О наставнике в умном делании

Православный христианин
Мир всем!

Эта тема особенно заинтересует тех,кто считает ,что без опытного руководства Иисусовой молитвой заниматься нельзя.

Приведу фрагмент одного труда( его же приводит свт. Игнатий (Брянчанинов) в "Аскетических опытах"

Подобным образом и сей св. Григорий Синаит, повелевая не бояться и не сомневаться обучающемуся в молитве, приводит две причины прелести: самочиние и высокоумие. И св. отцы, желая сохранить нас невредимыми от них, повелевают исследовать Свящ. Писание, научаясь от него, имея брат брата добрым советником, как говорит Петр Дамаскин. Если нельзя найти искусного делом и словом старца, по примеру св. отец, знающего хорошо отеческое писание, то, пребывая наедине, в безмолвии, всеми силами должно стараться иметь духовное наставление от учений и наставлений св. отец, вопрошая о всякой вещи и добродетели. Такую меру и порядок следует сохранять и нам, читая писания, а не уклоняться от их учения и наставления, подобно тому, как некоторые, не зная опыта умного делания и считая себя имеющими дар рассуждения, тремя причинами или доводами уклоняются, лучше бы сказать, отводят себя от обучения сему священному деланию. Во-первых, они считают, что это делание подобает лишь одним святым и бесстрастным мужам, а не и страстным. Во-вторых, указывают совершенное оскудение наставников и учителей таковому жительству и пути. В-третьих, последующую таковому деланию прелесть.
Первая из этих причин, или доводов, никуда не годна и не справедлива, потому что первая степень для новоначальных монахов состоит в том, чтобы умалять страсти умным трезвением и сердечным блюдением, т. Е. умною молитвою, подобающею деятельным. Вторая – безрассудна и неосновательна, потому что, за отсутствием наставника и учителя, Писание нам учитель, как сказано выше. Третья же самопрельстительна, ибо читая писание о прелести, этим же писанием сами себя запинают, криво рассуждая о нем. Вместо того, чтоб принимать писание как предостережение к познанию прелести, они придумывают и находят причину уклоняться от умного делания. Подобно тому, как полководец, получив известие, что неприятели устроили засаду на пути, намереваясь хитростью и тайным нападением одолеть его, не имея силы открыто с ним бороться, он же, будучи нерассудительным, вместо того, чтобы перехитрить врага и одержать победу нечаянным нападением на его тайную засаду, страшится страха, идеже не бе страх, и обращается в бегство, покрывая себя вечным позором пред царем и его вельможами.
Если же ты страшишься этого делания и обучения от одного благоговения и простоты сердца твоего, то и я еще больше вместе с тобою устрашаюсь, но не на основании пустых басен, по которым волка бояться – в лес не ходить.
Прп. Василий Поляномерульский ( наставник прп. Паисия Величковского)

Итого: если есть желание -есть 1000 возможностей,нет желания -есть 1000 причин.(китайская пословица)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Духовный наставник дается Богом тому, кто готов принять учение, кто имеет долю послушания, зачатки смирения и искреннее сердце. Иисусова молитва передается из уст в уста. от сердца к сердцу...От наставника или духовника своему ученику, как передается олимпийский огонь... Это идеальный путь обучения умному деланию. В иных условиях, молитва или благодать, сама обучает постижению внутреннего сердца ищущего, указывая и наставляя на путь к Богу, через скорби,утеснения и искушения, не забывая подавать и утешения после.
 
Православный христианин
Духовный наставник дается Богом тому, кто готов принять учение, кто имеет долю послушания, зачатки смирения и искреннее сердце. Иисусова молитва передается из уст в уста. от сердца к сердцу...От наставника или духовника своему ученику, как передается олимпийский огонь... Это идеальный путь обучения умному деланию. В иных условиях, молитва или благодать, сама обучает постижению внутреннего сердца ищущего, указывая и наставляя на путь к Богу, через скорби,утеснения и искушения, не забывая подавать и утешения после.
Верно сказано. Самодействующая в сердце благодать передается от ученика к ученику по принципу "золотой цепи", и если цепь прерывается, то тут же восполняется благодатью.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Верно сказано. Самодействующая в сердце благодать передается от ученика к ученику по принципу "золотой цепи", и если цепь прерывается, то тут же восполняется благодатью.
об этом моменте большинство отцов умалчивают, дабы не затушить надежду.
 
Православный христианин
Верно сказано. Самодействующая в сердце благодать передается от ученика к ученику по принципу "золотой цепи", и если цепь прерывается, то тут же восполняется благодатью.
об этом моменте большинство отцов умалчивают, дабы не затушить надежду.
Любопытно, что у нас в книжно-теоретической традиции стали почитать за какую-то магию.. Мол уповать на милость старца это ненормально, только Бог может решить на кого благодать изливать, принижается роль преемственности.
свт Игнатий не имел такой передачи кажется исходя из известной биографии, Феофан насколько известно долго не мог обрести молитву уже в преклонном возрасте, И. Кронштадский тоже по благодати получил... Нигде нет в публицистской традиции учителей.

**А благодать я думаю обусловлена двумя факторами: аскезой и правильным приложением усилий.
Часто говорят что благодать ни чем не обусловлена, но имхо это бессмыслица, тогда получается Бог самодур, ни от чего не зависит Его милость. В то время как он изливает на всех, а наша задача своими усилиями воспринять.
 
Православный христианин
изливает на всех, а наша задача своими усилиями воспринять.
Многое зависит и от старца, он восполняет недостатки ученика. Ситуация хорошо описана в Житии прп. Симеона в отношении его старца, Симеона Благоговейного.
 
Православный христианин
Хорошая цитата из соседней темы.

Может быть ты думаешь, что такое Духовное видение приобретает кто-либо душевным видением? Ни только невозможно душевным видением приять Духовное, но даже нет возможности ощутить его и чувством, и сподобиться его кому-либо из ревностно выполняющих виденья душевно. И если некоторые из них желают приблизиться к видению Духа, то пока не отрекутся от душевного, от всяких изворотов и тонкостей многосложных его способов, и не поставят себя во младенческий образ мыслей, дотоле не смогут приблизиться, хотя бы мало, к видению Духовному.
(Преп.И.Сирин)


Задача старца поставить ученика во младенческий образ мыслей и затем умолить Бога даровать ему духовное зрение.
 
Православный христианин
он восполняет недостатки ученика.
В том и милость
И если некоторые из них желают приблизиться к видению Духа, то пока не отрекутся от душевного, от всяких изворотов и тонкостей многосложных его способов,
Вроде никакого противоречия, так и следует
 
Православный христианин
Мой старец все пытался наставить меня во младенческий образ мыслей и умолить Бога, но я жаждал технической стороны молитвы. Старец смотрел на меня с сожалением.
Сложно представить как без старца к этом прийти
*если уж с его помщью сопротивлялись
 
Православный христианин
Сложно представить как без старца к этому прийти
*если уж с его помощью сопротивлялись
Духовная молитва движется из глубины сердца, из сердечного места. Надо двигаться ей навстречу, уповая на Промысел Божий, и держать младенческий образ мыслей.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
По святителю Игнатию
Старец. Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой...
Вот основные слова о первых плодах в молитве. Познав это, открывается и все остальное по мере слышания благодати в своей жизни. Тогда и покаяние придёт необходимое и понимание, о чем ты плачешь и почему.
Просто без внимания к внутреннему миру своему, без познания и выстраивания внутренних ориентиров, умиление не познать, так как умиление это уже первые крохи благодати, которые даются человеку, в виде чувства удивления и одновременно понимания милости Божьей к тебе, и не понимания, за что эта милость тебе явлена. От того и слезы появляются. И текут умягчая и утешая сердце. После и открывается вина о своих делах и приходит покаяние, в виде не желания творить больше свою дичь, а слезы умиления утешают эту боль сердца.
 
Православный христианин
Еще в тему.

(Исихий). Сердце, совершенно отчуждившись от мечтаний станет рождать помышления божественные и таинственные, играющие внутри его, как играют рыбы и скачут дельфины...

Божественные помышления отличаются от образов тем, что исходят из (очищенного) сердца, а не приходят извне него. Они порождаются Духом и безОбразной духовной молитвой, как будто некто печатает свои копии, движутся не двигаясь, "играют". И потому Ареопагит эти "умы в Боге" называет "научными теоремами":).
 
Православный христианин
Духовная молитва движется из глубины сердца, из сердечного места. Надо двигаться ей навстречу, уповая на Промысел Божий, и держать младенческий образ мыслей.

Иоанн Дальятский

Нет [большей] радости для сердца и бесподобного блаженства, чем действие Духа в душе: тот, для кого оно вожделенно, пусть непрестанно устремляет взор в себя и он сможет узреть сияния Духа, воссиявающие из его сердца и не оскудевающие, как сказал Бог-Слово: «Из чрева его потекут реки воды живой».

Если Царство Божие обретается внутри нас, как сказал наш Господь, то отрекись от себя самого и всего, и войди, углубись внутрь себя, и там ты узришь Лице твоего Бога.
 
Оренбург
Православный христианин
Если Царство Божие обретается внутри нас
Это и есть цель жизни христианина - достичь Царства Божьего внутри себя и не терять его, хранить. Для этого необходимы Таинства Церкви и желание жить по Заповедям.
 
Православный христианин
Кажется, ИД выдвигает здесь более высокую цель: видеть Лице Бога. И средство несколько иное: зри внутрь себя?
 
Оренбург
Православный христианин
Кажется, ИД выдвигает здесь более высокую цель: видеть Лице Бога. И средство несколько иное: зри внутрь себя?
Лицо Бога зреть невозможно, мне думается, тут имеется в виду богообщение в мистическом религиозном акте. Оно ведётся внутри человека в области сердца, я так это ощущал, а позднее читал это у других. Зреть духовными очами можно только Свет. Хотя я не знаю как у других. Но вроде бы в Православии запрещены зрительные образы как у католиков
 
Православный христианин
Это сложная большая тема. Для начала надо установить, в каком смысле употребляется слово Лице в Писании и в богословии иконопочитания. По крайней мере, в двух смыслах. В смысле Красоты Божией и в смысле характИра, неизменяемых черт Лика Спасителя.
 
Православный христианин
Лицо созерцаемо в первом смысле и видимо во втором. Это тот облик, в котором вознесся Спаситель одесную Отца. Здесь переход от созерцания Бога к соединению с Ним, и узреть его, наверно, и призывает ИД.
 
Сверху