О времени происхождения ИМ

Православный христианин
Еще одна версия происхождения Иисусовой молитвы.

Прп. Паисий (Величковский):
"Пусть будет известно, что по неложному свидетельству Богомудрого, преподобного и Богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная Божественная молитва, приличествующая совершенным".

Но это, скорее, о самодвижной молитве Духа, вдунутой Адаму при его творении.
 
Еще одна версия происхождения Иисусовой молитвы.

Прп. Паисий (Величковский):
"Пусть будет известно, что по неложному свидетельству Богомудрого, преподобного и Богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная Божественная молитва, приличествующая совершенным".

Но это, скорее, о самодвижной молитве Духа, вдунутой Адаму при его творении.
Не названа ,какая .
 
Православный христианин
Читаю сейчас прп. Каллиста:

"[§ 64] Итак, богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу, то рассматривает Божественное (τὰ θεῖα) от видимых, а то — от умопостигаемых (νοουμένων) созданий, в [отношении] вторых получив [в] содействие Священные Писания, а в [отношении] первых — также чувственное зрение".

+++богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу --

речь, наверно, здесь идет о такой молитве, самодвижной молитве Духа, потому что далее речь о "духоносной сердечной благодати":

"А иногда опять, не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати, пройдя чувственные и умопостигаемые (νοητὰ) создания, впоследствии оказывается в превышающем [предыдущие] состоянии..."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Читаю сейчас прп. Каллиста:

"[§ 64] Итак, богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу, то рассматривает Божественное (τὰ θεῖα) от видимых, а то — от умопостигаемых (νοουμένων) созданий, в [отношении] вторых получив [в] содействие Священные Писания, а в [отношении] первых — также чувственное зрение".

+++богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу --

речь, наверно, здесь идет о такой молитве, самодвижной молитве Духа, потому что далее речь о "духоносной сердечной благодати":

"А иногда опять, не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати, пройдя чувственные и умопостигаемые (νοητὰ) создания, впоследствии оказывается в превышающем [предыдущие] состоянии..."
То есть смысл отрывка примерно такой. Богозрительный ум, получивший способность к духовному зрению, движется из сердечного места, не двигаясь, ввысь и рассматривает в этом потоке логосы видимых созданий и умопостигаемых.

А иногда источник меняется, без изменения, и ум
не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати
оказывается в превышающем предыдущее состоянии и зрит "одни Божии красоты (κάλλη), как бы божественное Лицо, с искренней любовью..."
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"[§ 64] Итак, богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу,
Вот этот момент очень интересен, так как его познал опытно, простите. По моему, даже писал об этом уже. Действительно все движение духовное направленно к Богу, как не странно. Даже камни лежащие на дороге имели в себе движение в своем статическом состоянии, но направленное к Богу. Абсолютно все имеет движение к Источнику. Вот в чем казус. Мы имея в себе источник благодати, так же движемся в сторону Бога,хотя наш путь бывает, имеет совсем изощренный характер,который часто портиться нашей грешной волевой природой.
Про характерное движение ввысь - то это скорее описание состояния направления духовного расширения, широту понимания откровений , а не указание на высоту в небо по вертикали.
то рассматривает Божественное (τὰ θεῖα) от видимых, а то — от умопостигаемых (νοουμένων) созданий, в [отношении] вторых получив [в] содействие Священные Писания, а в [отношении] первых — также чувственное зрение".
Умопостигаемый образ - очень интересен тем, что он действительно раскрывает себя через умопостижение, когда образ духовного создания говорит сам за себя,открывая о себе суть сразу, без разъяснений. Пытаюсь описать то, что происходит в этот момент. А позже, подтверждает суть через слова Священного писания. Обстоятельства приводят к тем строкам в писании,где об этих вещах говориться.
А вот Божественное иногда вообще не возможно описать, так как суть не вмещается в наш мысленный уклад... Не хватает мерностей восприятия и их соотношений... так как все взаимосвязано.
"А иногда опять, не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати, пройдя чувственные и умопостигаемые (νοητὰ) создания, впоследствии оказывается в превышающем [предыдущие] состоянии..."
Это тоже знакомо, так как иногда некоторые вещи открываются сами по себе. Ты об этих вещах и не думал, и не помышлял, а оно приходит, потому что должен быть свидетелем. А потом находишься в недоумении, с чего бы все это :rolleyes: :)


То есть смысл отрывка примерно такой. Богозрительный ум, получивший способность к духовному зрению, движется из сердечного места, не двигаясь, ввысь и рассматривает в этом потоке логосы видимых созданий и умопостигаемых.
почти так. действительно не двигаясь. Уже описывал состояние двух вагонов, находящихся в параллельном движении на одной скорости. Вам будет внутри казаться, глядя на соседний вагон, что вы не двигаетесь, но в противоположном окне, все во вкруг будет мелькать.
 
Православный христианин
Вот этот момент очень интересен, так как его познал опытно, простите. По моему, даже писал об этом уже. Действительно все движение духовное направленно к Богу, как не странно. Даже камни лежащие на дороге имели в себе движение в своем статическом состоянии, но направленное к Богу. Абсолютно все имеет движение к Источнику. Вот в чем казус. Мы имея в себе источник благодати, так же движемся в сторону Бога,хотя наш путь бывает, имеет совсем изощренный характер,который часто портиться нашей грешной волевой природой.
Про характерное движение ввысь - то это скорее описание состояния направления духовного расширения, широту понимания откровений , а не указание на высоту в небо по вертикали.

Умопостигаемый образ - очень интересен тем, что он действительно раскрывает себя через умопостижение, когда образ духовного создания говорит сам за себя,открывая о себе суть сразу, без разъяснений. Пытаюсь описать то, что происходит в этот момент. А позже, подтверждает суть через слова Священного писания. Обстоятельства приводят к тем строкам в писании,где об этих вещах говориться.
А вот Божественное иногда вообще не возможно описать, так как суть не вмещается в наш мысленный уклад... Не хватает мерностей восприятия и их соотношений... так как все взаимосвязано.

Это тоже знакомо, так как иногда некоторые вещи открываются сами по себе. Ты об этих вещах и не думал, и не помышлял, а оно приходит, потому что должен быть свидетелем. А потом находишься в недоумении, с чего бы все это :rolleyes: :)



почти так. действительно не двигаясь. Уже описывал состояние двух вагонов, находящихся в параллельном движении на одной скорости. Вам будет внутри казаться, глядя на соседний вагон, что вы не двигаетесь, но в противоположном окне, все во вкруг будет мелькать.
Да. Интересно, что отец описывает и далее примерно полтора десятка стадий различных видений подвижников достигших самодвижной молитвы. Такие описания у отцов не редкость, например, у его старшего современника прп. Григория Синаита.
-------------------------------
Итак, в начале главы о происхождении молитвы Иисусовой прп. Паисий, основываясь на писаниях святых и Богоносных отцов говорит: «Есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та ― начало, а эта ― конец, потому что деяние есть восхождение видения. Должно же знать, что по святому Григорию Синаиту, первых видений ― восемь, которые пересчитывая, он говорит так: “Говорим, что имеются восемь первых видений. Первое ― видение Бога безвидного, безначального и несозданного, причину всего, единой Троицы и пресущественного Божества. Второе ― чина и устроения умных сил. Третье ― устроения чувственных тварей. Четвертое ― смотрительного снисхождения Слова. Пятое ― всеобщего Воскресения. Шестое ― второго и страшного пришествия Христова. Седьмое ― вечного мучения. Осьмое ― Царствия Небесного, не имеющего конца”»
--------------------------------
Но описания прп. Каллиста подробны и расположены во временной последовательности парами. И первое из них -- упомянутый выше отрывок о созерцании логосов видимых и умопостигаемых, достигнув которого подвижник переходит от стадии делания к стадии созерцания.
"[§ 64] Итак, богозрительный (θεοπτικός) ум, будучи движим ввысь (ἀνακινούμενος) и направляясь, как и следует, к Богу, то рассматривает Божественное (τὰ θεῖα) от видимых, а то — от умопостигаемых (νοουμένων) созданий, в [отношении] вторых получив [в] содействие Священные Писания, а в [отношении] первых — также чувственное зрение".
Следующий этап, тоже в виде пары созерцаний, прп. Каллист описывает так.
------------------------------
"А иногда опять, не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати, пройдя чувственные и умопостигаемые (νοητὰ) создания, впоследствии оказывается в превышающем [предыдущие] состоянии, и на одни Божии красоты (κάλλη), как бы прямо на божественное Лице, с искренней любовью — сколь [сильной], не знаю, может ли кто сказать, — взирает (ὁρᾷ) и наслаждается (τρυφᾷ) и просветляется (φαιδρύνεται) с ликованием и веселием истинным. Бывает же, когда [он] продвигается (χωρεῖ) к Домостроительству Слова, и божественных таинств мысленные (νοητὰς) зари, как ни в чем другом, духовно наблюдает (ἐποπτάνεται), и в изумлении (ἔκπληκτος) лежит, охваченный восторгом (ἐνθουσιασμῷ), и так многих неких божественных [вещей] становится причастником (μέτοχος), и хотел бы, если бы было позволено, совсем никоим образом не выходить из этого состояния, что, как я уже сказал ранее, совершенно невозможно".
-------------------------------
И далее уже
"А иногда [он] снова устремляется ввысь, созерцая (θεωρῶν) трисветлую (τρισσοφαῆ) Троичную Единицу (τριαδικὴν ἑνάδα)"... И это еще только начало.
 
Православный христианин
Тут есть одна еще глубокая причина конфликта.

Отец в заключении ополчается против тех, кто "не хотят или же даже не умеют приступить к сиянию истины, а желающему войти, если где-то найдется таковой, злобно препятствуют".

Это длящийся столетиями конфликт между делателями и созерцателями. О нем пишет и прп. Григорий Синаит, и в наше время о. Эмилиан (Вафидис). У прп. Каллиста есть даже большое слово "О делателях и созерцателях" на эту тематику. Видно в свое время он немало натерпелся от делателей, раз позволяет себе столь обличительную риторику.

Смысл полемики. Делатели считают возможным достичь спасения или даже совершенства только лишь через делание заповедей. А созерцатели считают, что делание только первый этап на пути спасения.
Очень точно, но мне спор напоминает аналогичный у диетологов, в заботе о физическом здоровье: что предпочесть, белки или жиры?
Всё надо, нужен баланс, хотя есть намёки и на исключения: та же Мария Египетская, Павел Фивейский и др.
 
Православный христианин
Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митерикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
Параллельные практики повязок с молитвами у обоих конфессий:
i
i
 
Православный христианин
Очень точно, но мне спор напоминает аналогичный у диетологов, в заботе о физическом здоровье: что предпочесть, белки или жиры?
Всё надо, нужен баланс, хотя есть намёки и на исключения: та же Мария Египетская, Павел Фивейский и др.
Да, как-то так. Без делания нет спасения, но плохо когда делание становится самоцелью.
 
Православный христианин
Да. Интересно, что отец описывает и далее примерно полтора десятка стадий различных видений подвижников достигших самодвижной молитвы. Такие описания у отцов не редкость, например, у его старшего современника прп. Григория Синаита.
-------------------------------
Итак, в начале главы о происхождении молитвы Иисусовой прп. Паисий, основываясь на писаниях святых и Богоносных отцов говорит: «Есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та ― начало, а эта ― конец, потому что деяние есть восхождение видения. Должно же знать, что по святому Григорию Синаиту, первых видений ― восемь, которые пересчитывая, он говорит так: “Говорим, что имеются восемь первых видений. Первое ― видение Бога безвидного, безначального и несозданного, причину всего, единой Троицы и пресущественного Божества. Второе ― чина и устроения умных сил. Третье ― устроения чувственных тварей. Четвертое ― смотрительного снисхождения Слова. Пятое ― всеобщего Воскресения. Шестое ― второго и страшного пришествия Христова. Седьмое ― вечного мучения. Осьмое ― Царствия Небесного, не имеющего конца”»
--------------------------------
Но описания прп. Каллиста подробны и расположены во временной последовательности парами. И первое из них -- упомянутый выше отрывок о созерцании логосов видимых и умопостигаемых, достигнув которого подвижник переходит от стадии делания к стадии созерцания.

Следующий этап, тоже в виде пары созерцаний, прп. Каллист описывает так.
------------------------------
"А иногда опять, не по [своей] воле, но от духоносной сердечной благодати, пройдя чувственные и умопостигаемые (νοητὰ) создания, впоследствии оказывается в превышающем [предыдущие] состоянии, и на одни Божии красоты (κάλλη), как бы прямо на божественное Лице, с искренней любовью — сколь [сильной], не знаю, может ли кто сказать, — взирает (ὁρᾷ) и наслаждается (τρυφᾷ) и просветляется (φαιδρύνεται) с ликованием и веселием истинным. Бывает же, когда [он] продвигается (χωρεῖ) к Домостроительству Слова, и божественных таинств мысленные (νοητὰς) зари, как ни в чем другом, духовно наблюдает (ἐποπτάνεται), и в изумлении (ἔκπληκτος) лежит, охваченный восторгом (ἐνθουσιασμῷ), и так многих неких божественных [вещей] становится причастником (μέτοχος), и хотел бы, если бы было позволено, совсем никоим образом не выходить из этого состояния, что, как я уже сказал ранее, совершенно невозможно".
-------------------------------
И далее уже
"А иногда [он] снова устремляется ввысь, созерцая (θεωρῶν) трисветлую (τρισσοφαῆ) Троичную Единицу (τριαδικὴν ἑνάδα)"... И это еще только начало.
Интересно, что это созерцание снова парное.

"А иногда [он] снова устремляется ввысь, созерцая (θεωρῶν) трисветлую (τρισσοφαῆ) Троичную Единицу (τριαδικὴν ἑνάδα), и с одной стороны — воспевает (ὑμνεῖ) единичность природы (τὸ τῆς φύσεως ἓν) и единство [присущих] ей естественных [свойств], и в целом единосущие (ὁμοούσιον) в Трех и единославность (ὁμόδοξον), и всё то [относящееся] к Божественному единству, что воспевается [как сущее] окрест Бога (περὶ θεὸν); [§ 65] с другой же стороны — ликует, славя сущую в [ипостасных] свойствах (ἰδιότησιν) единоприродную Триипостасность (ὁμοφυὲς τρισυπόστατον), с Причиною (αἰτίῳ), конечно, почитая имеющее Причину (αἰτιατά), и вкупе то, что в соответствии [с этим последним получило бытие?] (τὰ κατ᾽αὐτὰ ξυλλήβδην ἐσχηκότα), прежде чем соединить (συνάψαι), видя различие (διαίρεσιν), и прежде чем различить, узрев соединение (ἕνωσιν)".

Троичная Единица и единоприродная Триипостасность -- это разные созерцания.

А там ведь дальше еще речь идет о Богоначальной Сверхсущностности (ὑπερουσιότητος) и далее о созерцании Иисуса.

И о Дионисии [Ареопагите], говорящем:

«От божественного соединения отличается всесовершенное и неизменное существование (ὕπαρξις) Иисуса по человечеству (καθ᾽ἡμᾶς, букв. «по нам»), и то, что [относится] к нему, — это сущностные (οὐσιώδη) таинства человеколюбия» (О божественных именах, ІІ, 3).
 
Крещён в Православии
Господи Иисусе Сыне Божий спаси и сохрани меня .
Трудные периоды жизни или опасные, тяжелые моменты проживания : " спаси и помоги мне "
" спаси и защити меня "
" спаси и укрепи меня " ...
или - " спаси и помилуй меня "
" спаси и прости меня " ...

Всегда - спаси
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Господи Иисусе Сыне Божий спаси и сохрани меня .
Трудные периоды жизни или опасные, тяжелые моменты проживания : " спаси и помоги мне "
" спаси и защити меня "
" спаси и укрепи меня " ...
или - " спаси и помилуй меня "
" спаси и прости меня " ...

Всегда - спаси
Тут нет, как сейчас думаю, главного прошения, о милости. Для защиты, от страхований наверное хорошо подходит, но милость как бы включает все (наверное это нужно еще и осознать хорошо), слышал такое разъяснение, точнее и сам понимал сразу, наравне с Именем в этой молитве важно осознание некой всеобъемлющей Милости. Потом видео одно попалось, о. Фаддей (Витовницкий) читает ИМ.
Меня удивило совпадение интонации, хотя раньше почти не слышал от других исполнения, само как-то выстроилось таким образом. Мне кажется за этой интонацией внутренний созерцательный принцип, сначала восхождение, потом нисхождение, себя и благодати, т.е. получние этой милости по прошению.
 
Крещён в Православии
Сын Божий есть Милосердие Божие .
Дарить милость существам - свойство самой природы Сына . Те кто просит Его о прощении - получат его .
Дети Божьи обращаются к Спасителю за спасением : Он - Тот кто спасает, и Он, Создатель - дарует Вечную жизнь.
Разбойник на кресте миновал Суд Вечности, он Обратился - поверил и открылся Иисусу, и Спаситель помиловал его и даровал ему - Жизнь в Вечности . Разбойник спасен и "долги" его, которые он так несчастливо набрал - оставлены/списаны .

Сын Божий - спасает . Он дарит Жизнь, которая не прейдет . И Он делает это по обращению дитя человеческого .
 
Москва
Православный христианин
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова - это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. Как ей научиться, как не терять внимание в разговоре с Господом, проговаривать молитву вслух или молиться в тишине?"(c)
Иеромонах Лука (Ауле), насельник Сретенского монастыря, на Пастырских встречах отвечает на эти вопросы.

 
Православный христианин
о. Фаддей (Витовницкий)

«Смысл нашей жизни в том, чтобы вернуться в объятия Божии, стяжать благодать Святаго Духа. Когда святые шли за Христом, то уже не оглядывались ни вправо, ни влево, но шли прямо к Богу. Пока на нас не сойдет озарение Святаго Духа, нас одолевают страхи. Когда же благодать Святаго Духа освятит душу, она не чувствует ни страха, ни страданий».

О. Фаддей об Источнике:

«Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями, как тело — пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живем как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь — от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила».
 
Крещён в Православии
В чем суть Евангелия Иисуса ? Какова была Благая Весть Сына Божьего обращенная к людям ?
Кавычки мои . Как-то Апостолы спросили Иисуса : " Учитель кто такой Бог " ?
Иисус ответил : " Бог - это ваш Небесный Отец, а вы - его земные дети и между собой вы все - братья и сестры " .
Еще один вопрос который задавали Иисусу - какая заповедь найбольшая ?
– Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего как самого себя.
Богоотцовство и Богосыновство-Братство людей – в этом утверждении заключается основная суть Евангелия Иисуса которое Он принес людям .
 
Крещён в Православии
Я есть Путь и Истина и Жизнь .
Эти слова известны всем .
Путь ведущий куда ?
Истина чего или кого ?
Какая жизнь?

Я есть лоза - а вы ветви, кто пребывает во мне, я - в нем .
Никто не приходит к Отцу, иначе чем через меня .
Путь ведущий к Богу .

Видевший Сына - видел Отца . Отец в Сыне и Сын в Отце - навечно пребывают в единстве . Сын делает то что хочет Отец .
Отец прославляется в Сыне . Единство Отца и Сына проявляет Отца в Сыне . Проявление Отца в Сыне – есть Истина Бога . Эту Истину могут видеть люди . Иисус был - живая Истина Бога .

Жизнь происходит от Бога . Жизнь это не феномен материальной реальности . Она не заканчивается физической смертью . Она извечно устремляется к своему источнику – к Отцу .
Человек спасается - приобщением к Вечности, к Вечной Жизни .
Отец посвящает жизнь всем существам . Сын Божий - сохраняет/спасает жизнь отдельного создания - человека .
Общность людей проходит через суд Вечности - Всеобщее Воскресение сохранивших жизнь .
Мы призываемся к Вечной Жизни, в единстве и общности со всем творением, с Источником и началом всего существующего – с Богом Отцом .
 
Православный христианин
Из обсуждения
---------------------------------
Понуждать благодать бессмысленно, ее появление в сердце не зависит от нашей воли и желания, будь то сладость в сердце, слезы покаяния или радость. При попытке удержать их ничего не получится. Они будут длиться сами по себе, пока не уйдут из сердца промыслительно или по сугубой к ним невнимательности. Или, наоборот, от чрезмерного к ним внимания, попыток их насильно удержать. И тогда все закончится, в основном сердечными, скорбями.
И тогда надо понемногу читать молитву, как говорят, не дерзостно и не борзяся, и вглядываться с осторожностью в глубину сердца, не проявится ли в нем действие благодати. А проявляется оно, например, в виде источника воды, текущей в жизнь вечную. Или наоборот, в виде не обжигающего огня. Или источника покаянных слез...
Есть технические приемы, пытающиеся понудить милость Божию, привлечь к себе благодать. Но действие их условно и основано, в основном, на знании того, что должно произойти, понимании смысла происходящего. "В несмысленное сердце не внидет Премудрость".
Один из них представить, что благодать из глубины сердца выходит навстречу уму (так и есть на самом деле), но в виде дыхания при его задержке, если речь идет о дыхательном методе.
 
Сверху