О божественном самосозерцании

Православный христианин
В Вестнике ПСТГУ вышла статья

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
О БОЖЕСТВЕННОМ САМОСОЗЕРЦАНИИ:
БОГ ВИДИТ САМ СЕБЯ «ЧЕРЕЗ» ЧЕЛОВЕКА

В. Е. ЕЛИМАНОВ
ст. преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии
--------------------------
Я бы написал несколько по-другому. Бог созерцает в человеке Свою Собственную Полноту.
Примерно так, как Мыслитель созерцает в теореме полноту Своей теории.
Не случайно прп. Максим в схолии к "Божественным Именам" назвал умы в Боге теоремами.
Этот момент автор, наверно, упустил, а я не всю его статью еще прочитал. В любом случае статья очень хорошая, так как написана обстоятельно и на актуальную тему.

Который вариант названия лучше? :)
 
Православный христианин
Который вариант названия лучше? :)
Из авторского названия может следовать что без человека Бог как бы не самоосознан). Тут даже кто-то с такой теорией прооводил параллель - вселенная через человека имеет возможность познать себя. Что не совсем верно в по отношению к Богу имхо.
По поводу "полноты", здесь есть тоже нюансы, с одной стороны можно понимать как завршенность (совершенство?), с другой - многообразие форм, т.е все что вообще может возникнуть, в т. ч через человечество *(совокупность всех людей, всеприсутствие)
 
Православный христианин
Пока идет чтение статьи:) я включу в тему комментарии к третьему тому прп. Исаака (далее ИС). Некоторые из них касаются темы богосозерцания.
--------------
3. Итак, когда человек начинает [совершать] добродетельные[3] поступки для Бога[4], начинает источаться в нём пламенение вместе с радостью, и он идёт этим жительством радости, пока не достигнет добродетели разума, что есть свет разума и откровение сокрытого. И когда он приблизится сюда, начинает оскудевать и застывать в нём движение радости, ибо он приближается отсюда к некому оцепенению[5].
--------------------
Я перевожу "оцепенение" как "безмолвие", хотя для него в сирийском есть специальный термин.
------------------------
Аскетика первых стадий ИС на удивление проста и эффективна. Когда человек длительное время совершает добродетельные поступки (сюда входят, например, псалмопение, словесная молитва и дела покаяния) в его сердце начинает источаться пламенение по Богу. Пламенение по Богу порождает радость, радость рождает просвещение ума и в этом свете ум достигает откровения сокрытого, созерцая невыразимое. В этом созерцании уже нет радости, а есть только безмолвие и изумление. Что же все-таки при этом созерцает ум. Ум созерцает апофатические качества Бога, например, невыразимость. Они невыразимы, но, тем не менее, о них можно что-то высказать. Ум останавливается в изумлении перед этой невыразимой выразимостью Божества.
 
Последнее редактирование модератором:
Переславль Залесский
Православный христианин
Аскетика первых стадий ИС на удивление проста и эффективна. Когда человек длительное время совершает добродетельные поступки (сюда входят, например, псалмопение, словесная молитва и дела покаяния)
Внимание образного мышления у современного человека атрофировано. Нам не ведома суть прежних добродетельных поступков, даже тех которые перечислены, что прежние отцы исихасты вкладывали в эти духовные труды. Мы просто не имеем понятия, как их совершать, зато имеем высокое самомнение об этом, что нам сии дела доступны. К сожалению, современный человек ленив, погряз в удобстве и комфорте, и закостенел в рефлексии ветхого мышления своего. Сердце обливается кровью, видя беспечность человека. И слава Богу, что благодать Духа Святого не оставляет человека и в таком глубоко болящем состоянии. Терпит и взыскивает возможности дать импульс ко спасению человека.
Боже милостивый - будь милостив к нам грешным...
 
Православный христианин
Что же все-таки при этом созерцает ум?
ИС дает на этот вопрос неожиданный ответ. Оказывается ум созерцает при этом Сущность. "Он исследует Ее как бы воззрением очей в изумлении во время молитвы". Но через несколько строчек ситуация проясняется. Он исследует не Саму сущность, а Ее энергии, природные качества Сущности. С таким определением концепция ИС выглядит очень даже современно. "Энергия есть движение сущности". Природных качеств согласно ИС три.
----------------
2. Ведь природных свойства Её — три, которые в собственном смысле принадлежат Ей, Сущности препрославленной, которые не получают приращения к тому, что́ они суть, ибо они совершенны; и также не убывают и не оскудевают из-за причин, с которыми они встречаются. Сии [суть причины], на деле познаваемые умом (hawnā), навыкшим к созерцанию движений, бывающих в отношении Сущности.
---------------------
Это движения того, что бывает "вокруг Бога". Познаются они умом, навыкшим к созерцанию движений. Молитвенная практика достигшего такого созерцания: никаких прошений (это ИС подчеркивает неоднократно), только блаженное претерпевание движения Сущности в неподвижных Ипостасях, включая сюда и ипостась подвижника.
--------------
4. Итак, я называю три признака природы Его в собственном смысле: благость, любовь, и мудрость.
--------------
Тут нас ожидает новое недоумение. Память, оживляемая воспоминаниями о прочитанном некогда Ареопагите, услужливо подсказывает нам, что Божественных Имен должно быть несколько. И "Исихастское утешение" прп. Каллиста Ангеликуда (КА), описывая подобный опыт созерцания Божественного, дает немного иной список созерцаемого.
-----------
7. В другие же времена переходит он к другой божественной необъятной триаде, созерцая беспредельную Силу и Мудрость и Благость Троицы.
---------
Но в целом описание ИС удивительным образом совпадает с описанием КА, несмотря на разделяющие их века и терминологию.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
В Вестнике ПСТГУ вышла статья

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
О БОЖЕСТВЕННОМ САМОСОЗЕРЦАНИИ:
БОГ ВИДИТ САМ СЕБЯ «ЧЕРЕЗ» ЧЕЛОВЕКА

В. Е. ЕЛИМАНОВ
ст. преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии
--------------------------
Я бы написал несколько по-другому. Бог созерцает в человеке Свою Собственную Полноту.
Примерно так, как Мыслитель созерцает в теореме полноту Своей теории.
Не случайно прп. Максим в схолии к "Божественным Именам" назвал умы в Боге теоремами.
Этот момент автор, наверно, упустил, а я не всю его статью еще прочитал. В любом случае статья очень хорошая, так как написана обстоятельно и на актуальную тему.

Который вариант названия лучше? :)

Спасибо что обратили внимание на эту тему. Это то, о чём говорят все подвижники, получается, но иными словами - молитва есть молитва только когда она от Духа и Духом совершается. По сути не человек молится Богу а Дух Сам Себе в человеке молится. И это есть созерцание духом Себя через человека.

***тема Божественного самосозерцания — ключевая для реконструкции паламитского учения о способе видения человеком нетварного Божественного света (т. е. Бога). В своих размышлениях свт. Григорий исходит из принципа «подобное познается подобным». В соответствии с этим принципом он утверждает, что нетварный свет не может быть познан (или увиден) тварными «познавательными способностями» человека (ни «умом», ни «чувством»), поскольку нетварное совершенно неподобно тварному. Поэтому сам свет становится для человека «объектом», «способностью» и «субъектом» боговидения: свет (как «субъект») созерцает себя (как «объект») посредством самого себя (как «способность») «через» (διά) человека. Более того, самосозерцание Божественной энергии (света) — это вечная жизнь Бога. В связи с этим свт. Григорий учит о «самовидящем» (αὐτοπτικόν) и «самомыслящем» (αὐτονόητον) свете, который и видит, и мыслит себя.
 
Православный христианин
Спасибо за ссылку, я сомневался, можно ли давать ссылки на посторонние ресурсы. Теперь тему можно обсуждать, в этой статье много ценного материала для обсуждения. Еще одна вполне современная тема для обсуждения в связи со статьей: паламиты и антипаламиты. Антипаламиты наступают. Один мой друг, исихаст, всерьез собрался реанимировать Платона:)
 
Православный христианин
Переношу этот текст сюда, так как он тоже о созерцании Божества.
---------------------
Что такое исихазм, наверно, лучше, чем прп. Каллист Ангеликуд, это не скажешь (отрывок из "Исихастского утешения").
--------------------------
Ищи старательно и постоянно посредством дыхания того, чтобы тихо молиться тебе внутри сердца (только посылая туда разум, настолько допускай его [туда], насколько смирен он нравом), и [чтобы], творя сие, пребывать там, сколько возможно. Таким образом, ты снова обрящешь во время божественного посещения вместе с духовной радостью сердечную теплоту и влечение возрожденное ко Христу Иисусу, и тогда увидит ум [твой] от сердца сверхъестественно бьющий [некий] водопад или поток или струю Духа, — то самое, что животворящей и освящающей энергией Святого Духа названо святыми Отцами. И будет у тебя наслаждение невероятное и, несомненно, безмятежье и мир.

6. Так вот, с того [времени] счастливо укрывшись в безмолвном месте, позволь уму исследовать знание сущих и этим как книгой и законом Божиим упражняться, стяжая [через это], а наиболее через большее попечение о преждесказанном и Божию милость, [то есть] приснодвижную или присносияющую Божию или энергию, [как] желает сказать некто, или наитие. И оттуда отправляясь, будешь ты естественно возведен в ясные созерцания [сущего] окрест Бога. Затем, таким образом, в свете познания увидит он невыразимо Бога невидимого, [который] если и назван [кем-то] постижимым, [то постижим Он] бесформенно. И после этого ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: Каким образом Отец — есть Отец? Каким [образом] Сын — Сын?...

Поэтому, итак, видит он этот неприступный свет [исходящий] от Троицы, вне себя в невыразимом восторге воспевая божественную сверхсущность.

7. В другие же времена переходит он к другой божественной необъятной триаде, созерцая беспредельную Силу и Мудрость и Благость Троицы.

Иногда же в иную Божественную триаду всматривается он, изучая мiр и соответствующие ему творения, полное страха домостроительство Сына и в течение животворящего Духа в сердцах всех верных, причину обожения и тьмочисленных благих Божиих даров душам.

В другой раз ум, снова просветившись Духом, восходит в апофатическое богословие, как в зеркале созерцая четвертую триаду — безначальность, неописуемость и беспредельность всякое мышление превосходящего триипостасного Бога.

И, таким образом, созерцает душа, животворясь Духом, будучи возносима и ниспосылаема, радуясь и любя Бога и Божии [создания] и, [то] жгучее и любовное наслаждение получая, [то] снова стесняясь от трудных обстоятельств и унывая, до тех пор, пока не взойдет [она] в совершенство любви Божией Христовой благодатью и в бесстрастии истинно и твердо упокоена будет в невыразимом мире.
------------------


За деталями здесь пришлось обратиться к специалистам-сирийцам. Деталей я раскрывать не могу, но могу изложить свои собственные предварительные выводы. Есть сверхсущественная Сущность, она совершенно непознаваема. И есть выступление этой Сущности в творение, это первое, что может познаваться в мистическом опыте.

Ареопагит:
----
Теперь следует перейти к воистину сущему богословскому наименованию существа истинно Сущего. Напомним, что цель слова не в том, чтобы разъяснить, каким образом сверхсущественная Сущность сверхсущественна, так как это невыразимо, непознаваемо, совершенно необъяснимо и превосходит самое единение, но в том, чтобы воспеть творящее сущность выступление богоначального Начала всякой сущности во все сущее.
----
Понятие, которое использует прп. Исаак под термином Сущность, это выступление сверхсущности во все сущее. Мистик "исследует Ее как бы воззрением очей в изумлении во время молитвы". Она Сама по Себе совершенно непознаваема, и мистик с удивлением созерцает выступление этой непознаваемости извне. И, не имея возможности что-либо высказать о ней, с удивлением созерцает невыразимое. Оно вводит созерцателя в Божественную жизнь, оставляя ее непричаствуемой познавателю. В этом созерцании Бог созерцает Самого Себя.

В этом смысле я понимаю известное высказывание свт. Григория Паламы:
--------------
Не Сущий — из сущности, а сущность — из Сущего, «ибо Сам Сущий вобрал в Себя всю полноту бытия».
--------------

Оставляя более строгие формулировки на дальнейшее изложение темы, можно с некоторой долей уверенности сказать, что основой самосозерцания является выступление Божества вне Себя Самого.(?)
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Я бы написал несколько по-другому. Бог созерцает в человеке Свою Собственную Полноту.
Примерно так, как Мыслитель созерцает в теореме полноту Своей теории.
Дерзкие темы даже для богословов, Константинополь это не спасло, мне кажется, что мнимая греческая учёность применительно к ВНУТРЕННЕМУ Пресвятой Троицы - это не богословие откровений, а возможная ересь.
Русская богословская школа больше занималась покаянием и человеком, сохраняя целомудренное молчание в отношении Бога.
 
Православный христианин
——————————-

1. Подлинная молитва есть ощущение, [бывающее] в Боге, с которым разум пребывает не через прошения, но в совершенстве любви; и которое возникло не потому, что он просил чего-либо у Бога в молитве, но по причине того, что он устремлял свой взор к Его Сущности.

—————-

Подлинная молитва — не прошения, пишет ИС, а устремление взора к божественной Сущности. Это устремление невозможно без дерзновения, так как у подлинной молитвы, пишет КА, два крыла, смирение и дерзновение. Молитва без дерзновения — бескрылая птица, не способная взлететь. Молитва со смирением с дерзновением устремляет свой взор к божественной Сущности и с удивлением созерцает там полное таинственности выступление сверхсущности вне себя самой.

Но у Сущности несколько природных свойств, Божественных Имен. Несколько из них перечисляет ИС, несколько другой список у КА. Именно наличие Божественных Имен делает выступление сверхсущности познаваемым.

——

Ибо по причине того, что есть у Нее по природе, — именно по этой причине — он исследует Ее как бы воззрением очей в изумлении во время молитвы.

——————
Природных свойств, как уже было сказано, согласно ИС три.
-------
2. Ведь природных свойства Её — три, которые в собственном смысле принадлежат Ей, Сущности препрославленной, которые не получают приращения к тому, что́ они суть, ибо они совершенны; и также не убывают и не оскудевают из-за причин, с которыми они встречаются. Сии [суть причины], на деле познаваемые умом навыкшим к созерцанию движений, бывающих в отношении Сущности.
 
Православный христианин
Сверхсущность термин Ареопагита.

Ареопагит:
----
Теперь следует перейти к воистину сущему богословскому наименованию существа истинно Сущего. Напомним, что цель слова не в том, чтобы разъяснить, каким образом сверхсущественная Сущность сверхсущественна, так как это невыразимо, непознаваемо, совершенно необъяснимо и превосходит самое единение, но в том, чтобы воспеть творящее сущность выступление богоначального Начала всякой сущности во все сущее.
----
Понятие, которое использует прп. Исаак под термином Сущность, это выступление сверхсущности во все сущее. Мистик "исследует Ее как бы воззрением очей в изумлении во время молитвы". Она Сама по Себе совершенно непознаваема, и мистик с удивлением созерцает выступление этой непознаваемости извне. И, не имея возможности что-либо высказать о ней, с удивлением созерцает невыразимое. Оно вводит созерцателя в Божественную жизнь, оставляя ее непричаствуемой познавателю. В этом созерцании Бог созерцает Самого Себя.

Но чтобы прийти к единичности, нужно отказаться от множественности, то есть от множественности созерцания логосов твари.
------------------------

Аскетика первых стадий ИС на удивление проста и эффективна. Когда человек длительное время совершает добродетельные поступки (сюда входят, например, псалмопение, словесная молитва и дела покаяния) в его сердце начинает источаться пламенение по Богу. Пламенение по Богу порождает радость, радость рождает просвещение ума и в этом свете ум достигает откровения сокрытого, созерцая невыразимое. В этом созерцании уже нет радости, а есть только безмолвие и изумление. Что же все-таки при этом созерцает ум. Ум созерцает апофатические качества Бога, например, невыразимость. Они невыразимы, но, тем не менее, о них можно что-то высказать. Ум останавливается в изумлении перед этой невыразимой выразимостью Божества.
-----------------
Понятие свехсущность употребляет и прп. Каллист в "Исихастском утешении".
-------------
Поэтому, итак, видит он этот неприступный свет [исходящий] от Троицы, вне себя в невыразимом восторге воспевая божественную сверхсущность.
-----------------------------
Вывод относительно аскетики ИС. Чтобы молитвеннику перейти на 3-ю стадию, ему надо отказаться от молитв прошений и целиком сосредоточится на созерцании выступления божественной сверхсущности в творение.
------------------------------
Подлинная молитва есть ощущение, [бывающее] в Боге, с которым разум пребывает не через прошения, но в совершенстве любви; и которое возникло не потому, что он просил чего-либо у Бога в молитве, но по причине того, что он устремлял свой взор к Его Сущности.
---------------------
Тема, на мой взгляд, очень полезная для понимания того, чему и как нужно молиться и на какой стадии.
 
Последнее редактирование:
Сверху