- Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд
Слово 24, гл. 75 (попытка анализа)
Бывает, что деятельный окрадывается самомнением, [считая себя] рассудительным; созерцательный же, видя постоянно, что пути Божии неисследимы, и созерцая невыразимое, отказывается от всякого ведения, и говорит Богу: «Скотен бех у Тебе» (Пс. 72:22). Оттого, зная, что он не знает, он отказывается судить, но все возводит к таинственности Божия промысла, посредством противоположного часто устраивающего противоположное, как видящий глубокое и сокровенное. Оттого его охватывает бездна смирения, как совершенно ничего не ведающего и ничего точно не знающего. Вкусив этого состояния, апостол говорит: «Я не считаю, что уже постиг» (Флп. 3:13)
----------
Что видит здесь созерцательный?
1. "Пути Божии неисследимые" -- логосы промысла;
2. "Невыразимое" -- то, что неописуемо словами, но доступно умному взору созерцателя;
3. "Таинственный Божий промысел";
4. "Посредством противоположного часто устраивающее противоположное" -- движение без движения;
5. "Глубокое и сокровенное", наподобие воды.
И все это вместе -- вечно движущийся источник, в котором каждая струя -- это логос промысла. И видя все это таинственное мироустройство, созерцательный впадает в глубокое смирение, в то время как деятельный от своих мнимых или действительных достижений окрадывается самомнением.
Слово 24, гл. 75 (попытка анализа)
Бывает, что деятельный окрадывается самомнением, [считая себя] рассудительным; созерцательный же, видя постоянно, что пути Божии неисследимы, и созерцая невыразимое, отказывается от всякого ведения, и говорит Богу: «Скотен бех у Тебе» (Пс. 72:22). Оттого, зная, что он не знает, он отказывается судить, но все возводит к таинственности Божия промысла, посредством противоположного часто устраивающего противоположное, как видящий глубокое и сокровенное. Оттого его охватывает бездна смирения, как совершенно ничего не ведающего и ничего точно не знающего. Вкусив этого состояния, апостол говорит: «Я не считаю, что уже постиг» (Флп. 3:13)
----------
Что видит здесь созерцательный?
1. "Пути Божии неисследимые" -- логосы промысла;
2. "Невыразимое" -- то, что неописуемо словами, но доступно умному взору созерцателя;
3. "Таинственный Божий промысел";
4. "Посредством противоположного часто устраивающее противоположное" -- движение без движения;
5. "Глубокое и сокровенное", наподобие воды.
И все это вместе -- вечно движущийся источник, в котором каждая струя -- это логос промысла. И видя все это таинственное мироустройство, созерцательный впадает в глубокое смирение, в то время как деятельный от своих мнимых или действительных достижений окрадывается самомнением.
Последнее редактирование: