О святых (жития, иконы)

г. Краснодар
Православный христианин
Святой благоверный Феодор I Иоаннович, Царь Московский

Святой царь Феодор I Иоаннович родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 года, старший брат святого Феодора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Феодор стал считаться наследником царского престола.

Святой Феодор вступил на царство после смерти 18 марта 1584 года своего отца. Его воцарение сопровождалось смутой, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Феодоровне, был женат святой Феодор.

Венчание на Царство над царем Феодором I было совершено 31 мая 1584 года. Дважды (в 1573 и 1587 годах) его кандидатура выдвигалась на престол Речи Посполитой.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так: «Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Царь Феодор Иоаннович много жертвовал монастырям и храмам по всей Руси. Так, в 1593 году над двухпролетными Святыми монастырскими воротами Богородице-Успенского Тихвинского мужского монастыря по его приказу был выстроен каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом Святого великомученика Феодора Стратилата — его Небесного покровителя.

Еще с начала 1580-х годов по инициативе Царя Феодора и при активнейшем участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с кириархальной, Константинопольской, Церковью об установлении на Руси патриаршества. В 1588 году на Русь прибыл Цареградский Патриарх Иеремия II. В ходе переговоров, которые вел в основном шурин Царя, боярин Борис, было получено согласие Святейшего Иеремии на поставление Патриарха Всероссийского. 17 января 1589 года открылся Собор русских архипастырей, на котором 23 января были избраны на Московское патриаршество три кандидатуры: Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского.

С грамотами, скрепленными подписями епископов и содержащими имена избранников, направился Патриарх Иеремия в царские палаты для представления их царю. Феодор Иоаннович выбрал святого Иова, которого за два года до того сам «понудил на великую митрополию». Предстояло донести эту весть самому митрополиту Иову, который не присутствовал на соборе, равно как и архиепископы Александр и Варлаам. Царь и Вселенский Патриарх послали за смиренным избранником, которому царь Феодор сказал: «По изволению Божию и Пречистой Богородицы и великих чудотворцев Московских и по нашему совету со Святейшим Иеремией Патриархом Вселенским, и со архиепископы и епископы и со всем освященным собором нашего Российского царствия и со всеми бояры приговорили есмя быти тебе, Иову, митрополиту всея России, на великий престол в Патриархи в Московское государство Российского царствия».

Наречение святителя Иова в Патриархи происходило в Успенском соборе после вечерни. Московский первосвятитель завершил вечерню особым молебном, затем с зажженной свечой вышел из алтаря и встал на амвон. Один из бояр, приблизившись к митрополиту, провозгласил формулу избрания его на патриарший престол. Иов ответствовал: «Если меня, грешного, избрал святый Самодержец и Вселенский господин Иеремия со всем освященным собором, я принимаю столь великий сан с благодарностью». Обратившись к духовенству и народу, святитель дал торжественный обет ревностно блюсти свою паству. Через три дня, 26 января, состоялась патриаршая интронизация.

Когда в соборе торжественно встретили Вселенского Патриарха и царя Феодора, пред лицом освященного собора был приведен Иов для исповедания своей веры и произнесения специальной присяги. По окончании исповедания веры и присяги Патриарх Иеремия произнес, благословляя Иова: «Благодать Пресвятаго Духа нашим смирением имеет тя Патриархом в богоспасаемом граде царствующем Москве и всея Великия России».

Вселенский Патриарх начал Божественную литургию, и во время Трисвятого пения соборный протоиерей и архидиакон подвели Иова к царским вратам, а епископы ввели его в алтарь. Патриарх Иеремия возложил на Иова руки и, разогнув Евангелие над его главою, молился о сошествии благодати Святого Духа на поставляемого: «Да будет сей архиерей Иисусов неугасимым светильником веры».

После сего литургию совершали оба Патриарха. Завершая евхаристический канон, Патриарх Иеремия возгласил: «В первых помяни Господи, Святейшего Патриарха нашего Иова Московского и всея России».

По завершении Божественной литургии русские архиереи возвели Патриарха Иова на святительское место посреди собора и трижды посаждали его на патриарший трон с пением многолетия по-гречески. Иеремия возложил на Патриарха Иова подаренные царем Феодором драгоценную панагию и святительские одежды — мантию и белый куколь.

В приветственном слове царь повелел Патриарху Московскому Иову именоваться главою епископов, отцом отцов, патриархом всех земель северных и вручил ему жезл святителя Петра. В свою очередь Патриарх Московский и всея Руси Иов благословил всю паству, радовавшуюся введением Русской Церкви в священное достоинство патриаршества.

В царствование Царя Феодора I Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 годов. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям. В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 году у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому царю, был заключен, по всей видимости, в 1587 году. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

Летом 1590 года, исполняя именной указ святого Феодора, самарский воевода князь Григорий Осипович Засекин и служилый человек Федор Михайлович Туров совершили закладку города-крепости Саратова. Острог был основан «на память положения пояса Пречистыя Богородицы», то есть 2 июля 7098 (1590) года. Князь Григорий Засекин стал и первым саратовским воеводой. Как свидетельствуют исторические источники, первоначально святой Феодор предполагал поставить новый острог на месте бывшей монгольской столицы Увека (ныне на территории Заводского района Саратова), однако воевода выстроил острог чуть ниже нынешнего села Пристанное, против впадения в Волгу речки Саратовки. Административно новый острог подчинялся астраханскому наместнику, а в церковном отношении, как и вся Нижняя Волга, был отнесен к Казанской митрополии. Первым правящим архиереем, окормлявшим Саратов, стал, таким образом, митрополит Казанский и Астраханский святой Ермоген (†1612).

В период правления святого Феодора хозяйственная жизнь страны постепенным пошла на подъём, удалось преодолеть тяжелые последствия экономического кризиса 1570–80-х годов и неудачной Ливонской войны (1558 – 1583). Однако последние годы его царствования были омрачены трагедией: 15 мая 1591 года в Угличе подосланными убийцами, Осипом Волховым, Данилой Битяговским и Никитой Качаловым, был зарезан младший брат Государя, святой царевич Димитрий, единственный наследник русского трона после бездетного Феодора. По факту гибели царевича было назначено следствие, представившее официальную версию происшедшего. Согласно этой версии, во время игры ножичком с царевичем случился припадок падучей болезни, и он упал на нож. Царственный страдалец-отрок в 1606 году был причислен Церковью к лику страстотерпцев. Народная молва обвняла в подготовке убийства царского шурина Бориса Годунова, ходили слухи, что сам царевич спасся, а вместо него погиб другой ребенок. Все эти последствия угличской трагедии, наложившиеся на крайне тяжелые экономические условия, в которых оказалась страна к концу правления Царя Бориса Феодоровича Годунова, привели в начале XVII века к многолетней Смуте в России.

Святой Феодор отошел ко Господу 7 января 1598 года. По свидетельству святого Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так: «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому». Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы».

Уже в наши дни, в статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил: «Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.


Святой Царь Феодор, моли Бога о нас грешных!
 

Вложения

  • Икона. Св. Царь Феодор..jpg
    Икона. Св. Царь Феодор..jpg
    20,1 KB · Просмотры: 1.258
г. Краснодар
Православный христианин
Берлинско-Германская епархия РПЦЗ приняла решение причислить к лику местно чтимых святых активиста антифашистской студенческой организации «Белая роза» Александра Шмореля, казненного 13 июля 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. В воскресенье, 15 июля, Архиепископ Берлинский и Германский Марк совершил панихиду у могилы новомученика, собщает Седмица.Ru. О решении епархии сообщил после панихиды священник Николай Артемов: «Синод РПЦЗ уже дал благословение российскому новомученнику Александру Шморелю, ибо он при переезде из России в Германию сохранил православную веру, посещал мюнхенский храм и был его прихожанином».

Уроженца Оренбурга Александра Шмореля (16.09.1917 – 13.07.1943) в Мюнхене называют «Русской душой» и «русским корнем» действовавшей в годы II Мировой войны студенческой организации «Белая роза», боровшейся с фашизмом. Его мать Наталья Петровна Введенская была русской, отец – Гуго Карлович Шморель немцем. Александр был крещен по православному обряду. После смерти матери его воспитывала няня – Фоедосия Лапшина, которая часто водила мальчика в русскую церковь в Мюнхене. Русский язык Александр Шморель считал родным, а русскую культуру воспринимал как свою духовную родину.

Во времена нацизма в Германии 40-х годов студент Мюнхенского университета Александр Шморель был убежденным пацифистом. Его постигла участь коллег из «Белой розы». По решению нацистского суда 13 июля 1943 года Александр был казнен. Одна из публикаций епархиального журнала «Вестник» рассказывает о том, что перед казнью архимандрит Александр исповедовал и причастил Александра Шмореля. Похоронили его на кладбище, примыкающем к церковному двору мюнхенского кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви.

В 1999 году из Оренбурга была привезена земля, которую в присутствии прихожан храма высыпали на могилу замученного фашистами Александра, высказывавшего перед смертью родственникам свое желание быть погребенным не в Германии, а на родине, в России.

В Мюнхене на могиле героя растет куст белой розы. Эти же цветы круглый год приносят жители Баварской столицы в знак памяти и признания заслуг члена антифашистской организации, студента Александра Шмореля.

Дата прославленмя Александра Шмореля в лике святых пока точно не определена.

Однако в мюнхенском православном храме на алтарной иконе «Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца» в числе святых, сопровождающих раку с мощами, уже изображен Александр Шморель - только пока без нимба над головой.
 

Вложения

  • Св. Александр.jpg
    Св. Александр.jpg
    13,8 KB · Просмотры: 806
г. Краснодар
Православный христианин
Хочу рассказать о моем любимом святом - преподобном Аристоклии Афонском.
Как-то сложилось, что о нём я узнал ещё в самом начале своей веры, как только пришел в Православие.
Само Православие у меня ассоциирует именно с этим святым, его духовными подвигами и поучениями.

Много раз я чувствовал помощь по молитвам к о. Аристоклию.

Мало кто знает об этом подвижнике. Поэтому я и решил разместить на форуме его житие.



Поминайте наставников ваших…

22192629fs0.jpg
44526037af5.jpg


«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Евр.13.7) – поучает Божественный апостол.
Следуя этому наставлению, поговорим об одном удивительном православном подвижнике, память которого совершается 6 сентября по новому стилю, – преподобном Аристоклии Афонском.
Это был замечательный пастырь, монах, крепкий молитвенник, подвизавшийся в России и на Афоне. Духовный облик старца более всего показывают сказанные им слова: «Чада мои возлюбленные! Все бы претерпел ради вас - пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы Вы спаслись! Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу и нет серьезнее дела, как спасение души.»

aristokliyzm9.jpg


В самые страшные для России, предреволюционные, годы, когда были попраны моральные устои общества, и воцарялся грех, Бог даровал ей великого подвижника, духовно окормлявшего множество людей и являвшегося для них светлым лучиком в мутной и суетной жизни последних лет существования Империи. Но обо всем по порядку.
Будущий преподобный родился в 1846 году на Урале в благочестивой крестьянской семье Амвросиевых. Родители, Михаил и Матрона, нарекли чадо Алексием.
Оставшись без отца ещё в младенчестве, Алексий рано познал нужду.
Матерь научила мальчика молитве, рассказала о Боге, Царице Небесной, святых и ангелах, указала ему путь в тот единственный и нужный для спасения духовный мiр, Царствие Небесное, достижению которого и посвятил всю свою жизнь Алексий, будущий иеросхимонах Аристоклий.
Лет десяти Алексий тяжко заболел, и у него отнялись ноги. Моля святителя Николая Мирликийского об исцелении чада, матерь его Матрона дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не видеться. По молитвам матери, в день празднования Церковью святителя, 6/19 декабря, Бог исцелил Алексия.
Обет был исполнен – мальчику не исполнилось и восемнадцати лет, когда их с матерью земные пути разошлись: Матрона приняла постриг в России, а Алексий отправился на святую гору Афон.
Более четверти века подвизался в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отец Аристоклий, именно так в честь кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского нарекли при постриге послушника Алексия. И хоть до нас не дошли свидетельства того, как дались ему эти годы, можно с уверенностью сказать, что путь к Господу легким и простым не бывает. Из святоотеческой литературы мы знаем, как труден монашеский подвиг, сколько искушений каждую минуту готовит лукавый, только бы изъять молитву из уст монаха, посеять сомнение в его сердце, опорочить молитвенника в глазах братии, заставить роптать и отказаться от избранного пути, чтобы в конце концов погубить его бессмертную душу. И человеку не выстоять в этой борьбе, если бы не благодатная помощь Всевышнего, готового каждый миг прийти к нам на помощь.
В середине 1880-х годов иеромонах Аристоклий находился в Москве, на Большой Полянке, где в то время размещалось подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона, возведенной напротив церкви Владимирской иконы Божией Матери, что на Никольской улице у Китайгородской стены.
За годы пастырского служения в Москве много сил приложил отец Аристоклий, чтобы приблизить далекий Афон к Москве. Страницы издаваемого подворьем журнала «Душеполезный Собеседник» с 1888 по 1918 год, то есть 30 лет, рассказывали о жизни русских монахов на греческом острове, каждый выпуск сообщал о том, чем живет Пантелеимонов монастырь, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, святоотеческими толкованиями Священного Писания, письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов и, конечно, об исцелениях от чудотворных икон, происходивших как на Афоне, так и в России от привозимых сюда хлопотами батюшки святынь, которые он заказывал для православных монастырей и храмов Московской епархии.
На московском подворье Афона все шире разворачивалась книгоиздательская деятельность: духовная литература с абрисом Святой Горы все больше пользовалась спросом. Батюшка Аристоклий внес неоценимый вклад в создание нерушимого моста, соединившего Святую Русь с Благословенным Афоном. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на греческом острове, страдавшие малочисленностью братии, стали быстро пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую, новыми столпами веры христианской, среди которых был и будущий великий старец Силуан.
Но разве мог такое пережить лукавый? Он давно уже сбился с ног, не зная, как унять этот неиссякаемый источник Божественной любви и добра, так щедро изливавшийся на москвичей, укрепляя в них веру в Творца и твердое желание следовать Ему. Поэтому и посеял нечистый зависть в сердцах сослуживших батюшке. И полетели письма на Святой Афон, жалобы в Священный Синод: «Уберите от нас нашего настоятеля, он расхищает монастырское достояние, разоряет подворье...» Батюшке пришлось покинуть Москву и уехать в родную обитель. Это случилось в 1894 году.
Мы можем лишь догадываться о том, как прошли еще пятнадцать лет монашества афонского подвижника в Пантелеимоновой обители. Из сообщений все того же «Душеполезного Собеседника» можно узнать, что отца Аристоклия избрали казначеем (вот вам и «расхититель»!) и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (значит, он уже принял схиму, которая венчает высокий духовный подвиг) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря. Жребий тогда выпал другому, но это вовсе не умаляет заслуг батюшки перед Господом, даровавшим ему многие дары: и прозорливость, и молитвенное дерзновение, и неизреченную богодухновенную мудрость - такими дарами бывают украшены лишь Божии Угодники. Не случайно жребий выпал тогда другому - Творец уготовил старцу Аристоклию иной путь - он должен был снова вернуться в Россию пастырем и настоятелем Афонского подворья. Так решил собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря.
В то время отцу Аристоклию было уже за семьдесят. Он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему человеке. В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым, которого благословил уйти на Афон его духовник - знаменитый в то время московский священник Валентин Амфитеатров. Матерь Божия указала старцу, что именно Ипатия он должен взять келейником и ехать с ним в Москву.
Вернувшегося в 1909 году батюшку встречали цветами и счастливыми улыбками тысячи православных, в чьи души, как в благодатный чернозем, упало пастырское слово отца Аристоклия и возросло в них древом желания жить под его духовным окормлением. Все годы после отъезда батюшки они писали в Синод и на Афон письма, умоляя вернуть им доброго пастыря, чудесно устроившего жизни многих. И теперь они были несказанно рады долгожданной встрече с очень дорогим им человеком.
К моменту возвращения отца Аристоклия подворье находилось в запустении. Ведь после его отъезда люди перестали в таком количестве посещать часовню, казна опустела, не на что было ремонтировать здания, и вид подворья не очень-то радовал. Работы для старца предстояло много, а силы-то уже не те. Большая издательская деятельность требовала новых складских помещений. В марте 1912 года батюшка писал ходатайство в Святейший Синод: «Обитель наша для поддержания православной веры и религиозных чувств в народе издает духовно-нравственные книги и листки, но склада, удобного для книг, у нас не имеется, почему книги сложены в ветхих деревянных складах и подвальных помещениях, отчего подвергаются порче... Мы имеем крайнюю нужду в построении каменного здания, более удобного и безопасного... Также имеем с Высочайшего разрешения приют для увечных воинов на 8 кроватей, который находится в ветхом помещении, что также вынуждает нас к построению нового здания как для приюта, так и для живущей на Полянке братии и прислуги, ибо, где теперь живет братия, помещение требует большого ремонта для безопасного в них житья».
Разрешение было получено, и подворье стало строиться. К концу батюшкиной жизни на Большой Полянке выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Правда, ему самому послужить в ней не пришлось: ее освятили 30 сентября/13 октября 1918 года, а батюшки не стало месяцем раньше - 26 августа/8 сентября, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Но прежде чем перейти к этому событию, хотелось бы рассказать вот о чем: хорошо знали в Москве и далеко за ее пределами о даре старца Аристоклия изгонять бесов, исцелять, предвидеть будущее и даже воскрешать силою молитвы к Богу. Об этом оставлено немало свидетельств. Вот лишь некоторые из них:
Старец Даниил из Донского монастыря вспоминал такой случай воскрешения мертвой девочки, о котором он слышал еще от отца Исайи - очевидца чуда. Так вот, однажды к преподобному Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Трудно описать состояние матери, пережившей утрату и счастье обретения своего дитя живым. Она прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!»
Рассказ монахини Евфимии: «Часто к батюшке Аристоклию в часовню приводили одержимых. И когда он их отчитывал, а потом помазывал маслицем, они и визжали, и гавкали, и скулили, а иных прямо выкручивало и трясло - видеть это было страшно. А батюшка приказывал бесам уйти, и они слушались его. Однажды притащили к нему одержимую бесами женщину. Она так сопротивлялась, что двое крепких мужчин с трудом могли удержать ее и то только потому, что связали ее веревкой, которую она все порывалась сорвать с себя. Когда ее поставили перед старцем, он так строго на нее посмотрел и говорит: «Тебе кто разрешил в нее входить, а?» И тут одержимая каким-то тоненьким, визгливым голоском, как бы даже не она сама, ответила: «Я не входил в нее. Она сама, она сама! Она соблудила с кузнецом, имея законного мужа... И я имел право в нее войти!» По молитвам старца Господь на глазах у всех исцелил эту женщину. Вот какой был у старца дар - бесы его боялись. Да... А вот еще какой случай был с одной моей знакомой, жившей у Хитрова рынка. Не ладилась у нее жизнь, а однажды так припекло, что решила она утопиться. Побежала она на мост и уже хотела броситься в Москва-реку, как вдруг какая-то сила отбросила ее назад. Рядом никого не было, но на нее напал неизъяснимый страх, и ей захотелось поскорее уйти от того места, да и решимость свести счеты с жизнью куда-то пропала. Долго ей не давал покоя охвативший ее на мосту в ту ночь страх. Ей посоветовали пойти к старцу Аристоклию - уж он-то все знает. И она пришла к батюшке, рассказала ему все, как было. А старец выслушал и говорит: «Божия Сила тебя оттолкнула. Ты хоть женщина и распутная, да за твою доброту, что и есть ты одна не сядешь и кружки воды одна не выпьешь, - вот за это тебя Господь и помиловал». Эти слова старца перевернули в ней душу. И знаете, ведь исправилась она, стала к старцу ходить за советом. Здесь мы с нею и познакомились. Вот как бывает. Всяк по-своему к Богу-то приходит».
Даже о том, что он будет похоронен на Даниловском кладбище, батюшка знал заранее. Это видно из рассказа духовной дочери отца Аристоклия, А. П. Солнцевой, которая очень хотела, чтобы старец навестил ее дома. Когда она отважилась, наконец, его об этом попросить, батюшка ей ласково ответил: «Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда». Когда вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, она отказывалась в это поверить, так как старец никогда никого не обманывал. А жила она в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, и всегда спрашивала, завидя похоронную процессию, кого хоронят. И однажды услышала: «Великого старца, иеросхимонаха Аристоклия». Потрясенная, выронив ведра, она шла, плача, за батюшкиным гробом и все повторяла: «Прости! Прости, батюшка, что я тебе, глупая, не поверила...» Эти похороны состоялись в 1922 году, тогда как умер афонский подвижник 26 августа 1918 года. Так что же случилось? Почему старцу пришлось сменить место своего захоронения?
После успения иеросхимонаха Аристоклия отпевали его сразу три московских архиерея: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского. Многие пришли проститься с батюшкой, оплакивая потерю великого духовного наставника и помощника в юдоли плачевной. В мраморном склепе полуподвала-усыпальницы подворья положили его расставшееся с земными страданиями тело, украсив парчой и негасимыми светильниками и лампадами место упокоения афонского подвижника и московского чудотворца.
Однако недолго пришлось старцу покоиться в усыпальнице. По советским декретам все монастырские владения после революции подлежали национализации, а домовые церкви - ликвидации. И на подворье началось не пойми что. Вместо службы - обыски, аресты, конфискации. Греческий консул в Москве обратился к новым властям в сентябре 1918 года с обращением: «Греческое королевство удостоверяет, что подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Б. Полянке есть имущество Греческого королевства». Но никакие обращения не могли остановить разгула безбожников. В январе 1919 года они арестовали настоятеля Пантелеимоновой часовни иеромонаха Макария, а в 1921 году - иеромонаха Феофана. Храм, книжный склад и усыпальница были обысканы, все, представлявшее материальную ценность, конфисковано, помещения опечатаны Московской ЧК, по распоряжению которой золоченый иконостас был распилен, выброшен во двор и сожжен вместе с духовными книгами, к которым она не скрывала свою лютую ненависть.
Чего еще было ожидать? Кто мог поручиться, что и тело батюшки не постигнет та же участь? Что он не станет объектом их гнусных издевательств? Поэтому духовные чада старца с братией подворья вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Конечно, хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания власть имущих и не накликать еще какой беды на батюшку. Однако голуби, которых старец при жизни любил кормить и о чем-то с ними ласково разговаривать, слетелись со всех сторон огромной стаей и, кружась, образовали в небе живой крест, как бы осеняя им избранника Божия и охраняя сим Христовым Знамением его последний путь. До самой могилы, рассказывал старец Даниил, живой голубиный крест сопровождал батюшку.

В 2004 году были обретены и перенесены на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве мощи преподобного Аристоклия и совершено его причисление к Лику Святых.

Уже после обретения мощей случилось необычайное чудо по молитвам к старцу:
Настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон рассказывал: "В монастырь в ноябре прошлого (2004 г. Прим. ред.) года перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего в период гонений на Церковь настоятеля Афонского подворья, скончавшегося в 1918 году. Тогда же на торжестве были священники из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей". Как сообщил потом в письме владимирский иерей Владимир Ведерников, он передал флакончик прихожанам местного храма супругам Александру и Марине, у которых родился младенец с нераскрытыми глазками. "Они очень скорбели, и батюшка, утешая молодых родителей, вручил святыню и рассказал, как при жизни старец Аристоклий своими молитвами исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаза". "В тот же день вечером ко мне прибежала мать Марины с радостным известием, что глазки у Коленьки открылись после того, как ему их помазали священным маслом", - написано в письме священника.

С верою попросим и мы преподобного: «Отче Аристоклие, моли Господа о спасении грешных душ наших!»
Несомненно, находясь у Престола Божия, старец горячо молится о нас…
_____________________________



Изложенный вариант жития, конечно, упускает многие важные подробности из жизни прп. Аристоклия.

Афонским подворьем выпущена книга о старце, где подробно излагается его житие, духовные подвиги, поучения.

Так же издательством "Развитие духовности культуры и науки" выпущена небольшая брошюрка об отце Аристоклии. Составитель Владимир Губанов.

Кто хочет больше узнать о преподобном, может приобрести эти издания.


Храни всех Господь!
 
г. Краснодар
Православный христианин
Святитель Макарий (Невский)

makari.jpg
____________________________149.jpg


Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых.
 
г. Краснодар
Православный христианин
Святитель Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский

arsen1.jpg


Священномученик Арсений (Александр Иванович Мацеевич) родился в 1697 году во Владимире. Отец его, Иоанн Мацеевич, был православным священником при Владимирском Спасском храме. Александр Мацеевич окончил Владимирскую духовную школу, затем учился во Львовской и Киевской академиях. Его талант проповедника быстро обратил на себя внимание. В 1716 году Александр Мацеевич принимает монашеский постриг с именем Арсений, а в 1723 году он был посвящен в иеромонахи.

Иеромонах Арсений служил в Киево-Печерской Лавре, в Черниговской и Сибирской епархиях, в Великом Устюге и в Соловецком монастыре. Он участвовал в четырех морских экспедициях, во время которых на карту было нанесено почти все северное побережье Сибири. С 1738 года иеромонах Арсений преподавал в Санкт-Петербурге и выполнял поручения Синода.

26 марта 1741 года он был посвящен в сан митрополита Сибирской кафедры, где начал свое служение, проявив себя как защитник людей от произвола светских начальников и воевод. Митрополит Арсений ревниво опекал вверенные ему монастыри, всячески защищая и помогая им. Он требовал поддержки в подобных делах у Синода и нередко обращался непосредственно к императрице Елизавете. Далее Митрополит Арсений был переведен на Ростовскую кафедру, где продолжил ревностное служение в течение 20 лет. Он составил записку "О благочинии церковном", что явилось первым протестом против российской синодальной системы и радением о восстановлении патриаршества на Руси. Митрополит написал 12 томов проповедей и заметок. Он выступил против притеснения духовенства, крестьян, крепостных и проявил себя как опытный и рачительный хозяин в деятельности вверенных ему церквей и монастырей.

Особое место в деятельности митрополита Арсения на Ростовской кафедре занимала борьба с различными государственными учреждениями за независимость церковного управления против неоднократных попыток дворянства реквизировать церковные земли.

В 1762 году на Российский престол вступила Екатерина II, которая явилась убежденной сторонницей законов об изъятии церковной собственности в пользу государства. Вскоре она издала соответствующий манифест, против которого немедленно выступил митрополит Арсений. Его критическое письмо было расценено Синодом как "оскорбление Ее Императорского Величия", что предало делу видимость политического. Митрополит Арсений был арестован, доставлен в Москву на Синодальный суд. Окончательное решение суда, принятое при активном участии императрицы, было снятие сана митрополита и священства, ссылка в отдаленный монастырь без права письменного и словесного общения. Митрополит Арсений, в возрасте 67 лет, был сослан под Архангельск в Никольский монастырь. В монастыре его считали мучеником, страдальцем за правду, монахи брали у него благословение, а архимандрит-настоятель относился к нему как к архиерею.

Однако в 1797 году два монаха составили донос императрице Екатерине II на митрополита, в котором оговорили его в том, что он бранил Синод. Делу был придан политический вид, и последовал соответствующий приговор - лишить монашеского чина, снять все монашеское облачение, расстричь, переодеть в мирскую одежду, переименовать оскорбительным именем (Андреем Вралем) и послать на вечное заточение в Ревель. Там содержать его в каземате местной крепости под караулом, никого не допуская к нему пожизненно. При попытке митрополита Арсения заговорить с караульным было предписано вставить ему пыточный кляп, который для угрозы велено было держать на виду в каземате. Только в предсмертный час митрополита Екатерина II разрешила допустить к нему священника, с которого требовалось взять подписку, что он ничего не расскажет впоследствии под страхом смерти.

8 января 1768 года митрополит Арсений был заточен в Ревельской башне Гросштанпорт в каземате размером два на три метра. Пять лет провел митрополит Арсений в полной изоляции и могильном заточении.

Ежемесячно из Ревеля отправлялись рапорта в Петербург Екатерине II, в которых говорилось, что арестант ведет себя тихо. Однако ненависть императрицы все возрастала. С 1771 года митрополит Арсений был фактически заживо погребен - дверь была заложена кирпичами, осталось только окошечко, в которое ему подавали пищу. Наконец митрополиту отказали в одежде и сносной пище.

За два дня до кончины митрополит попросил прислать священника со Святыми Дарами. 14 марта 1772 года митрополит преставился и в этот же день был похоронен, как простой мирянин, у северной стены Никольской церкви г.Ревеля. На стене каземата осталась выцарапанная надпись митрополита: "Благо мне яко смирил мя еси".

Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. вынес определение о признании недействительности лишения сана митрополита Арсения (Мацеевича), а Архиерейский Собор РПЦ 2000 года определил пречислить митрополита к лику святых, как ревностного святителя Церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и Его Церковь и почитаемого народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность. В Ревеле (Таллинн), на улице Вене, 24 стоит православный храм святителя Николая, где под спудом покоятся мощи священномученика Арсения Ростовского.
 
г. Краснодар
Православный христианин
Святой праведный Александр Чагринский

1222_chagr.jpg


Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей супругов — причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровка. По этому приходу за потомками о. Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы. За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан — помещиков и крестьян, поскольку службу совершал тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении треб, был внимателен и сердечен к людям.

Однажды в 1831 году, чтобы придать присущие христианскому таинству венчания чинность и благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном застолье, где ему непреднамеренно поднесли такое угощенье, от которого батюшка занемог насмерть и уже приготовлен был к погребению, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. На вопрос, что же с ним было, отвечал, что был в загробном мире, видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы, но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в народ. Отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и, почувствовав, что засыпает, велел перенести себя в передний угол, где тихо скончался.

Оставшись вдовой, Прасковья Кузьминична сильно скорбела, представляя безрадостную будущую жизнь для себя и сирот. На сороковой день по кончине супруг явился ей в полусне и сказал: «Зачем ты безутешно плачешь и меня этим огорчаешь? Не плачь, а радуйся и пой: “Хвалите имя Господне... исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его”».

В сентябре того же года Александр был определен в Саратовское Духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания. В 1842 г. Александр Юнгеров окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября 1842 г. во иерея Преосвященным Иаковом (Вечерковым; †1850), епископом Саратовским и Царицынским.

Его первым приходом стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии, потом он недолгое время служил в селе Неверкино, в первом селе он решил вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей, а во втором многих язычников-чувашей о. Александр привлек к Православной Церкви. С июля 1843 года началось 38-летнее служение о. Александра в Свято-Троицкой церкви села Балаково. Со времен Екатерины II в этих местах селились раскольники, влияние старообрядческих иргизских и черемшанских скитов было велико на местное население. О. Александр благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от причта требовал тщательности в исполнении церковных служб. Этим он привлек в храм все село, а также иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам.

Очевидцы свидетельствовали, что со слезами он благословлял за литургией освящаемые Святые Дары. В храме о. Александр произносил поучения, направленные на искоренение пороков и суеверий и дающие православные понятия о предметах веры. Также и праздничные рождественские и пасхальные хождения о. Александра по приходу сопровождались наставлениями о православной жизни, спасительности установлений Святой Церкви, о необходимости частого посещения храма Божия, исповеди и причастия. Батюшка подавал пример усердной молитвы, частыми поклонами. Трудами мудрого пастыря полураскольничий приход стал постепенно преображаться в православный. Благодаря о. Александру в 1861 году новая каменная, построенная из красного кирпича церковь, была освящена. В 1875 году она была расширена почти втрое, также трудами о. Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей. Он сохранял неизменную сердечную приветливость ко всем людям. В некрологе о. Александра сказано: «Дар Божий в награду за чистоту сердца и любовь к людям, ею обычно отмечаются все христианские подвижники».

Сохранилось воспоминание о том, как по молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С дерзновенною верою обратился батюшка к усопшему: «Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными». Мертвый ожил, он был причащен, после чего, выслушав благодарственные молитвы и получив напутственное благословение о. Александра, упокоился навечно. Батюшка обыкновенно со святым крестом обходил горевшие здания и по его молитве останавливалось распространение пожара.

Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра и, особенно, его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием — здесь находили приют многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на надгробном памятнике Елизаветы Ивановны (†1890) в Чагринском монастыре была сделана надпись: «Странен бех, и введосте Мене» (Матф. 25:35). Окрестное духовенство избрало его в своем благочинии духовником.

В 1881 г. вместо увольнения по болезни за штат протоиерей Александр определяется в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии, бедный и малоизвестный. История этой обители началась в 70-х гг. XIX в., и лишь летом 1884 г. община получила статус монастыря. В обители церковная служба была тогда не ежедневная, треб по домам не совершали, поэтому батюшка большое внимание уделял образованию учащихся в монастырской школе девиц и соседних крестьян, которых привлекал к Церкви поучениями за богослужениями и беседами на дому. Постепенно народ, прежде не знавший о существовании Чагринского монастыря, стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось число его насельниц.

Как прежде балаковский, так теперь монастырский храм стал тесен для богомольцев, и усердием игумении, о. Александра и благотворителей была построена новая теплая церковь. Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма, потеря в течение одного года многих близких, подорвали его здоровье, и в апреле 1893 г. он был уволен за штат. С этого времени началось его служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами не только находившейся в степи Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями потекли к нему с разных концов православной России. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям; они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.

Господь даровал о. Александру многие благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар рассуждения. В 1896 г. в статье, помещенной в «Самарских епархиальных ведомостях», о. Александра по его духовным дарованиям сравнили со св. Иоанном Кронштадтским, св. Амвросием Оптинским и св. Феофаном Затворником. Отец Александр Чагринский в своей жизни явил подобный святому отцу Иоанну Кронштадскому образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения. 1900 год старец встретил на одре болезни.

Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (†1900), еще более ухудшило состояние здоровья о. Александра. На Пасху он заболел и соборовался, все лето был очень слаб, в декабре слег совсем. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня. Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве. Над могилой о. Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, где теплилась неугасимая лампада. По благословению Преосвященного Гурия, епископа Самарского, ежедневно совершались здесь краткие литии.

В полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что под отверстием образовывалась глубокая яма. До закрытия обители в 1927 году сохранялся домик о. Александра. Сюда после смерти старца приходили паломники с молитвой к нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили. И с радостью уходили, как бы побывавши на личном приеме у о. Александра.

В 1927 г. большевики разрушили часовню, а в начале 30-х годов могила старца была вскрыта, причем обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь «всплеска религиозного фанатизма», ограничились тем, что зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым сведениям, даже без гроба. В 1952 г. в Пасхальную ночь четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных властей, установили на поруганой могиле крест и ограду, сохранившиеся доныне. 22 июня 2000 г. честные останки протоиерея Александра Юнгерова были обретены в Покровском монастыре и перенесены в Иверский женский монастырь г. Самары, где были положены в раке в соборном храме обители, а 15 октября 2001 г. Православная Церковь во всеуслышание провозгласила святость сельского батюшки из Балакова — святого Александра Чагринского. Местное празднование памяти святого совершается трижды в год: в день его блаженной кончины — 22 декабря (4 января), в день обретения его мощей — 9 (22) июня и в день празднования Собора самарских святых 30 июля (12 августа).
 
г. Краснодар
Православный христианин
Святой Стилиан

stilian.jpg


Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии, между 400 и 500 годами после Рождества Христова. Он был благословен от чрева матери своей, и чем старше становился, тем в большей мере по милости Божией Дух Святой поселялся в нем.

С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни. Как и все, он был ребенок, потом юношей, имел плоть, как все мы плоть, но всегда хранил в чистоте свой дух и душу.

Он не позволял воцариться в душе никакой земной страсти - ни сребролюбию, ведущему к гибели, ничему иному. Силой и милостью Божьей он отражал все хитрости тленной и временной жизни. Его душа звала к подвигу и добродетели. Его чистое и верное сердце прислушивалось к зову души. Достигнут совершеннолетия, святой Стилиан раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: "Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни".

После этого святой Стилиан принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Высоту его подвига, поста, молитвы, бдения трудно описать словами. Благодаря суровой аскезе стяжал святой Стилиан добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Свою душу соблюдал чистотой "от всякой грязи плоти и духа". Он отражал натиски врага, дабы не коснулся его нечистый грех и хранил в уме слова Господа: "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Он старался во всем отсечь свою волю, основанную на эгоизме, и исполнять волю своего Старца. В монастыре он боролся против трех врагов - беса, мира, плоти.

Желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога, созерцая вокруг творения Его - неисчислимые звезды небесные, солнце, животных, природу. И вместе с паслмопевцем Давидом восклицал: "Яко возвеличишася дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси. Исполнися земля твари Твоея". Две книги читал он непрерывно - книгу природы и Священное Писание.

Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, когда Господь решил явить людям сего "светильника светла". Повсюду разнеслась молва о святости отшельника. И толпы людей с разных концов земли, с верой и благочестием, потянулись к его пещере. Он утешал плачущих, ободрял отчаявшихся, грешников приводил к покаянию.

Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18,1-4). И правда: дети незлобивы. Отец накажет ребенка, а тот поплачет и придет к нему снова; или дети подерутся, а через несколько минут уже опять играют вместе. Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру, даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Они днями шли по пустыни, чтобы отыскать в ней его пещеру. Достигнув пещеры, они падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки и со слезами просил у Бога исцеления. И всегда получал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. Даже после успения святого женщины, прибегавшие к иконе святого Стилиана, всегда получали исцеление от болезни бесплодия.

Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости, и был почитаем во всем христианском мире. В Малой Азии, Греции, на Кипре освящали в его честь храмы.

Имя Стилиан (греч. "столп") происходит от глагола "стилоно", что значит "укреплять", "поддерживать" здоровье детей. На иконе святой изображается держащим на руках спеленутого младенца. Память святого Стилиана в Греции празднуется 26 ноября".
 
г. Краснодар
Православный христианин
Преподобный Стефан Вятский

Преподобный Стефан Вятский

t____131.jpg


Иеросхимонах Стефан (Куртеев) родился в 1830 г. в селе Филейки близ Вятки в благочестивой крестьянской семье. В святом Крещении ему было дано имя Симеон. С юных лет он имел горячее желание служить Богу, знал наизусть множество молитв, читал священные книги, часто бывал в храме.

По окончании гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. И вот двадцатилетний юноша оставил мир, чтобы полностью посвятить себя Господу. Он жил в Соловецком монастыре, затем много странствовал, бывал в Сарове, в Глинской пустыни, в Крыму, на Святой Земле, дважды посещал Афон. Во время странствий Симеон вел аскетическую жизнь, терпел голод и холод, непрестанно молился. Возвращаясь, он жил в родном селе Филейки. Неподалеку от села, в лесу, он выкопал пещерку, где подвизался в уединении, молчании и молитве. Много времени он посвящал чтению духовной литературы.

Сельчане, не понимая высоких устремлений подвижника, считали его душевнобольным, презирали его, издевались над ним. Много скорбей и унижений пришлось вытерпеть Симеону. Между тем Господь по его молитвам совершал чудеса. Так, он молился всю ночь на 4 апреля 1866 года, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После стало известно о покушении в этот день в Петербурге на Государя Александра II и о том, что стоявший рядом с террористом крестьянин оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не удалось.

В другой раз в селе Филейки случился страшный пожар. Сгорело много домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору среди пламени с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.

Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан.

Так исполнилась давняя мечта Симеона. В монашестве он получил имя Стефан, в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Став иеромонахом, отец Стефан продолжал свои аскетические подвиги и служение людям в родном селе. Своими трудами он воздвиг церковь, основал скит. К старцу стала собираться братия. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь. 15 августа 1890 г., перед кончиной, о. Стефан принял великую схиму и мирно почил о Господе. Он был погребен в родном монастыре, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое.

В советское время честные останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а пустынька его была разорена. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 г. была чудесно обретена келейная икона о. Стефана — чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.

29 октября 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил на основании фактов непрекращающегося народного почитания подвижника и чудотворений по его молитвам совершить прославление преподобного Стефана в лике местночтимых святых. 14 июля 2002 г. это прославление было совершено.



Преподобне отче Стефане,

моли Бога о нас!
 
г. Краснодар
Православный христианин
Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Симеон Псково-Печерский

simeon00ds2.jpg


Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.

Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.

В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: “Будешь ты монахом, будешь старец великий”. Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: “Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам”. Так всегда и бывало.

В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.

В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: “Женить тебя надо, а не в монахи”. Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.

Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что “пришел сюда умирать”. И тогда Василий при всех стал просить блаженного: “Батюшка, благословите меня в монастырь”. А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу,– и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.

В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера.В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.

В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.

В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.

– Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.

Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941)хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал “внутренне внушение принять схиму”. Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: “Вот тебе келья, здесь и умрешь”. Так и вышло потом.

Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: “Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить”,– и многое другое. “Думал я,– рассказывал старец,– что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: “Господи, прими дух мой”.

Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.

За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.

По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. “Да совсем я не прозорливец,– с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря,– великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает,– зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...”

“Труден путь монашеский,– записал старец Симеон в своей биографии,– но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном”.

Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.

“Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо,– говорил старец одному посетителю.– Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!..”

Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: “На Матерь Божию”. И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.

По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. “Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему.” Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.

Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.

Память о старце схииеромонахе Симеоне свято чтут в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.

1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.

Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.


Святый отче Симеоне, моли Господа о нас грешных!
 
Москва
Православный христианин
Молитвы святому Стилиану

Тропарь, глас 3.
Столпе воодушевленный воздержания, / столпе непоколебимый Церкве, / Стилиане соделался еси, блаженнее. / Господу от юности вверился еси,/ обиталище Духа явился еси, / отче преподобне, // Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 4.
От утробы матерния освятивыйся, / якоже божественный Самуил, богоносне, / подвижнически Христа Бога прославил еси. / Темже исцелений показался еси кладязь/ и предстатель божественный отроков и младенцев, / Христос бо тя светло славит, // Егоже измлада, Стилиане прославил еси.
 
Благодарю за рассказ о св. Стилиане. 3 года назад я купила такую икону в городке рядом с Афоном. Сначала ошибочно думала , что это св. Силуан (написания имен по-гречески очень похожи), но потом поняла, что это не так. И вот, спустя три года узнала, почему святой изображен с младенцем.
С благодарностью, Татьяна.
 
Последнее редактирование:
О св. Петре и Февронии.

В комментарии к Акафисту, изданному Муромским Свято-Троицким монастырем, где покоятся мощи святых супругов , я прочла следующее:"Традиционно князя Петра церковное предание отождествляет с Муромским князем Давидом Юрьевичем...". Т.е. Петр - герой сказания, а Давид - реально существовавший человек. Почему же мы обращаемсч с молитвой к Петру, а не к Давиду?
 

священник Глеб Грозовский

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Этот ответ священника скопирован из раздела "Вопросы священнику Глебу Грозовскому" и расположен по адресу:

Вопрос пользователя Пятунина Татьяна Анатольевна

Св. Петр и Феврония.
В комментарии к Акфисту, изданному Муромским Свято-Троицким монастырем, где покоятся мощи святых супругов , я прочла следующее:"Традиционно князя Петра церковное предание отождествляет с Муромским князем Давидом Юрьевичем...". Т.е. Петр - герой сказания, а Давид - реально существовавший человек. Почему же мы обращаемся с молитвой к Петру, а не к Давиду?

Ситуация похожа на ту, что с братьями Борисом и Глебом. Они же Роман и Давид в крещении.
Мы обращаемся к ним в молитве, называя их "языческие" имена, потому что в народе они запомнились больше под такими именами. Как, например Александр Невский, который на самом деле, перед смертью принял схиму с именем Алексий. Как правильно обращаться?Александр Невский моли Бога о нас или святой Алексий моли Бога о нас? Разве это так принципиально?
 
Сверху