себя] рассудительным; созерцательный же, видя постоянно, что пути Божии неисследимы, и созерцая невыразимое, отказывается от всякого ведения, и говорит Богу: «Скотен бех у Тебе» (Пс. 72:22). Оттого, зная, что он не знает, он отказывается судить, но все возводит к таинственности Божия промысла, посредством противоположного часто устраивающего противоположное, как видящий глубокое и сокровенное. Оттого его охватывает бездна смирения, как совершенно ничего не ведающего и ничего точно не знающего. Вкусив этого состояния, апостол говорит: «Я не считаю, что уже постиг» (Флп. 3:13)
----------
Что видит здесь созерцательный?
1. "Пути Божии неисследимые" -- логосы промысла;
2. "Невыразимое" -- то, что неописуемо словами, но доступно умному взору созерцателя;
3. "Таинственный Божий промысел";
4. "Посредством противоположного часто устраивающее противоположное" -- движение без движения;
5. "Глубокое и сокровенное", наподобие воды.

И все это вместе -- таинственный, вечно движущийся источник воды, в котором каждая струя -- это логос промысла. И видя все это, созерцательный впадает в глубокое смирение, в то время как деятельный от своих мнимых или действительных достижений окрадывается самомнением.
Как верно подмечено - окрадывается самомнением. Утверждаясь в себе,ты как бы останавливаешься и не хочешь делать движение вперёд, к Богу... Но и малая остановка, промедление, нарушает движение Божественных Логосов, путей,нитей, что приводит к нарушению гармонии, то есть греху, неправильному опрометчевому поступку. Тогда такое существо, просто извергается из Божественного миропорядка, как блевотины. Исторгается, как то что мешает движению и жизни в Боге. Это сродни, на скорости из машины тормозить ногами в сандалиях... Эффект будет тодже.
 
Православный христианин
Да, действительно эту тему многие богословы обходят стороной. Или даже не принято говорить об этом, как о конечном даре благодати. Эти темы редко кто поднимает и разбирает... Стесняясь к ней прикасаться.
Согласен. Бытует, что называется, мнение, что стремление к (любому) наслаждению в аскетике опасно. И к этому есть определенные основания. Однако наслаждение наслаждению рознь. Прп. Каллист и в других своих произведениях выступает против такого подхода. К духовному наслаждению, происходящему от Бога, надо стремиться:

"Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа".
 
Православный христианин
Согласен. Бытует, что называется, мнение, что стремление к (любому) наслаждению в аскетике опасно. И к этому есть определенные основания. Однако наслаждение наслаждению рознь. Прп. Каллист и в других своих произведениях выступает против такого подхода. К духовному наслаждению, происходящему от Бога, надо стремиться:

"Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа".

Очень тонкий вопрос, можно сказать, что стремиться надо к Богу, а наслаждения от Него принимать с любовью и радостью?
 
Крещён в Православии
Согласен. Бытует, что называется, мнение, что стремление к (любому) наслаждению в аскетике опасно. И к этому есть определенные основания. Однако наслаждение наслаждению рознь. Прп. Каллист и в других своих произведениях выступает против такого подхода. К духовному наслаждению, происходящему от Бога, надо стремиться:

"Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа".

// чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения]//

хорошо, Евгений, дорогие друзья, а что такое духовное наслаждение? сам вопрос приходит к пониманию, определению того, что такое "дух" (человеческий), который наслаждается. я приведу несколько цитат про "дух" (видимо совсем не все) и исходя из этих цитат вы (мн. ч.) помогите пожалуйста как сформулировать - дух (челов-ий) это ....

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (дух не душа)

запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (дух какой-то, от кого-то)

Кто из людей может познать помыслы человека? Они познаются лишь духом человеческим, который заключен в человеке (духом познаются помыслы)

После смерти "дух же вернется к Богу, который его дал" (дух вернется к Богу)


(можно еще попробовать определить и что такое "ум" (он то "око души", то очень похоже его определяют как разум, ...) и соответственно сформулировать - что такое "умное наслаждение", но пока я прошу вас попробовать пояснить про дух)
 
Православный христианин
(можно еще попробовать определить и что такое "ум" (он то "око души", то очень похоже его определяют как разум, ...) и соответственно сформулировать - что такое "умное наслаждение", но пока я прошу вас попробовать пояснить про дух)
Духовный ум как синоним сердечный ум, если заблуждаюсь поправьте, это нечто связывающее нашу душу с Богом, только в силу греховности закрыто. Насколько я понимаю в основном наши мысли приходят из духовного ума и при сильной духовной хвори могут быть не совсем хорошими:
"Я за вами, дорогие, как за каменной стеной,
На Вишневского надеюсь, уповаю на Бурденку,-
Подтвердят, что не душевно, а духовно я больной!'

После грехопадения всё стало с ног на голову главным для человека стало тело, потом душа, а потом только духовный ум.
Относительно слова дух - у него много значений "дух беседы", " дух общения" например.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
// чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения]//

хорошо, Евгений, дорогие друзья, а что такое духовное наслаждение? сам вопрос приходит к пониманию, определению того, что такое "дух" (человеческий), который наслаждается. я приведу несколько цитат про "дух" (видимо совсем не все) и исходя из этих цитат вы (мн. ч.) помогите пожалуйста как сформулировать - дух (челов-ий) это ....

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (дух не душа)

запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (дух какой-то, от кого-то)

Кто из людей может познать помыслы человека? Они познаются лишь духом человеческим, который заключен в человеке (духом познаются помыслы)

После смерти "дух же вернется к Богу, который его дал" (дух вернется к Богу)


(можно еще попробовать определить и что такое "ум" (он то "око души", то очень похоже его определяют как разум, ...) и соответственно сформулировать - что такое "умное наслаждение", но пока я прошу вас попробовать пояснить про дух)
Дух это некая энергия способная соединять подобие. Дух всегда находится в движении. Неподвижным он быть не может по своему существу. Божий дух имеет свою волну, ритм, вибрацию... И почувствовать ее может человек имеющий подобное устроение внутри , где душа пребывает в подобном ритме жизни.основной духовный закон пребывания это подобия, где подобное тянется к подобному. Кесарю кесарево, Богу отдайте Божье. С препадобным препадобным будешь...а с развратником развратишься.

А духовный ум, я бы обрисовал или охарактеризовал,как силой внимания, управляемый внутренним интересом человека.
 
Крещён в Православии
Духовный ум как синоним сердечный ум, если заблуждаюсь поправьте, это нечто связывающее нашу душу с Богом, только в силу греховности закрыто. Насколько я понимаю в основном наши мысли приходят из духовного ума и при сильной духовной хвори могут быть не совсем хорошими:
"Я за вами, дорогие, как за каменной стеной,
На Вишневского надеюсь, уповаю на Бурденку,-
Подтвердят, что не душевно, а духовно я больной!'

После грехопадения всё стало с ног на голову главным для человека стало тело, потом душа, а потом только духовный ум.
Относительно слова дух - у него много значений "дух беседы", " дух общения" например.

//Духовный ум как синоним сердечный ум, если заблуждаюсь поправьте, это нечто связывающее нашу душу с Богом,//

//Духовный ум//
Вячеслав, дорогой, пожалуйста ) не усложняйте задачу ). давайте сначала поймем что есть ум, а уж потом попробуем говорить далее (духовный, ...)

//это нечто связывающее нашу душу с Богом//
я читал о "чувстве ума" и именно в чувстве ума причастие, но сначала про "ум ).

//Относительно слова дух - у него много значений "дух беседы", " дух общения" например.//
меня абсолютно не интересует мирское и употребление в мирском дискурсе, вот в христианской антропологии - интересует и очень )

(пожалуйста, всё таки давайте начнем с "духа" (человеческого) :)
 
Православный христианин
//Духовный ум//
Вячеслав, дорогой, пожалуйста ) не усложняйте задачу ). давайте сначала поймем что есть ум, а уж потом попробуем говорить далее (духовный, ...)

Тут зависит о каком уме вы говорите - есть разум и есть духовный ум, это разные вещи
 
Крещён в Православии
Дух это некая энергия способная соединять подобие. Дух всегда находится в движении. Неподвижным он быть не может по своему существу. Божий дух имеет свою волну, ритм, вибрацию... И почувствовать ее может человек имеющий подобное устроение внутри , где душа пребывает в подобном ритме жизни.основной духовный закон пребывания это подобия, где подобное тянется к подобному. Кесарю кесарево, Богу отдайте Божье. С препадобным препадобным будешь...а с развратником развратишься.

А духовный ум, я бы обрисовал или охарактеризовал,как силой внимания, управляемый внутренним интересом человека.

//Дух это некая энергия способная соединять подобие.//

- Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и "некой энергии способной соединять подобие"

далее подставте Ваше определение в цитаты, у меня не очень получается понять "про некую энергию" в контексе цитат, если можно поясните пожалуйста step by step

//соединять подобие.//
для соединения подобных необходимо наличие подобных, а человеку (с его духом) еще до подобия семь верст лесом да ... полем ), да ...

а он (дух человеческий) уже есть и "дух же вернется к Богу"
 
Крещён в Православии
Тут зависит о каком уме вы говорите - есть разум и есть духовный ум, это разные вещи

я, честно говоря, прошу совсем не многого ), просто понимать что стоит за тем или иным словом, какой смысл (?), и мой интерес не просто "из любопытства", а для того чтобы понимать что искать в себе грешном, а найдя - пробовать, пытаться что-либо делать. искать не понимая "что" занятие весьма неблагодарное (так думаю)
 
Православный христианин
Да, наверно, как и скорби тоже.

То есть стараться быть сыном, а не рабом или наёмником, по Григорию Богослову:
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду — получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
 
Православный христианин
я, честно говоря, прошу совсем не многого ), просто понимать что стоит за тем или иным словом, какой смысл (?), и мой интерес не просто "из любопытства", а для того чтобы понимать что искать в себе грешном, а найдя - пробовать, пытаться что-либо делать. искать не понимая "что" занятие весьма неблагодарное (так думаю)
С моей точки зрения и сугубо с моего понимания.
"Даруй ми зрете моя прегрешения" Говорит Ефрем Сирин в своей известной молитве. Основная задача в покоянии через скорбь, через любовь, ни из-за боязни или из-за состояний и защиты, а именно любовь и обретение Бога. Евгений написал выше - в этой скорби и покаянии вы ждёте как восход на берегу моря, прото потому что очень любите Его и восход будет тогда. Это через духовный ум. Он есть у вас и у меня, нам его надо очищать и увидим этот ум - найдём. А по другому не понимаю как - это ж не йога.
 
Крещён в Православии
Давайте, пожалуйста, лучше про "дух" для начала )
(меня это сейчас больше интересует, очень не хочется читать/говорить не понимая смысла слова/понятия

(мне нравится такое - Знание предполагает связность понятий (слов) в уме и способность их правильно употреблять)
 
Крещён в Православии
С моей точки зрения и сугубо с моего понимания.
"Даруй ми зрете моя прегрешения" Говорит Ефрем Сирин в своей известной молитве. Основная задача в покоянии через скорбь, через любовь, ни из-за боязни или из-за состояний и защиты, а именно любовь и обретение Бога. Евгений написал выше - в этой скорби и покаянии вы ждёте как восход на берегу моря, прото потому что очень любите Его и восход будет тогда. Это через духовный ум. Он есть у вас и у меня, нам его надо очищать и увидим этот ум - найдём. А по другому не понимаю как - это ж не йога.

//духовный ум//

1 - что такое дух (?), соответственно я смогу понять (может быть) смысл производного прилагательного - духовный
2 - ум(?) - ...... (в контексте христианской (православной) антропологии)

//С моей точки зрения и сугубо с моего понимания.//

если возможно, поясните пожалуйста эти два термина/слова с Вашей точки зрения и Вашего понимания
 
Православный христианин
//духовный ум//

1 - что такое дух (?), соответственно я смогу понять (может быть) смысл производного прилагательного - духовный
2 - ум(?) - ...... (в контексте христианской (православной) антропологии)

//С моей точки зрения и сугубо с моего понимания.//

если возможно, поясните пожалуйста эти два термина/слова с Вашей точки зрения и Вашего понимания
Писал выше, что слово 'дух' имеет НЕСКОЛЬКО значений, в том числе Святой Дух.
Наверное в вашем вопросе вас заинтересуют значения дух в контексте человека - дух как нрав (человек близкий по духу), дух как настрой (например нравственный настрой на покаяние) и дух (он же сердечный ум) как нечто над душой чем человек познаёт Бога, в нашем случае, как писал выше, всё стало с ног на голову и наш сердечный ум не только ниже души, да ещё и душа ниже тела.
Я вас попрошу подумать над чем - то на ваш выбор - считается, что мысль пришла не из вашего разума, а из сердечного ума, чем этот ум грязнее тем хуже будут мысли и познание. Но это конечно очень примитивно рассказал, потому что есть ещё прилоги например.
Это очень большая и сложная тема, для неё нужна отдельная ветка, а то тут у нас всё смешается, если хотите, откройте тему и я вас там поддержу по мере свободного времени.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху