О любви к себе

Крещён в Православии
прот. Вадим Леонов

Это очень распространенная в психологической литературе тема. Понятие «любовь к себе» в том смысле, который вкладывается в современной психологии, в святоотеческой письменности в положительном контексте нигде не встречается. Наоборот, на любовь к себе святые отцы смотрели отрицательно. Например, свт. Кесарий Арелатский, живший в VI веке, писал: «Подобно тому, как человек губится любовью к себе, так самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека».

Данная мысль становится понятной, если вспомнить слова Христа Спасителя: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12, 25).

В другом месте Господь призывает Своих учеников: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

То есть любовь к своей душе (в данном случае к своей жизни) осуждается Господом, предлагается ненавидеть ее и отвергнуть самого себя, чтобы следовать за Христом. О чем здесь говорится?
....
Очень часто для богословского обоснования «любви к себе» и «здорового эгоизма» психологи пытаются использовать евангельскую фразу Христа: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), и делается вывод, что сначала нужно научиться любить себя, а только потом можно научиться любить ближнего. Сразу скажем, что у святых отцов нигде не встречается эта идея и такое прочтение данной евангельской фразы. Такое толкование пришло в христианство из психологии, от неофрейдиста Эриха Фрома. В своем трактате «Искусство любить» в 1956-м г. он писал:
....

Если же мы вернемся к евангельской фразе, то, даже не обращаясь к святоотеческим толкованиям, можем увидеть, что здесь отсутствует призыв развивать любовь к себе. Представьте, что кто-то скажет вам: научись летать, как птица, или научись плавать, как рыба. Значит ли это, что сначала мы должны научить птицу летать и рыбу плавать, а потом уже и самому освоить эту способность? Очевидно, нет. То же самое относится и к данным словам Христа. Он не говорит: «сначала научись любить себя, а потом полюби ближнего как себя», но опирается на любовь к себе как самоочевидную данность, как неоспоримый факт.

Можно ли доказать наличие большой любви к самому себе в каждом из нас? Очень просто. Пусть каждый честно ответит сам себе на следующие вопросы: за кем я ухаживаю и кому уделяю внимание больше всего в своей жизни? Кого я чаще всего кормлю, одеваю, укладываю спать, забочусь о его здоровье, беспокоюсь об успехах и неудачах, больше всего думаю? Ответ очевиден, в центре моей жизни главный объект внимания – я сам. Даже мои ближайшие родственники и дети, мои друзья и знакомые не получают и малой доли того, что я уделяю себе любимому. И это состояние характерно практически для всех людей, за малым исключением. Отличие между людьми лишь в том, насколько кто в этом преуспел. Так вот, евангельская заповедь – о том, чтобы теперь мы в такой же мере стали заботиться о ближнем: с таким же усердием переживать о его успехах и неудачах, кормить его, одевать, лечить и всячески о нем заботиться. Это и будет евангельская любовь к ближнему как к самому себе.

Евангельская заповедь – о том, чтобы теперь мы в такой же мере стали заботиться о ближнем

Если же мы поставим цель развивать не любовь к ближним, а именно к себе, то разрыв с ближними у нас увеличится еще больше. ....

спасибо за ответ.
 
Крещён в Православии
Вы задали очень важный вопрос:
«Как я могу делиться тем, чего сама не получила или не получаю?»

Это боль, выраженная вопросом. И в ней звучит знакомая многим формула:
• «Если меня никто не любит — значит, я не могу любить.»
• «Моя ценность — в руках окружающих.»
• «Я смогу любить, если сначала меня кто-то полюбит.»

То есть — любовь становится условием, а её источник — в других людях.
Но любовь, построенная на таких условиях, не приносит покоя, потому что люди ошибаются, исчезают, отталкивают. Она превращается в постоянное ожидание, зависимость, выгорание и закрытость.

Настоящая Любовь начинается не с одобрения со стороны, а с принятия Источника, Который не зависит от внешнего отношения.
Это Любовь Отца — безусловная, живая, глубокая. Она не требует заслуг.

«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…» (Ин. 4:14)

Но как прийти к такой любви?
Путь — через распятие ветхого человека, который привык определять свою ценность по реакции окружающих.
И да, это крест. Не в том смысле, что «надо страдать», а в том, что нужно отпустить образ себя, который держится на боли, обидах, доказательствах.

Вы пишете:
«Если я начинаю думать о себе плохо — то зачем вообще нужно существовать?»

Это означает:
«Я существую только если считаю себя достойной.
Если думаю о себе плохо — значит, не имею права жить.»

Но ваша жизнь — не результат вашей оценки.
Она — Божье решение о вас.
Ставить своё существование под сомнение — значит брать на себя то, что может решать только Творец. Оценивать собственное право на бытие — это слишком тяжёлая ноша для человека. Оставьте это Богу. Не нужно быть себе судьёй. Он — ваш Отец, а не надсмотрщик. А вы — не проект с ошибками, а живое Его дыхание.

Вы также спрашиваете:
«Где грань между смирением и отстаиванием человеческого достоинства?»

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Смирение не состоит в признании себя ничтожным перед людьми, а в признании своей немощи пред Богом.»

То, что вы терпите — не всегда смирение.
Если кто-то глумится, а вы безмолвно позволяете это — это может быть не духовное подвижничество, а насилие над собой.
Бог не требует от вас позволять топтать свою душу. Смирение — это не молчаливое соглашение с ложью о себе.
Смирение — это жить в правде о себе перед Богом, зная, что мы — слабы, но бесконечно любимы.

В завершение хочу спросить вас:
То, что вы сейчас прочли — показалось ли вам проявлением любви?
Если да — почему?
Если нет — почему?
 
Православный христианин
Любовь к себе есть у каждого, изначально. И Христос, говоря возлюби "ближнего своего как самого себя", все же инструкций как любить себя не оставил)). Но кроме этого сказал " возлюбить Бога". Т.е. установить с Ним отношения. Одного чтения молитв все же маловато будет.
Надо начать воцерковляться (раз уж Вы спрашиваете совета на православном сайте).
"если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своем". Конечно с разумением все делать.
Но все же участие в Таинствах человеку необходимо. Источник любви один - Господь.
 
Сверху