О времени происхождения ИМ

Делатели Иисусовой молитвы оставили нам писание о ней и ее плодах. То что это было в них описано ими. И тем не менее ,позволю засомневаться. Ведь и сам способ .и образ жизни , не подходит для большинства христиан .и не может быть признан как Новый Завет. Что пишет ап. Павел? И сам Сатана может принимать образ ангела света. Да ,можно подумать ,что я от бесов ,и отвращаю кого - то от этой молитвы. Нет. Кто хочет и решился , то пусть идёт. Свое мнение я высказал. Возможно, это как ап. Иоанн из последней главы от Иоанна. Но я , все таки тогда к ап Петру . Паси стадо.
 
Православный христианин
Евгений, молитва сия «Слава Имени Твоему, Господь наш Иисус Христос, Живой Свет!»
благодатно ложится на сердце. Есть ли ещё где почитать о ней?
Насколько я знаю, это из неизданного еще сирийского наследия (я получил ее от одного издателя сирийских переводов). Собственно, я изложил почти все, что известно о ней в сирийских рукописях.
 
Последнее редактирование:
Насколько я знаю, это из неизданного еще сирийского наследия (я получил ее от одного издателя сирийских переводов). Собственно, я изложил почти все, что известно о ней в сирийских рукописях.
Свете тихий напоминает. И знаете , какой-то дух первохристианства чувствуется.
 
Православный христианин
Свете тихий напоминает. И знаете , какой-то дух первохристианства чувствуется.
Согласен. Свете Тихий напоминает, самую древнюю молитву в нашем обиходе.
Живой Свет. Живой, потому что вселяется и дарует сверхъестественную жизнь. И Свет, потому что единый от Трехсветлого Сияния.
Свете тихий потому что дарует вышеестественный покой.
"Свете тихий святыя Славы бессмертного Царя Небесного Святаго блаженного Иисусе Христе..."
Свете Тихий, наверно, можно комментировать бесконечно...
 
Согласен. Свете Тихий напоминает, самую древнюю молитву в нашем обиходе.
Живой Свет. Живой, потому что вселяется и дарует сверхъестественную жизнь. И Свет, потому что единый от Трехсветлого Сияния.
Свете тихий потому что дарует вышеестественный покой.
"Свете тихий святыя Славы бессмертного Царя Небесного Святаго блаженного Иисусе Христе..."
Свете Тихий, наверно, можно комментировать бесконечно...
Одно из моих любимых песнопений ,или гимнов .Ну не важно. Без ума , проникаешься физически даже чувствуешь всю эту неотмирность ,потусторонность. Как в пустыне вода ,пил бы и пилА Валаамский распев свете тихий это просто чудо
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Свете Тихий святыя Славы бессмертного Отца Небесного Святаго блаженного Иисусе Христе..."
Ум созерцает Божию Славу вокруг Бога, а через Иисуса созерцает ее и в себе самом. Созерцание Славы Божией, нестерпимо для глаз, а через Иисуса это Свете Тихий, дарующий премирный покой.
 
Православный христианин
Возвращаясь к теме происхождения формулы Иисусовой молитвы, то тут надо упомянуть, прежде всего, точку зрения свт. Каллиста Ксанфопула (XIV в.), который считает, что из Нового Завета были взяты именования Христа и их порядок для классической формулы молитвы Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»).

Святитель пишет, что слова данной молитвы встречаются у апостолов Петра, Павла и Иоанна:

"Один из них, как сказали мы прежде, говорит: “никтоже может рещи Господа Иисуса, точью Духом Святым” (1Кор. 12, 3); другой: “благодать и истина Иисус Христом бысть” (Иоан. 1, 17), – и еще: “всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть” (1Ин. 4, 2); предпочтенный же другим ученикам Христовым, на вопрос Спасителя ко всем Апостолам: – “кого Мя глаголют человецы бытии”, – ответил от лица всех, блаженнейшее вводя исповедание: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго” (Мф. 16, 13-18)".

В дальнейшем, по мнению свт. Каллиста, святые отцы составили на основании этих апостольских наименований Христа текст самой молитвы Иисусовой.
 
Последнее редактирование:
Сирийцы, самое близкое к Иисусовой молитве:
-------------
«Блажен инок, который во время молитвы своей зрит, как начертаны в его душе сии буквы: тав, ламад, мем, йуд, мем, нун, хет».

Позднейший толкователь дает такое объяснение:

«Объясняются же они так: тав – тешбохта, «слава»; ламад – ла-шмах, «имени Твоему»; мем – Маран, «Господь наш»; йуд – Ишо, «Иисус»; мем – Мшиха, «Христос»; нун – нухра, «свет»; хет – хаййа, «живой», — а в совокупности [сие] речение таково:

Слава Имени Твоему, Господь наш Иисус Христос, Живой Свет!»
----------------------------
Как Вы считаете , возможно ли мирянину ,современному ,применять эту молитву? Мне ,например ,нравится. Но есть опасение все же .Для иноков ведь написано.
 
Это давний предмет споров: существовала ли Иисусова молитва (ИМ) в Евангельские времена. Наука утверждает, что нет (нет ни одного прямого упоминания об ИМ в письменных источниках ранее, где-то, 3-4 вв.) А, скажем, свт. Игнатий утверждает (не приводя при этом никаких исторических свидетельств), что была. С другой стороны, например, во всем огромном наследии прп. Максима нет ни одного (!) упоминания об ИМ. Нет ее (от слова совсем) и у сирийцев. В общем, загадка...
Возможно ,это было делание исключительно иноков , не предназначенное для публичного обсуждения. Тайное созерцание.
 
Православный христианин
возможно ли мирянину ,современному ,применять эту молитву? Мне ,например ,нравится. Но есть опасение все же .Для иноков ведь написано.
С богословской точки зрения она, на мой взгляд, безупречна (хотя теоретически здесь могли бы быть трудности, учитывая ее восточно-сирийское происхождение).
С аскетической точки зрения очень глубока. Упоминание Живого Света встречается в сирийской мистике, да мне кажется и у византийцев такое есть. Начертание букв в душе -- тоже. Возможно, это намек-указание на св. Игнатия Богоносца с разными глубокими, в прямом смысле этого слова, параллелями.
С точки зрения пастырской, то хорошо бы взять благословение, если духовник опытный в молитве (и в курсе, хорошо бы, сирийской проблематики). Если же нет, то пользоваться советом с единомысленными.
Мое мнение, с осторожностью можно. Инок -- не инок, здесь не имеет особенного значения.
 
С богословской точки зрения она, на мой взгляд, безупречна (хотя теоретически здесь могли бы быть трудности, учитывая ее восточно-сирийское происхождение).
С аскетической точки зрения очень глубока. Упоминание Живого Света встречается в сирийской мистике, да мне кажется и у византийцев такое есть. Начертание букв в душе -- тоже. Возможно, это намек-указание на св. Игнатия Богоносца с разными глубокими, в прямом смысле этого слова, параллелями.
С точки зрения пастырской, то хорошо бы взять благословение, если духовник опытный в молитве (и в курсе, хорошо бы, сирийской проблематики). Если же нет, то пользоваться советом с единомысленными.
Мое мнение, с осторожностью можно. Инок -- не инок, здесь не имеет особенного значения.
Спасибо.
 
Православный христианин
Господи помилуй. Уже молитву Иисусову свели в некую форму, по произношению и словах...
Да просто нужно сердцем молится чисто, сам не умею но все святые говорят об этом.
Неужели мученики или отшельник или кто в тяжбе бывали думали о том как произносить, какое слово откинуть какое добавить, на вдох, на выдох, сколько раз в минуту...
 
Москва
Православный христианин
Тоже, читая о Иисусовой молитве, не один раз встречала мысль о том, что Иисусова молитва - это состояние духа. Духа любви, покаяния, исповедания, прошения о помиловании. И святые отцы учили что нужно произносить Иисусову молитву со вниманием к словам молитвы.
А если Бог даст, то по их же словам, молитве , учит сама молитва. И место сердечное открывается перстом Божиим. Когда Бог решит это место показать.
И лучше всего проходить эту молитву с покаянием, смирением, с вниманием, к словам Иисусовой молитвы.
А если проходить её со всеми "художествами"(дыханием - вдохами, выдохами, исканием сердечного места), то делать это нужно c благословения и под руководством такого делателя Иисусовой молитвы.
 
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд о мнимой простоте.

Прошу не принимать это на свой счет. Среди форумчан нет этой болезни. Отец говорит о своих временах. Но и в наше время нет-нет да и встречается учение о превосходстве, якобы, простоты над ученостью. Да и некоторые святые высказывались в том же духе, их цитаты хорошо всем известны. Теперь послушаем же противоположное мнение.

"...хвалятся — увы! — многие неразумием (бессловесием: ἀλογίαν) и возникающем от него отсутствием любомудрия (ἀφιλόσοφον), весьма лукаво кичась мнимой простотой. Такие хотели бы, как поистине невежественные и действительно неученые, чтобы все были как они, чтобы в общем [невежестве] было сокрыто их [невежество], и они, несчастные и [охваченные] чрезмерным тщеславием, избегали обличений в неучености, как разъясняет [нам это] учение Григория Богослова. И настолько распространилась эта болезнь, что прорвалась и к монахам, и не просто к каким-то там, но годами пребывавшим в отшельничестве и избравшим безмолвие, хотя и невежественно" (Слово 28, 6).

И далее у отца доказательства от Писания и отцов на трех страницах. Затем краткое заключение, которое я уже не буду здесь приводить в силу резкости его высказываний.

Вывод, на мой взгляд, таков. Существует простота истинная, которая не против, в свое время и на своем месте, учености. И существует простота мнимая, которая всячески ее порицает.
 
Прп. Каллист Ангеликуд о мнимой простоте.

Прошу не принимать это на свой счет. Среди форумчан нет этой болезни. Отец говорит о своих временах. Но и в наше время нет-нет да и встречается учение о превосходстве, якобы, простоты над ученостью. Да и некоторые святые высказывались в том же духе, их цитаты хорошо всем известны. Теперь послушаем же противоположное мнение.

"...хвалятся — увы! — многие неразумием (бессловесием: ἀλογίαν) и возникающем от него отсутствием любомудрия (ἀφιλόσοφον), весьма лукаво кичась мнимой простотой. Такие хотели бы, как поистине невежественные и действительно неученые, чтобы все были как они, чтобы в общем [невежестве] было сокрыто их [невежество], и они, несчастные и [охваченные] чрезмерным тщеславием, избегали обличений в неучености, как разъясняет [нам это] учение Григория Богослова. И настолько распространилась эта болезнь, что прорвалась и к монахам, и не просто к каким-то там, но годами пребывавшим в отшельничестве и избравшим безмолвие, хотя и невежественно" (Слово 28, 6).

И далее у отца доказательства от Писания и отцов на трех страницах. Затем краткое заключение, которое я уже не буду здесь приводить в силу резкости его высказываний.

Вывод, на мой взгляд, таков. Существует простота истинная, которая не против, в свое время и на своем месте, учености. И существует простота мнимая, которая всячески ее порицает.
Не понимаю ,а чем причина противостояния. Мудры , как змии ,просты ,как голуби.
 
Всякая вещь о себе говорит и несёт свою историю. Иисусова молитва ,мне думается, не могла появиться прежде Писаний новозаветных. Это ,по сути ,переработанная молитва мытаря и калеки( да и других ) Убрали Сын Давидов .Вставили Сын Божий. Можно сказать ,что она появилась во время Константина или после .В пику иудеям( скрыто). И отражает некоторое неверие в Причастие. Да и вообще в Церковные таинства . Таинство Покаяния . например
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не понимаю ,а чем причина противостояния. Мудры , как змии ,просты ,как голуби.
Тут есть одна еще глубокая причина конфликта.

Отец в заключении ополчается против тех, кто "не хотят или же даже не умеют приступить к сиянию истины, а желающему войти, если где-то найдется таковой, злобно препятствуют".

Это длящийся столетиями конфликт между делателями и созерцателями. О нем пишет и прп. Григорий Синаит, и в наше время о. Эмилиан (Вафидис). У прп. Каллиста есть даже большое слово "О делателях и созерцателях" на эту тематику. Видно в свое время он немало натерпелся от делателей, раз позволяет себе столь обличительную риторику.

Смысл полемики. Делатели считают возможным достичь спасения или даже совершенства только лишь через делание заповедей. А созерцатели считают, что делание только первый этап на пути спасения.
 
Тут есть одна еще глубокая причина конфликта.

Отец в заключении ополчается против тех, кто "не хотят или же даже не умеют приступить к сиянию истины, а желающему войти, если где-то найдется таковой, злобно препятствуют".

Это длящийся столетиями конфликт между делателями и созерцателями. О нем пишет и прп. Григорий Синаит, и в наше время о. Эмилиан (Вафидис). У прп. Каллиста есть даже большое слово "О делателях и созерцателях" на эту тематику. Видно в свое время он немало натерпелся от делателей, раз позволяет себе столь обличительную риторику.

Смысл полемики. Делатели считают возможным достичь спасения или даже совершенства только лишь через делание заповедей. А созерцатели считают, что делание только первый этап на пути спасения.
Да .я понимаю. Но ведь и Солнце и Луну создал Бог ,если уж таинственно говорить.
 
Православный христианин
Всякая вещь о себе говорит и несёт свою историю. Иисусова молитва ,мне думается, не могла появиться прежде Писаний новозаветных. Это ,по сути ,переработанная молитва мытаря и калеки( да и других ) Убрали Сын Давидов .Вставили Сын Божий. Можно сказать ,что она появилась во время Константина или после .В пику иудеям( скрыто). И отражает некоторое неверие в Причастие. Да и вообще в Церковные таинства . Таинство Покаяния . например
Еще наверное ушло время на перенимание у сирийцев/ирано-индов методики повторения, наподобии заклинаний, это откуда-то оттуда из востока явно взято.
 
Еще наверное ушло время на перенимание у сирийцев/ирано-индов методики повторения, наподобии заклинаний, это откуда-то оттуда из востока явно взято

Еще наверное ушло время на перенимание у сирийцев/ирано-индов методики повторения, наподобии заклинаний, это откуда-то оттуда из востока явно взято.
Это общепринятая практика на востоке. И китайцы и ,особенно , индийцы,египтяне. Печати мохенджо даро.Повелитель животных - Адам один в один. Примерно 2500 до н.э.
 
Последнее редактирование:
Сверху